На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные принципы и стадии гражданского процесса. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Психологические аспекты организации судебного заседания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 19.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
по курсу «Юридическая психология»
по теме: «Психология гражданского судопроизводства»
Содержание

Введение
1. Принципы и стадии гражданского процесса.
2. Психология участников гражданского процесса.
3. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.
4. Психологические аспекты организации судебного заседания.
5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.
6. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.
7. Психология судебной речи в гражданском процессе.
Заключение
Введение

Порядок проведения прений регулируется процессуальным законом. Сначала выступают истец и его представитель, затем ответчик и его представитель; после этого - участвующее в деле третье лицо. Участвующий в деле прокурор, а также уполномоченные органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций выступают первыми, - если они обратились в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Рассмотрение дела по существу заканчивается предложением участникам процесса дополнить чем-либо материалы дела. Судебное разбирательство заканчивается, как правило вынесением судебного решения. В некоторых случаях дело может быть окончено без вынесения решения - в связи с прекращением производства по гражданскому делу, оставлением заявления без рассмотрения.
1. Принципы и стадии гражданского процесса

Правосудие осуществляется на принципах процессуального равноправия сторон, состязательности, диспозитивности, непосредственности, устности и непрерывности. На основе всестороннего и объективного исследования доказательств устанавливаются фактические взаимоотношения сторон, определяется правовое положение каждой из них и от имени государства выносится решение суда по существу спора.
Гражданское судопроизводство состоит, как известно, из четырех стадий:
- подготовительной,
- исследования обстоятельств дела - рассмотрения по существу,
- судебных прений и
- заключения прокурора, постановления и оглашения судебного решения.
Рассмотрение дела по существу начинается докладом дела председательствующим, после чего суд предлагает сторонам закончить дело миром. Если стороны не пришли к мировому соглашению (о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок), суд заслушивает объяснения сторон и исследует доказательства - сначала представленные истцом, а затем - ответчиком, выслушивает .и исследует заключение экспертов.
В судебных прениях выступают участвующие в деле лица и их представители. Подводя итоги проведенного по делу исследования фактических обстоятельств и доказательств, они высказывают мнение о достоверно установленных фактах и о тех фактах, которые, по их мнению, не установлены и почему, как должно быть разрешено рассматриваемое судом дело.
Порядок проведения прений регулируется процессуальным законом. Сначала выступают истец и его представитель, затем ответчик и его представитель; после этого - участвующее в деле третье лицо. Участвующий в деле прокурор, а также уполномоченные органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций выступают первыми, - если они обратились в суд за защитой прав и интересов других лиц.
Рассмотрение дела по существу заканчивается предложением участникам процесса дополнить чем-либо материалы дела. Судебное разбирательство заканчивается, как правило вынесением судебного решения. В некоторых случаях дело может быть окончено без вынесения решения - в связи с прекращением производства по гражданскому делу, оставлением заявления без рассмотрения.
2. Психология участников гражданского процесса

Закон, как известно, предусматривает три вида гражданских дел:
- дела искового производства (по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений);
- дела, возникающие из административно-правовых отношений (например, при неправильном наложении штрафа или взимании налога);
- дела особого производства (по установлению фактов, имеющих юридическое значение, признанию гражданина безвестно отсутствующим, объявлению его умершим, признанию гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным и др.).
Гражданское дело возбуждается в суде путем подачи заинтересованным лицом искового заявления, жалобы или заявления (в зависимости от категории дела). Гражданское дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора, а в отдельных случаях - по заявлению органов государственной власти и общественных организаций. Лицо, в интересах которого возбуждено гражданское дело, является истцом. Истец обладает определенными правами и обязанностями - может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы участникам процесса, давать объяснения суду, пояснения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, обжаловать решения и определения суда, требовать принудительного исполнения решения суда, присутствовать при действиях судебного исполнителя и совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом.
Истец вправе распоряжаться под контролем суда объектом процесса - отказаться от иска, изменить его основание или предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований. На истца, недобросовестно заявившего неосновательный иск или систематически противодействующего правильному и быстрому рассмотрению дела, суд может возложить уплату вознаграждения в пользу ответчика. Оставление иска без рассмотрения или прекращение производства по делу возможно лишь в предусмотренных законом случаях.
Характер требований, предъявляемых истцом к ответчику, определяет вид иска:, он может быть направлен на принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий (возврат имущества, возмещение убытков, уплата неустойки, устранение препятствий к пользованию имуществом, уплата алиментов), на установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (признание сделки ничтожной), изменение или прекращение правоотношений (раздел общей собственности, расторжение брака).
Предмет иска - спорное правоотношение. Основание иска - фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых материальное законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтересованными лицами. Форма выражения иска - исковое заявление. Оно должно содержать следующие реквизиты: наименование суда, куда адресовано, наименование и адреса сторон, фактические основания иска, подтверждающие их доказательства, содержание требования, цену иска, перечень прилагаемых документов.
Ответчик - одна из сторон гражданского дела, рассматриваемого в суде, привлеченная к делу в связи с предъявлением к ней иска, искового требования. Статус ответчика связан с гражданско-правовой ответственностью, юридическими последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом обязанностей, предусмотренных гражданским правом, с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.
Гражданская ответственность предполагает применение к правонарушителю установленных законом мер воздействия в интересах, влекущих для него экономически невыгодные последствия имущественного характера - возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда (компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда).
Гражданская ответственность возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом.
Условие ответственности за правонарушение - вина. Для освобождения от ответственности правонарушитель должен доказать отсутствие своей вины.
Формы вины в гражданском праве (как и в уголовном) - умысел и неосторожность. Умысел означает, что лицо предвидит противоправность своего поведения и возможность наступления отрицательных последствий (убытков у контрагента, причинение вреда имуществу), но сознательно, преднамеренно не принимает мер к их предотвращению. Неосторожность имеет место, когда лицо хотя и не предвидело и не желало неблагоприятных последствий своего противоправного поведения, но могло их предвидеть и предотвратить, однако не проявило необходимой внимательности, добросовестности, заботливости и предусмотрительности.
Особенно сложной, психологизированной оказывается судебная ситуация при противоборстве сторон. Противоборствующее взаимодействие возникает в конфликтной ситуации. Конфликт обостряется на основе инцидента, когда одна из сторон осуществляет действия, ущемляющие интересы другой стороны. При неконструктивном конфликте стороны, как правило, прибегают к нравственно осуждаемым методам борьбы. На базе первоначального конфликта надстраивается нравственный конфликт, применяются психотравмирующие средства взаимодействия. Возникает ситуация неадекватного морального выбора - действия, избираемые во исполнение одной социальной нормы, ведут к нарушению других социальных норм. В любом столкновении моральных ценностей неизбежно нанесение ущерба одной из них. Адекватное разрешение конфликта возможно лишь при осознании конфликтующими сторонами (как правило, при посредничестве третьей нейтральной стороны) иерархии вовлеченных в конфликт ценностей, при нахождении компромиссного, взаимоприемлемого решения. Для обоснованного определения суда здесь необходима свобода спора.
Но различные действия каждой стороны могут иметь многозначное объяснение, иметь разные мотивы. Для суда существенно выявление этих мотивов.
Волевые действия человека могут быть заранее хорошо продуманными или импульсивными, спонтанными. Важно, чтобы человек не попадал в «ловушки» сиюминутных, привходящих обстоятельств. В связи с этим суд обязан предостерегать стороны от неадекватных, необдуманных действий. Сохраняя за личностью свободу ее волеизъявления, суд разъясняет сторонам последствия соответствующих процессуальных действий.
Суд может и не принять распорядительного акта стороны (отказа от иска, признания иска, мирового соглашения). Это также предотвращает «сырые», недостаточно обоснованные волевые акты.
Правореализация в гражданском процессе во многих случаях зависит от психического состояния сторон.
В гражданском процессе сторона является и субъектом, и источником доказывания. Как субъект доказывания она характеризуется активностью или пассивностью доказывания. Как источник доказывания объяснения стороны оцениваются с точки зрения правдивости или ложности.
Уверенность ответчика в доказательственной недостаточности иска укрепляет его позицию противоборства.
В психологическом отношении в гражданском судопроизводстве превалирует противоборство интересов и основная задача судьи - урегулирование этого противоборства на законном основании. Однако судья должен обладать и мастерством организации переговоров.
Переговоры - цивилизованное средство разрешения противоречий сторон. Многие конфликты, дошедшие до суда, могут быть разрешены уже на стадии досудебного рассмотрения. Силовое противоборство не ведет к разрешению конфликта, а усугубляет его. Посредничество в наше время становится основной формой урегулирования межличностных и межгрупповых конфликтов. Переговоры особенно необходимы в случаях, не имеющих строгой регламентации. Практика судопроизводства показывает, что многие гражданско-правовые проблемы успешно решаются в досудебном порядке - посредством переговоров.
3. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству

Эффективность судебного разбирательства гражданских дел зависит от тщательности и компетентности их предварительной подготовки. В судебном заседании так или иначе функционирует та модель исследуемого события, которая формируется при подготовке дела к судебному разбирательству.
Познавательно-проблемная ситуация возникает для судьи при первоначальном знакомстве с исковым заявлением и прилагаемыми к нему материалами. При последующем опросе ответчика судья формирует вероятностную модель исследуемого события. Однако задача судьи не только уяснить существо дела для себя, но найти возможность удостоверения соответствующих фактов при судебном разбирательстве. Иначе говоря, судья решает не только познавательно-поисковую задачу, но и задачу удостоверения получаемых сведений. Он учитывает обстоятельства не только правового, но и неправового характера - анализирует особенности поведения сторон, личностные особенности участников процесса.
Судья получает возможность прогнозировать поведение сторон при судебном разбирательстве дела, характер их активности, честность, искренность и правдивость. Стремясь предупредить отдельные негативные проявления поведения, судья заблаговременно создает фонд соответствующей информации, проигрывая в уме наиболее вероятностный ход судебного разбирательства данного дела.
В любом случае знания судьи по делу всегда шире, чем процессуально зафиксированные материалы. Однако эта информационная избыточность несет в себе и определенную опасность - она может препятствовать объективному рассмотрению дела. Поэтому первостепенное значение имеет сосредоточение внимания судьи на полноте, относимости и допустимости доказательств (точнее - тех материалов, которые в судебном разбирательстве могут стать доказательствами).
Уже в процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья определяет силу и достоверность возможных доказательств, необходимость назначения экспертизы, определяет достаточность доказательств для решения дела. Наряду с этим судья должен учитывать и возможность возникновения новых доказательств в судебном заседании и опровержения ранее представленных материалов. На стадии подготовки дел к судебному разбирательству судья должен установить:
- круг фактов, которые подлежат установлению;
- круг подлежащих исследованию доказательств;
- лиц, которых необходимо или целесообразно привлечь к участию в процессе.
Существенная сторона подготовки дела к судебному разбирательству - установление судьей коммуникативного контакта с проходящими по делу лицами, привлечение их к конструктивному сотрудничеству, уяснение характера возникших межличностных конфликтов, позиций сторон, характерных для отдельных лиц психологических барьеров. В процессе общения с этими лицами судья выявляет особенности их поведения, формирует тактику взаимодействия с ними.
В качестве процессуальных действий закон предусматривает опрос истца и ответчика, однако сам процесс опроса закон не регламентирует. Опрос проводится с целью получения судьей необходимой для разрешения дела информации. Исходная база для формулировки вопросов судьи - исковое заявление и прилагаемые к нему материалы.
Во многих случаях исковые заявления бывают неполными, односторонними и юридически некорректными. Поэтому первый этап опроса истца - выявление фактической базы иска и позиции истца относительно поданного им иска.
При опросе ответчик может полностью или частично признать факты, связанные с иском, опровергнуть их другими фактами. В случае подачи встречного искового заявления первоначальный истец опрашивается уже в качестве ответчика по встречному иску.
В процессе первоначального опроса судья решает вопрос о достаточности и достоверности представленных материалов, которые могут иметь доказательственное значение, а также возможности получения недостающих материалов. Существенное значение имеет четкое представление судьи о сути требований истца и возражении ответчика, разграничение бесспорных фактов и проблемных утверждений. На основании опроса судья определяет необходимость выполнения других процессуальных действий.
В психологическом отношении опрос сторон связан с организацией их конструктивного взаимодействия и, конечно, соответствующего взаимодействия с судьей. Следует учитывать, что стороны строго оценивают поведение судьи, его личностные качества - компетентность, объективность, способность к рефлексии, понимание различных жизненных коллизий, коммуникативность и др.
В имидже (образе) судьи ничто не должно вызывать раздражения взаимодействующих с ним лиц. Более того, судья должен обладать даром социальной коммуникации, способностью активизировать различные проявления поведения людей, целенаправленно регулировать их.
Установление психологического контакта и даже доверительных отношений не означает перехода за рамки публичных отношений. Наряду с этим судья должен смягчать формализм отношений - вести опрос в форме свободной беседы, не прибегая к ее протоколированию, свободно выходить за юридические рамки рассматриваемого дела.
Результаты опроса закрепляются в виде «представленных письменных объяснений», что и обеспечивает последовательность продвижения дела.
Для выяснения взаимных претензий сторон может быть проведен их одновременный (перекрестный) опрос. Возможные при этом коллизии межличностного взаимодействия требуют соответствующих навыков их регуляции. Во всех случаях основное направление деятельности судьи состоит в изыскании возможностей снятия конфликтного противоборства сторон, определении путей выхода из различных проблемных ситуаций.
Наиболее типичные случаи возникновения проблемной ситуации для самого судьи - невозможность четкого определения правовой соотнесенности той или иной жизненной коллизии. Подлежит ли судебной защите требование истца в связи со следующими обстоятельствами: новобрачный муж без каких-либо объяснений оставил жену на третий день после свадьбы и к нему был предъявлен тестем иск о взыскании понесенных последним расходов на свадьбу? Затруднения возникают и в связи с определением круга субъектов процесса, поиском доказательств, решением вопроса их относимости и допустимости.
В ряде случаев уже в процессе подготовки дела к судебному разбирательству возникает необходимость правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих реализации права. В этих случаях нужно тщательное разъяснение нормы закона, последствий его несоблюдения, возможностей получения доказательств, назначение дела с участием прокурора, приглашение в суд представителей трудового коллектива. Уместны и убеждения морально-этического характера, воздействие на мотивационную сферу противодействующего лица. Задача судьи в этой ситуации - преобразовать ранее сформированные поведенческие модели, перевести их в новую плоскость на основе необходимой юридической - информации.
4. Психологические аспекты организации судебного заседания

Судьи и прежде всего председательствующий судебного заседания реализуют не только процессуальные нормы судопроизводства, но и культуру судебного процесса, обеспечивают социально-ролевое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами. Культура судебного процесса - фактор формирования правового сознания, воспитания уважительного отношения к правоприменительным органам. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуальной торжественности, социальной значимости судебного заседания. Исторически сложившийся процессуальный ритуал несет в себе социально-психологический эффект.
Все участники процесса и присутствующие в зале судебного заседания встают при появлении судей и беспрекословно подчиняются их распоряжениям, обращаются к суду и дают показания стоя. Строгое соблюдение судебного этикета эмоционально воздействует на психику присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения.
Процессуально-ритуальным является порядок разъяснения прав и обязанностей участникам гражданского процесса. Традиционно сложившиеся требования судебного этикета определяют внешнюю форму общения участников судопроизводства - общение судьи с другими лицами; прокурора и адвоката - с судьей, свидетелями, экспертами. Существенное значение имеет и эстетика обстановки. Еще А. Ф. Кони желал, чтобы в выполнение норм судебного обряда вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа».
Судьи обязаны проявлять ровное отношение ко всем участникам судопроизводства. Недопустимо, например, почтительное отношение к прокурору и пренебрежительное - к адвокату или ответчику.
Суду приличествует спокойствие, уверенность и внешнее достоинство. В репликах судьи неуместны вульгаризмы, малокультурные обороты речи. Вовремя перерывов судьи не должны общаться с кем бы то ни было из участников процесса, а в процессе судебного заседания - не допускать неформальных обращений к присутствующим. Суд не вправе поддаваться поверхностным впечатлениям и спонтанно возникающим настроениям. Известно, что даже тон голоса, которым задается вопрос, влияет на содержание ответа. Бестактность судьи может заставить замолчать тонко чувствующего свидетеля. Нервозные люди, лица с повышенной впечатлительностью проявляют большую скованность в атмосфере судебного заседания. Это может привести к резкому снижению продуктивности памяти содействовать актуализации ложных представлений.
Проявляя свои властные полномочия, суд определяет стратегию своего поведения применительно к типовым ситуациям: бесконфликтного, конструктивного взаимодействия сторон, остроконфликтного взаимодействия, ситуации мнимого конфликта притворного конфликта.
Ситуация мнимого конфликта возникает в результате недостаточной информированности, ошибочных представлений сторон, а ситуация притворного конфликта имитируется сторонами ради достижения скрытых целей. Ситуация мнимого конфликта означает по существу совместное вступление сторон в конфликтное взаимодействие с судом, побуждение его к принятию неправильного решения. Суд должен распознавать такого рода провокации уже в досудебной стадии.
Взаимодействие сторон (взаимный допрос сторон) организуется и регулируется судьей. Он следит за тем, чтобы не задавались наводящие, провокационные и аморальные вопросы или вопросы по хорошо выясненным обстоятельствам.
В случае грубых нарушений процессуального порядка суд проявляет высшую степень своих властных полномочий - отдает приказ, выражает обязательную для адресата свою волю под угрозой применения санкций - удаления нарушителя порядка из зала судебного заседания.
Воля суда в судебном заседании может проявляться также в форме распоряжений (обязательных для адресата под угрозой применения санкций), предложений, разрешений и разъяснений. Суд постоянно воздействует на волевое состояние отдельных участников процесса, активизируя, запрещая или разрешая определенные действия.
В основном отправление правосудия требует реализации властных полномочий. Однако эффективность гражданского процесса в значительной мере зависит от установления между его участниками коммуникативного контакта, элементарного взаимопонимания.
Неадекватность поведения отдельных участников процесса - одно из существенных препятствий для объективного и всестороннего рассмотрения дела. Эта неадекватность может быть обусловлена эмоциональными срывами, личностными деформациями, акцентуациями характера и всевозможными психологическими барьерами. Под психологическими барьерами имеются в виду психическое состояние неадекватной пассивности субъекта, тормозное влияние различных отрицательных установок - коммуникативные, смысловые, эмоциональные и операциональные трудности.
Приверженность к шаблонному, стереотипному мышлению - нередко встречающийся психологический барьер, характерный для самих судей.
5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе

Зависимость возникновения и дальнейшего движения гражданского процесса от волеизъявления лиц, прибегающих к судебной защите, образует особый принцип гражданского процесса - принцип диспозитивности.
Принцип диспозитивности в гражданском процессе предполагает и активность суда, его право вмешиваться в сферу распорядительных действий сторон. Но это вмешательство может быть направлено лишь на содействие лицам, участвующим в деле, в полной заорите принадлежащих им прав, охраняемых законом интересов. Активность суда здесь неизменно сочетается с инициативой сторон как основной движущей силой гражданского судопроизводства.
Такова природа гражданского процесса, существенно отличающаяся от природы уголовного процесса, определяющая специфику межличностного взаимодействия в этом процессе.
Наиболее психологизированной частью судебного заседания являются прения сторон. Противоборство интересов здесь достигает предельного напряжения. Каждая сторона вольно или невольно стремится навязать суду свою точку зрения, подвести его к желательным для себя выводам. В ходе прений могут устраняться ранее возникшие сомнения и возникать новые вопросы. Участники прений не ограничиваются во времени, они имеют право на повторные выступления. Однако суд обязан пресекать отклонения от существа дела, оскорбления в адрес другой стороны, вторжение в интимные стороны жизни.
Наряду с профессиональным контролем со стороны суда открытое судебное заседание подвержено и широкому социальному контролю со стороны публики. Ее присутствие повышает социальную ответственность поведения участников процесса, предъявляет повышенные требования к культуре судопроизводства. Однако поведение публики не всегда объективно-нейтрально. Она обычно состоит из лиц, симпатизирующих истцу или ответчику. Поддержка публики делает поведение стороны более претенциозным, подавляет активность поведения другой стороны. Активность поведения сторон зависит от их отношения к требованиям другой стороны, их способности обсуждать собранные по делу доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства.
Суд призван координировать действия сторон, уравновешивать их усилия, содействовать сторонам в сборе доказательств, предоставлять сторонам равные возможности по доказыванию. Принцип состязательности означает предоставление сторонам возможности наиболее полно обосновать свои требования, предоставить все необходимые доказательства и предотвращение возможности злоупотребления своими правами. Для самого суда принцип состязательности означает возможность полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Активность сторон направляется судом. Стороны не только вправе, но и обязаны сообщать суду факты в обоснование своих требований и приводить соответствующие доказательства.
Иногда психологическая действенность одних фактов может замаскировать значение других, не менее существенных фактов. Ш. предъявила иск к Д. об установлении отцовства в отношении дочери, родившейся 25 февраля 1973 г., и взыскании алиментов. Истица ссылалась на то, что она длительное время проживала с ответчиком, вела с ним общее хозяйство, родила от него ребенка, однако ответчик отцовства не признает и алиментов не платит. В судебном заседании факты, положенные в основу иска, были полностью доказаны показаниями свидетелей и письменными доказательствами. Не возражал против них и ответчик. Тем не менее он утверждал, что отцом ребенка не является, поскольку зачатие ребенка произошло в мае 1972 года, когда его общение с женой исключалось - в тот период он находился в другом городе в длительной командировке. Кроме того, он утверждал, что в указанный момент не мог стать отцом ребенка и по медицинским показаниям. Эти доводы ответчика должны были быть приняты во внимание и подвергнуться проверке. Однако суд этого не сделал. Верховный Суд РСФСР отменил решение суда. Наиболее существенный факт дела не был принят во внимание под воздействием других впечатляющих, но менее существенных фактов.
Отграничить спорное от бесспорного, определить круг необходимых доказательств - такова задача суда при рассмотрении спора сторон.
Каждая сторона, как и другие лица, причастные к делу, имеет право на участие в исследовании и проверке допущенных судом доказательств. Сторона вправе участвовать и в допросе свидетелей. Каждая сторона вправе выразить свое мнение в отношении достоверности и доказательственной силы свидетельских показаний. С участием сторон обсуждается и заключение эксперта. Стороны имеют право участвовать в местном осмотре, настаивать на протокольной фиксации отдельных обстоятельств, требовать приобщения к делу различных материалов, участвовать во всех проверочных действиях.
Принцип состязательности связан с взаимоконтролем поведения сторон.
Если сторона признает существование фактов, из которых исходит другая сторона, то взаимодействие сторон приобретает бесконфликтный характер. В случае непризнания этих фактов противоборство сторон приобретает характер конфликтного взаимодействия. При этом средства и приемы, используемые сторонами, имеют не только информационное, но и внушающее воздействие. Оно зависит от социального статуса воздействующего лица, его общественного престижа, известности, значимости в данном регионе.
Повышенное внушающее воздействие имеют заключения органов государственной власти, заключения экспертов, специалистов, их должности и звания, мнение прокурора, реплики судьи.
В силу властных полномочий суда отношения сторон с судом приобретают характер ограниченного сотрудничества. Суд получает от сторон осведомительную, доказательственную и побудительную информацию. Стороны же в основном получают лишь побудительную информацию - приказы, предложения. Возможны также советы, просьбы, порицания. Важнейшее условие взаимодействия участников гражданского судопроизводства - понимание используемой терминологии, юридического значения имеющихся доказательств.
Представитель стороны (адвокат), анализируя весь объем доказательств, вычленяет наиболее информативные, надежные, допустимые и доступные доказательства. Информативность доказательства - его информационный объем. Надежность доказательства - его контролируемость. Доступность - возможность оперативного использования. Допустимость - нравственная и правовая возможность его использования. Доказательства с психологической точки зрения имеют определенную силу воздействия в зависимости от логической структуры и эмоциогенного потенциала. На внутреннее убеждение судей существенно влияют систематизированность доказательств и убедительность их оценки.
В случае конфликтного взаимодействия сторон прения приобретают характер полемики, рассудочного противоборства - обостряется социальное дистанционирование (степень ощущаемого отличия своей социальной группы от той, к которой принадлежат другие участники взаимодействия), межличностной и межгрупповой дискриминации. Информация концентрируется вокруг доминирующих в данных группах ценностей. Группе «мы» приписываются всяческие добродетели, группе «они» - недостатки и пороки. Недостаточность доказательственного материала восполняется эмоциональными оценками, излиянием чувств, апеллированием к сочувствию со стороны судей. Доказательства, подтверждающие позицию стороны, переоцениваются, нежелательные доказательства недооцениваются и игнорируются.
Вся доказательственная и иная информация воспринимается судом и другими участниками процесса в устной форме, в условиях непосредственности и непрерывности. Вещественные доказательства, первосигнальные источники переводятся на суде во второсигнальную сферу - устно отмечаются их существенные особенности.
Непосредственность контакта между судом и участниками процесса связана и с паравербальными средствами воздействия - здесь существенную роль играют мимика, жестикуляция, пантомимика, эмоционально-экспрессивные особенности речи. Паузы, интонация, вербальные затруднения, внешние проявления неуверенности - уверенности, растерянности - собранности, нервозности - спокойствия могут влиять на направленность процесса.
Представленная суду доказательственная информация подвергается заинтересованному анализу и обобщению, используются различные приемы психического воздействия. Суду адресуется различная побудительная информация - заявляются требования, ходатайства, распорядительные акты. Суд призван оперативно реагировать на эту информацию в форме определений и решений.
Судебный процесс развивается как взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп. При этом существенное значение приобретают процессы внутригрупповой и межгрупповой динамики, внутригрупповой сплоченности и межгруппового антагонизма.
Кроме суда, наиболее социально сплоченной группой являются сторона и ее представитель. Представитель как поверенный клиента всемерно отстаивает интересы последнего, оказывает ему юридическую помощь, создает фон социальной защиты. Имея единую цель, сторона и ее представитель деятельностно объединены, они активно взаимодействуют - сторона информирует своего представителя обо всех нюансах дела, возможном поведении заинтересованных в исходе дела лицах, резервном объеме доказательств.
Судебный процесс развивается как тактическое взаимодействие сторон, взаимодействие групп. Однако это взаимодействие ограничено властными полномочиями суда. Суд принимает меры для перевода взаимодействия сторон и третьих лиц в русло судебного общения.
Руководящая функция суда возрастает в конфликтных ситуациях. Суд должен распознать уровень конфликта, его сущность (подлинность или мнимость), четко определить предмет конфликта, сущность противоборствующих интересов. В некоторых случаях возникает необходимость распознания притворного конфликта (когда формальное волеизъявление истца не выражает по существу его воли).
6. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

«Психология - это стихия, которая окружает суд со всех сторон», - говорил известный русский юрист А. Е. Брусиловский. При этом следует, конечно, различать психологию как поведенческое явление и научную психологию как теорию этого явления.
Например, истец настаивает в суде на том, что плохо понимал смысл своих действий, заключая оспариваемую теперь сделку, не мог в полной мере руководить своими действиями, так как находился в состоянии сильного потрясения в связи со смертью своего сына. Суд обязан проверить это заявление. Однако и получив заключение эксперта-психолога, он должен оценить его и принять или не принять в качестве доказательства. Для этого необходимы познания в области современной психологической диагностики, общая ориентация в системе психических состояний, в закономерностях взаимодействия человека со средой в обычных и напряженных ситуациях, понимание личностных особенностей поведения. Находился ли завещатель в состоянии аффекта, в состоянии так называемого «суженного сознания»? При решении этого вопроса также нужна научная компетенция психолога. В ряде случаев возникает потребность в психолингвистической экспертизе различных письменных документов с целью идентификации их авторов, определить по различным признакам письменной речи психическое состояние их исполнителей.
В гражданском процессе одним из источников доказательств является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.
К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:
- установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок;- способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;
- выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;
- установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;
- установление психологической совместимости детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов;
- определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей;
- установление способностей свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.
Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения, взаимодействие людей с техникой.
Участие экспертов-психологов (социальных психологов) необходимо и в нормотворческом процессе.
Для определения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.
Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.
В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться комиссионно - в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований.
Организация судебной экспертизы состоит из следующих этапов: - предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;
- выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования;
- экспериментальное исследование или длительное наблюдение,
- использование психодиагностических тестов;
- составление заключения; оглашение заключения на суде, допрос эксперта.
Руководитель комиссии не выделяется, функции координатора в комплексных комиссиях осуществляет судебный психолог.
Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно - как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность экспертизы не ограничена. Допускаемая законодательством письменная консультация психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнена к экспертному исследованию.
Проводя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.
Изучение около 900 гражданских дел, рассмотренных народными судами Москвы, решения которых были отменены кассационной или надзорной инстанцией, показало, что каждое двенадцатое судебное решение отменялось в силу того, что судом первой инстанции не были выявлены и учтены определенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. А по такой категории дел, как признание недействительными сделок, заключенных в условиях нарушенного волеизъявления, по указанному основанию отмене подлежало каждое четвертое решение суда.
По делам о расторжении брака самым распространенным основанием для отмены решений народных судов служит их необоснованность в связи с невыявлением подлинных причин разлада в семье, возможности сохранения семьи. Объяснения супругов в большинстве случаев не подкрепляются доказательствами из других источников. Решаются подобные дела лишь на основе житейского опыта, без выявления обстоятельств, имеющих психологическую природу.
Во всех случаях, когда суду нужно установить индивидуально-психологические особенности каждого из супругов, особенности их взаимоотношений, социально-ценностные ориентации и установки, реальные и мнимые причины семейных конфликтов, особенности социально-ролевого поведения, психологическую совместимость членов семьи, - во всех этих случаях необходима судебно-психологическая экспертиза. Заключение эксперта в этих случаях - основной источник доказательств. Круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом.
Судья должен иметь некоторую ориентацию для определения обоснованности, достоверности экспертных исследований, иметь общие представления о методах и методике комплексного психологического исследования личностных особенностей. Среди диагностических методов исследования в последнее время широкое распространение получил тест ММРI (Миннесотский многофазный личностный опросник)2, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), различные методики исследования мышления3.
В ряде случаев возникает необходимость назначения психолого-технической (инженерно-психологической) экспертизы. Так, во время дежурства Б. возникла аварийная ситуация. В силу ее внезапности Б. не сумел адекватно отреагировать и не совершил действий по предотвращению ее вредных последствий. Предприятие предъявило Б. регрессный иск о возмещении ущерба. Назначенная по делу судебно-психологическая экспертиза позволила суду принять во внимание повышенную стрессогенность данной аварийной ситуации, эмоциональную неустойчивость Б., имеющиеся у него признаки невротизма, состояние психической астении (ослабленности) после недавно перенесенной тяжелой болезни, понизившей скорость и точность его психомоторных реакций. Нестандартность данной аварийной ситуации резко затруднила принятие оптимального решения, программирование системы антиаварийных действий. Заключение эксперта было принято в качестве доказательства по делу, что позволило правильно решить вопрос об ответственности Б.
Особую осмотрительность требует применение в экспертном исследовании экспериментального метода. Далеко не все жизненные ситуации поддаются экспериментальному моделированию. Судебно-психологическая экспертиза основана на системном анализе индивидуально-регуляционных особенностей индивида.
Экспертному анализу подлежат лишь те психические явления, диагностика которых методически разработана. Экспертизе не подлежат парапсихические, необычные феномены. Необходимо четко отграничивать бытовое психологизирование от строгого научно-психологического исследования.
Заключение эксперта-психолога не имеет заранее установленной доказательственной силы. Суд вправе отклонить экспертное заключение с соответствующей мотивировкой в своем постановлении.
Объективно доказательственная сила экспертного заключения зависит от его содержания, фактической основы. Качество судебно-психологической экспертизы зависит уже от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения.
При назначении судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: находилось ли лицо при соответствующих обстоятельствах в состоянии физиологического (непатологического) аффекта? Если да, то как отразилось это состояние на способности лица в этих условиях осознавать свое поведение и руководить им? Находилось ли лицо в другом эмоционально-конфликтном состоянии и как это состояние повлияло на его возможность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими? Для психологической характеристики несовершеннолетних существенно выяснить, не характеризуется ли лицо отставанием в психическом развитии, умственной непатологической отсталостью? Не характеризуется ли лицо какими-либо аномалиями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы? Если да, то как могли эти особенности его психики повлиять на осознание им своих действий и способность руководить ими?
В отношении свидетелей могут быть поставлены перед экспертом-психологом такие вопросы: могло ли лицо с учетом его индивидуально-психологических особенностей в определенных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (дается перечень конкретных обстоятельств)? Обладает ли лицо необходимым уровнем сенсорной чувствительности для восприятия раздражителя (указывается какого) в имевшей место ситуации (дается описание ситуации)? При нарушении тех или иных органов чувствительности у данного лица выясняется возможность его компенсаторной чувствительности. Выясняется также способность лица правильно воспринимать значимые для дела обстоятельства в зависимости от уровня его внушаемости.
При выяснении сущности межличностных конфликтов представляется возможным выявление эмоциональных особенностей личности, ее доминирующих установок, иерархии ведущих мотивов.
Для выявления психорегуляционных особенностей индивида при его взаимодействии с техникой могут быть поставлены следующие вопросы: находилось ли лицо в каком-либо конфликтном эмоциональном состоянии (стрессе, фрустрации, аффекте) во время интересующего суд события (указывается конкретное событие)? Как могло отразиться это состояние на его способности сознательно руководить своими действиями? Могло ли лицо действовать соответственно требованиям ситуации? Каковы особенности психомоторных реакций данного лица? Не превышает ли ситуация психофизиологические возможности данного лица?
Для постановки определенных вопросов эксперту-психологу суд должен быть способным к первичной элементарной ориентации в психических особенностях индивида. У суда должны возникнуть обоснованные сомнения в адекватности поведения соответствующего субъекта гражданского процесса. Суд должен четко дифференцировать ситуации, требующие назначения психологической, а не психиатрической экспертизы. Психические аномалии не следует смешивать с психопатологическими явлениями. Патологические изменения психики связаны с общей личностной деформацией. Эти изменения - предмет психиатрического исследования. Психологические же аномалии связаны лишь с неадекватностью поведения в отдельных ситуациях, временной неадекватностью в экстремальных ситуациях. Эксперт-психолог выявляет индивидуально-психологическую значимость ситуации, соответствие ее психическим возможностям индивида.
В случае кратковременных психических расстройств может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
Необходимость назначения судебно-психологической экспертизы зависит и от конкретной нормы права - психологический элемент, содержащийся в этой норме, должен иметь самостоятельное значение. На основании этого критерия выделяются следующие группы гражданских дел, при рассмотрении которых возможна судебно-психологическая экспертиза:
- дела о признании недействительными сделок, заключение которых связано с пороками воли;
- дела по спорам о праве на воспитание детей и другим делам, связанным с личными семейными отношениями;
- дела о причинении вреда гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими, о возмещении вреда при решении вопроса о грубой или простой неосторожности как потерпевшего, так и причинителя, дела по регрессным искам о возмещении вреда.
Если участниками указанных категорий дел являются несовершеннолетние (в случае их самостоятельного участия в процессе) и лица с сенсорными нарушениями, назначение судебно-психологической экспертизы обязательно.
Рассмотрим некоторые судебно-психологические проблемы, возникающие в пределах выше обозначенных категорий гражданских дел.
Как уже отмечалось, в гражданском праве предусмотрен ряд психологических оснований признания судом недействительности сделок: неспособность дееспособного субъекта понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки, заблуждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тяжелых обстоятельств.
Все указанные психические явления называются в юриспруденции «пороком воли», обозначающим неполноценность волевой регуляции правозначимого поведенческого акта, неспособность субъекта осознавать значение совершаемых действий и руководить ими. Однако среди вышеуказанных психологических факторов упомянуты явления разного порядка. Одни из них являются причиной волевой деформации, другие - следствием.
Нарушение волевой, сознательной саморегуляции имеет двойственный характер: оно происходит либо как несоответствие воли (цели) волеизъявлению, ее внешнему выражению, либо как неадекватное формирование самой цели - психической модели желаемого результата. В последнем случае дефектна интеллектуальная сторона волевой регуляции.
В сделке, совершенной под влиянием заблуждения, воля и волеизъявление субъекта совпадают. Однако при этом происходит неадекватное отражение условий формирования цели, представление о цели формируется искаженно, под влиянием ошибочных представлений о ней.
Разделение в доктрине гражданского права интеллектуального и волевого признака с позиций научной психологии необоснованно. Способность руководить своими действиями всецело зависит от способности субъекта понимать значение своих действий. Свобода воли, ее неограниченность означает возможность действовать со знанием дела.
Деформации волевой регуляции могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами. Причины деформации волевой регуляции субъекта индивидуальны. В сложной системе звеньев волевой регуляции может быть нарушено лишь одно какое-либо звено (неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирования системы действий, исполнительских механизмов, неправильность итоговой оценки достигнутого результата). Наличие «порока воли» нельзя установить без выявления конкретного механизма волевой деформации у данного индивида. Все невротические, истерические, астенические типы личности проявляют склонность к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях. Причиной заблуждения могут быть и повышенная внушаемость (суггестивность), и неадекватная антиципация (неадекватное предвосхищение будущей ситуации), разное понимание содержания и объема используемых в межличностной коммуникации понятий, и ошибки восприятия, обусловленные сенсорной недостаточностью.
Установление конкретного «порока воли» должно быть предметом специального доказывания. Во многих случаях здесь нужна судебно-психологическая экспертиза.
Что может вызвать неспособность дееспособного лица понимать значение своих действий и руководить ими? Это один из сложных вопросов современной теоретической и диагностической психологии. На него нельзя правильно ответить исходя лишь из житейской мудрости. Необходимы широкие познания в области аномальных психических состояний, познания специалиста-психолога.
Наличие «порока воли» устанавливает суд, однако свое решение он должен принимать на основе доказательств, в частности на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Поводом для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях стороны правильно понимать существенные элементы сделки при ее совершении.
Принятие же субъектом решения при обмане его контрагентом вообще нельзя отнести к категории явлений, обозначаемых термином «порок воли». Обман - умышленное введение в заблуждение другой стороны, сознательное создание у нее неправильных представлений об обстоятельствах действительности посредством передачи ложной информации. Во многих случаях только выявление мотива поведения позволяет здесь правильно квалифицировать противоправное поведение стороны, установить форму вины - умысел или неосторожность.
Вина, мотив, цели правозначимого поступка - предмет юридического исследования и оценки. Однако психологический механизм мотивации поведения может быть всесторонне выявлен лишь при помощи специалиста-психолога. Его заключение особенно необходимо для выяснения вопроса: не находилось ли лицо под влиянием психического насилия другой стороны при совершении сделки «В судах нередки разбирательства дел о признании недействительным завещания ввиду того, что в момент его составления на завещателя оказывалось психологическое воздействие, что заинтересованное лицо недобросовестно воспользовалось физической беспомощностью завещателя. Суды не всегда проверяют данное обстоятельство, хотя оно имеет юридическое значение: будучи установленным, оно может стать основанием для квалификации этой односторонней сделки по ст. 58 ГК РСФСР. Поэтому при отсутствии данных о психопатологическом состоянии завещателя должна быть назначена судебно-психологическая экспертиза (при наличии данных - комплексная психолого-психиатрическая)»4.
Психологическая компетентность нужна при решении дел, связанных с защитой интересов ребенка. Судебный спор по этой категории дел возникает в случаях предположения о нарушении прав ребенка на воспитание, неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. При этом необходимо достоверное установление личностных качеств родителей, их подлинных взаимоотношений и отношения к ребенку. С 10-летнего возраста ребенка решающее значение придается его желанию, истинность которого также должна быть установлена в экспертном порядке. Конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния - чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинных отношений к каждому из родителей нужна специальная работа психолога.
Ряд оснований для лишения родительских прав (жестокое обращение, оказание вредного влияния) имеет психологическое содержание, и соответствующие обстоятельства подлежат судебно-психологическому экспертному исследованию. Утверждения относительно «отрицательного влияния на детей» могут стать доказательствами лишь на основе соответствующего исследования. Суд должен воздерживаться от социально-стереотипных суждений, не поддаваться внешним впечатлениям.
Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена по делам, возникшим вследствие гражданских правонарушений, по делам, связанным с возмещением ущерба. В этих случаях встает вопрос о вине и мере юридической ответственности участников материального правоотношения.
Закон обязывает возместить вред, причиненный и без вины. Но вина должна устанавливаться при рассмотрении дел, возникших вследствие нарушения и ненадлежащего исполнения обязательств или виновного причинения вреда. Но и во всех иных случаях закон предполагает, а суд обязан дать дифференцированную оценку поведению и причинителя вреда, и потерпевшего. От этого зависит объем гражданско-правовой ответственности. При грубой неосторожности потерпевшего причинитель вреда освобождается от обязанности возместить вред.
В результате большинства аварий причиняется, как правило, значительный материальный ущерб. Лицу, управлявшему источником повышенной опасности, предъявляется регрессный иск. Удовлетворение иска зависит от вины действовавшего в этих условиях лица. Однако во многих и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.