На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Возможность и способность осуществлять договорную деятельность как один из основных элементов гражданской правосубъектности военных вузов. Специфические признаки имущества военного вуза. Финансовая дисциплина и требования к расходованию денежных средств.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6

Реализация гражданской правосубъектности в сфере хозяйственных договоров

Одним из основных элементов гражданской правосубъектности военных вузов является их возможность и способность осуществлять договорную деятельность, которая обеспечивает обмен имущественными благами, перемещение товаров и услуг, имущественный оборот. При этом данное правомочие может быть реализовано этими учреждениями как в сфере хозяйственной, так и в сфере образовательной деятельности. Договорная работа в воинской части является составной частью войскового хозяйства и от ее совершенствования зависит успешное достижение целей военной реформы в Вооруженных силах.

Договорная работа в учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации организуется и ведется на равных основаниях с прочими воинскими частями, но с учетом некоторых особенностей. Регулируется же ведение договорной деятельности в военных организациях нормами нескольких отраслей права, преимущественно гражданского и административного.

Сделанные нами ранее выводы о специальной правосубъектности военного вуза позволяют предположить, что и составляющие правосубъектность элементы носят специальный характер. Таким образом, сделкоспособность, как неотъемлемый элемент правосубъектности, также является специальной. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, какими рамками ограничена сделкоспособность военного вуза.

Как уже отмечалось ранее, в уставе военного образовательного учреждения высшего профессионального образования должно быть определено каким имуществом и какими правами по распоряжению наделяет собственник учреждение. Так как военные вузы являются государственными организациями, то и имущество, закрепленное за ними, является федеральной собственностью. На основании ст.125 и ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По общему правилу учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в отношении военных вузов действует специальная норма: в соответствии с п.2 ст.11 Закона "Об образовании" учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ. В п.1.2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее Типовое положение) 5 конкретно указывается, что высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральные органы осуществляют полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения. Соответственно, имущество, которое имеется у военного института, не является его собственностью. Собственником остается государство, а военное учреждение обладает им на ограниченном вещном праве. Имущество, переданное учреждению собственником, находится у него на праве оперативного управления, в соответствии с которым учреждение не обладает правом пользования и распоряжения этим имуществом без согласия собственника, в том числе и денежными средствами, выделенными ему по смете.

Образовательное учреждение, как любое юридическое лицо, заключает сделки и совершает иные юридические действия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и, следовательно, обязано для осуществления своей уставной и хозяйственной деятельности заключать договоры с контрагентами.

Договор, наряду с иными сделками не противоречащими закону, выделяется законодателем в качестве первого основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Договор - одна из наиболее древних правовых конструкций. Применение договоров на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется помимо прочего тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения.- М.: Издательство «Статут», 1997. - С. 9. В настоящее время договор представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, которые определяют содержание, порядок заключения и исполнения договора, а также меры ответственности и иные санкции, применяемые в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Наше внимание к проблеме реализации гражданской правосубъектности в сфере договорной деятельности предопределено центральным местом договора в правовом регулировании имущественного оборота, который можно себе представить в виде совокупности всех гражданско-правовых сделок, совершаемых как гражданами, так и организациями. Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Основное его назначение сводится к регулированию в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно последствия нарушения соответствующих требований. С течением времени вместе с развитием системы общественных отношений, опосредуемых договорами, расширился состав возможных участников: наряду с физическими лицами (гражданами) в этой роли стали выступать коллективные образования, признанные самостоятельными субъектами гражданского права - юридическими лицами. В принципе для каждого участника гражданского оборота будь то гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Федерации, либо муниципальные образования законодательством создается одинаковый режим. В этом находят прямое выражение закрепленные в п.1. ст.1 ГК основные начала и среди них такие, как равенство участников отношений, свобода договоров и другие.

Вместе с тем в силу различных причин законодатель в ряде норм либо ограничивает возможности использования той или иной договорной модели, либо, открывая такую возможность, откровенно устанавливает определенные исключения из общих норм с учетом того, кто именно выступает в роли контрагентов. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения.- М.: Издательство «Статут», 1997. - С. 286.

Субъектами договорных отношений наряду с иными участниками гражданских правоотношений, выступают воинские части, и, в частности, военные вузы. Способность военного вуза как учреждения, финансируемого в бюджетном порядке, заключать и исполнять договоры не подлежит сомнению. И, вместе с тем, военный институт нельзя считать ординарным участником договорных отношений. Так как круг сделок, в совершении которых могут участвовать военные организации, существенно ограничен специальным характером их правоспособности, наличием федерального имущества на праве оперативного управления и спецификой режима данного имущества.

Не стоит забывать, что имущество военного института обладает рядом специфических признаков, отличающих его от имущества иных юридических лиц. Например, на имущество военной организации не может быть наложен арест, в связи с возложенной на нее функцией обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, в процессе обучения в военном институте курсанты получают два образования: военное и гражданское. Материальной базой боевой подготовки, которую курсанты обязаны пройти в рамках военного образования является оружие, боеприпасы, специальная техника. На все эти предметы распространяются особые правила владения, пользования и распоряжения, так как они изъяты из оборота. Вполне естественно, что для обеспечения института подобными материальными средствами не заключаются договоры купли-продажи или поставки. Данное имущество поступает в основном по линии централизованного снабжения по действующим нормам, штатам и табелям. Таким образом, обеспечение потребностей военных организаций на боевую подготовку, хозяйственные и культурно-бытовые нужды, содержание и эксплуатацию вооружения, боевой техники и имущества осуществляется, в первую очередь, путем отпуска материальных ценностей в натуре, но может осуществляться и путем отпуска денежных средств на указанные цели для самостоятельного вступления военной организации в имущественный оборот. П.4. Положения о финансовом хозяйстве воинской части СА и ВМФ (Введено в действие Приказом Министра обороны СССР 1973 г. № 80). В соответствии со ст.36 Временного положения об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России, обеспечение материальных потребностей ФПС России, органов и войск ФПС России осуществляется в соответствии с государственными контрактами и договорами, заключенными органами и войсками ФПС России на основании государственного оборонного заказа. А потребности ФПС России, органов и войск ФПС России в продукции (работах и услугах), не включенной в государственный оборонный заказ, обеспечиваются в соответствии с заключенными органами и войсками ФПС России договорами с поставщиками продукции в порядке, установленном директором ФПС России. Ст. 37 Временного положения об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС. Этим же нормативным актом дается понятие финансовых и материальных потребностей ФПС России, которые определяются расходами на оплату продукции (работ, услуг), расходами на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, материальные потребности ФПС России, соответственно, включают потребности в продукции (работах, услугах), поставляемой для органов и войск ФПС России по государственному оборонному заказу, и в продукции (работах, услугах), не включенной в государственный оборонный заказ. Ст. ст. 26, 27. Там же.

Военная организация, получившая от довольствующего органа денежные средства, должна соблюдать финансовую дисциплину и соблюдать следующие требования:

расходование денежных средств производится на те надобности, на которые они отпущены;

не допускается использование денежных средств на цели, не обеспеченные соответствующими ассигнованиями, или на приобретение излишних либо ненужных материальных ценностей;

бюджетные средства могут расходоваться только в течение данного бюджетного года;

договоры на поставу военным организациям материальных ценностей, оказания услуг и выполнения работ могут заключаться только при наличии у военной организации денежных средств на эти цели;

расчеты по договорам осуществляются, как правило, в безналичном порядке через территориальное отделение Федерального казначейства, в котором у военной организации открыт расчетный счет.

Таким образом, военный вуз, вступая в обязательственные правоотношения ограничен денежными средствами, выделенными ему по смете или может использовать в гражданском обороте собственные внебюджетные средства. Источниками дополнительного внебюджетного финансирования ФПС России, органов и войск ФПС России являются средства, получаемые от реализации и использования высвобождаемого (излишнего, не используемого и не нашедшего применения в ФПС России, органах и войсках ФПС России) военного имущества, средства, составляющие доходы организаций и предприятий ФПС России в форме государственных (федеральных) учреждений от разрешенной деятельности, приносящей доходы, и другие поступления, предусмотренные законодательством РФ. См. Временное положение об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России. Ст. 33.

Правовым основанием для участия военных вузов в договорных отношениях являются:

Гражданский кодекс РФ;

Бюджетный кодекс РФ (ст. ст.70 - 73) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, РГ от 12 августа 1998 г.;

Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г.;

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

Временное положение об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России. Утверждено приказом директора ФПС РФ от 16 января 1997 г. № 50.

Порядок заключения договоров урегулирован ГК РФ. Но специальный характер правосубъектности военного вуза обуславливает ряд особенностей при заключении последним гражданско-правовых договоров:

оплата товаров, работ, услуг осуществляется исключительно через лицевые счета воинских частей в полевых учреждениях ЦБ РФ (органах Федерального казначейства) (п.7 ст.161 БК РФ);

все закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов (ст.71 БК);

государственный и муниципальный контракты должны включать обязательные условия о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта (ст.72 БК);

ответственность за организацию договорной работы в военной организации, в соответствии с принципом единоначалия возложена на командира;

руководство может осуществляться лично, а также через заместителей и начальников служб;

на основании предоставленных ему полномочий командир имеет право контролировать договорную работу подчиненных ему служб и должностных лиц, которые осуществляют функции управления договорной работой в своих службах.

до подписания все договоры предварительно проверяются начальником финансового отдела в отношении соответствия их действующему законодательству, установленным ценам и обеспечению денежными средствами. Без визы указанного должностного лица договоры начальником института на подпись не принимаются (ст.154 приказа КГБ № 152 - 76 г., п.5 приказа директора ФПС № 239 - 97 г. и п.3 приказа директора ФПС России № 362 - 98 г);

в договорах на поставку продовольствия обязательно должна быть указана цена продукции (ст.155 приказа КГБ № 152-76 г).

На этом перечень ограничений, носящих специальный характер и существующих в военном законодательстве не исчерпан. С целью получения более полной картины по данному вопросу представляется необходимым рассмотреть реализацию гражданской правосубъектности в сфере конкретных договоров. Конечно, круг гражданско-правовых отношений в которые вступают военные вузы не такой широкий, как к примеру у коммерческих юридических лиц. Это обяъсняется специальной правосубъектностью учреждения как некоммерческого юридического лица и спецификой правового статуса военного вуза как военной организации. Среди тех обязательственных правоотношений, в которые военные организации чаще всего вступают, используя выделенные им бюджетные средства, можно выделить слеующие: договоры на поставку материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг. Так, по данным ревизионной комиссии в МВИ ФПС РФ за обревизионный период (1 год) было заключено 54 договора. Из них 12 договоров купли-продажи, 2 поставки, 3 на выполнение работ, 4 на оказание услуг и заключено 33 договора без названия. Эти данные свидетельствуют в пользу того, что военные вузы зачастую сами не знают какие договоры они вправе заключать, а какие нет. Поэтому целесообразно будет более подробно проанализировать все виды гражданско-правовых договоров, предусмотренных ГК и выявить возможность участия, либо неучастия военного вуза в каждом из них.

Не затрагивая всех аспектов системы гражданско-правовых договоров, следует остановиться на таком вопросе, как критерии формирования такой системы. В научной литературе по этому вопросу были высказаны различные мнения. Некоторые считают, что в качестве таковых следует рассматривать особенности самих общественных отношений. В конечном счете, причины юридических особенностей определенных видов договоров нужно искать в свойствах соответствующих экономических явлений. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. -- Минск, 1967. С. 27.

Однако, как справедливо отмечают отдельные специалисты, свойства общественных отношений, влияющих на нормативное регулирование, разнообразны. Это и цели, преследуемые сторонами при заключении договора, и особенности субъектного состава. Отсюда следует, что гражданские договоры могут быть классифицированы по различным основаниям. Романец Ю.В. Направленность обязательства как основа формирова-ния системы договоров // Журнал российского права. 2000 . №5. С. ЗО.

Учитывая, что главную роль в правовом регулировании играют права и обязанности, отражающие цель правоотношения (результат, к которому стремятся стороны), можно сделать вывод, что направленность обязательства на достижение определенного результата и является основным системным фактором.

Приоритетное значение признака направленности выражается в том, что он, предопределяя наиболее существенные элементы договора, суть его содержания, позволяет выработать единую (в той или иной степени) основу правового регулирования для всех правоотношений, характеризующихся одинаковой направленностью. Романец Ю.В. Указ. соч. С. 30-31.

В литературе было высказано мнение, что нормы, посвященные отдельному договору, характеризуют его как самостоятельный тип (вид) договора. Тип договора применительно к структуре и содержанию ГК можно определить как совокупность юридических признаков этого договора, (закрепленных в нормах закона), которые образуют самостоятельный правовой институт. Выделяемые же в рамках отдельного типа договора разновидности можно определить как совокупность норм, входящих в состав самостоятельного договорного института и подчиненных его общим положениям, но за этими пределами характеризующих специфику одного из подразделений среди договоров определенного типа.

Важное значение для исследования имеет закрепленный в ст.421 ГК РФ принцип свободы договора, позволяющий сторонам определять содержание договора по своему усмотрению, и ст.422, предусматривающая, что договор должен соответствовать императивным нормам закона, которых в военном и образовательном законодательстве - большинство.

В связи с выбранным предметом исследования, одной из основных его задач является выявление места и роли гражданско-правового договора в деятельности вузов. Для решения данной проблемы принципиальное значение имеет то, что вузы, как любое-другое юридическое лицо, для выполнения своих уставных задач заключают различные договоры: купли-продажи, перевозки и т.д. Очевидно, что при заключении и исполнении вузами указанных договоров существуют некоторые особенности.

На мой взгляд, важное теоретическое и практическое значение имеет систематизация договоров, заключаемых вузом, исходя из его правового статуса, целей и видов деятельности. Выше уже было показано, что вуз является достаточно "специфи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.