На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие республиканской формы правления. Президентская, парламентская и смешанная республика. Соединенные Штаты Америки как пример президентской республики. Законодательная и исполнительная власть. Структура конгресса США, его основные полномочия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
на тему: Республика. Понятие и сущность. Основные формы
государственного устройства в зарубежных странах”
Студента 2 курса,
группы ГУП-3.
Минск 2008
Содержание
    Введение
      1. Республиканская форма правления
      1.1 Президентская республика
      1.2 Парламентская республика
      1.3 Смешанная республика
      2. Соединенные штаты америки как пример президентской республики
      2.1 Законодательная власть
      2.2 Структура Конгресса США
      2.3 Полномочия Конгресса
      2.4 Исполнительная власть
      Заключение
      Список использованных источников

Введение

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Главными признаками любой республики является коллективность правления; все высшие органы государственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру, наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону; принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Однако, что касается остальных признаков республики, то я считаю, что их следует, ввиду своеобразия темы, рассматривать в частных случаях различных видов республик.

Данная тема является актуальной только потому, что из 199 государств 156 имеют именно эту форму правления. Уже только за это такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того, ввиду того, что республика, как я уже указывал выше, является формой государственного правления, она обязана быть рассмотрена со всех сторон. Так же следует обратить внимание на тот факт, что республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах-государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно - правово-развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.

Цель моей курсовой работы - изучение такой формы правления, как республика, ее основные признаки и виды.

Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо разрешить следующие задачи:

дать определение республиканской формы правления и раскрыть ее общие признаки;

рассмотреть виды республиканской формы правления;

изучить Соединенные Штаты Америки как пример президентской формы правления;

В соответствии с поставленной целью объектом курсовой работы является понятие республиканской формы правления, и ее отличительные признаки.

Для написания курсовой работы была использована учебная и методическая литература: работы таких авторов, как Арбузкин А.М., Чиркин В.Е., Чудаков М.Ф. и другие, которые рассматривали в своих работах республиканскую форму правления.

1. Республиканская форма правления

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современном мире.

Республика (лат. respublica от rex - дело, publicus - общественный, т.е. "общее дело" или "общественное дело") - форма правления, при которой главой государства является единоличный (крайне редко коллегиальный) президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционным советом после государственного переворота или провозглашается пожизненным президентом. [18, с.170]

Общими признаками республиканской формы правления являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства;

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления окончательно установилась, во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик. [5, с.227]

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает непринадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечению срока полномочий, - словом, когда узурпируется власть. Ниже мы рассматриваем разновидности действительно демократической или по крайней мере либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различия между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

1.1 Президентская республика

Эта форму правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.

Термин "президентская республика" говорит сам за себя: президент играет в республике доминирующую роль. Иногда его называют сильным президентом. [17, с.83]

Президентская республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая, прежде всего, характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной особенностью президентской республики является отсутствие должности премьер-министра.

Основными ее признаками является:

четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей властей, а взаимоотношения между ними строятся на базе принципа так называемых "сдержек и противовесов";

президент - глава государства и исполнительной власти;

президент избирается непарламентским способом - косвенным голосованием избирателей, что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;

президент не имеет права роспуска парламента;

принцип парламентского большинства при формировании правительства не действует. Президент самостоятельно, с минимальным одобряющим участием сената, формирует "правительство", отличающееся от обычного правительства тем, что оно не является органом, принимающим коллегиальные решения; решения принимает президент;

политическая ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;

президент единолично руководит исполнительной властью, должность премьер-министра не предусматривается;

акты президента не подлежат контрасигнатуре;

президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности. [13, с. 202]

Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.

Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи "главой исполнительной власти", он формирует правительство - кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа полномочий важнейшее - это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.

Конгресс является носителем "законодательной власти", но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроля над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в различно рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями.

Как уже говорилось, в большинстве президентских республиках нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если в президентской республике имеется должность премьер-министра (Египет, Перу, Сирия и др.; иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Юридически он возглавляет правительство, но на деле политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят официальные заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).

Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающую к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости. Не следует вообще абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм вне зависимости от их конкретного политического содержания. [17, с.84]

Разновидностями президентской республики являются суперпрезидентская и монократическая республика. Основное их отличие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует конституция. Но эти конституции носят столь же неправовой характер, как и конституция коммунистических государств.

Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:

Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной). В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. Была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель - лидер гражданского переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц (по определенным составам преступления).

Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллегиального органа руководства мятежниками).

Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей.

Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции.

Суперпрезидентские республики в течение длительного времени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не осталось на карте данного континента. В процессе постепенной демократизации политической жизни, укрепление правовых начал государственности был успешно осуществлен переход к президентской форме правления. [12, с.581]

Что касается монократической республики, то она характерна для "молодых" государств (в основном в странах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:

Особый статус главы государства как единого носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.

Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.

Выборы президента, если и проводят, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).

Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента. [11, с.122]

Таким образом, главные достоинства президентской республики состоят в том, что это - относительно простая система командного типа с выраженной персональной ответственностью, а следовательно, обладающая значительными достоинствами с точки зрения эффективности государственного управления.

Недостатки президентской системы являются продолжением ее достоинств: для нее характерна излишняя концентрация власти, что в странах с неустойчивыми традициями демократии чревато сохранением и даже усилением авторитарных черт в политическом режиме (особенно этому способствует соединение поста главы государства и главы исполнительной власти). Кроме того, применение президентской системы в странах со сложными межнациональными, межконфессиональными и внутриконфессиональными отношениями президентская модель не дает адекватного решения проблем организации государственной власти. \

Недостатком президентской системы является и отсутствие должной связи между партийным составом парламента и партийной принадлежностью президента. Это ведет к разбалансировке политической системы и разнонаправленности политических процессов в единой государственной машине, ломаются политические циклы. Если после избрания президента население быстро убеждается в невыполнении обещаний, данных во время президентских выборов, то симпатии избирателей начинают склоняться к другой партии. В результате парламентские выборы, приходящиеся на середину срока президента, выигрывает другая партия. Возникает "разделение правления" между президентом и парламентом, представленными разными партиями. Президент вместо провозглашенной четырехлетней программой начинает менять приоритеты и состав команды, ориентируясь на положении его политической партии на парламентских выборах. В результате вместо ясного четырехлетнего цикла с четко выраженным политическим вектором, получается укороченный цикл с нечетким политическим вектором. [2, с.337]

1.2 Парламентская республика

Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место. Основными признаками парламентской республики являются:

президент является главой государства, но не главой исполнительной власти как в президентской республике. Исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые государственно-властные полномочия для осуществления правительственной политики;

президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия), т.е. его власть производна от парламента;

президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте или его нижней палате. В противном случае правительство может не получить вотум доверия в парламенте (это необходимая процедура для парламентской республики) и не будет сформирована. Члены правительства назначаются президентом по рекомендации главы правительства;

ключевой признак парламентской республики - политическая ответственность правительства перед парламентом, а не перед президентом. Ответственность эта чаще всего солидарная: недоверие главе правительства влечет отставку всего правительства. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;

президент не несет ответственность за деятельность правительства. Она возложена н6а главу правительства;

президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;

в законодательной области президент парламентской республики наделен правом законодательной инициативы, согласованной с правительством; обладает правом промульгировать законы, принятые парламентом;

акты, издаваемые президентом, нуждаются в контрасигнатуре, т.е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность. Без такой подписи акты президента недействительны. В парламентской республике ключевая фигура в государстве - глава правительства. [13, с. 202]

При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный и министериальный.

Парламентская республика, особенно в ее "чистом" виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кобо-Верде в Африке (с 1990 г), Вануату в Океании и др. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в целом меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилилось, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными. [2, с.311]

Парламентская республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на "рационализацию" управления государством. Но в данном случае суть этого управления состоит в усилении исполнительной власти, в частности, в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, ибо это ведет к частой смене правительства и, следовательно, к нестабильности управлением государством. Главная цель "рационализации" - создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, сменилось 60 кабинетов министров со времени окончания Второй мировой войны, т.е. в среднем каждое правительство существовало менее года). С этой целью применяются различные конституционные способы. Действенным способом является также "конструктивный вотум недоверия", предусмотренный первоначально Основным законом Германии, а теперь конституция Венгрии, Польши и даже в монархии Испании. Во-первых, ответственность перед нижней палатой несет не все правительство, а только его глава (премьер-министр, канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства. Во-вторых, парламент имеет право выразить вотум недоверия только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему премьер-министру и предложения о кандидатуре избрания нового премьера. Решение принимается одновременно, и таким образом страна не остается без премьера и правительства. Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, примеры такого рода единоличны.

Главное достоинство парламентской системы обычно видят в наиболее тесной связи с принципом народного представительства. Весь политический спектр страны представлен и структурирован через правительство партийного большинства (политический спектр в этом случае разделяется на партийное большинство и меньшинство). При наличии потребности четкого конструирования политической системы парламентская модель кажется наиболее естественной и воплощающей идеалы партийного правления, в то время как в президентской системе ценность партийного правления отступает на второй план по строению с возможностью набрать для управления высокопрофессиональную команду.

При подлинно многопартийной системе парламентская форма правления обеспечивае и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.