На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Права, свободы человека, народовластие; разделение властей, местное самоуправление, много форм собственности и экономической деятельности; идеологический и политический плюрализм; органы государственной власти и правовой системы в каждом субъекте РФ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 2
      1. Основная часть 3
        1.1. Человек, его права и свободы - высшая ценность 3
        2.2. Народовластие 10
        2.3. Разделение властей 14
        2.4. Местное самоуправление 20
        2.5. Многообразие форм собственности и экономической деятельности 24
        2.6. Идеологический и политический плюрализм 28
        2.7. Наличие органов государственной власти в субъектах РФ 34
        2.8. Наличие собственной правовой системы в каждом субъекте РФ 37
    Заключение 39
    Библиографический список 40
    Сноски 43

Введение

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство.

Как заметил Дзодзиев В., "современная модель демократического государства в России базируется на ряде основополагающих элементов и принципов" . Среди таких принципов выделяют следующие: человек, его права и свободы - высшая ценность; народовластие; разделение властей; местное самоуправление; многообразие форм собственности и экономической деятельности; идеологический и политический плюрализм; наличие органов государственной власти в субъектах РФ; наличие собственной правовой системы в каждом субъекте РФ.

Выбранную мной тему исследовали разные ученые, однако следует

остановиться только на некоторых из них. В частности, Воеводин Л.Д. посвятил свою монографию вопросу о юридическом статусе личности в России. В работе заслуженного деятеля науки РФ, профессора Пылина В.В. исследуются правовые основы и принципы осуществления народовластия в системе местного самоуправления на современном этапе. С позиций политической социологии в монографии Парникеля Ю.Л. рассмотрены основные итоги реформирования социально-политической системы в России, а также анализируется роль объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс становления плюралистических отношений в политике.

Целью данной курсовой является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше принципов демократического государства; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных принципов.

1. Основная часть

1.1. Человек, его права и свободы - высшая ценность

Конституция РФ (ст.2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Обладателями этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ.

Согласно ч.1 ст.17 в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (К. РФ). В связи с этим возникает вопрос об источниках общепризнанных принципов и норм международного права, определяющих права и свободы человека и гражданина. Таковыми являются: Всеобщая декларация прав человека от 10.12. 1948, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12. 1966, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12. 1966 и Декларация прав и свобод человека и гражданина в РСФСР от 22.11. 1991.

Права и свободы человека реализуются на основе равноправия. В ст. 19 К. РФ выделены 3 его аспекта: равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины.

Также правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека, недопустимости ограничения прав и свобод. К. РФ (ч.2 ст.55) закрепляет, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Все конституционные права и свободы делятся на личные и позитивные (публичные), т.е. политические, экономические, социальные и культурные.

Среди личных прав основополагающим является право на жизнь (ст. 20 К. РФ). Провозглашая это право, Международный пакт о гражданских и политических правах отмечает, что оно есть "неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (п.1 ст.6).

Право на жизнь имеет каждый - от рождения до самой смерти. Установление временных и биологических границ жизни представляет собой сложную проблему, над которой в течение многих лет работали ученые и практики самых разных специальностей и которая в разное время получала различное разрешение. Нынешний уровень медицинской науки позволил записать в ст.9 Закона РФ от 22.12. 1992 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", что заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга. Этим критерием должны руководствоваться, в частности, медицинские работники, решая вопросы, связанные с необходимостью продолжения или прекращения лечения, с ампутацией тех или иных органов и т.д.

Другим не менее важным правом является право на охрану государством достоинства личности (ст.21 К. РФ). Как отмечает Безлепкин Б.Т., "достоинство - этическая категория, которая связывается с ценностью человека и осознанием им этой ценности" [2].

Достоинство неотчуждаемо, его нельзя никому передать, можно только уронить, т.е. унизиться самому. Посягательство на достоинство человека и гражданина со стороны других лиц - это всегда намерение унизить его. Типичным примером такого посягательства является оскорбление.

Международный пакт о гражданских и политических правах указывает, что "никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию" (ст.7).

К. РФ выделяет и такие личные права, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

Важным среди личных прав является свобода передвижения. К. РФ отмечает, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

На основе данной нормы был принят Закон РФ от 25.06. 1993 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Закон установил регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (ст.3). Регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел и то, что право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ может быть ограничено: в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия и т.д.

Также Закон защищает право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.

К. РФ признает право каждого, кто законно находится на 6

территории РФ, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Согласно ФЗ от 15.08. 1996 "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", "гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим ФЗ". Также он не может быть лишен права на въезд в РФ. Данный ФЗ определяет порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ и т.д.

В отличие от основных личных прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, а политические - гражданам.

Среди политических прав К. РФ выделяет свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова, массовой информации, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право участвовать в отправлении правосудия.

К. РФ (ч.1 ст.30) устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституционное право каждого на объединение является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов [3]. В комментируемой статье ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч.3 ст.13 К. РФ2. Ч.4 ст.13 закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом.

Ст.31 К. РФ указывает, что граждане РФ имеют право собираться

мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Закрепленное в комментируемой статье право предоставляет гражданам широкие возможности для обмена мнениями по самым разным вопросам жизни общества. Публичные мероприятия широко используются партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления требований органам власти, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Различные публичные мероприятия имеют существенное значение для проведения предвыборных кампаний. [4]

В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина в РСФСР осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Конституцией закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах.

Законодательством РФ урегулирован судебный порядок рассмотрения жалоб. Судебная защита прав и свобод гражданина - "институт конституционного права, представляющий собой правовой механизм реализации обязанности государства обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в К. РФ" [5].

Закон РФ от 27.04. 1993г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" определил, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд; установил действия, которые могут быть обжалованы в суд; сроки обращения в суд с жалобой; порядок рассмотрения жалобы; виды решений суда; исполнение решения суда.

Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Существует специальная должность - Уполномоченный по правам человека в РФ. Согласно ФКЗ от 26.02. 1997 "Об Уполномоченном по правам человека в РФ", Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (ст.15). Уполномоченный при осуществлении своих полномочий неподотчетен и независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Если же исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 К. РФ). Поэтому предусмотрена особая должность - Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека. Он в своей деятельности подотчетен Президенту РФ и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией РФ по делам Совета Европы. Указ Президента РФ от 29.03. 1998 " Об Уполномоченном РФ при Европейском суде по правам человека" содержит функции и полномочия Уполномоченного, а также обеспечение деятельности Уполномоченного.

Экономические, социальные и культурные права касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная 9

экономическая деятельность, собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций:

1. законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, т.е. правил, по которым осуществляется экономическая деятельность;

2. поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.д.) и мер властного, внеэкономического характера, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;

3. недопущение соединения в руках органов публичной власти, т.е. государственной власти или местного самоуправления, двух направлений деятельности - присущего им осуществления властных полномочий с характерной для предприятий хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли в той или иной форме, за исключением случаев, когда это прямо и обоснованно допускается законом.

К. РФ закрепляет, что в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч.1 ст.8). При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34). Нарушение единства экономического пространства в форме создания зональных или региональных более или менее изолированных рынков определенных товаров представляет собой явную форму частичного экономического сепаратизма или нарушения целостности государства, а также равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

Важным правом в К. является право на труд. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что "каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы…" (ч.1 ст.23). Свободный труд невозможен, если государство исходит из принципа всеобщности труда, устанавливая в Конституции и законах обязанность каждого трудиться, а за ее невыполнение вводит административную и уголовную ответственность. Как известно, в нашей стране такой подход существовал до 21.04. 1992. Сейчас в К. РФ нет нормы о всеобщей обязанности трудоспособных граждан трудиться.

Среди культурных прав в К. РФ выделяются право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст.43-44). Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах установил, что "образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и осознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам" (ч.1 ст.13).

ФЗ от 13.01. 1996 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" указывает, что РФ провозглашает область образования приоритетной (ст.1).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

Таким образом, основные права и свободы являются для человека условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления обществом, а также социальной и экономической предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

2.2. Народовластие

Народовластие является одним из основополагающих элементов демократии в ее современном понимании. В современном обществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов и органов местного самоуправления, свободу и равенство граждан, разделение властей, конституционализм, неотчуждаемость прав человека, а также идеологическое и политическое многообразие.

К. РФ провозглашает, что народ РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти (ч.1 ст.3). В данном положении даны понятия "суверенитет народа" и "народовластие".

В науке конституционного права различают 3 вида суверенитета: государственный, национальный и народный. Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере: "1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.2.К. РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ.3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ст.4 К. РФ).

С возникновением государства возникает и государственная власть. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого аппаратом принуждения, который является частью государственного аппарата.

Национальный суверенитет есть полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни. Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее 13

самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил. В.В. Пылин в своей работе ссылается на Мишина Н.Г., Фабера И.Е., Скуратова Ю.И., которые определяли народный суверенитет как "политико-правовое свойство (качество) народа, выражающееся в его верховенстве и полновластии в обществе и государстве" [1]

Народный суверенитет принадлежит не отдельным частям населения, а российскому многонациональному народу в целом, поэтому любые сепаратистские решения и действия окажутся в противоречии с К. РФ. В конституционном праве под понятием "народ" понимаются все граждане данного государства, которые образуют единую социально-экономическую и политическую общность. Употребляемое в К. РФ выражение "многонациональный народ" обозначает: совокупность граждан России; объединение всех населяющих РФ народов (этносов), других этнических общностей.

"Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ч.2 ст.3). В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию.

Представительную демократию осуществляет не народ непосредственно, а органы, действующие по поручению народа, представляющие его: избираемые народом органы государственной власти - как коллегиальные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, носящие различные наименования парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.), так и единоличные (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т.д.), а также органы местного самоуправления.

Осуществляемое органами государственной власти представительство от имени народа имеет ряд степеней: первая (органы, прямо избираемые народом, - например, Государственная Дума), вторая (органы, образуемые представительными органами первой степени, - н например, Уполномоченный по правам человека), третья (например, половина состава Счетной палаты, формируемая Советом Федерации, который в свою очередь относится к органам второй степени) и т.д.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы" (ч.3 ст.3).

ФЗ от 12.06. 2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" устанавливает виды референдумов и выборов. Согласно данному ФЗ, существуют референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум (ст.15). Среди выборов различают выборы органов гос. власти, органов местного самоуправления, депутатов (ст.8).

В соответствии с ФКЗ от 10.10. 1995 "О референдуме РФ", референдум - это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории РФ.

На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой К. РФ.

Вопросы, выносимые на референдумы, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Так, например, вопросы об образовании в составе РФ нового субъекта в соответствии с ФКЗ от 17.12.01 "О порядке принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта" подлежат вынесению на референдум заинтересованных субъектов РФ (ст.11).

При проведении референдумов используется русский язык как государственный язык РФ и государственные языки республик в составе РФ, языки народов РФ.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа с помощью выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах, органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Свободные выборы - важнейшая, широко применяемая форма непосредственной демократии, в итоге которой граждане формируют выборные органы государственной власти, в своей деятельности осуществляющие представительную демократию.

Свобода выборов выражается в том, что избиратели обладают полной возможностью по собственной воле, без всякого принуждения участвовать в выборах, включая выдвижение кандидатов, сбор подписей в их поддержку, агитацию и голосование за или против кандидатов.

Общие конституционные предписания, относящиеся к выборам и содержащиеся в ст.2 и ст.32 К. РФ, конкретизированы в ст.81, предусматривающей срок избрания Президента - 4 года и принципы избрания.

В ФЗ от 10.01. 2003 "О выборах Президента РФ" установлен порядок

избрания Президента. А в ФЗ от 20.12. 2002 "О выборах депутатов Гос. Думы ФС РФ" установлен порядок избрания депутатов Гос. Думы ФС РФ.

К. РФ в ч.4 ст.3 устанавливает, что "никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

Положения ч.4 данной статьи можно рассматривать как определенные выводы на будущее из опыта борьбы за подлинное народовластие в нашей стране. Конституционной может быть признана только такая власть, органы которой, порядок их создания, их правомочия и порядок деятельности не только прямо определены К. и основанными на ней законами, но на практике соответствуют конституционным требованиям. С этой точки зрения были противоправны многочисленные самозваные "белые", "красные" и т.п. власти, создававшиеся в годы гражданской войны в различных местностях, опиравшиеся на насилие, поддержку незначительного, но активного антидемократического меньшинства.

Конкретные формы ответственности за такие преступления определены, в частности, Законом РФ от 9.10. 1992 "Призывы к насильственному изменению конституционного строя", предусматривающего наказание за публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя или захвату власти.

2.3. Разделение властей

Одним из важнейших принципов демократического государства является принцип разделения властей.

Еще Шарль Монтескье считал, что власть должна принадлежать различным органам государства; сосредоточение властных полномочий в руках одного органа государства недопустимо: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой гос. строй, при котором никто не будет понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет" [7].

В РФ данный принцип был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12.06. 1990, где указывается, что "разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" (ст.13).

К. РФ в ст.10 определяет, что "государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", а также то, что "органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Поэтому, разделение властей означает не только распределение, демонополизацию власти, но и реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимосотрудничества.

Органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные. Федеральное Собрание РФ - федеральный законодательный и представительный орган РФ. Все другие законодательные органы являются региональными.

В соответствии со ст.94, 99 Федеральное Собрание РФ является Парламентом РФ, постоянно действующим органом.

Из определения Федерального Собрания как парламента РФ следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа России, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в РФ, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль над исполнительной властью посредством форм и способов, определенных К. РФ и соответствующими ей федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.95, Федеральное Собрание (ФС) состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Двухпалатная структура парламента, в частности, получила значительное распространение в мире благодаря двум своим преимуществам: возможность обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль, и возможность оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

Назначение и порядок формирования Совета Федерации определен ст.102 К. РФ, согласно которой следует, в частности, указать, что к ведению СФ относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ (п. "а"), назначение выборов Президента РФ (п. "д"), отрешение Президента РФ от должности (п. "е"), назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (п. "ж") и т.п., а также таким документом, как ФЗ от 5.12. 2000 "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ".

Порядок формирования и назначение Государственной Думы (Гос. Думы) определяется К. РФ и Регламентом Гос. Думы ФС РФ.

Гос. Дума состоит из 450 депутатов (ч.3 ст.95 К. РФ), а также избирается сроком на четыре года (ч.1 ст.96 К. РФ).

К ведению Гос. Думы, согласно ст.103 К. РФ, относятся, в частности, дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. "а"), решение вопроса о доверии Правительству РФ (п. "б"), назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (п. "д"), объявление амнистии (п. "е"), выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (п. "ж") и т.п.

К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ; министерства, гос. комитеты и ведомства при Правительстве РФ; президенты и главы администраций субъектов Федерации, их министерства, правительства, гос. комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ (ч.2 ст.77 К. РФ). Так, ст.78 закрепляет положения о территориальных органах исполнительной власти и назначаемых должностных лицах (ч.1), о заключении соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ч.2), и т.д.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные (Правительство РФ и т.д.) и субъектов Федерации (президенты и главы администраций субъектов и т.д.).

По характеру полномочий среди органов исполнительной власти выделяют органы общей компетенции (Правительство РФ и т.д.) и органы специальной компетенции (министерства, гос. комитеты и т.д.).

Также различают коллегиальные (Правительство РФ и правительства субъектов РФ) и единоначальные (министерства и т.д.) органы исполнительной власти.

Положение Правительства РФ как высшего исполнительного органа гос. власти РФ обеспечивается его полномочиями, закрепленными в К. РФ и в ФКЗ от 17.12. 1997 "О Правительстве РФ".

В своей деятельности Правительство РФ "руководствуется принципами верховенства К. РФ, ФКЗ и ФЗ, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина" (ст.3 ФКЗ).

Правительство РФ реализует свои полномочия в следующих сферах: в сфере экономики (ст.14 ФКЗ); в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (ст.15 ФКЗ); в социальной сфере (ст.16 ФКЗ); в сфере науки, культуры, образования (ст.17 ФКЗ); в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст.18 ФКЗ); в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, и т.д.

Важным указанием в К. РФ является то, что Правительство РФ перед вновь избранным Президентом РФ слагает свои полномочия (ст.116), а также может подать в отставку (ч.1 ст.117).

Органами судебной власти в РФ являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, суды субъектов РФ.

Организация судебной власти и основные принципы деятельности судов в РФ закреплены в К. РФ и в ФКЗ от 31.12. 1996 "О судебной системе РФ".

В демократических обществах именно на правосудие возложена миссия защиты конституционных прав и свобод граждан. В этом смысле суды всех видов выполняют две важнейшие и взаимосвязанные функции - правозащитную и правовосстановительную, которые не могут быть выполнены в полном объеме другими правоприменяющими органами.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей (п.2 ст.1 ФКЗ). Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п.3 ст.1 ФКЗ).

Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст.125 К. РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ установлены ФКЗ от 21.07. 1994 "О Конституционном Суде РФ".

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 К. РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.127 К. РФ).

Нормы о Верховном Суде РФ и о Высшем Арбитражном Суде РФ содержатся в Указе Президента РФ от 19.08. 1996 "Об обеспечении деятельности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ", а также в ФКЗ от 28.04. 1995 "Об Арбитражных Судах в РФ", в котором установлены полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, разделение властей не уничтожает единства демократической государственной власти. Оно реально существует прежде всего на уровне народовластия, прямого или представительного, выражаемого также всеми разделенными властями. Кроме того, оно существует в форме взаимодействия, взаимного контроля, "сдержек и противовесов" между самостоятельными властями.

Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть - обычно глава государства - утверждает и публикует принятые парламентом законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т.д., участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей. Судебная власть толкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания не соответствующими Конституции, а иные правовые акты - законам и лишить их юридической силы, контролируя в этом смысле законодательную и исполнительную власти, а отчасти - и участвуя в их осуществлении.

Судебная власть осуществляет правосудие, применяя законы, а нередко и Конституцию при решении конкретных дел.

В условиях разделения властей население может непосредственно и через своих представителей активнее участвовать в процессе принятия государственных решений, чем при доминировании одной из властей или устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая предпосылка формирования правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод гражданина.

2.4. Местное самоуправление

Местное самоуправление (МС) занимает важное место в системе современных общедемократических преобразований государственности и общественного устройства России. По словам Пылина В.В., "оно содержит в себе значительный потенциал социальной энергии, активизации человеческого фактора, улучшения жизни населения"1.

Основные принципы МС получили закрепление в К. РФ (ст.3, 12, 15, гл.1, гл.8), в ФЗ от 6.10. 2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

К. РФ указывает, что "в РФ признается и гарантируется МС. МС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МС не входят в систему органов гос. власти" (ст.12).

Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных К. РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (п.2 ст.1 ФЗ).

Действующее законодательство и практика предоставляют широкий круг форм для осуществления МС через муниципальные органы и их должностных лиц. Среди этих форм выделяются следующие: народная правотворческая инициатива, наказы избирателей, письменные и устные обращения граждан в органы местного самоуправления, отчеты органов и должностных лиц МС перед населением, митинги, демонстрации, местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов), опрос граждан, сходы граждан.

Органам МС, структура которых определяется населением самостоятельно, принадлежит ведущая роль в осуществлении МС.

Что же понимать под понятием "органы МС"? ФЗ в п.2 ст.3 включает в это понятие избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако ученый Пылин В.В. не согласен с таким определением и утверждает, что "представляется целесообразным органами МС именовать только относительно самостоятельные органы, наделенные собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, такие, например, как представительный орган, исполнительно-распорядительный орган, муниципальная избирательная комиссия и иные им подобные по статусу органы. Все другие органы, входящие в структуру администрации муниципального образования, именовать органами управления администрации МС" [9].

Конституционное установление о том, что органы МС не входят в систему органов гос. власти, не означает функционального обособления обеих групп органов. Органы МС находятся в системе государственно-властных отношений. Само их создание, формы и принципы формирования, полномочия определены актами органов гос. власти - федеральн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.