На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Порядок и особенности заключения публичных договоров, договоров присоединения между банками и их клиентами. Сферы применения данных договоров по Гражданскому Кодексу РБ. Исключения из принципа свободы договора, существующие в законодательстве Беларуси.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


27
Публичные договоры и договоры присоединения

Согласно ч. 2 ст. 22 Банковского кодекса Республики Беларусь договоры, заключаемые банками с клиентами, являются публичными договорами и (или) договорами присоединения, если иное не предусмотрено правилами, действующими в этих банках. В значительном числе иных нормативных правовых актов также содержится квалификация тех либо иных гражданско-правовых договоров как публичных или договоров присоединения.
Публичные договоры и договоры присоединения значительно ограничивают принцип свободы договора, закрепленный в ст. 2 и ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). Еще в большей мере его ограничивают различные стандартные формуляры договоров (типовые, примерные и т.п.) и корпоративные правила их заключения (общие (стандартные) условия сделок и т.п.).
В рамках настоящей статьи мы вначале рассмотрим различные исключения из принципа свободы договора, существующие в законодательстве Беларуси. Завершим же мы анализом зарубежного законодательства и международной практики использования различных стандартизированных проформ и условий.
Публичный договор
Cогласно п. 1 ст. 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.).
В действующем белорусском законодательстве и судебной практике публичный договор упоминается в ряде случаев, в частности:
Норма
Содержание
Гражданский кодекс Республики Беларусь
Договор розничной купли-продажи является публичным договором (п. 2 ст. 462)
Договор проката является публичным договором (п. 3 ст. 597)
Договор бытового подряда является публичным договором (п. 2 ст. 683)
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (п. 3 ст. 743)
Договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования, признается публичным договором (п. 2 ст. 798)
Договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину, признается публичным договором (п. 1 ст. 809)
Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (п. 1 ст. 813)
Таможенный кодекс Республики Беларусь (п. 2 ст. 345)
К договорам, заключаемым владельцем склада временного хранения и таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение, применяются нормы гражданского законодательства о публичном договоре
Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (ст. 1)
Внутренний водный транспорт общего пользования - внутренний водный транспорт, выполняющий перевозки пассажиров, грузов и багажа на основании публичного договора, т.е. по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам.
Порт общего пользования - порт, осуществляющий прием, погрузку, выгрузку, хранение и выдачу грузов и багажа на основании публичного договора, т.е. по обращению любого лица и по регулируемым или объявленным тарифам
Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 №280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» (ст. 11)
Депозитарный договор - публичный договор, по которому одна сторона (депозитарий) обязуется обеспечить другой стороне (депоненту) открытие счета «депо» для учета прав на ценные бумаги и хранения ценных бумаг депонента, а также осуществление расчетов по операциям с ценными бумагами депонента за вознаграждение
Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 №405-3 «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (ст. 14)
Договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг, заключаемый с исполнителем, являющимся коммерческой организацией, является публичным.
Советом Министров Республики Беларусь утверждаются типовые формы публичных договоров на оказание соответствующего вида жилищно-коммунальных услуг
Закон Республики Беларусь от 15.12.2003 №258-З «О почтовой связи» (ст. 1)
Почтовая связь общего пользования - вид почтовой связи, обеспечивающий прием, обработку, хранение, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, пенсий и пособий, а также распространение печатных средств массовой информации и оказание иных услуг почтовой связи на основании публичного договора
Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 №237-З «О железнодорожном транспорте» (ст. 1)
Железнодорожный транспорт общего пользования - железнодорожный транспорт, используемый для осуществления перевозок пассажиров, грузов и багажа и связанных с этим работ (услуг) на основании публичного договора, т.е. по обращению любого гражданина или юридического лица
Закон Республики Беларусь
от 14.08.2007 №278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»
Автомобильные перевозки транспортом общего пользования выполняются на условиях публичного договора (ст. 17)
Договор автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении является публичным (ст. 24).
Автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и выполняются на условиях публичного договора (ст. 27)
Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 №972
Договор об автомобильной перевозке пассажиров в регулярном сообщении и договор о перевозке автомобилями-такси являются публичными (п. 29).
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении автомобилями-такси выполняются на основании публичного договора об автомобильной перевозке пассажиров, а легковыми автомобилями и автобусами - на основании договора о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров (п. 149)
Правила гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 №471 (п. 6)
Предоставление услуг потребителю осуществляется на основании публичного договора либо договора, заключаемого в письменной форме
Правила оказания услуг электросвязи, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 №1055
Договор, заключаемый с абонентом, является публичным. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию заявителя может быть заключен срочный договор (п. 4).
Договор об оказании услуг служб передачи данных и телематических служб является публичным договором и заключается при наличии технической возможности для оказания этих услуг (п. 134)
Обзор надзорной практики ВХС за VI квартал 2002 г. по спорам, связанным с применением отдельных положений ГК
Заключение таможенным агентом договора на оказание услуг является правом, а не обязанностью таможенного агента. Следовательно, договор на оказание услуг таможенного агента не является публичным договором
Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2003 №03-25/2412
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. Таким образом, обязанность заключить договор возлагается на коммерческие организации, которые предлагают условия публичного договора. С иском о понуждении к заключению договора вправе обратиться лица, указанные в п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 №16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»
Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.05.2005 №03-24/834 «О рассмотрении обращения»
Имеются основания усматривать в оказании услуг по аэронавигационному обслуживанию элементы публичного договора
Заметим, что приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п. 1 ст. 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу характера деятельности и правового статуса коммерческой организации.
Кроме того, при определении перечня публичных договоров следует учитывать специфику договоров, заключаемых банками: такие договоры являются публичными постольку, поскольку иное не определено положениями, инструкциями, правилами и прочими локальными актами самого банка. В таких локальных актах могут, например, содержаться критерии, которым должен отвечать кредитополучатель (организационно-правовая форма, срок и виды деятельности, финансовые показатели, отрасль экономики и т.п.). Но для иных (небанковских) договоров ГК не предусматривает возможности самой коммерческой организации отменять его публичный характер.
Признание того или иного договора публичным влечет следующие последствия:
1) цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий. В белорусской судебной практике встречались случаи, когда признание гражданско-правового договора публичным влекло применение к коммерческой организации соответствующих санкций за нарушение законодательства о ценообразовании (решение хозяйственного суда Брестской области от 06.06.2005 дело №133-8/2005 по иску строительной организации к контролирующему органу);
2) в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При этом согласно п. 5 ст. 396 ГК условия публичного договора, не соответствующие указанным выше требованиям, ничтожны;
3) коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
4) отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона на основании п. 4 ст. 415 ГК вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой причиненные этим убытки. Однако белорусской судебной практике известны и обратные ситуации, когда истцом по преддоговорным спорам, предметом которых была та или иная редакция публичного договора, выступала сама коммерческая организация (решение хозяйственного суда Брестской области от 03.08.2006 дело №264-8/2006 по иску энергоснабжающей организации к ЖКХ).
Как видим, в публичных договорах пресловутая свобода договора сильно ограничивается, причем только с одной стороны, а именно коммерческой организации. Что касается другой стороны, которой чаще всего выступает потребитель (значительно реже - юридическое лицо), то здесь никаких ограничений нет. Более того, волеизъявления другой стороны бывает достаточно для заключения публичного договора.
Цель подобных ограничений очевидна: защита интересов экономически более слабой стороны. Кроме того, практически все виды деятельности, в рамках которых заключаются публичные договоры, являются лицензируемыми, а коммерческие организации, их осуществляющие, находятся в состоянии несовершенной конкуренции, олигополии и даже монополии (например, железнодорожный транспорт или некоторые виды связи). Поэтому, устанавливая обязательность заключения публичного договора именно коммерческой организацией, но не потребителем, государство борется со злоупотреблением своим рыночным статусом со стороны отдельных коммерческих организаций.
Договор присоединения
Введение другой особой категории договоров - договоров присоединения - преследует три главных цели. Первая развивает «антимонопольную» направленность норм ст. 396 ГК, устанавливая требования единообразного содержания заключаемых договоров. Вторая цель прямо противоположна: она определенным образом «компенсирует» коммерческой организации отсутствие права выбора при заключении договора, предоставляя взамен право самостоятельно определять их условия. Наконец третья цель - это снижение трансакционных издержек, т.е. расходов сторон, связанных с заключением договора.
Как отмечают российские специалисты, критерием выделения из всех гражданско-правовых договоров договора присоединения явялется не существо возникающих из него обязательств, как это имеет место при дифференциации договорных обязательств на отдельные виды договоров, и не характер деятельности одной из сторон (публичный договор), а способ заключения договора. Следовательно, характерные черты такого договора определяются в преобладающей степени юридико-техническими факторами и могут быть обнаружены в области техники договорной работы.
В соответствии со ст. 398 ГК договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. По сути, такой договор приобретает черты источника права.
ГК определяет следующие особенности для договоров присоединения:
1. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
При наличии указанных выше обстоятельств требование о расторжении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор (п. 2-3 ст. 398);
2. Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом (п. 2 ст. 371).
Таким образом, если в публичных договорах государство возлагает на соответствующие коммерческие организации дополнительную обязанность (заключать договоры со всеми, кто обратится), то цель выделения договоров присоединения в особую категорию состоит в признании за коммерческими организациями права на ответные действия (разработку стандартных бланков договоров, не подлежащих обсуждению), с одновременным ограничением их рамок. Другими словами, публичные договоры посягают на свободу заключения договоров, тогда как договоры присоединения - на свободу определять их условия. В целом, признание ГК договоров присоединения приемлемым исключением из принципа свободы договора - это, скорее, вынужденная уступка со стороны законодателя. По этой причине, в отличие от публичных договоров, договоры присоединения упоминаются в законодательстве крайне редко, хотя перечень этот и является открытым:
Норма
Содержание
ст. 463 ГК
Если иное не предусмотрено законодательством или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 398), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товаров
Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 №441-З «О кредитных историях» (ст. 13)
Договор оказания информационных услуг заключается между Национальным банком и пользователем кредитной истории или субъектом кредитной истории и является договором присоединения, условия которого определяются Национальным банком
Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» (п. 6)
Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между субъектами агроэкотуризма и агроэкотуристами заключаются путем принятия агроэкотуристом условий, предусмотренных субъектом агроэкотуризма в договоре (договоры присоединения)
Дополнительно Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 №2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» упоминает «стандартные условия сделок» - любые заранее сформулированные условия, предназначенные для многократного использования, которые одна договаривающаяся сторона (сторона, предлагающая условия) устанавливает для другой договаривающейся стороны при заключении договора и которые в деталях не согласовывались сторонами договора независимо от того, изложены ли эти условия во внешне обособленной составной части договора или в основном тексте договора, а также от их числа, способа оформления самого договора (в простой письменной или нотариальной форме) и соответствующих условий его. Согласно ст. 7 названного Закона использование стандартных условий сделок может быть запрещено полностью или частично в соответствии с законодательством.
Возвращаясь к вопросу о соотношении между публичными договорами и договорами присоединения, отметим следующее. Если одной из сторон публичного договора всегда является коммерческая организация, то для договоров присоединения ограничение субъектного состава не предусмотрено. Но это легко объяснимо: ведь цель законодательного регулирования договоров присоединения - в определенной «борьбе» с ними8. Поэтому в большинстве случаев договор присоединения будет одновременно являться и публичным договором, хотя вывод этот носит, скорее, фактический, нежели логический, а тем более юридический характер9. Получается, что одна сторона лишена выбора заключать договор либо нет, зато другая не имеет возможности обсуждать условия заключаемого таким образом договора.
Предпосылкой для разработки одной из сторон своих стандартных бланков (проформ, формуляров и т.п.) договоров является ее «рыночная сила» (доминирующее положение на рынке), что характерно и для публичных договоров. Заметим, что понятие «рыночной силы», хоть и не является правовым, характерно не только для договора присоединения, но и для всех других договоров. Ведь всегда проект договора готовится одной из сторон, причем чаще всего это продавец по договору купли-продажи, кредитодатель по кредитному договору, арендодатель по договору аренды, залогодержатель по договору залога и т.д. Кроме того, такая сторона обычно обладает профессиональным статусом в той или иной сфере. (Например, трудно представить, что условия договора текущего счета будет разрабатывать клиент, а не банк. Не меньшим нонсенсом будет осуществление банком расчетно-кассового обслуживания клиентов на различных условиях.)
При использовании договоров присоединения техника договорной работы исключает составление протоколов разногласий и прочих способов обсуждения условий договора. В то же время отметим, что данный термин имеет в виду не договор-документ, а договор-сделку. Поэтому договор присоединения может заключаться и без составления отдельного документа. Он может быть заключен путем акцепта публичной оферты (ст. 464 ГК), продажи товаров по образцам (ст. 467) по каталогам или через интернет-магазины, путем продажи товаров с использованием автоматов (ст. 468).
Практически важный вопрос: какие договоры считать договорами присоединения, и как следствие, какие из договоров, разработанных одной из сторон, не подлежат обсуждению другой? Однозначно сюда могут быть отнесены банковские, а также иные договоры, названные договорами присоединения в законодательстве. Относятся к договорам присоединения и те договоры-документы, которые содержат ссылки на специально разработанные примерные условия, правила и другие локальные либо нормативные акты. Гораздо сложнее вопрос со всеми иными договорами, заключаемыми на стандартных условиях одной из сторон. Иногда, чтобы исключить возможность обсуждения отдельных положений, в таких договорах делается ссылка на то, что такой договор является договором присоединения. Однако, по нашему мнению, универсальный подход к таким договорам невозможен.
Еще один практический вопрос, не имеющий единообразного решения: можно ли по соглашению сторон вносить изменения в стандартный текст договора присоединения? C одной стороны, учитывая «вынужденный» характер признания законодателем договоров присоединения, ответ должен быть положительным. Но с другой стороны, есть ряд ограничений. Так, согласно ст. 122 БК банки не вправе предоставлять льготные условия инсайдерам и работникам банка. При этом под предоставлением льготных условий понимаются: а) заключение с такими лицами или в их интересах такой сделки, какую по ее существу, целям, особенностям и риску банк не заключает с другими клиентами; б) заключение с такими лицами или в их интересах сделки на условиях, на которых банк не заключает подобные сделки с другими клиентами банка; в) взимание с таких лиц вознаграждения и (или) платы за осуществление банковской операции в меньшем размере, чем вознаграждение и (или) плата за осуществление этой банковской операции, взимаемые с других клиентов банка. Сделки с предоставлением льготных условий, заключенные с инсайдерами и работниками банка, являются ничтожными. Кроме того, для публичных договоров действуют ограничения, установленные ч. 1-2 ст. 396 ГК. Таким образом, к внесению изменений в стандартные условия договоров присоединения в каждом конкретном случае необходимо подходить с учетом всех конкретных обстоятельств.
Для некоторых видов публичных договоров и договоров присоединения действуют специальные правила их заключения. Речь, прежде всего, идет о Декрете Президента Республики Беларусь от 06.06.2001 №15 «О некоторых мерах по повышению ответственности должностных лиц юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с использованием, привлечением денежных средств граждан». Согласно ему юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие приобретение, строительство, реконструкцию жилых помещений для граждан, банковскую, страховую деятельность, профессиональную деятельность по ценным бумагам, обязаны заключать с гражданами договоры в письменной форме и определять в этих договорах, кроме условий, обозначенных законодательством Республики Беларусь, следующие существенные условия:
· размер и порядок внесения денежных средств гражданами;
· срок исполнения обязательства;
· основания расторжения договора ранее установленного срока;
· порядок возврата гражданам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока;
· ответственность за неисполнение обязательства.
Следует помнить об административной ответственности, установленной за нарушения при заключении и исполнении некоторых публичных договоров и договоров присоединения. Речь, в частности, идет о ст. 11.23 КоАП «Нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров банковского вклада (депозита), страхования, договоров, заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан».
Типовые и примерные договоры
Нормы ГК о типовых договорах помещены (п. 4 ст. 396) в статью о публичных договорах. Отсюда можно сделать вывод, что типовой договор - это такая разновидность публичного договора, условия которого являются заранее определенными для обеих сторон. В этом отличие от договора присоединения, где право на обсуждение отсутствует лишь у одного из контрагентов. Типовые договоры ближе к законодательству как источнику права, чем к собственно договору. Как отмечает английский специалист Д. Ллойд, типовые договоры «в значительной степени обнажили пустоту устаревшей концепции свободы договора, которая неоднократно и самым явным образом ограничивалась во множестве отдельных видов договоров (например, продажа в рассрочку потребителям)»10.
Белорусскому законодательству известны следующие типовые договоры:
· Типовая форма договора земельного участка, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2008 №427;
· Типовой договор найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда и Типовой договор найма жилого помещения частного жилищного фонда юридических лиц, утвержденные п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.