На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Национальная политика, проводимая большевистской партией в сфере провозглашенного ею права народов на самоопределение. Непосредственная реализация и результаты претворения в жизнь идей и принципов в области национальной политики и национальных отношений.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 05.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 2 -
Содержание

Введение
1. Дореволюционный период
1.1 Политика Временного правительства и деятельность политических партий
2. Период Великой Октябрьской социалистической революции
2.1 Разработка и закрепление права наций на самоопределение
2.2 Становление независимой Финляндской Республики
2.3 Становление независимой Украинской Республики
2.4 Становление независимой Республики Армении
2.5 Национальные отношения с другими народностями
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Несмотря на девяносто лет, прошедшие со времени Великой Октябрьской революции, тема остается не только интересной для изучения, но и довольно актуальной, поскольку в настоящее время существуют вопросы о национальном единстве, не только на территории России, но и в мире, при желании можно привести яркие примеры, подтверждающие это. Поэтому при исследовании выбранной темы возможно установить какие-либо аналогии по отношению к сегодняшнему положению вещей с учетом исторического развития и специфики государств.
Целью исследования данной работы является изучение национальной политики, проводимой большевистской партией в первые месяцы Советской власти, в особенности в сфере провозглашенного ею права народов на самоопределение, а также предшествующей ей деятельности Временного правительства и политических партий в соответствующий ему период.
Раскрывая вытекающие из цели задачи исследования следует, прежде всего, отметить необходимость в освещении такого важного вопроса, как идея разработки изучаемого здесь права для народов как в дореволюционный период, так и после революции, а также последующее за этой стадией закрепление в официальной юридической форме.
Не менее важным аспектом рассмотрения данной темы для исследования являются непосредственная реализация и результаты претворения в жизнь новых идей, принципов в области национальной политики.
Хотя данная тема носит достаточно важный характер, работ, специально посвященных праву наций на самоопределение и образованию национальной государственности у различных народов, недостаточно, при этом в литературе этот вопрос в основном рассматривается совместно с другими. Юридических же исследований еще меньше. Свой вклад в развитие темы внесли как русские, так и зарубежные исследователи. Однако объективный материал изложен не во всех трудах. Эта проблема часто встречается у иностранных авторов, некоторые из которых критикуют советскую политику и искажают различные факты, тем самым выражая в работах свое субъективное мнение, не всегда совпадающее с действительностью.
1. Дореволюционный период

1.1 Политика Временного правительства и деятельность политических партий

В первой четверти XX века в России остро стоял вопрос государственного единства. Политика притеснения различных народов, входящих в состав Российской империи, несмотря на Февральскую революцию, фактически сохранялась и в новом правительстве и была «наследием самодержавия и монархии» Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 31, с. 439..
На все попытки народов официально скорректировать свои положения оно отвечало постоянными отказами, а на самовольные мероприятия вооруженными выступлениями. В отношении некоторых национальных окраин Временное правительство шло лишь на небольшие уступки, практически ничего не меняя.
Но нараставшее недовольство с усилением народных движений и революционный подъем вынудили власть пересмотреть старую форму территориального устройства. Специально для этой цели было создано Совещание по разработке областной реформы «Собрание узаконений Временного правительства», № 192, ст. 1114., работу, однако, так и не начавшее, и в марте 1917 года было решено оставить всю систему государственного единства без преобразований.
Таким образом, во время управления страной Временным правительством были совершены только лишь несущественные изменения, что является одной из главных особенностей политики, которая поддерживалась меньшевистско-эсеровским большинством на I Всероссийском съезде Советов. Такое положение выражалось отсутствием у них собственной программы по решению национального вопроса в отличие от большевистской партии, которая имела ее, и при этом предельно четкую Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 32, с. 4..
Одно из основных положений программы большевиков было посвящено именно вопросам национальной государственности, в чем и заключалось важнейшее различие политической партии В. И. Ленина с остальными.
Она изначально выявляла в виде главенствующего аспекта в своей национальной политике право наций на самоопределение, которое, по ее мнению, должно было выражаться ничем не ограниченной свободой выбора в плане отношений с нацией, господствующей в данном государстве. Малая нация могла как остаться в составе единого государства, так и выйти из него путем создания своего собственного. Это последнее утверждение было характерной чертой трактовки права наций на самоопределение большевиками - самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного национального государства. В. И. Ленин определял данный вопрос даже следующим образом: «Вместо слова самоопределение, много раз подававшего повод к кривотолкам, я ставлю совершенно точное понятие: «право на свободное отделение» Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 378-379.. Он требовал это право абсолютно для всех народов, даже для самых отсталых. Хотя и понимал, что в большинстве своем народы не станут выделяться в независимые государства по причине наличия широких связей с Россией. Но большевики и не считали, что выход из ее состава будет самым лучшим решением со стороны наций, и были за «право на самоопределение для тех наций, которые по тем или иным причинам не могут остаться в рамках государственного целого» и за «свободу отделения <…> только потому, что они за свободное, добровольное сближение и слияние, а не за насильственное» Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 120..
Программа партии также ставила одним из условий создание «политической автономии областей, представляющих целостную хозяйственную территорию с особым бытом и национальным составом населения, с «делопроизводством» и «преподаванием» на своем языке» Сталин И. В. Полн. собр. соч., т. 3, с. 170. , который раскрывался в том, что не желавшие отделения нации могут создать свои национально-государственные образования, включенные в единое Российское государство.
Партии национальных окраин начинали совершать попытки преобразований в соответствии с большевистской программой, но для реального их осуществления необходима была социалистическая революция.
2. Период Великой Октябрьской социалистической революции

2.1 Разработка и закрепление права наций на самоопределение

Национальные коллизии стали одной из предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции и свержения власти Временного правительства, а также в последующие за этими событиями созыв и передачу власти в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в котором участвовали также делегаты от Советов крестьян.
Съезд юридически закрепил создание нового Советского государства, представленного теми же территориями, что и в период Российской империи, так как, по определению, революция меняет лишь тип государства и власти, не воздействуя на пространство, на котором существует любое государственное образование.
II съезд Советов был составлен из подавляющего большинства представителей Советов Российской Республики, в том числе и делегатов от национальных районов «Второй Всероссийский съезд Советов», с. 112-143., что повлияло на принятие решений на съезде с учетом их мнений.
Но, несмотря на такой многонациональный характер, никто не поставил вопрос о выходе какого-либо национального района или об изменении формы государственного единства России. Более того, данный вопрос ни разу не был затронут во время обсуждений.
Однако изначально проблема национального вопроса должна была быть представлена партией большевиков. Поэтому на заседании Центрального Комитета партии 21 октября (3 ноября) 1917 года В. И. Ленину было поручено подготовить доклады к началу съезда, в числе которых значился доклад и на тему национального вопроса «Протоколы Центрального Комитета РСДРП (б). Август 1917 - февраль 1918». М., 1958, с. 118.. Но как было сказано выше, этот вопрос не поднимался, что, очевидно, было выражено наличием других более важных проблем, требовавших скорейшего разрешения. И хотя национальный вопрос имел большую важность, острая необходимость в его решении не стояла. Гораздо сильнее в тот момент ощущалась потребность в рассмотрении вопросов о власти, о земле и о мире.
Это подтверждается тем, что ни в указаниях национальными Советами своих требований для съезда, ни в актах, принятых местными Советами, ни в письмах местных партий, направленных в Секретариат Центрального Комитета РСДРП (б), ни в документах партийных организаций национальный вопрос не значился, за редким исключением и лишь с косвенными указаниями на него. Сам В. И. Ленин неоднократно указывал на его вторичность.
Таким образом, II съезд Советов никак не изменил территориальную целостность России, но организовал юридические возможности для проведения преобразований. Несмотря на отсутствие национального вопроса на повестке съезда, по инициативе В. И. Ленина Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 11, 13, 29. было обещано введение права наций на самоопределение, предоставление его всем народам мирам, а также положено начало для создания особого органа для осуществления национальной политики Советского государства - Народного Комиссариата по делам национальностей, возглавленного И. В. Сталиным.
Первым документом, фактически установившим право наций на самоопределение, являлся Декрет о мире СУ РСФСР, 1917, № 1, ст. 2., в котором был изложен план борьбы за мир В. И. Ленина, единогласно принятый съездом Советов. По нему предлагалось заключить демократический мир всем воюющим странам, то есть без контрибуций и аннексий, под которыми Советским государством понимались не просто захват, а удержание чужих земель, захваченных во время войны или до нее, и независимо от того, «в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет».
Вторым документом по последовательности принятия, но не по значимости, явилась Декларация прав народов России СУ РСФСР, 1917, № 2, ст. 18., которая четко провозгласила главные аспекты национальной политики Советского государства, проводимой большевистской партией. Роль данного документа в порядке рассмотрения права наций на самоопределение очень велика. Она заключается в том, что в Декларации было прямо заявлено введение «права народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» наряду с «равенством и суверенностью народов России, отменой всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений», а также «свободным развитием национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Позже некоторые из этих положений были также продублированы в Конституции 1918 года.
Данные документы в совокупности основали фундамент для разрешения национального вопроса и национально-государственных преобразований в России путем отделения некоторых национальных районов, находящихся в составе страны. И скоро предоставленное нациям право на самоопределение было осуществлено отдельными народами при опоре на советские конституционные акты.
Для лучшего понимания темы следует, прежде всего, рассмотреть и изучить условия осуществления этого права тремя различными народами, проживавшими на территории Финляндии, Украины и Турецкой Армении, так как процессы их отделения от России наиболее противоречивы и неординарны.
2.2 Становление независимой Финляндской Республики

После свержения Временного правительства политика независимости Финляндии была направлена на скорейший выход из состава единого государства. Но существовало два варианта обретения независимости. Социал-демократическая партия считала необходимым урегулировать данный вопрос на основе новых документов советского правительства. В противовес ей выступали буржуазные партии, поддерживаемые Германией, желавшие не обращаться к большевистскому правительству В. И. Ленина, а искать поддержку для признания независимости у западных держав.
В результате различных мнений и противоборства двух сторон в стране быстро обострилась политическая борьба, каждый настаивал на своем варианте решения проблемы. Такая нестабильная обстановка, сопровождавшаяся всеобщей забастовкой, привела к неизбежной смене правительства Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М.., 1998., с. 109.. Новый орган во главе со П.Э. Свинхувудом, получивший название «сенат независимости», был составлен только из представителей буржуазных партий, и его главной задачей было получение международного признания. Это правительство категорически не хотело обращаться к России, тем самым не желая признавать новую власть.
Была сформирована Декларация независимости Финляндии, с которой правительство собиралось обратиться к странам мира для признания ее независимости, но с умолчанием относительно проблемы урегулирования отношений с Россией. После победы проекта буржуазных партий над социал-демократическим, заключавшимся в создании совместной комиссии по урегулированию взаимоотношений, на собрании парламента 6 декабря Декларация была признана официальным документом. Но мировая общественность, в том числе и Германия со Швецией, не пожелала признавать свободу Финляндии до того, как этот вопрос не будет решен с Россией.
Сенат был вынужден отправить своих представителей в Россию для решения проблемы. Встреча прошла 14 (27) декабря в Смольном, где В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий выразили согласие на отделение Финляндии Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М.., 1998., с. 112.. Независимость была фактически признана уже на следующий день на заседании Центрального Комитета РСДРП. За этими событиями последовало и юридическое оформление соглашения. В ответ на ходатайство финляндской делегации П.Э. Свинхувуда, прибывшей в Петроград, советское правительство 18 (31) декабря 1917 года представило Декрет о государственной независимости Финляндии «Декреты Советской власти», т. I, с. 250., который несколькими днями позже был утвержден Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. По нему д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.