На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, основные принципы и гарантии законности. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.10.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовская государственная академия права

Поволжский региональный юридический институт
Кафедра теории государства и права

Теория государства и права

Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

/Курсовая работа/

Выполнил:

студент 1 курса 108 группы

дневного отделения

************

Преподаватель:

к.ю.н., Циболенко О.И.

Саратов - 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …............. 5
2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации
и деятельности прокуратуры ……………………….……………… 10
3. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод
человека и гражданина …………………………................................. 15
Заключение …………………………………………………………………. 24
Библиография …………………………………………………………….... 26
Введение

Проблема законности - одна из центральных в общей тео-рии государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоре-тическом, так и в практическом плане. В советской юридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории Крыленко Н.В. О революционной законности. М., 1932; Лунев А.Е., Студеникин С.С., Ямпольская Ц.А. Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948; Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955; Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960; Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966; Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории). М., 1976 и др..
На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность - лишь метод государственного руководства обществом, другие - что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
Законность как общественный феномен - результат взаимо-действия различных факторов, которые и определяют ее приро-ду. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.
При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить «всеохватывающее» его определение.
Первоначальная схема соотношения «закон - законность» рассматривала закон как «нормативную основу», «нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности, М., 1966, с. 96..
Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995, с. 419. (Автор главы - Лисюткин А.Б.)..
Категория законности, также, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через эффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности

Можно сформулировать следующее определение законности: законность - политико-правовое явление, характеризую-щее процесс совершенствования государственно-правовой фор-мы организации общества и реализации идеи социальной спра-ведливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполне-ния действующего законодательства Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - Саратов, 1995, с. 423. .
Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые при-обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
3) неотвратимость нака-зания за совершенное правонарушение;
4) недопустимость про-тивопоставления законности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности и культурности.
По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффектив-ность и содержательность данного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязате-льность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юри-дических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.
Гарантированность основных прав и свобод человека - один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.
Принцип неотвратимости наказания за совершенное право-нарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно соде-янному наказание.
Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целе-сообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в со-ответствии с нормами права предоставляет возможность при-нять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках за-кона.
Наиболее концентрированное выражение нравственная при-рода законности находит в ее взаимосвязи с культурой. За-конность не может ни развиваться, ни функционировать без опо-ры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законно-сти. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.
Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условии и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирую-щая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.
Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму - собственно юридические.
Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.
Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание имеют непреходящее значе-ние.
Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.
Важным моментом являются социально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, что законность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностную ориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается как выражение господства социальной справедливости, как конкретное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданин демократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению, видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественно полезном..
Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие, структура, социальные связи. - М.: Юридическая литература, 1986, с. 224-225.. В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.
Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантии законности - это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспече-ние законности.
На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государст-венно-правовым развитием общества и природой законности; но-сят непосредственный и целевой характер; закреплены в дейст-вующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.
В юридической литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специ-альных юридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:
1) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;
2) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевре-менное выявление, предупреждение и пресечение правонаруше-ний;
3) эффективность мер юридической ответственности и защи-ты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;
5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;
6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура на-селения страны.
Совокупность вышеперечисленных условий и средств состав-ляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть до-стигнут только в комплексе с другими элементами единого меха-низма реализации идеи и принципов законности, функциониро-вание которого создает реальные предпосылки для формирова-ния в обществе высокого уровня правопорядка - неотъемлемого «спутника» законности.

2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры

Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, материально - технические и иные условия для своей деятельности Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор. - №3. - 2000..
 Раздел I («Общие положения») Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» дает четкое определение прокуратуре Российской Федерации и понимает ее как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" //Собрание законодательств Российской Федерации. - 20 ноября 1995 г. - №47, ст. 4472.  ст. 1..
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
Ш
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
Ш
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Ш
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Ш
надзор за исполнением законов судебными приставами;
Ш
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
Ш
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
Ш
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Фед
ерации обозначены в ст. 4 Закона:
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
Ш
осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
Ш действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
Ш информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Следует также указать на отличие прокурорской власти от иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнением законов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, что согласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку осуществление уголовного преследования является функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органов прокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому оно отнесено к видовому отличию прокурорской власти, как форме ее осуществления.
Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорская власть - вид государственной власти, осуществляемый в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, а также уголовного преследования.
Как следствие, предлагаются меры законодательного характера, направленные на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвей власти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.
Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и к этому направлена функция надзора. И если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности - явление уникальное. Эта обязанность возложена государством только на один орган - прокуратуру Российской Федерации Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. - №6. - 2002..
Надзор за исполнением законов в Российской Федерации представляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший один из основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальным органом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данное явление в современной правовой системе Российской Федерации, служит прогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все ее демократические механизмы с учетом специфики России.
Из изложенного видно, что прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти:
Ш осуществляемый в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трех ветвей власти;
Ш проводимый во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения - от поиска и обнаружения его до привлечения правонарушителя к законной ответственности, независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности (в т.ч. и преступности), устранения их последствий Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор - №6. - 2002..




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.