На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Создание Конституции СССР 1936 года: предпосылки ее принятия, разработка и утверждение. Основные положения Конституции: общественное и государственное устройство СССР, органы государственной власти, права и обязанности граждан, избирательная система.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


30
Содержание

Введение
Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г.
1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона
1.2 Разработка и утверждение Конституции
Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г.
2.1 Общественное устройство СССР
2.2 Государственное устройство СССР
2.3 Органы государственной власти
2.4 Права и обязанности граждан
2.5 Избирательная система
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение

Конституция (от лат. constitutio - установление, устройство) - Основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. Она является фундаментом всего законодательства страны, определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан, ключевые положения жизни общества. См.: Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. Советская Энциклопедия.-1981. С. 626 Основной закон государства характеризуется долговечностью и стабильностью в отличие от большинства норм текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу по отношению к этим нормам, так как служит для них правовой базой. Все другие предписания властных органов государства, законы и указы высших должностных лиц обязаны соответствовать конституции. Противоречия, несоответствия и конфронтации с текстом Основного закона государства неправомерны и даже преступны. Это можно подтвердить тем, что конституция является отражением общественных интересов, а изменения ее текста не частое явление. Поправки допустимы лишь при неотложных обстоятельствах и производятся в сложном порядке с четким соблюдением особых процедур. В этом залог долговечности и жизнестойкости большинства конституций, в отличие от гибких конституций, которые могут быть изменены путем принятия обычного закона. Основной закон является важнейшим умиротворяющим фактором для общественных объединений, политических организаций и государственных органов. Он стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. В демократических странах к подобного рода документам относятся чрезвычайно бережно и почтительно, так как в них видят залог устойчивого развития государства. Основной закон - это та правовая модель, которую общество само для себя выбрало, вручив ей свою судьбу. См.: Туманов В. Конституция - школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. №5. С. 2-3

Конституция обычно имеет гуманистическую, правовую и политическую функции. Если они не реализуются, то Основной закон носит более декларативный, даже фиктивный, нежели общественно значимый характер. Каждая новая конституция приносит серьезные перемены в жизнь государства и закрепляет наиболее выдающиеся достижения прошлого. Действительная конституция имеет высокую степень соответствия фактическими отношениям, которые сложились и господствуют в обществе. Она является правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, выражает фактический статус человека и гражданина. Фиктивная конституция не способна полноценно отразить реальное положение дел в стране. Она напоминает скорее не постоянную, а временную, создаваемую на переходный период. См.: Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003. С. 173-182

30-е годы XX века по насыщенности событиями представляют собой эпоху в миниатюре, которая по-разному трактуется и оценивается как учеными и исследователями, так и простыми гражданами страны и зарубежными политическими деятелями. Большое количество недостоверной информации и рознящееся, не совсем адекватное и объективное понимание темы советскими и российскими историками делают данный период сложным к изучению. Существует множество нерешенных вопросов и дискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс. Поэтому основные задачи данной работы:

1. Обзор исторического периода в рамках создания и введения в действие Конституции.

2. Решение вопроса о фиктивности либо действительности Основного закона СССР 1936 г.

3. Определение значимости Конституции для СССР и его граждан и ее роли в создании последующих правовых систем.

Глава I. Создание Конституции СССР 1936 г.

1.1 Предпосылки принятия нового Основного закона

Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество менее значительных и более существенных предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права. Многие положения Конституции СССР 1924 г. не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Назрело множество внутриполитических проблем, не в лучшем состоянии находились международные отношения. Требовалось юридически закрепить огромное число перемен в различных областях жизни страны. Необходимо было снять революционную напряженность в обществе. Страна находилась в поиске путей дальнейшего развития.

В начале 1930-х гг. экономические проблемы, рожденные НЭПом, требовали радикальных преобразований. Дискуссионным был вопрос о социальной базе политического режима. Общество требовало социального замирения. Широкий, но инертный бюрократический аппарат не мог обеспечить стране быстрый экономический прогресс. Репрессивные меры оказывались малоэффективными. В кризисе находились промышленность и сельское хозяйство. Развитие индустрии шло в приказном порядке, продовольственное положение рабочих ставилось в зависимость от соблюдения ими плана и дисциплинарных норм. Курс на «сплошную коллективизацию» серьезно ударил по середняку. Перегибы привели к 1300 мятежам в 1929 г. и к 2500 - 3000 восстаний и бунтов в 1930 г. Трещины в «рабоче-крестьянском» союзе расширялись из-за упадка финансовой системы, рост дефицита бюджета, срыв плановых заданий первой пятилетки заставляли власть задуматься. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. №11. С. 73 Существовала необходимость в поиске надежных внешнеполитических союзников и укреплении государственного авторитета на международной арене. Еще в начале - середине 1920-х годов начался постепенный отход от лозунгов мировой революции в сторону построения коммунизма в отдельно взятой стране.

Согласно официальной идеологии было необходимо создать общество всеобщего равенства. Требовалось ликвидировать эксплуататорские классы, лишив их средств производства. Активно осуществлялся лозунг «Не трудящийся да не ест». Политика ограничения сменилась курсом вытеснения буржуазных элементов во всех сферах хозяйства страны. В периодической печати начала 30-х годов декларировался союз рабочих, крестьян и выросшей из этих классов интеллигенции. Заявлялось об успешном развитии союзных республик и о ликвидации неравенства жителей СССР в хозяйственной и культурной сферах. Секретным решением 1931 г. были ограничены гонения на беспартийных специалистов. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 140-142 Власть действительно шла на уступки обществу. 27 мая 1934 г. была объявлена частичная амнистия и возвращение прав бывшим кулакам. В середине 30-х гг. упраздняются социальные ограничения в области образования для представителей бывших господствующих классов. Новые законы восстанавливают право на наследство и право на имущество по завещанию. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог -1996. №11. С. 74 Советский Союз стал первой в мире страной, где был построен фундамент социализма, что требовало закрепления в Основном законе. Для повышения престижа и авторитета государства во внутриполитической сфере требовалось дать обществу законодательство, которое может принести народу надежду на положительные перемены в их жизни, счастливое будущее для новых поколений. Первоначально эти намерения были совершенно искренними в умах многих политиков, которые находились у вершин власти. Перемены в законодательстве имели своей целью создание совершенного оружия демократии в советском варианте для демонстрации преимуществ социализма перед капиталистическим обществом.

Закономерным продолжением политики либерализации становится решение о внесении изменений в Конституцию 1924 г., а позднее и принятие нового советского Основного закона.

1.2 Разработка и утверждение Конституции

Инициатором изменения Конституции явился Центральный Комитет Коммунистической партии. Создание нового Основного закона было сложным и не одномоментным процессом. 1 февраля 1935 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было высказано предложение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР 1924 г. в направлении дальнейшей демократизации избирательной системы и процедуры выборов, приведения Конституции в соответствие с реалиями общественных отношений. VII Всесоюзный съезд Советов в Москве (28 января - 6 февраля 1935 г.) утвердил эти положения и обязал ЦИК СССР избрать Конституционную Комиссию с целью исправления текста Основного закона. На первом заседании Конституционной Комиссии 7 июля 1935 г. ее председатель И.В.Сталин говорил о необходимости изменений в построении высших органов государственной власти, их названии, об отделении законодательной власти от исполнительной. Фактически декларировался курс на создание по существу новой Конституции. См.: Берхин И.Б. История СССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972. С. 306-308

Для реализации задуманного было создано 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, по судебным делам, по центральным и местным органам власти, народного образования, по труду, обороны, внешних дел и редакционная. Их состав был утвержден в июле 1935 г. Как и было задумано, в октябре были продуманы первые предложения по реформированию Основного закона. Исходя из проекта высший орган государственной власти мыслился под разными названиями: Всесоюзный Совет Народных Депутатов, Совет Депутатов Союза ССР, Верховное Законодательное Собрание. На данном этапе не проводилось различий между высшими органами государственной власти и управления. Во многом повторялись положения Конституции 1924 г.

К 16 января 1936 г. был подготовлен проект раздела «Политические и гражданские права и обязанности работников социалистического общества». В нем закреплялись ранее установленные права, и выдвигался ряд новых: свобода личной и групповой инициативы, свобода научного творчества, право на отдых, на непосредственное управление государством и др.

Судебная подкомиссия рекомендовала провозгласить Верховный Суд СССР высшим судебным органом и органом судебного управления. Были обоснованы основные принципы правосудия и организации судебных органов и прокуратуры СССР.

Много достоинств имел проект правовой подкомиссии. Избирательных прав лишались эксплуататорские элементы, хотя общая концепция новой Конституции исходила из факта уничтожения их как класса. Такое несоответствие привело в дальнейшем к новым изменениям в системе выборов: они стали всеобщими. См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 117-119

К марту 1936 г. подкомиссии представили свои материалы. На их основе был подготовлен «Черновой набросок проекта Конституции СССР», ставший первой редакцией, которая обсуждалась на совещаниях в отделах ЦК ВКП(б) в апреле 1936 года. Вместо разделов были введены главы и сплошная нумерация для всех 146 статей. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 144-145

Работу по доработке и обобщению материала взяла на себя редакционная подкомиссия, в которую входили Я.А. Яковлев, А.И. Стецкий, Б.М. Таль. Она создала в апреле 1936 г. вторую редакцию проекта. Активно содействовал и контролировал процесс секретариат Конституционной Комиссии. Вторая редакция проекта обсуждалась на совещании у И.В. Сталина 17, 18, 19 и 22 апреля, на котором присутствовали члены редакционной подкомиссии. Было внесено множество изменений по вопросам оформления и содержания. Советское государство и общество было провозглашено социалистическим объединением рабочих и крестьян. Изменения коснулись политической основы СССР, личной и государственной собственности, суверенитета союзных республик, высших органов государственной и судебной власти и в меньшей степени прокуратуры и государственного управления. 30 апреля проект был передан членам ЦК ВКП(б). См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 120-124

15 мая 1936 г. состоялось очередное заседание пленума Конституционной Комиссии, рассмотревшей проект, который состоял из 13 глав. Комиссия согласовала основные организационные моменты. См.: Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы. -1957. С. 709 Завершающая работа над дополнениями и поправками продолжалась. Корректировалась роль Верховного Суда СССР и ряд других важных положений будущего Основного закона.

Конституционная Комиссия проводила напряженную работу более года. Совершенно очевидным было то, что первоначальная задумка и окончательный проект радикально отличались. Проект был вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП(б), состоявшегося 1-4 июня 1936 г. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 145 В Резолюции Пленума говорилось об одобрении проекта и целесообразности созыва Всесоюзного съезда Советов для его детального рассмотрения. 11 июня проект был одобрен Президиумом ЦИКа Союза ССР, было принято решение о созыве Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г. и о публикации будущего Основного закона.

Проект новой Конституции был опубликован 12 июня 1936 г. во всех газетах страны. Его всенародное обсуждение стало одним из ярчайших внутриполитических событий 30-х годов. В нем приняло участие не менее 55 % взрослого населения, или около 70 млн. человек. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 74 Наибольшее число предложений населения касалось общественного устройства, прав и обязанностей граждан, принципов избирательной системы, решения национального вопроса, а так же устройства высших органов власти СССР и их деятельности. От населения поступило около 2,5 - 3 млн. дополнений и предложений. Всего в проект было внесено более 40000 поправок. См.: Кабанов В.В. К истории создания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6. С. 125-127 К 21 ноября 1936 г. проект Конституции был одобрен на 165 тысячах пленумов Советов, исполнительных комитетов, депутатских групп, в которых участвовало 3472 тысячи человек. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 146 - 147 Население страны демонстрировало свою заинтересованность в создании демократического Основного закона и веру в положительные перемены, которые он должен принести во все сферы жизни общества. К 4 декабря редакционная работа была полностью завершена.

5 декабря постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР окончательный проект с последними изменениями в 34 статьях был утвержден. См.: Липатов А.А. Савенков Н.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственное издательство юридической литературы.-1957. С. 728

За созданием Конституции активно следил весь западный мир. Проект комментировался ведущими зарубежными политиками и печатными изданиями. Некоторые оценки и мнения были критического характера, но, по признанию многих, по большинству положений Конституция СССР 1936 года стала формально самой демократической в мире. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 148 - 149

Хотя Сталин и был председателем Конституционной комиссии, серьезно повлиял на содержание создаваемого Основного закона, но существенную роль играли и оппозиционные ему политики. Так, важнейший блок по социальным вопросам подготовил Николай Бухарин. «Сталинская» Конституция стала и первоначально являлась новой вехой в развитии не только советской, но и мировой демократии. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75

Глава II. Основные положения Конституции СССР 1936 г.

2.1 Общественное устройство СССР

В новом Основном законе особенно подчеркивается социалистический характер и тип советского общества и государства, основополагающий характер закрепленных отношений и их связь с экономической основой. Достижения революции и такие последующие процессы, как национализация и обобществление эксплуататорского имущества привели к накоплению значительных ценностей. Но на первый план выдвигаются процессы социалистического накопления и достижения общества нового типа, которое формировалось с конца 1920 гг. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 152 - 154 Теперь СССР является социалистическим государством рабочих и крестьян, которые составляют основу общества, что закреплено в государственных символах - флаге и гербе. Вся власть принадлежит Советам депутатов трудящихся, являющимся политическим базисом государства. В качестве экономической основы выступает социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Одновременно Конституция декларирует ликвидацию капиталистической системы хозяйства и частную собственность на достижения социализма. По Основному закону социалистическая собственность - это собственность государства, либо колхозно-кооперативных объединений; она провозглашается господствующей в СССР. Народно хозяйственный план определяет и направляет хозяйственную жизнь в государстве. В статье 12 говорится, что в СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по способности, каждому - по его труду». На первый взгляд - это очень справедливый и правильный социалистический принцип. Но для общества, которое стремилось к построению коммунизма и светлого будущего, он скорее звучит как отход в сторону дореволюционной идеологии. Поэтому рассматриваемый принцип напоминает скорее капиталистическую норму сдельщины, чем социалистическую формулу. Ведь невозможно работать сверх физических сил, поэтому оплата «по труду», а не «по потребностям», ставит на привилегированные позиции немногих ударников производства и бюрократический аппарат. Это можно аргументировать, во-первых, тем, что в капиталистическом обществе таким же образом реализуется принцип сдельной оплаты труда. Во-вторых, такой подход неизбежно ведет к превосходству одной общественной группы над другой, а далее к классовому неравенству, что является серьезным противоречием. Таким образом, можно представить, что либерализация законодательства была направлена не на защиту прав личности и достижений социализма, а на укрепление и усиление господствующего меньшинства.

В-третьих, демократия на практике продолжала иметь классовый характер, но по Конституции она формально стала демократией для всех граждан, так как нетрудящиеся элементы были вытеснены из советского общества. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75 Подобное противоречие между реальной жизнью и положениями Конституции может порождать несогласованность в ключевых принципах. И если данная ситуация была создана разработчиками Основного закона намеренно и не является правотворческой ошибкой, то она способна превратиться в источник угнетения и несправедливости в обществе, что в свою очередь может являться косвенным признаком фиктивности Конституции.

2.2 Государственное устройство СССР

Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. - республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР - союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.

2.3 Органы государственной власти

По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75-76 Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 157 - 158 В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 76 Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР - Совет Союза и Совет Национальностей - являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в сво и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.