На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характкрные особенности рынка ценных бумаг. Структура рынка ценных бумаг. Ценные бумаги и их виды. Акции и их виды. Облигации и их виды. Участники рынка ценных бумаг. Российский рынок государственных ценных бумаг.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33

Министерство образования РФ

Муниципальное образовательное учреждение

Воронежский экономико-правовой институт

Курсовая работа

по предмету: «Экономическая теория»

тема: «Рынок ценных бумаг: тенденции и перспективы»


Выполнил:
студент I-го курса экономического факультета (прикладная информатика (в экономике))
Шеменев Евгений А.
Проверила: Останкова Э. Ф.



Воронеж 2005г.

Содержание
Введение…………………………………………………………….……3

1. Характкрные особенности рынка ценных бумаг………….…….4
2. Структура рынка ценных бумаг…………………………….……5
3. Ценные бумаги и их виды………………………………….……..6
4. Акции и их виды…………………………………………….……11
5. Облигации и их виды………………………………………….…23
6. Участники рынка ценных бумаг…………………………….…..29
7. Российский рынок государственных ценных бумаг…….……..31
Заключение…………………………………………………….………..33
Список использованной литературы………………………….………34

Введение

В России после 1917 года рынок ценных бумаг был практически разрушен (в 20-е гг., в период НЭПа, был частично восстановлен).

Существовало лишь некоторое подобие государственных ценных бумаг: облигации государственных займов, носивших принудительный характер. В начале 90-х Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Чтобы в старане существовал развитой рынок ценных бумаг, необходимы такие компоненты, как спрос, предложение, участники, рыночная инфраструктура (коммерчиские банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулирования и саморегулирования. Все эти компоненты были, в основном, созданы лишь к 1994 году. А до этого времени в развитии российского рынка ценных можно выделить несколько особенностей:

1991 г.- начало законотворчества (возрождения) рынка ценных бумаг;

1991-1992 гг. основную роль на рынке играли государственные и банковские ценные бумаги;

1992 г.- решающую роль в создании рынка ценных бумаг сыграла массовая приватизация предприятий;

1992-1995 гг. основная роль на рынке ценных бумаг была отведена корпоративным ценным бумагам.

В работе дается общая характкристика рынку ценных бумаг, его основные компоненты (виды ценных бумаг, участники рынка, виды профессиональной деятельности и т.д.). Особое внимание в курсовой работе уделяется видам и характеристикам таких ценных бумаг, как акции и облигации, а также проблемам и специфике российского фондового рынка в целом.

Цель курсовой работы, изучение теоретических проблем, специфики формирования и развития рынка ценных бумаг в России; определение основных функций и задач, которые позволяют решать проблемы рынка ценных бумаг.

1. Характерные особенности рынка ценных бумаг

В общем виде рынок ценных можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бымаг между его участниками.

В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара, например нефти. Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а товарному рынку в целом. Рынок ценных бумаг - это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.
Классификация видов рынков ценных бумаг имеют много сходств с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают:
международные и национальные рынки ценных бумаг;
национальные и региональные (территориальные) рынки;
рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);
рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
рынки первичных и производных ценных бумаг.
Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические, которые отличают его от других рынков. К общерыночным функциям относятся такие, как:
-коммерчиская функция, т.е. функция, обеспечивающая получение прибыли от операций на данном рынке;
-ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;
-информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;
-регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующее:
-перераспределительную функцию;
-функцию страхования ценовых и финансовых рисков.
Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:
-перераспределение денежных средств между отрослями и сферами рыночной деятельности;
-перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
-финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.
Функция срахования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.
2. Структура рынка ценных бумаг

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценных бумаг, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг необходимо выделять рынки:
-первичный и вторичный;
-организованный и неорганизованный;
-биржевой и внебиржевой;
-традиционный и компьютеризованный;
-кассовый и срочный;
торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:
-отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;
-полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания (роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов).
Кассовый рынок ценных бумаг (иностранное название: «кэш» - рынок, или «спот» - рынок)- это рынок немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней. Срочный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего со сроком исполниия 3 месяца.

3. Ценные бумаги и их виды

В первой части Гражданского кодекса РФ (статья 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Весь товарный мир делится на две группы: собственного товара (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами и капиталом, т.е. деньгами, которые приносят новые деньги. Всегда имеется потребность в передаче денег от одного лица (юридического или физического) к другому. Практика рынка выработала два основных способа указанной передачи денег- через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг. Например, нужен товар и надо заплатить за него, а денег по какой-либо причине нет (нет наличных денег, нет денег на счете). Или, наоборот, нужны деньги для производства товара при отсутствии его самого, например когда товар находится в пути, или он еще не произведен, или его нет в момент заключения сделки (находится на складе).
В условиях рынка его участники вступают между собой в многочисленне отношения, в том числе по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом фиксируются, оформляются, закрепляются.
Ценная бумага- это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Последняя позволяет отделить собственность на капитал от самого капитала и соответственно включить последний в рыночный процесс в таких формах, в каких это необходимо для самой экономики.
В форме ценной бумаги могут фиксироваться любые общественно значимые права, если они имеют экономическую (денежную) оценку.
Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:
-перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами: группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т.п;.
-предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т.п.;
-обеспечивает получение дохода на капитал и (или возврат самого капитала и д.р.)
Как любая экономическая категория, ценная бумага имеет соответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные. Рыночные характеристики включают: форму владения, выпуска, характер обращаемоти и степени риска вложений в данную ценную бумагу, форму выплаты дохода и др.
Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Ее главное свойство- это возможность обмена на деньги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчетах, быть предметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и т.д.
Существование в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:
I класс- основные ценные бумаги;
II- класс- производные ценные бумаги.
Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.
Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.
Вторичные ценные бумаги-это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг.
К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.).
Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг.
Классификации ценных бумаг - это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи.
Классификации видов ценных бумаг - это группировка ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. Ценная бумага, как уже указывалось, обладает определенным набором характеристик (признаков).
Временные характеристики:
срок существования ценной бумаги (когда выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно);
происхождение (ведет ли начало ценная бумага от своей первичной основы (товар, деньги) или от других ценных бумаг);
Пространственные характеристики:
национальная принадлежность (ценная бумага отечественная или другого государства, т.е. иностранная);
Рыночные характеристики:
форма выпуска (эмиссионная, т.е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или неэмиссионная (индивидуальная));
форма собственности и вид эмитента, т.е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу (государство, корпорации, частные лица);
уровень риска (высокий, низкий и т.п.);
наличие дохода (выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет);
форма вложения средств (инвестируются деньги в долг или для приобретения прав собственности);
В соответствии с перечисленными характеристиками (признаками) ценной бумаги можно составить следующую классификацию (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификационный признак
Виды ценных бумаг
Срок существования
срочные, бессрочные
Происхождение
первичные, вторичные
Форма существования
бумажные или документарные
Национальная принадлежность
Отечественные, иностранные
Порядок владения
предъявительские, именные
Форма выпуска
эмиссионные, неэмиссионные
Форма собственности
государственные ценные бумаги, негосударственные ценные бумаги
Характер обращаемоти
рыночные или свободнообращающиеся, нерыночные
Уровень риска
безрисковые и малорисковые, рисковые
Наличие дохода
доходные, бездоходные
Форма вложения средств
долговые, владельческие долевые
Экономическая сущность (вид прав)
акции, облигации, векселя и д.р.
Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются: акция, облигация, банковский сертификат, вексель, чек, варрант, опцион.
Срочные ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:
- краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года:
- среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5--10 лет;
- долгосрочные, имеющие срок обращения до 20--30 лет.
Бессрочные ценные бумаги -- это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют «вечно» или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги.
Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя.
Именная ценная бумага -- это ценная бумага, имя владельца которой зафиксировано на ее бланке и (или) в ее реестре собственников, который может вестись в обычной документарной и (или) электронной формах.
Предъявительская ценная бумага -- это ценная бумага, имя владельца которой не фиксируется непосредственно на ней самой, а ее обращение не нуждается ни в какой регистрации.
Ордерная ценная бумага сочетает в себе одновременно черты и одних и других. Такая бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента)
Государственные ценные бумаги -- это обычно различные виды облигаций. Негосударственные ценные бумаги -- это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами.
Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги являются нерыночными.
Деление ценных бумаг на долговые и владельческие долевые в своей основе отражает два возможных способа использования денежных средств: либо для приобретения какого-либо актива в собственность, либо во временное пользование. Если ценные бумаги выпускаются на ограниченный срок с последующим возвратом вложенных денежных сумм, то они являются долговыми бумагами. Это облигации, векселя и др. Владельческие ценные бумаги дают право собственности на соответствующие активы. Это -- акции, варранты, коносаменты и др.
По уровню риска виды ценных бумаг располагаются следующим образом исходя из принципа: чем выше доходность, тем выше риск, и чем выше гарантированность ценной бумаги, тем ниже риск (рис. 1.1.).

Рисунок 1.1 Зависимость дохода и риска
Эмиссионные ценные бумаги выпускаются обычно крупными сериями, в больших количествах, и внутри каждой серии все ценные бумаги абсолютно идентичны. Это, обычно -- акции и облигации.
4. Акции и их виды
Под акцией обычно понимают ценную бумагу, которую выпускает акционерное общество при его создании (учреждении), при преобразовании предприятия или организации в акционерное общество, при слиянии (поглощении) двух или нескольких акционерных обществ, а также для мобилизации денежных средств при увеличении существующего уставного капитала. Поэтому акцию можно считать свидетельством о внесении определенной доли в уставный капитал акционерного общества. В Законе «О рынке ценных бумаг» акции дается следующее определение: «Акция -- эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Держателей (акционеров) можно разделить на:
-физических (частных, индивидуальных);
- коллективных (институциональных);
- корпоративных.
В России пока трудно определить (из-за отсутствия статистических данных) преобладающую группу инвесторов. Можно предположить, что пока основная масса -- это индивидуальные инвесторы, получившие акции при приватизации государственных предприятий.
К выпуску акций эмитента привлекают следующие положения:
- Акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал, вложенный в покупку акций. Покупка ими акций рассматривается как долгосрочное финансирование затрат эмитента держателями акций.
- Выплата дивидендов не гарантируется.
-Размер дивидендов может устанавливаться произвольно независимо от прибыли. Даже если имеется чистая прибыль, акционерное общество может всю прибыль направить на развитие производства и не выплачивать дивидендов.
Получив денежные средства за счет размещения выпущенных акций, эмитент имеет возможность использовать их для формирования производственных и непроизводственных основных и оборотных фондов.
Инвестора в акциях привлекает следующее:
1. Право голоса в обмен на вложенный в акции капитал. Акционер получает возможность принять участие в управлении.
2. Право на доход, т.е. на получение части чистой прибыли акционерного общества в форме дивидендов.
3. Прирост капитала, связанный с возможным ростом цены акций на рынке. По существу, это является основным мотивом приобретения акций, особенно в России в настоящее время.
4. Дополнительные льготы, которые может предоставить акционерное общество своим акционерам. Они принимают форму скидок при приобретении продукции, производимой акционерным обществом, или пользовании услугами (льготный проезд, льготные цены за проживание в гостинице и т.д.).
5. Право преимущественного приобретения новых выпусков акций.
6. Право на часть имущества акционерного общества, остающегося после его ликвидации и расчетов со всеми иными кредиторами.
Акции обладают следующими свойствами:
- акция -- это титул собственности, т.е. держатель акции, является совладельцем акционерного общества с вытекающими из этого правами;
- она не имеет срока существования, т.е. права держателя акции сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;
- для нее характерна ограниченная ответственность, так как акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества. Поэтому при банкротстве инвестор не потеряет больше того, что вложил в акцию;
- для акции характерна неделимость, т.е. совместное владение акций не связано с делением прав между собственниками, все они вместе выступают как одно лицо;
акции могут расщепляться и консолидироваться. При расщеплении одна акция превращается в несколько. Эмитентом это свойство акций может быть использовано для уменьшения предложения акций данного вида. При расщеплении не изменяется величина уставного капитала.
При номинальной стоимости в 1000 руб. выпускаются 4 новых, поэтому номинальная стоимость новых акций становится равной 250 руб. У акционеров изымаются старые сертификаты и выдаются новые, в которых указывается, что они владеют большим числом акций.
При консолидации число акций уменьшается, что может привести к росту их рыночной цены. Но минимальная стоимость возрастает, а размер уставного капитала остается прежним. Владельцы акций также получают новые сертификаты взамен изымаемых, в которых будет указано меньшее число новых акций.
Согласно существующим нормативным документам бланки акций должны содержать следующие реквизиты:
1) фирменное наименование акционерного общества и его местонахождение;
2) наименование ценной бумаги -- «акция»;
3) ее порядковый номер;
4) дату выпуска;
5) вид акции (простая или привилегированная);
6) номинальную стоимость;
7) имя держателя;
8) размер уставного фонда на день выпуска акций;
9) количество выпускаемых акций;
10) срок выплаты дивидендов и ставка дивиденда только для привилегированных акций;
11) подпись председателя правления акционерного общества;
12) место печати, предприятие-изготовитель бланков ценных бумаг.
Кроме того, возможно указание регистратора и его местонахождение и банка-агента, производящего выплату дивидендов.
Акция может быть выпущена как в документарной (бумажной, материальной) форме, так и в бездокументарной форме -- в виде соответствующих записей на счетах. При документарной форме выпуска акций возможна замена акции сертификатом, который представляет собой свидетельство о владении названным в нем лицом определенного количества акций. При полной оплате акций акционер получает один сертификат на все количество приобретенных им акций. Сертификат акций должен содержать те же реквизиты, которые характерны для акции, а также указание на количество акций, которые принадлежат владельцу (акционеру). В некоторых нормативных документах сертификат акций относят к ценным бумагам, хотя это утверждение довольно спорно и может усложнить обращение ценных бумаг, привести к одновременному обращению как акций, так и их сертификатов.
В зависимости от порядка владения (способа легитимации) акции могут быть именными и на предъявителя. Согласно Федеральному закону об акционерных обществах «все акции общества являются именными». Это предполагает, что владелец акции должен быть внесен в реестр акционерного общества.
Закон «О рынке ценных бумаг» разрешает выпуск акций на предъявителя в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
В связи с тем, что акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми, следует различать выпускаемые ими акции. Их различие состоит в том, что акции открытых акционерных обществ могут продаваться их владельцами без согласия других акционеров этого общества. При реализации акций закрытого акционерного общества необходимо учитывать, что его акционеры имеют преимущественное право их приобретения. При этом срок реализации этого права не может быть менее 30 дней, но и не более 60 дней.
Кроме того, следует иметь в виду, что акции закрытых акционерных обществ могут выпускаться только в форме закрытой подписки и не могут быть предложены для приобретения неограниченному кругу лиц.
Открытое же акционерное общество может проводить как открытую, так и закрытую подписку на выпускаемые акции.
Акции акционерного общества можно разделить на размещенные и объявленные. Размещенными считаются акции, уже приобретенные акционерами. Объявленными являются акции, ко и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.