На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Становление абсолютной монархии в России. Гражданское законодательство. Табель о рангах. Государственный аппарат и органы управления. Эволюция Боярской Думы. Эволюция Приказов. Специальные органы. Высшие органы власти и управления. Сенат. Приказы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
ПЦК СПО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "История государственного управления в России"
на тему: "Реформы государственного управления Петра I".
Выполнила:
студентка 2 курса
очного отделения
факультета СПО
спец. «ГМУ», гр.2/9
Таунбаева Юлия.
Проверила:
старший преподаватель
Бочкарева Л.В.
Г.УФА 2006
ПЛАН:
Введение
Становление абсолютной монархии в России
Гражданское законодательство
Табель о рангах
Государственный аппарат и органы управления
Эволюция Боярской Думы
Эволюция Приказов
Специальные органы
Высшие органы власти и управления
Сенат
Приказы
Коллегии
Контрольные органы
Военная реформа
Образование Синода. Духовный регламент
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Табель о рангах
Преобразование приказов в коллегии (таблица)
Введение

Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалось государственное и местное управление, у истоков которого стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Вла-димир Красное Солнышко), Ярослав Мудрый и Владимир Моно-мах. История сохранила знаменитую дворцовую тетрадь -- царс-кую кадровую картотеку и другие документы известного рефор-матора государственного управления Ивана IV Васильевича. Ог-ромную роль в реформировании государственной и местной вла-сти и управления сыграли Петр I, Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П. А. Столыпин, СЮ. Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа подняла крестьянскую Россию с колен, создала условия для но-вых радикальных реформ и превращения страны в могуществен-ную мировую державу. Опыт земства содержит немало поучи-тельного для поиска путей развития творческой инициативы, са-моуправления и самоорганизации населения.
Нельзя не учитывать также позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 г., когда в ходе двух революций пре-жние государственные институты, традиции, система государ-ственной службы были заменены новыми. На обломках имперс-кой российской государственности создавалась принципиально иная государственная система, основанная на Советах трудящих-ся, идеологическом и политическом диктате, которая знала свои взлеты и падения. Учатся, как известно, не только на успехах, но и на ошибках.
После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г: принимают-ся меры, чтобы как можно быстрее перейти к новой модели госу-дарственного и местного управления и самоуправления, преобра-зовать и создать заново государственную и муниципальную службу.
Государственная служба в России сформировалась в результате реформ Петра I.
Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы и канцелярии. Именно об этом и пойдет речь в моей работе.
Эта тема меня привлекла своей многоплановостью, разносторонностью и глубиной. На примере этой темы можно рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастание до уровня Великой Державы; становление абсолютизма, а также можно выделить, актуальный на сегодняшний день, аспект этой темы - роль личности в истории.
Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданных им учреждений и большое внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата.
Таким образом, новая система центральных учреждений бала создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. Павленко Н. И. В защиту Петра Великого: Роль реформ в развитии России // Политическое образование. 1989. № 15. С. 93. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Неофициальным главой Сената, состоящего из первых сановников, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положили основание целому институту прокуратуры.
Также мне хотелось бы сказать несколько слов о церковной реформе, осуществленной Петром. Она означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви, которая превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.
Я упомянула практически обо всех моментах, о которых более обстоятельно будет написано дальше, таким образом, целями и задачами моей работы будет подробное описание проведенной Петром I реформы государственного аппарата, то есть я должна буду рассказать о высшем правительственном учреждении - Сенате и его последующей реорганизации, о создании коллегий, разработке регламентационных документов и другом.
1. Становление абсолютной монархии в России

С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками (“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права: “царь указал, и дума приговорила”. Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из “охочих людей” - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.
Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять” Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. - М.: Юридическая литература, 1986. С. 337.
. В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.
Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия.
Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка и внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Для подавления казацко-крестьянского восстания под предводительством С. Разина потребовалось напряжение всех сил государства. Особенно обострились социальные противоречия в XVIII в. Достаточно вспомнить восстания на Дону (под предводительством К. Булавина) в Астрахани в начале века, волнения работных людей на уральских заводах и московских мануфактурах, башкирское восстание и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева, потрясшей самые основы Российского государства.
Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального строя потребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия, усиления власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия (“первого дворянина”). Потребовалась также централизация государственного аппарата и особенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового аппарата, и местного управления.
И только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт фискалов, “всевидящее око” - тайная канцелярия), оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных, вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи - реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений). Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.
2. Гражданское законодательство

Перемены в экономической жизни России во времена Петра, и прежде всего развитие рыночных связей как внутри страны, так и с зарубежными государствами, отрази-лись на правовом регулировании имущественных отношений. Поэтому и в гражданском праве наряду с чисто феодальными правовыми институтами начали появляться нормы, характер-ные для капиталистического хозяйства. Наиболее консерватив-ным оставалось вещное право, обязательственное право стало приспосабливаться к нуждам рынка. Внутри гражданского права зарождается новая отрасль -- торговое право. Нормы его со-здавались в процессе торгового оборота, и часто в основе их лежал обычай. Покровительствуя торговле, государство брало под свою защиту торговые обычаи, складывался так называе-мый обычай торгового оборота, которым регулировался широ-кий круг отношений в торговле. Таким образом, источниками гражданского права являлись и нормативно-правовые акты, и нормы обычного права.
Для российского гражданского права петровского времени был характерен различный статус субъектов гражданско-пра-вовых отношений, обусловленный делением общества на сословия. Развитие капитализма, т.е. прежде всего товарно-де-нежных отношений, не только требует объединения страны в экономическое целое, но и превращает граждан (или поддан-ных) в контрагентов с юридически равными правами. В России этого в то время не произошло. Сословная принадлежность определяла правоспособность субъекта гражданско-правовых отношений. Дворяне обладали наибольшими правами, права духовенства в области имущественных отношений были суще-ственно ограничены. Купцы и предприниматели, хотя и пользо-вались поддержкой Петра I, все же были стеснены в правах на приобретение недвижимости. Так, только Указом 1721 г. ку-печеству было дозволено приобретать к заводам деревни. Наи-более ограниченной была правоспособность крестьян, особен-но владельческих.
Табель о рангах

Приня-тие Табели о рангах свидетельствовало о ряде новых обстоятельств:
1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппа-рата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и вы-слуга стали определяющими для продвижения по службе.
Признак бюрократии как системы управления -- это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по верти-кали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными пред-писаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализа-ция, нормативность, отрицательными -- его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
2. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были под-черкнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавли-вались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов вось-мого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.
3. Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по служ-бе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лест-ницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записы-вались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обуслов-лена пережитками старых принципов службы и основывалась на факти-ческом господстве в аппарате дворянской аристократии.
4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубе-жом. Степень квалификации определялась не только чином, но и обра-зованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (напри-мер, право на вступление в брак).
Абсолютная монархия -- форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидиру-ются старые сословно-представительные институты и происходит макси-мальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не соби-рались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660, 1667, 1682 гг.). Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.
3. Государственный аппарат и органы управления

Эволюция Боярской Думы
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодаль-ных привилегий и последние частновладельческие города.
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» -- прототип кабинета министров; еще одна структура -- Расправная палата, просущество-вавшая до 1694 г.
Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8--14 человек).
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на прин-ципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование ин-струкциям и регламентам) существенно отличались от принципов орга-низации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).
Эволюция Приказов
Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления -- приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. -- 53, в 1684 г. -- 38 приказов. При сокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления, -- к 1682 г. она достигла 300.
В конце XVII в. было произведено укрупнение и объединение отрас-левых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осу-ществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государственной деятельности, что способствовало даль-нейшей централизации управления.
В ходе этого процесса число приказов уменьшалось, но общая численность штата чиновников возросла: если в 40-х гг. XVII в. Приказный аппарат составлял около 1600 человек, то уже в 90-х гг. он возрастает до 4600 человек. В штате центрального московского аппарата в это время было задействовано около 3 тыс. человек. Значительно возросло число младших чиновников, что связано с дальнейшей специализацией в дея-тельности приказов и их ведомственным разграничением.
Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров, новые прин-ципы их формирования закрепила Табель о рангах.
Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с opганами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.
Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вы-теснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. неко-торые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы -- разряды (предшествен-ники будущих губерний).
Специальные органы
Специализация привела к созданию некоторых административных органов, подчиненных непосредственно царю, а следовательно, являвшихся общегосудар-ственными органами. К ним относился Приказ тайных дел (1654 -- 1676 гг.), выполнявший разнообразные функции: хозяйственно-управленческие, контрольные (за местными органами и воеводами), надзорные (за посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение, вставшее над всеми центральными отраслевыми органами управления.
Усиление административной централизации выразилось в мерах организационного и финансового характера. В 1678 г. была проведена новая перепись земель и дворов, в 1679 г. введено подворное обложение и упорядочено взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение сосредоточилось в Приказе Большой казны, возглавившем систему финансовых приказов.
В 1680--1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных окру-гов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рек-рутских наборов и полковых дворов (военно-административных органов).
Высшие органы власти и управления
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1699--1710 гг. -- частичные преобразования в системе высших государственных органов, структуре местного самоуправления, военная реформа;
1710--1719 гг. -- ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой об-ластной реформы;
1719--1725 гг. -- образование новых органов отраслевого управле-ния (коллегий), проведение второй областной реформы, реформы церков-ного управления, финансово-налоговой системы, создание правовой ос-новы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия -- орган административно-финансового контроля за дея-тельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимали участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия мини-стров (в 1711 г.) прекратили свое существование.
Сенат
Сенат образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. По Указу Сенат должен был, основываясь на сущест-вующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового орга-на не был детализирован, это произошло несколько позже -- из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат -- постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-су-дебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторго-вые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В 1714 г. меняется порядок принятия решений -- вместо единогласного достаточно было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.