На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Социально-правовые отношения между различными субъектами права, специфика психических закономерностей в правовом регулировании. Психологические особенности осмотра места происшествия, проведения обыска, допроса потерпевшего, организации очной ставки.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


13
Содержание

Введение
Психологические основы предварительного следствия
Психология осмотра места происшествия
Психология обыска
Психология допроса
Психология очной ставки
Литература
Введение

Становление независимой Украины, значительное обновление законодательства, усилия государства, направленные на защиту прав и свобод граждан, на борьбу с преступностью обуславливают социальную значимость юриспруденции, повышение престижности профессии юриста и авторитета правовых наук. Вместе с тем, с реформированием общества возрастает потребность в юристах высокой квалификации.
Значительный рост преступности, а также развитие её наиболее опасных форм (организованная преступность, коррупция, заказные убийства и т.п.) предъявляют повышенные требования к деятельности правоохранительной системы государства. С дугой стороны, эти требования обусловлены необходимостью усиления охраны прав и интересов отдельных граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности. С этим связана необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы, которая определяется не только правовой подготовкой, но и системой психологических знаний и навыков.
Большой вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы государства, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями вносит психологическая наука, в частности, юридическая психология. С учетом этого юристу необходимо глубокое усвоение теоретических положений юридической психологии, осмысление её сущности, объекта, предмета и метода, сфер приложения и т.д. Всестороннее исследование правонарушений и преступлений требует психологического анализа личности и юридической деятельности, который опирается на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере. Все эти вопросы можно объединить одним понятием -- психологическая культура юриста. Она предполагает наличие у всех работников юридических органов развитой системы психологических знаний, а также навыков и приёмов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует её гуманизации.
Юридическая психология как наука начала развиваться более ста лет тому назад, когда в практике уголовного судопроизводства всё чаще стало использоваться психологическое знание для объяснения различных сторон совершённого противоправного деяния, черт личности преступника. Это направление в юридической психологии на сегодня является самым развитым. Достаточно разработанными направлениями в юридической психологии являются те, которые находятся на стыке с криминалистикой и криминологией. Одно из них связано с применением психологических знаний в оперативно -- розыскной и следственной деятельности, другое -- с выявлением психологических детерминант совершённого преступления и применением психологических методов в предупреждении асоциальных проявлений. Разный уровень развития различных направлений юридической психологии можно объяснить разными потребностями правоприменительной практики, неравномерностью формирования отдельных сторон исследуемых проблем, недостаточно широким привлечением смежных отраслей знаний, ограниченностью экспериментальных данных.
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. При изучении дисциплины решаются следующие задачи:
1) Изучение основных теоретических понятий и положений курса юридической психологии.
2) Ознакомление с основами общей и социальной психологии применительно к курсу юридической психологии.
3) Усвоение специфики психических закономерностей в правовом регулировании.
4) Приобретенное навыков в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной дисциплине.
Психологические основы предварительного следствия

Исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе рассмотрения преступлений является составной частью профессиональной деятельности многих юристов. Им необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, которые регламентируются законодательством, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающих доказательную информацию, получаемую с этих действий.
Предварительное следствие -- это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Именно на этапе предварительного следствия создаётся модель прошлого события преступления.
На предварительном следствии процесс познания отличается определённой неупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегда зависит от желания и не поддаётся регулированию. Объём информации, скорость , время её поступления во многом зависят от обстоятельств, в ходе которых осуществляется познание. Процесс познания начинается с получения следователем необходимой информации о предмете исследования с помощью органов чувств. Полученная информация подвергается логической обработке, а полученные выводы -- проверке практикой. Что касается полной картины совершённого преступления, то она во всех случаях воссоздаётся опосредованным путём, поэтому знание, которое должен получить в ходе расследования следователь, всегда появляется как результат сложной мыслительной работы.
Процесс познания истины при расследовании преступлений начинается с выдвижения гипотезы - обычно нескольких следственных версий, которые подвергаются тщательной проверке. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий, необходимых для получения фактических данных - судебных доказательств, на основании которых можно было бы сделать вывод, какая из выдвинутых версий соответствует действительности (т.е. составляется план расследования), а после сбора и проверки доказательств производится оценка полученных судебных доказательств. [4, с.464]
Необходимо отметить, что следственная деятельность характеризуется чрезвычайным разнообразием задач, которые стоят перед следователем, и правильное решение которых требует применения разнообразных качеств, умений, навыков и знаний.
Наиболее психологически сложной для следователя является ситуация, когда в одном производстве сосредоточивается большое количество уголовных дел, каждое из которых требует немедленного принятия решений и производства следственных действий. Успешное решение в подобных ситуациях может быть достигнуто в результате эффективного планирования, самоорганизации, целеустремлённости, умения организовать людей, работающих над раскрытием преступлений. Кроме того, следователю приходится работать в условиях активного противодействия со стороны лиц, заинтересованных в сокрытии истины. Здесь могут пускаться в ход и хитрость, ложь, обман, клевета, и шантаж, угрозы, подкуп -- арсенал таких средств практически ничем не ограничен. Следователь же вправе действовать только законными и безупречными в нравственном отношении средствами. Неравенство в положении следователя и заинтересованных лиц связано ещё и с тем, что последние знают, что нужно скрывать, а следователь зачастую не знает, что должно и может быть установлено по делу и всегда оказывается "в хвосте событий". Преступник же имеет выигрыш и во времени, и в инициативе.
Ограниченность срока расследования также создаёт экстремальность условий, в которых протекает познавательная деятельность следователя. Данное обстоятельство нередко "давит" на психику следователя (особенно, когда речь идёт о тяжких преступлениях), что порождает опасность поспешности в принятии решений. Недопустимым является и возникновение тенденций к решению поставленных задач по принципу "цель оправдывает средство".
Своеобразной чертой расследования дел является необходимость сохранения следственной тайны. Преждевременная огласка доказательств и замыслов следователя может помешать расследованию и создать угрозу лицам, содействовавших раскрытию преступления. Кроме того, предварительные решения и выводы могут быть восприняты как бесспорно установленные факты, которые могут оказать внушающее воздействие на свидетельские показания и общественное мнение, чем может быть нанесён незаслуженный ущерб репутации людей. А, как известно, виновным в совершении преступления человека может признать только суд.
Рассматривание дел неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, оглашение данных о которой может привести к компрометации человека или даже к личным трагедиям. В ходе расследования следователь имеет доступ и к данным, которые могут составлять государственную или коммерческую тайну, имеющие определённую степень секретности, что вызывает свои психологические трудности. Однако, умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания и самовоспитания, зависит от стойкости и дисциплинированности.
Психология осмотра места происшествия

Одним из наиболее распространенных и в то же время наиболее ответственным следственным действием является осмотр места происшествия, следственный осмотр вещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления.
Место происшествия -- это, прежде всего пространство, на котором разворачивается предметная деятельность лица, совершившего преступление, а также потерпевшего, свидетелей, а в последующем -- следователя, понятых, специалистов. Осмотр места происшествия -- самостоятельное следственное действие, которое проводится "с целью выявления следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки преступления, а также других обстоятельств, имеющих значение для дела" (статья 190 УПК Украины). Вместе с тем, осмотр может быть и составной частью других следственных действий: задержания, обыска, выемки, следственного эксперимента, проверки показаний на месте и проч.
Осмотр места происшествия является незаменимым следственным действием, поскольку информацию, получаемую при осмотре, в большинстве случаев невозможно обнаружить в любом другом месте, добыть путём проведения иных следственных действий. Часто осмотр происходит в условиях неопределённости, и следователю предстоит выяснить было ли совершено преступление, или произошёл несчастный случай, или же это инсценировка. Особенностью следственного осмотра является также его неотложный характер, поскольку любая задержка может привести к изменениям обстановки, потере или исчезновению следов и улик, забыванию свидетелями и очевидцами обстоятельств, которые могут оказаться важными для расследования дела. Очевидно, что таких условиях следователь должен действовать быстро, с повышенной ответственностью, сосредоточенностью и устремлённостью, понимая, что любая ошибка может привести к невосполнимой потере доказательств и (или) направить следствие по ложному пути. Именно с этой целью преступники нередко прибегают к различного рода инсценировкам (т.е. инсценируется совершение одного преступления для сокрытия другого или непреступное событие -- для сокрытия преступления).
Как правило, инсценировка сопровождается умышленным искажением действительной картины события, уничтожением определённых вещественных доказательств. Показателями инсценировок на месте происшествия являются: признаки сокрытия, уничтожения отдельных следов преступления; демонстративный характер признаков менее опасного преступления; признаки совершения несовместимых преступных действий; негативные обстоятельства, противоречащие наблюдаемой картине на месте происшествия. [9, с.349] Поскольку инсценировка на месте происшествия является одной из форм проявления ложного поведения преступника, то независимо от его желания создаются внутренние противоречия, которые должны привлечь внимание следователя.
Осмотр места происшествия проводится в присутствии других людей (члены оперативно-следственной группы, понятые, свидетели и проч.), что требует определённой психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрированность и переключаемость внимания. Кроме того, являясь фактически руководителем оперативно -- следственной группы, следователю необходимо организовать работу группы так, чтобы действия членов группы не дублировали работу друг друга, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества.
Как отмечает В.Л.Васильев, событие преступления (как и всякое событие) оставляет во внешнем мире систему следов. Эти следы обладают специфическими особенностями и в целом образуют систему, существующую в пространстве и времени. Успешные осмотры предопределяются выделением следователем системы следов. Одной из главных причин неудачных осмотров является неумение выделить эту систему из окружающей действительности [4, с.471]. Явные признаки преступления обычно резко выделяются, привлекают внимание соей необычностью или несоответствием привычному порядку вещей и обстоятельств. Однако, трудности заключаются в том, что невозможно заранее предусмотреть, как эти признаки сочетаются между собой.
На этом этапе расследования выдвигаются версии, каждая из которых в результате проверки либо подтверждается, либо опровергается. И именно на этом этапе следователя подстерегают определённые трудности психологического характера. Поскольку существенную роль в организации восприятия, мыслительных процессов играет установка, то именно она направляет познавательную деятельность следователя, либо помогая кратчайшим путём прийти к истине, либо заводя его в тупик.
В первом случае установка стабилизирует поисковую деятельность следователя, оказывая ему помощь в преодолении всевозможных побочных отрицательных воздействий. Во втором случае наоборот, выполняет функцию своеобразного "тормоза", препятствующего творческому решению познавательных задач на месте происшествия, поскольку под воздействием установки следователь не только не ищет следы преступления на месте происшествия, но и не замечает их, несмотря на то, что они оказываются в поле его зрения. В этом случае он замечает только те следы, которые подтверждают правильность его версии. От этой закономерности никуда не денешься, о ней надо просто знать и учитывать её роль, чтобы в случае сомнительного решения иметь мужество сказать себе: я тоже могу ошибаться. Если же это не удаётся и следствие заходит в тупик, то наиболее разумным может быть решение надзирающего прокурора о передаче дела другому следователю. В случае же, если сам следователь обнаруживает несостоятельность первоначальной версии, необходимо продолжить поиски недостающих данных.
Однако, бывают случаи, когда новой информации не поступает, тогда целесообразно "расчленить" на отдельные элементы созданную ранее систему обстоятельств и ещё раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, не отражённым ранее признакам и связям, рассмотреть "та же предметы под новым углом". На основе такого анализа может возникнуть новая система обстоятельств, а вместе с ней и новая версия.
Рассматривая психологические особенности осмотра места происшествия нельзя не сказать о роли эмоционального фактора. Как известно, на месте преступления обычно сосредотачивается достаточно большое количество различных раздражителей, которые и могут вызывать отрицательные эмоции, влияющие на результативность следственного осмотра. Так, неприятные запахи (в частности, трупный запах или запах крови), вид окровавленных трупов и прочее вызывают эмоцию отвращения, в результате чего человек подсознательно стремится отстраниться от объекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить, время контакта с ними. Таким образом, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведению следователя и вследствие этого существенно снизить результативность осмотра мест происшествия.
Психология обыска

В отличие от осмотра места происшествия поисковая деятельность следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, но заинтересованными в успешности его деятельности, и обстановке открытого психологического противодействия. Поэтому при рассмотрении психологических особенностей обыска, следует выделить две части: психологические особенности деятельности следователя (ищущего) во время обыска и психологические особенности поведения обыскиваемого (прячущего) во время обыска.
Обыск -- это следственное действие, целью которого является отыскание и изъятие скрытых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. В ходе обыска могут осматриваться (и исследоваться) участки местности, жилище, разнообразные постройки, внутренняя обстановка помещений, личные вещи, одежда и даже тело человека (в т.ч. прически и естественные отверстия в теле человека) с целью обнаружения информации, которая могла бы способствовать расследованию преступления.
Не смотря на противодействие со стороны обыскиваемого (т.к. цели участников обыска противоречат друг другу, что уже обуславливает конфликтную ситуацию), следователь может и должен использовать факторы, способствующие успеху обыска. Это, прежде всего, подготовка (в т.ч. числе и психологическая) к производству обыска, целый ряд личностных качеств и навыков следователя, наблюдение и анализ результатов этого наблюдения.
Как отмечает В.Л.Васильев, в ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
-- Что следует искать? Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т.д.) ?
-- Что представляет собой объект, который подлежит обыску (площадь объекта, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, наличие мебели и ее расположение и т.д.)?
-- Кто, кроме обыскиваемого, может находиться на объекте во время проведения обыска?
-- Каково искусственное и естественное освещение объекта обыска?
-- Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т.п.)?
-- Где могут находиться искомые предметы?
-- Кто будет производить обыск?
-- Какие технические средства и другие материалы следует взять с собой?
-- Когда наиболее удобно начать обыск?
-- Сколько времени он может продлиться? и т.д.
Чем подробнее следователь ответит на указанные выше вопросы до обыска, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении. [4, с.515]
Кроме того, существенной является и психологическая подготовка к обыску, формирование, так называемой, целевой установки на успешное проведение обыска, т.е. создание того эмоционального настроя, который сопутствует любой творческой и поисковой деятельности. Ведь для того чтобы найти что -- то, нужно этого очень хотеть. А неуверенность в себе, в успехе дела, проведение поиска "на всякий случай, а вдруг чего-нибудь найдем" является в психологическом отношении одним из самых серьезных препятствий на пути успешного проведения обыска.
Серьёзным психологическим препятствием является и рассеивание внимания следователя в условиях незнакомой и многопредметной обстановки. Чтобы снизить влияние этих факторов, следователю необходимо научиться мысленно разбивать всю обстановку на отдельные участки и определить последовательность их изучения. Также во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, чтобы снизить утомляемость и поддерживать на определенном уровне работоспособность.
В ходе проведения обыска весьма важно исключить воздействие на психику, сознание следователя отвлекающих и отрицательных раздражителей (например посторонние разговоры, громкая музыка по соседству и т.п.). Также необходимо следить за своим эмоциональным состоянием, особенно в ситуации, когда возникает чувство брезгливости или отвращения.
Большое влияние на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющее в изменяющейся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать своё внимание в условиях воздействия большого объема информации, выбрать из информации самое нужное в данный момент. К этим качествам следует добавить собранность, организованность, высокую работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей.[9, с.362]
Одним из основных способов получения информации во время проведения обыска является наблюдение и анализ его результатов, причем наблюдать следует не только за всей окружающей обстановкой, но и за поведением самого обыскиваемого и обыскивающих. При проведении наблюдения за обстановкой следует особое внимание уделять всевозможным отклонениям от "нормального порядка вещей" (в неудобном месте стоит кровать или стол; книги, лежащие на холодильнике; прикроватный коврик, висящий вместо картины; зонтик в комнате; зеркало, в которое невозможно посмотреть и проч.)
Наиболее простой способ сокрытия разыскиваемых предметов состоит в укрытии их в труднодоступных местах (захламленные помещения, выгребные ямы, специальные тайники, различные части бытовых приборов). В таких случаях делается расчет на трудности в преодолении объективно существующих преград. Однако, преступники с более развитым интеллектом иногда в расчете на то, что следователь, проводя тщательный обыск в труднодоступных местах, не обратит внимания на объекты, открыто находящиеся в его поле зрения, специально оставляют искомое "на виду". Помимо этого, часто устраиваются и, так называемые, фальшивые тайники. В этих случаях обыскиваемые рассчитывают на то, что обнаружив один пустой тайник, следователь менее тщательно будет осматривать другие такие же. Также в расчете на проявление такта и других благородных побуждений со стороны следователя преступники иногда прячут искомые предметы в кровати тяжелобольного или маленького ребенка. Предварительный сбор информации об обыскиваемом и тщательный её анализ позволяют следователю мысленно разгадать действия обыскиваемого.
Очень много информации может дать и наблюдение за поведением обыскиваемого, если следователь знает основные психологические закономерности его поведения. Следует отметить, что для самого обыскиваемого могут сложиться две ситуации: когда обыск является неожиданным (в этой ситуации он не успел предпринять действий, направленных на сокрытие вещественных доказательств, что облегчает работу следователя), и когда обыск предвиделся и фактически является ожидаемым (здесь и вещественные доказательства уже "надежно" спрятаны, и проведена психологическая подготовка к будущему обыску).
На поведение обыскиваемого во время обыска, на выбор места сокрытия искомого влияют его особенности мышления, уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, профессиональные знания и навыки, привычки, а также некоторые особенности характера (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность, самоуверенность и т.д.). Поэтому, если есть такая возможность, в ходе подготовки к обыску следователю желательно изучить личностные качества и особенности обыскиваемого.
Поведение обыскиваемого во многом определяется следующими факторами:
1) Находясь в такой ситуации, он прогнозирует своё будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть.
2) Приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого, так же как и удаление обыскивающего от "опасного" места. [4, с.516] Это несколько напоминает детскую игру "тепло -- холодно", но здесь следователь действует с открытыми глазами, а сигналы "тепло" или "холодно" подают ему микродвижения рук и ног обыскиваемого, его мимика, изменение голоса, частоты дыхания, цвета лица и т.д.
Обыскиваемые с более высокой степенью самоконтроля, стараясь скрыть своё волнение или ввести следователя в заблуждение, прибегают к различного рода уловкам:
-- демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.