Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Общее понятие о прокуратуре. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре. Психологические аспекты работы прокурора. Порядок привлечения прокуроров к ответственности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 12.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Допущено к защите
Зав. кафедрой
________________________
« ___ « ___________ 2008 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Работники прокуратуры и предъявляемые к ним требования
Специальность 030501 «Юриспруденция»
Выполнил: Студент I курса очного отделения
группы Ю-101 Филиппов Сергей Васильевич
Научный руководитель: доцент, к. ю. н.
Дмитриева А.А.
г. Челябинск, 2008 г. -

содержание

    введение 3
      §1. Общее понятие о прокуратуре 5
      §2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора 9
      §3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре 12
      §4. Психологические аспекты работы прокурора 14
      §5. Порядок привлечения прокуроров к ответственности 26
      заключение 36
      библиография 38

введение

Статья 129 Конституции Российской Федерации оговаривает наличие в системе государственных институтов власти в Российской Федерации такой системы, как прокуратура Российской Федерации.

Так что же такое прокуратура?

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В настоящее время тема, затронутой мной в работе, становится особенно актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что мы стоим на пороге новой судебной и прокурорской реформ, которые не могут не затронуть и системы органов прокуратуры. Именно поэтому тема моей работы в настоящее время так актуальна.

Тем более, что данная тема недостаточно освещена в статьях и публикациях, хотя и представляет огромный интерес для изучения. Мне удалось найти весьма ограниченное количество информации, поэтому моя работа построена в основном на законодательных актах и их анализе.

Помимо анализа нормативно-правовых актов и изучения формальной стороны вопроса деятельности работников прокуратуры, в курсовой также освещен такой немаловажный момент, как психологический аспект работы прокурора.

Цель работы:

Особенно тщательно изучить современные правовые аспекты деятельности работников прокуратуры и выявить возможную перспективу их развития.

Задачи:

Изучить историю развития прокуратуры в порядке обзора

Изучить требования, предъявляемые работникам прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации

Изучить ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре

Изучить психологические аспекты работы прокурора

Изучить порядок привлечения прокуроров к ответственности

Выявить возможные тенденции и перспективы развития

§1. Общее понятие о прокуратуре

Историческая справка.

Прокуратура как государственный институт впервые возникла во Франции 25 марта 1302 г. А 12 января 1722 г. своим Указом Петр I повелел «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору». Суть должности была выражена следующими словами: «Сей чин яки око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде. (в ред. Федерального закона от 10.02. 1999 № 31-ФЗ)

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Рыжаков А. П. «Правоохранительные органы: Учебник для вузов» -- М.: Изд-во Инфра-М, 2004

Прокуратура являет собой особый вид органа государственной власти, не относящегося ни к одной из трёх ветвей власти: ни к законодательной, поскольку она не занимается такой деятельностью, как принятие законодательных актов; ни к исполнительной, так как прокуратура не входит в состав Правительства Российской Федерации; ни к судебной, так как прокуратура не осуществляет деятельность, связанную с отправлением правосудия. Она занимает особое место в системе государственного устройства, являясь независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в Российской Федерации Кочетова А. В. Лекции по курсу «Суд и правоохранительные органы»

Служба в органах и учреждениях прокуратуры также регламентируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ, разделом V «Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры», а также иными нормативно правовыми актами в зависимости от специфики отрасли прокурорского надзора и т.п. Статья 40 вышеуказанного Закона оговаривает основные положения, касающиеся работы в органах прокуратуры России:

Данная служба представляет собой вид федеральной государственной службы

Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Российской Федерации с учётом некоторых особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»: В соответствии с Законом контракт на замещение должности федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры может заключаться с гражданином на неопределённый срок, на определенный срок и на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. При приеме выдвигаются ряд требований к образованию, к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности, к знаниям, навыкам и умениям. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В. А. Кузьмин, Е. В. Китрова. «Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» Военные прокуроры и следователи подпадают под действие ряда специальных нормативных правовых актов, в том числе они поощряются и несут ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако и здесь право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие прокуроры. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы военных прокуратур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения военной службы. Военные прокуроры, как военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами. Воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров - Президентом РФ, до полковника или капитана I ранга включительно - должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военные прокуроры и следователи входят в единую систему органов прокуратуры, но несут дисциплинарную ответственность по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил. Правом наложения на них дисциплинарных взысканий за нарушения воинской дисциплины и служебные проступки обладают только вышестоящий военный прокурор и Генеральный прокурор РФ. Увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с законом по представлению Главного военного прокурора.

Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и/или в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы. Подача и рассмотрение жалоб по трудовым вопросам вышестоящими прокурорами, а также при направлении в суд осуществляются в установленном законодательством порядке. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Это отражено в разделе XIII ТК РФ «Защита трудовых прав и свобод». По отдельным трудовым вопросам имеются специальные указания в нормативных правовых актах о порядке подачи и рассмотрения жалоб. Согласно Положению об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденному Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 74 от 30 октября 1998 г., аттестуемый работник вправе подать в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с аттестацией, желании присутствовать на заседании комиссии и дать свои пояснения.

Таким образом, служба в органах прокуратуры является очень ответственным занятием, налагающим на служащего особые, довольно жёсткие требования и ограничения.

§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора

Данные требования чётко оговорены в статье 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

Имеет гражданство иностранного государства, т. к. статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о всеобщем равенстве перед законом и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Данный тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства РФ от 11.10. 2002 № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10. 2002 № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». Непредоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны;

Признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке согласно ст.29 и 30 ГК РФ. Таким образом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органы прокуратуры;

Лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, имело или имеет судимость;

Имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4. Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. Такая обязанность возникает только при наличии соответствующего договора с данным лицом.

При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре

Данные ограничения регламентированы статьей 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Она гласит, что прокурорский работник как государственный служащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

принимать участие в забастовках;

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных и общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы.

Как видно, в основном данные ограничения нацелены на то, чтобы исключить возможность подкупа работника прокуратуры каким-либо косвенным путём, а также не допустить использования его статуса и социального положения в целях, не являющихся целями прокурорской деятельности (т.е. удовлетворения чьих-либо частных интересов, в том числе и своих собственных).

§4. Психологические аспекты работы прокурора

Многие задачи, встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, не имеют простого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартного алгоритма действий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителей данной профессии таких качеств, как развитое воображение, интуиция, эвристичность мышления. Таким образом, необходимо отметить одну крайне важную с точки зрения психологического анализа особенность труда прокуроров - его творческий характер.

Профессиональная деятельность прокурора характеризуется также большим количеством контактов с различными людьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и заявлений у граждан, общение с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной власти и управления, личное участие прокурора в различных следственных действиях при руководстве расследованием преступлений, в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых осуществляется коммуникативная деятельность прокурора, протекающая в форме процессуального или непроцессуального общения.

Анализируя коммуникативный аспект труда прокурора, можно выделить два различных класса ситуаций и соответствующие им два психологических механизма взаимодействия, в рамках которых осуществляется общение. Во-первых, это межличностное взаимодействие (например, при приеме жалоб у граждан); во-вторых, публичное выступление перед аудиторией (например, в судебном заседании). Каждая из этих ситуаций требует от прокурора специфических навыков, особых психологических свойств. Так, в первом случае необходимы хорошее владение средствами межличностного познания - механизмами рефлексии, идентификации, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно понимать и интерпретировать его невербальные проявления, мотивы и механизмы поведения, уметь дифференцировать правдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, развитая культура речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владение механизмами коммуникативного воздействия на слушателей.

Порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, иных законодательных актах и в подзаконных нормативных материалах, конкретизирующих требования законодательства. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестования приговоров в кассационной инстанции, подачи исков и жалоб и др.). Таким образом, с позиций психологического анализа регламентации подлежат не только цели, задачи, основные направления и виды, но и операциональный состав деятельности прокурора, структура отдельных действий, что также является характерной чертой его труда.

Для эффективного выполнения должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий. Использование этих полномочий, принудительный характер их применения в случае необходимости предопределяют высокий уровень персональной ответственности прокурора за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.

Еще одной характерной особенностью деятельности прокурора является его правовая самостоятельность и независимость от влияний, исходящих из любых органов государственной власти и от любых должностных лиц. Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки его внутренним убеждениям. Так, согласно ст.4 Федерального закона № «О прокуратуре РФ», «органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений... ».

«1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти... а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов» (Ст.5).

Столь высокий уровень процессуальной независимости прокурора, его подчиненность и подотчетность только лишь прокурору более высокого звена задают также крайне высокие требования к степени личной ответственности за работу, объективности и беспристрастности.

Некоторые психологические особенности труда прокуроров связаны с организационными принципами строения органов прокуратуры. Так, согласно положению ст.4 Закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», «Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».

Таким образом, система органов прокуратуры представляет собой жестко иерархизированную и централизованную структуру, основанную на принципе единоначалия. В психологическом плане такая организация задает специфику стиля руководства и управления органами прокуратуры. Так, индивидуально-психологические характеристики руководителя и стилевые особенности его взаимодействия с подчиненными в условиях жесткого единоначалия во многом определяют стиль работы подчиненных, состояние психологического климата в подразделении и другие факторы, влияющие на эффективность работы данного органа прокуратуры.

Некоторые психологические аспекты работы с кадрами. По результатам проведенных исследований в Генеральной прокуратуре РФ была разработана групповая профессиограмма труда прокурорско-следственных работников органов прокуратуры, включающая четыре блока - ведущие подструктуры деятельности: познавательную, коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную. Составной частью данной профессиограммы является психограмма - системное описание требований, предъявляемых профессией к психическим процессам, свойствам и состояниям исполнителей. Она включает пять комплексов взаимосвязанных профессионально значимых психологических особенностей - факторов профессиональной пригодности: высокий уровень социализации личности, познавательные способности, эмоционально-волевую устойчивость, коммуникативную компетентность, организаторские способности прокурорского работника. Романов В.В., Кроз М.Е. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. - М., 1994; Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы). // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 94-105.

Говоря об особенности деятельности прокурора, невозможно указать какой-то один признак, принципиально отличающий ее от всех других профессий. Лишь совокупность определенных признаков, их специфическое сочетание придают работе прокурора характер специальности. Работа в прокуратуре - это, прежде всего, вид государственной службы. Особый характер выполняемых прокурором функций предопределяет специфику в подготовке и подборе кадров, в порядке назначения их на должность и освобождения от нее, в регулировании ответственности и порядка прохождения службы. Деятельность прокурора в решении указанных задач отличается от других видов деятельности прежде всего своим правовым характером, который предопределяет ее психологическое своеобразие. Правовой характер прокурорской деятельности выражается: во-первых, в том, что объектом этой деятельности, предметом расследования чаще всего служат деяния людей, нарушивших правоохраняемый порядок. Прокурор имеет дело, главным образом, с правонарушениями или событиями, которые могут быть ими, с правонарушителями или лицами, которые, может быть, являются таковыми. В результате осуществления надзора за законностью он должен решить вопрос о наличии события, предусмотренного нормами уголовного права, и о совершении противоправного деяния определенным лицом; во-вторых, в том, что эта деятельность составляет его право и обязанность. Она связана с непрерывным возникновением и прекращением весьма многообразных правоотношений с чрезвычайно широким кругом лиц. Каждое действие прокурора влечет за собой серьезные правовые последствия, что отличает его работу от большинства других профессий, придает ей особую общественную значимость; в-третьих, в том, что все действия, из которых слагается эта деятельность, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основанными на законе, предопределяются им в основных чертах. Пожалуй, кроме как в профессии следователя или лица, производящего дознание, нет такой детальной регламентации всего трудового процесса и самого содержания рабочих действий и операций, как в профессии прокурора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурором своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.299, 300, 301, 302, 303), непосредственно адресованные представителям государства в процессе расследования предусматривают строгое наказание за бездействие, злоупотребление, превышение и дискредитацию власти, незаконный арест и так далее. Все это порождает повышенную ответственность прокурора за каждое свое действие и диктует необходимость соотносить каждый шаг с указаниями уголовно-процессуального закона и подзаконных нормативных актов. Глубокое знание права - обязательное требование его профессии и именно потому высшее юридическое образование, опыт работы, есть непременные условия назначения на должность прокурора. Закон не только регламентирует отдельные следственные действия, устанавливает определенный порядок всего расследования, регулирует отношения следователя, лица, производящего дознание, с участниками уголовного процесса, определяет последовательность выполнения различных действий, очередность решения промежуточных задач расследования, обязывает к определенному комплексу действий на том или ином его этапе, ограничивает деятельность предварительного расследования определенными сроками, но и указывает на необходимость надзора за вышеперечисленным. Это придает работе прокурора ярко выраженный нормативный характер. В психологическом анализе профессии прокурора многое сходно с научной работой. Несомненно, прокурор - всегда исследователь. Однако осуществление надзора за законностью в процессе расследования представляет собой исследование особого рода, специфичное не только по своему предмету и правовой форме, но и по условиям, в которых оно обычно протекает. Ученый, как правило, действует в обстановке общего благоприятствования. Люди большей частью заинтересованы в его успехе. В иной обстановке проходит расследование. Если граждане, заинтересованные в раскрытии преступления и наказании преступника, готовы оказать следователю, прокурорскому работнику необходимое содействие, то очень часто остается определенная группа людей, сочувственно относящихся к лицу, совершившему преступление, заинтересованных в неудаче расследования и готовых принять зависящие от них меры, чтобы деятельность государственных служащих по расследованию преступления оказалась безуспешной. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует процессу расследования. На какие только ухищрения не пускается он: хитрость, шантаж, ложь, обман, клевета, фальсификация, подкуп - арсенал его средств фактически не ограничен ничем. Прокурор же вправе действовать только законными и безупречными в нравственном отношении средствами. Успех расследования и представления обвинения в суде таит в себе угрозу жизненному благополучию виновного, что придает ему максимум энергии и изобретательности. Прокурор не бывает столь сильно заинтересован в деле и может противопоставить этому лишь высокое сознание своего служебного долга и профессиональное мастерство. Неравенство в положении прокурора и заинтересованных лиц связано еще и с тем, что последние знают, какие обстоятельства желательно скрыть, тогда как прокурор сплошь и рядом имеет весьма неполное представление о том, что именно должно и может быть установлено по делу. Лицо, производящее расследование, двигаясь по следам преступления, всегда оказывается «в хвосте событий». Преступник же имеет неизбежный выигрыш во времени и инициативе. Необходимость преодоления опасных с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.