Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 126545


Наименование:


Курсовик Эволюция института авгуров в Древнем Риме

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 19.04.2021. Год: 2020. Страниц: 37 в pdf. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
2. ИСТОКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО ЖРЕЧЕСТВА………..7
3. ОСНОВАНИЕ КОЛЛЕГИИ АВГУРОВ И ИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ФУНКЦИИ……………………………………………………………….16
4. РИМСКОЕ ЖРЕЧЕСТВО В ПЕРИОД ХРИСТИАНИЗАЦИИ………...25
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..33
6. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….…35
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ
Организация государства, религия и правовая область - это области, в
которых, оригинальность Древнего Рима нашло более полное отражение.
Если говорить о достижениях римлян в политической области, то
первостепенно можно выделить созданную ими средиземноморскую
Империю. Так же не стоит забывать, о том, что эта держава явилась
результатом развития не только республиканского Рима, но и трудов и
подвигов его собственных граждан.
По сути организации, республиканская политическая система намного
сложнее, чем монархическая, так как монархическая управляется волей
одного, единственного лица. Античные авторы уже в то время, прекрасно
понимали то, что эта система более рациональна и оригинальна. Они
восхищались тому, как гармонично взаимодействовали составляющие ее
элементы. В трудах античных авторов, таких как Дионисий и Цицерон
достаточно полно проанализировано римское государственное устройство.
Сакральные институты, ритуалы и традиции играли немалую роль в
эффективном функционировании римской политической системы. В религии
правящая верхушка - а через нее народ - получала дополнительное средство
контроля над магистратами. Именно исполнительная власть представляла
наибольшую угрозу для республиканской системы, ибо прямая демократия
при выходе гражданского коллектива за определенные, весьма узкие
численные рамки сталкивается со значительными трудностями в реальном
осуществлении народовластия, формализуется, управление теряет
эффективность, и тем самым создаются предпосылки для усиления
исполнительной власти вплоть до установления монархии. Религия – сила
консервативная, поэтому для существующей системы она выступает в
качестве охранительной.
3
Однако, в религиозной сфере не всё так гладко. Она никогда не
находилась в стабильном состоянии, особенно хорошо это заметно во время
появления и укрепления христианских общин. К тому же, язычество
оказалось не в силах противостоять христианству, потому что, на тот момент,
оно сильно устарело и перестало пользоваться спросом у императорской
власти, и именно в этот момент появляется молодое и сильное христианство,
которое, впоследствии, займёт место язычества.
Целью данной работы является – проанализировать место и роль
коллегии авгуров в обществе Рима от Республики, до заката язычества. Из
этой цели следуют следующие задачи исследования:
1. Выявить основные тенденции становления и развития римского
жречества;
2. Определить сущность создания коллегии авгуров и
охарактеризовать их политические функции;
3. Раскрыть закономерности изменений жречества в период
христианизации.
При подготовке курсовой работы использовались следующие методы:
1. метод теоретического анализа, который представляет собой подбор
и изучение источников и научной литературы, позволяющей
всесторонне изучить ситуацию, сложившуюся в Риме от царского
периода до империи;
2. сравнительный метод, который дает возможность сопоставить
взгляды различных ученых-историков по данной проблематике;
3. а также метод систематизации и обобщения изученного материала.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.
4
Объектом исследования будет Рим от республиканского периода до
конца христианизации (509 год до Н. Э. – конец IV века Н. Э.), а предметом –
коллегия авгуров и специфика изменений религиозных потребностей и
представлений того времени.
В ходе исследования, основными источниками были записки античных
авторов, таких как:
1. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. 1-3 том. Данная работа
представляет собой перевод «Римских древностей» на русский язык.
Эта работа является античным сочинением, которое дошло до наших
дней, хоть и сохранилось оно не полностью. В данных сочинениях
описаны события древнейшей истории Рима и до конца ранней
Республики (IV в. до н.э.);
2. Ливий Тит. История Рима от основания Города. Данная работа
охватывает события римской истории от её истоков до гражданских
войн и установления империи. К сожалению, сохранилось только 35
книг из 142. Но анализ тех книг, которые сохранились, позволяет
составить некую картинку событий, которые происходили в
республиканский и имперский период;
3. Марк Туллий Цицерон. Диалоги: О государстве; О законах. С
помощью данного источника можно увидеть место авгуров в обществе.
Данный источник заслуживает особого внимания, так как Цицерон сам
являлся авгуром, и именно его слова больше всего приближены к
реальности;
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Очень полезный источник,
благодаря которому можно увидеть изменения, как политические, так и
сакральные. Данный источник носит персонализированный, поэтому
благодаря ему можно проследить динамику изменения от одного
правителя, к другому;
5
5. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Данная работа даёт
хронологически последовательное изложение истории ранней Римской
империи в период правления династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев.
Данная проблема достаточно неплохо освещена в литературе последних
лет. Однако с периодом христианизации дела обстоят гораздо хуже, данный
период освещается лишь в нескольких работах на русском языке, также
имеются работы на польском и французском языке. К основным работам
можно отнести:
· Сморчков Андрей Михайлович «Религия и власть в Римской
республике. Магистраты, жрецы, храмы». В данной работе можно
увидеть анализ политических и сакральных полномочий жреческих
коллегий, к тому же в данной работе представлен анализ изменений
особенностей римского жречества;
· Штаерман Елена Михайловна «Социальные основы религии Древнего
Рима». В данной работе автор показывает место религии в системе
ценностей Рима, ее роль в идеологии, воздействие на нее контактов с
другими народами. Особое внимание уделено возникновению
императорского культа;
· Маяк Ия Леонидовна «Рим первых царей. Генезис римского полиса». В
данной работе можно увидеть анализ деятельности Ромула и Нумы
Помпилия, их вклад в развитие жречества и римского полиса;
· Свенцицкая Ирина Сергеевна «Раннее христианство: страницы
истории». В книге особое внимание уделено формированию
христианского вероучения, а также анализу причин укрепления
христианской общины в Риме.
6
ИСТОКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО ЖРЕЧЕСТВА
Появление древних сакральных институтов в Риме, по мнению
античных авторов, происходит в результате царской деятельности, а именно
учредительной. Этот факт отлично укладывается в схему истории Рима,
которая, по мнению опять тех же античных авторов имеет хронологическое
начало, а именно – основание города Ромулом. Однако, во многих случаях,
можно утверждать, что основание жречеств и культов происходило с
первобытнообщинных времен, а дальше, чтобы «выжить», им приходилось
приспосабливаться к абсолютно новым для них условиям. В некоторых
случаях речь идет и об их реорганизации, которую навязывала им
зарождающаяся политическая власть. В античности прекрасно видна борьба
нескольких политических сил, а именно, зарождающейся царской власти и
родоплеменной знати. Не обошла стороной и борьба этих сил за контроль
над жречеством.
В рассказах римских историков можно увидеть то, что цари активно
пытались преобразовать и подстроить под себя некоторые жреческие культы.
Например, Тарквиний Гордый, в своё время, учредил коллегию жрецов
священнодействий, чья была не похожа на структуру древнейших коллегий.
Особое внимание царей привлекали жрецы в куриях. По мнению
Дионисия Галикарнасского Ромул сам создал и обозначил место данной
коллегии. Их сан давался им пожизненно, они были освобождены от военной
службы, в священнодействиях им помогали супруга и ребёнок, а если детей
не было, то жрец сам мог выбрать того, кто будет ему помогать, также Ромул
разделил между куриями надлежащие им священнодействия. Также
Дионисий говорит о том, что Тит Таций учредил во всех куриях священные
столы Юноне, называемой Куритой. Именно с них Дионисий начинает
перечень сакральных мероприятий Нумы.
7
«Нума разделил его на восемь частей в соответствии с разделами
священнодействий. Один род священнодействий он вручил тридцати
курионам, которые, как я сказал, совершают общественные
жертвоприношения за курии»1.
Такие же первобытные корни также прослеживаются у понтификов.
Отличие в том, что их функции определялись самим государством, а именно
царем. Исходя из данных античности, сан понтификов был создан вторым
римским царем Нумой Помпилием. Однако однозначных указаний об их
первоначальном числе нет.
Свидетельства Ливия могут ввести нас в заблуждение, потому что, читая
его труды можно подумать, что коллегии авгуров как таковой не было, а был
человек, который в одиночку исполнял все обязанности: «Затем он (Нума)
избрал понтифика - Нуму Марция, сына Марка, одного из отцов-сенаторов, -
и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам
расписал и назначил2...». Вполне вероятно, что Ливии говорит о верховном
понтифике, который являлся главой коллегии. Обратим внимание, что
Плутарх говорит о том, что изначально главой коллегии был именно Нума:
«Далее Нуме приписывают учреждение должности верховных жрецов
(римляне зовут их «понтификами») и говорят, что первым их главою был сам
царь…3», однако его слова не исключают ту версию, которую выдвигает
Ливий. Но эта версия считается правдивой только в том случае, если
рассматривать вариант того, что царь (Нума) передал часть сакральных
полномочий новому лицу - понтифику. Но сейчас нам гораздо интереснее
рассмотреть отношение царей к коллегии понтификов в царскую эпоху.
Первоначальный же характер понтификов определить крайне сложно.
Интересен тот факт, что слово понтифик происходит от словосочетания
pons+facere, что дословно обозначает мостостроители. Скорее всего, их так
1 Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Том 1.-М.;, 2005.-С.130.
2 Тит Ливий. История Рима от основания города.-М.;, 1989.-С.27-28.
3 Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. - 2-е изд. - М.: «Наука», 1994. -С.82.
8
назвали, потому что их функции заключались в наблюдении за свещенным
мостом, хотя спектр их функций был гораздо шире. Поэтому исследователи,
для того, чтобы объяснить их значимость, искали другое значение этого
слова. Вероятно, изначально они занимали достаточно скромное положение,
потому «мостостроители» действительно было уместно, однако по иерархии
Феста, на пятой позиции был верховный понтифик. До него были: царь
священодействия, фламины Марса, Квирина и Юпитера. Такое положение
коллегии понтификов в этот период обусловлено стремлением царской
власти создать более послушных жрецов, так как другие коллегии, такие как
авгуры были связанны с родоплеменными аристократами. Зачем это нужно
было царю? Да потому что, царь не мог повлиять на родоплеменную
аристократию, а созданные им жрецы находились в непосредственном
подчинении.
«К ним относятся либо ритуалы, чьи названия образованы от самого
обряда или вообще без названия, либо жертвы малоизвестным (в силу
древности) божествам»4.
Участие в таких культах, говорит о том, что это жречество возникло еще в
догосударственный период, и не было учреждено публичной властью. На
них, понтификов, распространялся ряд религиозных запретов: им нельзя
было видеть мертвое тело, ездить на коне, клясться детьми, покидать
Италию. Это позволяет сделать вывод, что реорганизация со стороны
государственной власти с одной стороны, сделала понтификов наиболее
важной жреческой коллегией Рима, а с другой - оттеснила на второй план их
собственные жертвоприношения.
Также реорганизация коснулась и авгуров. Авгур провел ритуал
инавгурации царя Нумы. Исходя из свидетельств Ливия, инавгурацию Нумы
осуществляли именно Авгуры, что говорит об их высоком положении в
4 Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы.-М.;, 2012.-С.203.
9
обществе: «… Птицегадатель-авгур… привел Нуму… и усадил на камень
головой к югу… он (авгур) помолился… и Нума сошел с места уже
царем…5».
«Приглашенный в Рим, он, следуя примеру Ромула, который принял царскую
власть, испытав птицегаданием волю богов касательно основания города,
повелел и о себе воспросить богов. Тогда птицегадатель-авгур, чье занятие
отныне сделалось почетной и пожизненной государственной должностью,
привел Нуму в крепость и усадил на камень лицом к югу. Авгур, с покрытою
головой, сел по левую его руку, держа в правой руке кривую палку без
единого сучка, которую называют жезлом…6».
Позже, царь Нума создал общественную коллегию Авгуров, что
означало официальное признание авгуров. Если говорить о том, как они
выбирались, то они выбирались по трём древним трибам, что тоже указывает
на их родоплеменное происхождение.
Согласно Дионисию, который ссылался на Варрона, «…Ромул не
позволил жречеству ни стать покупным за деньги, ни доставаться по жребию,
но узаконил, чтобы из каждой курии назначались двое мужей старше
пятидесяти лет, выделяющихся среди других происхождением,
отличающихся добродетелью н обладающих солидным достатком…7». Из
этого отрывка, можно сделать вывод, что цари недоверчиво относились к
жрецам. Тарквиний Гордый вовсе запретил священнодействия, которые
совершались жителями сёл и членами курий. Об этом свидетельствуют
следующие строки «он запретил впредь собирать все сходки, на которые
сходились сельчане, члены курии или соседи, и в городе, и на полях, при
исполнении священных обрядов и жертвоприношений8»...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной целью данного исследования являлось создание комплексной
картины положения коллегии авгуров в общей структуре Римского общества
от Республиканского периода до захвата инициативы христианства.
Следует отметить, что римское жречество имеет богатую историю и
давние корни. Возникновение язычества явилось новым рубежом во
всемирной истории, но стоит отметить, что язычество в Риме явно
отличалось от остальных. Если другие религии развивались вглубь, то
римская религия развивалась вширь, включая в свой пантеон богов из других
народов. Количество культов постоянно увеличивалось, боги приобретали
черты иноземных богов, в какой-то степени римская религия являлась
собирательным образом, который развивался и укреплялся не одно столетие.
Культы и жреческие коллегии тоже не стояли на месте и приобретали новые
функции и полномочия, например понтифики, со временем, получили часть
царских полномочий.
Если говорить конкретно об авгурах то, как правило, они, в сфере своей
компетенции, выступали в роли консультантов по сакральным вопросам. Из-
за сложности процедуры гадания ошибались и сами авгуры, что не было
редкостью. Чтобы обнаружить ошибку, совершённую при гадании, нужно
было привлекать авгурские священные книги. При этом нельзя отрицать их
важность для Римского общества. Это подтверждает тот факт, что для того,
чтобы не ошибиться в правильности предсказания магистраты прибегали к
помощи авгуров-специалистов. Судя по отсутствия свидетельств, как таковой
политической активности авгуры не проявляли, но это никак не умаляет их
значения.
33
Однако всё меняется с появлением христианства. Язычество было не в
силах противостоять христианству. Можно выделись несколько причин
поражения. Во-первых, с началом империи в языческой традиции
происходит застой, из-за которого языческая культура впадает в состояние
кризиса. Во-вторых, быстрый рост влияния христианства. В-третьих,
бездействие со стороны жреческих культов. В связи с этим, авгуры, как и
другие коллегии, теряют свою актуальность, по сравнению с другими веками.
Например, в IV веке до Н.Э. авгуры находились в пятёрке самых значимых
должностей Риме, уступая консулу и фламинам. Всё это говорит о том, что
язычество изжило свои возможности, а император быстро нашёл ей замену в
лице христианства.
Обобщая всё вышесказанное, авгуры занимали очень солидное место в
обществе вплоть до империи, однако, с появлением христианства ситуация
меняется, авгуры, как и язычество в целом, в силу своей ограниченности и
слабости, становятся не нужными, как обществу, так и власти. На фоне
молодого и амбициозного христианства язычество стало быстро ослабевать, а
в конце оно было полностью вытеснено из общественной жизни Рима.
34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Валерия Максима изречений и дел достопамятных книг девять. / Пер.
И. Алексеева. СПб, 1772. Кн. 2;
2. Гай Плиний Цецилий Секунд. Естественная история. Книга VII //
Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология».
Ижевск: 2013. Вып. 3;
3. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Том 1- 3.-М.;. 2005;
4. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые
произведения». Науч.-изд. центр «Ладомир», М., 1993;
5. Марк Туллий Цицерон. Диалоги: О государстве; О законах. - М.: Серия
«Литературные памятники», 1994;
6. Марк Туллий Цицерон. Речи в двух томах. Том II (62—43 гг. до н. э.).-
М.;, 1962;
7. Марцеллин Аммиан. Римская история. - СПб.: Алетейа, 1996;
8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах.-М.;, 1994;
9. Сервий. Комментарии к «Энеиде».-М.;, 2001;
10. Тит Ливий. История Рима от основания города.-М.;, 1989;
11. Цельс. Правдивое слово. - М.: Политиздат, 1990;
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова Н.П. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. - М.:
"Просвещение", 1965;
2. Бодянский П. Н. Римские вакханалии и преследование их в VI веке от
основания Рима. - М.: "Либроком", 2012;
3. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т.-М.;, 1991;
4. Боровков П. С. Образ верховного понтифика у Валерия Максима
Правовой статус язычников и языческих культов в Римской империи
IV -VI вв.: законодательство и практика . - Екатеринбург: Издательство
Уральского государственного университета, 2007;
5. Ведешкин М.А. Правовой статус язычников и языческих культов в
Римской империи IV -VI вв.: законодательство и практика . - СПб.:
Квадривиум, 2016;
6. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - СПб.:
Наука, 1997;
7. Зелинский Ф. Ф. Античное христианство. - Краков: 1999;
8. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. - Томск: Водолей, 1996;
9. Зелинский Ф. Ф. Эллинизм и иудаизм. - СПб.: Квадривиум, 2014;
10. Казаков М.М. Языческие религии и христианство в I-III вв. -
Смоленск: Исследования по зарубежной истории, 2000;
11. Кузищин В. И. Император Феодосий Великий и его царствование в
церковно-историческом отношении. - М.: Высшая школа, 2004. - С.
357;
12. Лазарчук Д. А. Мифы и предания Древнего Рима. - М.: Литагент
«Олма Медиа», 2014;
13. Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. - Черкассы: Коллоквиум,
2009;
14. Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса.-М.;, 1983;
15. Моммзен Т. История Рима в 3 томах. – СПб.;, 1994-1995;
36
16. Н. Гроссу. 1600-летие Миланскаго эдикта св. равноапостольнаго
Константина Великаго о свободе христианской веры (313-1913). -
Киев.: Издание Киевскаго Православнаго Религиозно-
Просветительнаго Общества, 1913;
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и
Образование Оникс, 2011;
18. Покровский И. А. История римского права, 3-е издание. Петроград,
1917;
19. Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей в
1054 г.). - Брюссель: «Жизнь с Богом», 1964;
20. Ренан Эрнест Жозеф. Антихрист. - СПб.: Советский писатель, 1991;
21. Рудоквас А. Д. Очерки религиозной политики Римской империи
времени императора Константина Великого. - СПб.: Квадривиум,
2001;
22. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.:
Политиздат, 1987;
23. Сморчков А. М. Авгурский контроль над ауспициями магистратов:
теория и реальность // Античный мир и археология. - 2006. - №12;
24. Сморчков А. М. Жреческие коллегии в Раннем Риме.-М.;, 2001;
25. Сморчков А. М. Определение огрешности ауспиций авгурской
коллегией.- Пермь.;, 1992;
26. Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты,
жрецы, храмы.-М.;, 2012;
27. Тюийе Жан-Поль. Цивилизация Этрусков. - СПб.: Астрель, 2011;
28. Умнов М. И. Современный словарь-справочник. Античный мир. - М.:
Олимп, АСТ,, 2000;
29. Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей. - СПб.:
Общество классической филологии и педагогики, 1885;
30. Холодняк И.И. К надписи Сципиона Барбата // ЖМНП. 1888. Ч. 259
(сентябрь);
37
31. Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. - М.: АСТ, 2004;
32. Чернявский Н. Ф. Император Феодосии Великий и его царствование в
церковно-историческом отношении. - Сергиев Посад: 1913;
33. Шмелева Л. М. Формирование фециального права в древнейшем Риме
(VIII-VI вв. до н.э.). - Ярославль: ЯрГУ, 2012;
34. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.;,
1987;
35. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.-СПб.;, 1890-1907.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.