На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Прагма-семантический аспект исследования категории обвинения. Анализ языковых средств выражения коммуникативно-прагматических ситуаций, входящих в поведенческую ситуацию Обвинение. Прямое указание говорящего на действия адресата.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Прагма - семантический аспект исследования категории обвинения…………………………………………………………………….
1.1. Место микрополе обвинения в функционально - семантическом поле
не категоричности. Понятие функционально - семантического поля…………………………………………………………………….
1.2. Понятие семантической доли. Поведенческая ситуация………………..
1.3. Теория ролей. Ролевая деятельность…………………………………….
1.4. Статусно - ролевые отношения………………………………………
1.5. Понятие тональности отношения………………………………………
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..
Глава 2. Анализ языковых средств выражения коммуникативно-прагматических ситуаций, входящих в поведенческую ситуацию «Обвинение»…………………………………………………………………..
2.1. Указание говорящего на действие адресата с целью проверки достоверности информации о последнем……………………………………
2.2. Прямое указание говорящего на действия адресата, ставшие причиной неблагоприятных последствий для третьего лица………………………………
2.3. Указание говорящего на действие третьего лица, ставшие причиной неблагоприятных последствий для самого говорящего………………………...
2.4. Прямое указание говорящего на преступную
деятельность адресата…………………………………………………………...
2.5. Указание на неизбежность неблагоприятных для адресата последствий, обусловленных действиями самого адресата…………………………………..
2.6. Указание говорящего на преступную деятельность третьего лица, основанное на уже имеющейся информации о нём………………………….
2.7. Наличие различных фактов, позволяющие говорящему сделать определённые выводы о действиях обвиняемого, его физическом и эмоциональном состояний………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Список источников примеров…………………………………………….
Введение
Неотъемлемая часть человеческой деятельности - обучение, обусловленное взаимодействием людей, является объектом исследования различных наук: социологии, психологии, философии, а также лингвистики.
Лингвистика исследует язык в дискурсе входящим в совместную практическую деятельность людей в процессе межличностного взаимодействия. Таким образом, лингвистика сосредотачивает своё внимание на личности, на личностных факторах языкового общения.
Возрастающий интерес к коммуникативной деятельности вообще, а также к межкультурной коммуникации стал причиной актуальности исследования и анализа такой семантической категории как обвинение. Это позволит лучше понять процесс языкового общения связей между психологической и социальной организацией человека с его способами речевого общения, позволяющими ему функционировать в обществе.
Кроме практических преимуществ изучение данной категории, исследование представляет интерес с научной точки зрения. Изучение данной категории как сложный прагма - семантической структуры предполагает использование и взаимодействие теорий, относящихся к разным разделам лингвистической науки: прагматике, семантике, синтактике.
Другими словами, изучение такой прагма - семантической категории требует учёта влияния множеств факторов, в чём, с одной стороны, заключается привлекательность исследования, а с другой стороны, его сложность.
В данной курсовой работе рассматривается семантическая категория обвинения как одно из составляющих категории не категоричности, с применением полевого подхода к изучению данного явления.
Категория обвинения также рассматривается нами с точки зрения языковых средств её выражения в английском языке, с учётом обстоятельств поведенческой ситуации «Обвинение» - статусно - ролевых коммуникантов и тональности общения.
Целью данной курсовой работы является анализ различных значений категории обвинения, от некатегоричного предположения до категоричного утверждения, а же угрозы, на примере конкретных речевых ситуаций, взятых из художественных произведений англоязычных авторов.
Задачи работы можно определить следующими положениями:
1. Анализ структуры микрополя обвинения, его семантических долей, формирующих ядро данного поля и его периферию.
2. Определение и описание языковых средств выражения категории обвинения в современном английском языке.
В работе применяются следующие методы научного исследования:
1.Ономасиологический анализ (от семантики к средствам её выражения);
2. Метод поля;
3. Метод анализа коммуникативных ролей.
Структура данной курсовой работы следующая: она состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведён список использованной литературы и список источников примеров.
В первой главе анализируется структура микрополя обвинения в составе семантического поля не категоричности. Вторая глава посвящена анализу коммуникативно-прагматических ситуаций, входящих в поведенческую ситуацию «Обвинение», и описанию языковых средств их выражения в современном английском языке. В заключении приводятся результаты проведенного исследования.
Работа изложена на страницах, для её написания было использовано литературных источников, среди которых - художественные произведения англоязычных авторов.
Глава 1. Прагма - семантический аспект исследования категории обвинения.

1.1. Место микрополя обвинения в функционально - семантическом поле не категоричности. Понятие функционально - семантического поля.

В лингвистике давно используется полевой подход к изучению сложных категорий, к которым, в частности, относится категория не категоричности, обладающей сложной структурой и рассматриваемой как функционально - семантическое поле.
В лингвистической литературе существуют разные определения понятия «поле». Лингвистический энциклопедический словарь даёт такую формулировку: «Поле - это совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединённых общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятистное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» [ :380].
Так как мы определили поле не категоричности как функционально - семантическое, целесообразно обратиться к характеристике функционально - семантического поля А.В.Бондаренко: «Функционально - семантическое поле создаётся в результате взаимодействия разнопородных (относящихся к разным сторонам и уровням языка) элементов, обладающих, при всех различиях, общими инвариантными семантическими признаками. Основные черты структуры функционально - семантического поля сводятся к следующему: 1) обычно в поле выделяется ядро, центр, по отношению к которому другие компоненты поля представляют периферию; 2) для поля характерно частичное перекрещивание его элементов; разные поля также отчасти накладываются друг на друга; при этом образуются общие сегменты, цепочки постепенных переходов; 3) в рамках поля представлены семантические связи как однородных, так и разнородных языковых средств; взаимодействие грамматических и лексических компонентов поля осуществляется благодаря их способности объединяться в одном семантическом комплексе» [ :17].
Семантическое поле неоднородной и сложной структурой, которую можно представить в виде горизонтального и вертикального сечений. По горизонтали располагаются семантические участки - микрополя. Например, поле «Обвинение» состоит из пяти микрополей: микрополя Предположения, микрополя Утверждения, Угрозы, Предостережения, Оправдания. «По вертикали располагаются конституенты микрополей. (…) вертикальное строение поля зависит от характера и числа конституентов и их расположение по отношению друг к другу. В большинстве полей выделяется доминанта, т.е. конституент поля, являющейся наиболее специализированным для выражения данного значения, передающий значение наиболее однозначно, систематически используемый. Могут существовать поля с доминантой внутри каждого микрополя и микрополя без доминанты. Вокруг доминанты группируются наиболее тесно связанные с ней конституенты, образующие ядро поля. Конституенты, отдаленные от ядра, располагаются на периферии поля». [ :66]
Выявление ядерной части происходит на уровне тактик. Так, к ядерной части микрополя Предположение можно отнести такую тактику как «Указание говорящего на действие адресата с целью проверки достоверности информации о последнем.»
В ядерную часть микрополя Утверждения будут входить следующие тактики: «Наличие различных фактов, позволяющих говорящему сделать определённые выводы о действиях обвиняемого, его физическом и эмоциональном состоянии», «Указание говорящего на преступную деятельность третьего лица, основанное на уже имеющейся информации о нём».
К ядерной части микрополя Угрозы, а также Предостережения, отнести такую тактику как «Указание на неизбежность неблагоприятных для адресата последствий, обусловленных действиями самого адресата».
К ядерной части микрополя Оправдание относится тактика «Отрицание своей вины».
На периферии микрополей Предположения и Утверждения будет находиться тактика «Указание говорящего на действия адресата, ставшего причиной неблагоприятных последствий для третьего лица», а также другие тактики.
На периферии микрополя Угрозы и Предостережения будут находиться тактика «Указание говорящего на преступную деятельность третьего лица, основанное на уже имеющейся информации о нём».
К периферии микрополя Оправдания можно отнести такую тактику обратного обвинения других лиц и критики в их адрес. Другими словами данная тактика будет звучать так: «Прямое указание говорящего на действие адресата ставшее причиной неблагоприятных последствий для последнего».
Многозначность конституентов создаёт возможность участия одного конституента в нескольких полях в качестве доминанты одного микрополя и периферийного средства другого. Этим объясняется то, что доминанта, представленная в виде тактики «Указание говорящего на преступную деятельность третьего лица, основанное на уже имеющейся информации о нём» является одним из конституентов микрополя утверждение, располагаясь в то же время, на периферии микрополей Угрозы и Предостережения. Таким образом, если говорить о категории Некатегоричности как о функционально - семантическом поле, то можно сказать, что признаки некатегоричности, являющиеся семантической доминантой данного поля, по мере удаления от его ядерной зоны становятся расплывчатыми, теряют чёткость, таким образом создаются «предпосылки для связи микрополей внутри одного поля, а также разных полей между собой» []. Поэтому в зоне периферии возможно пересечение поля Некатегоричности с другими полями, в частности, с полем Категоричности.
1.2. Понятие семантической доли. Поведенческая ситуация.
Исходя из определения семантики как смысловой стороны языка, включая отдельные слова и части слова, можно определить семантическую долю как неделимый смысл, являющийся частью общего, объединяющего смысла.
Семантическую категорию Обвинения можно представить как набор семантических долей, формирующих семантику данной категории, которая, в свою очередь, является частью более широкого образования - категории Некатегоричности.
Категория Обвинения может быть также рассмотрена как поведенческая ситуация, поскольку любая поведенческая ситуация представляет собой смысловую структуру, включающую в себя определённый набор семантических долей.
Термин «поведенческая ситуация» предполагает наличие семантического аспекта, а также прагматических характеристик, к которым относятся статусно - ролевые параметры коммуникантов, обстановка общение, совокупность реплик говорящего и ответная реакция адресата. В соответствии с данными характеристиками образуются отдельные тактики, представляющие любую поведенческую ситуацию. Таким образом, каждая из тактик, составляющих поведенческую ситуацию будет являться её семантической долей.
1.3. Теория ролей. Ролевая деятельность.
Теория ролей занимает центральное место в теории речевой коммуникации, которая включает в себя социально - психологические аспекты межличностного общения, исследует связи между внешними факторами социального взаимодействия коммуникантов и их речевым поведением.
Взаимодействие лиц, вступающих в контакт, как социально организованных личностей, регулируется социальными правилами (этическими нормами). Социальное регулирование распространяется как на речевые, так и на неречевые действия.
При планировании и осуществлении речевой деятельности личность учитывает не только физические свойства коммуниканта, но и его социальные характеристики, в частности его ролевые характеристики.
Над взаимодействием коммуникантов осуществляется социальный контроль, не зависимый от коммуникантов. Другими словами, общество как система, включает в себя взаимосвязанные позиции, с которыми определённые права и обязанности людей исполнять определённую ролевую деятельность по общественно - одобренным образцам. («ролевые предписания») [ :269]. Личность, занимающая определённую социальную позицию, ориентирует своё поведение на обладателей других позиций, которые ожидают от неё деятельности, допускаемой ролевыми предписаниями. Этот контроль ролевой деятельностью выражается в ролевых ожиданиях. Ролевые предписания и ролевые ожидания - это нормы, реализующиеся в речевой деятельности с различной степенью точности соблюдения предписаний. То есть, взаимодействуя, коммуниканты представляют друг друга как носители определённых социальных ролей.
Акт речевого общения носителей социальных ролей Тарасов Е.Ф. называет социальной ситуацией. [ :272] По мнению Тарасова Е.Ф. «социальные ситуации можно подразделить на нормативные - ненормативные. В нормативных социальных ситуациях с самого начала речевого общения известны роли коммуникантов и, что самое важное, иерархия ролей» [ :272]. Такие ситуации возникают, в основном, в официальных структурах общества, где очень часто характер информации, подлежащий передаче, установлен заранее. Социальные ситуации с противоположными характеристиками (невхождением в официальные общественные структуры, неопределённостью передаваемой информации) относятся к ненормативным.
1.4. Статусно - ролевые отношения.
«Статус и роль входят в набор личностных характеристик индивида и взаимодополняют друг друга. Основным критерием при определении статуса коммуниканта является его позиция в социальной системе, определяемая по ряду признаков (экономических, профессиональных, этнических, семейно - возрастных и других)». [ :125] Статусные отношения постоянны в отличии от ролевых отношений, которые всегда соотнесены с ситуацией и варьируются вместе с ней. «Статусные параметры реализуются через ролевые отношения в определённой обстановке общения, что обуславливает необходимость обращения к ситуативному контексту».[ :125] В процессе общения коммуниканты ориентируются не столько на саму социальную роль, сколько на её социальный статус, определяемый также как социальный престиж роли.
Определение статуса роли позволяет коммуникантам определить иерархию своих статусов и в зависимости от этой иерархии производить выбор средств высказывания.
Во многих лингвистических исследованиях отношения коммуникантов рассматриваются на осях противопоставления «равенство - неравенство», или как отношения координации («равный» - «равному») и субординацию («ниже» - «выше» и «выше» - «ниже»), а социально - психологическая дистанция между участниками общения - на осях «свой» - «чужой». Социально - психологическая дистанция может быть далёкой и близкой.
Говорящий, в зависимости от статусно - ролевых параметров адресата, психологической дистанции между ними и условий общения может изменить языковые формы одного и того же сообщения, выбирая определённый коммуникативный вариант высказывания. При языковом оформлении различных языковых действий говорящего существует связь между социальным статусом коммуниканта и его речевым поведением. Различия, имеющиеся в статусно - ролевых отношениях коммуникантов выражаются в содержании поведенческих тактик.
1.5. Понятие тональности общения.
При анализе поведенческой ситуации нельзя не учитывать такой параметр как тональность общения, выбор которой обусловлен статусами коммуникантов, социально - психологической дистанцией между ними. Выбор тональности оказывает прямое влияние на грамматическое оформление высказывания участников общения.
Существует разное понимание тональности общения. Чаще всего при описании ситуации общения под тональностью подразумевается форма проявления этических правил поведения.
Тарасова Е.Ф. представляет тональность общения в виде следующей шкалы: возвышенная (торжественная) тональность, нейтральная, нейтрально - обиходная, фамильярная и вульгарная тональности. [ :273]
Возвышенная тональность - это тональность таких исключительных, редких социальных ситуаций как торжественные ритуальные акты, в большинстве своём в официальных структурах.
Нейтральная тональность - тональность, используемая коммуникантами, в основном, в нормативных, стандартных социальных ситуациях.
Нейтрально - обиходная - самая распространённая тональность, используемая в ненормативных, стандартных/нестандартных социальных ситуациях при непосредственном контакте коммуникантов.
Фамильярная тональность - тональность, которая очень часто используется в нестандартных/стандартных социальных ситуациях, не входящих в пределы формальных структур общества.
Вульгарная тональность - тональность ненормативных социальных ситуаций.
Тональность общения определяется рядом признаков: статусно - ролевыми отношениями коммуникантов, нормативными правилами поведения, установленными обществом.
Выводы по 1 главе.
Семантическая категория обвинения является одной из составляющих категорий Некатегоричности. Категорию обвинение можно рассматривать как функционально - семантическое поле, обладающее следующими признаками:
· Семантическое поле обвинения имеет ядерную и не периферийную зоны;
· Ядерная зона представлена доминирующими признаками в виде тактик, передающих все оттенки значения наиболее соответствующие данному микрополю, являющемуся одним из составляющих микрополя обвинения;
· Периферийная зона представлена тактиками, передающими значение данного микрополя менее чётко и обладающими многозначностью.
Семантика категории обвинение формируется набором семантических долей, таким образом, данная категория может быть рассмотрена как поведенческая ситуация, что вводит в её характеристику определённые прагматические параметры - статусно - ролевые отношения коммуникантов, обстановка общения, совокупность реплик говорящего и ответная реакция адресата, которые вместе формируют коммуникативно - прагматический контекст поведенческой ситуации.
Семантическое поле обвинения состав функционально - семантического поля Некатегоричности и на стыке данного поля и поля Категоричности. Вследствие этого часть периферийных значений (семантических долей) микрополя обвинения попадает в зону его слияние с микрополями Угрозы и Предостережения, находящимися за пределами функционально - семантического поля Некатегоричности.
Прагматический аспект исследования категории обвинения определяется как набор социальных ситуаций, формирующих поведенческую ситуацию «Обвинение» и имеющих своими основными понятиями статусно - ролевыми отношения коммуникантов, социально - психологическую дистанцию между ними и тональность общения.
Глава 2. Анализ средств выражения коммуникативно-прагматических ситуаций, входящих в поведенческую ситуацию «Обвинение»
Микрополе Обвинение может быть представлено следующими семактическими долями (тактиками):
2.1. Указание говорящего на действия адресата, с целью проверки достоверности информации о последнем.

Обратимся к следующему примеру:
Говорящий пересказывает слухи, порочащие имя адресата, пытаясь уточнить истинность, правоту полученной информации через наводящие вопросы. Бэзилу Холлуорду трудно поверить в порочность своего друга, поэтому он требует объяснений Дориана Грейя.
«Why is your friendship so fatal to young men? There was that wretched boy in the Guards who committed suicide. You were his great friend. There was sir Henry Ashton, who had to leave England with a tarnished name. You and he were inseparable. What about Adrian Singleton, and his dread ful end? What about Lord Kent' s only son, and his career? I met his father yesterday in St. James's street. He seemed broken with shame and sorrow. What about the young Duke of Perth? What sort of life has he got now? What gentleman would associate with him?»
Ответной реакцией адресата выступает попытка оправдать себя с помощью обратного обвинения в адрес тех людей, в несчастьях которых обвиняется Дориан.
«You ask me about Henry Ashton and young Perth. Did I teach the one his vices, and the other his debauchery? If Kent' s silly son takes his wife from the streets, what is that to me? If Adrian Singleton writes his friend' s name across a bill, am I his keeper?» [5:148]
Желая подтвердить правоту своих слов, Дориан принимается обвинять английское общество в лицемерии и сплетничестве.
«In this country it is enough for a man to have distinction and brains for every common tongue to wag against him. And what sorts of lives do these people, who pose as being moral, lead themselves? My dear fellow, you forget that we are in the native land of the hypocrite.» [5:149]
Рассмотрим еще один пример:
Роберт Хэннэси и Аманда Марчант вместе работают в полиции. Однажды между ними произошла крупная ссора, причиной которой стал несправедливо обвиненный в убийстве Франца Симэнса, водителя грузовика, Стэфан Тримэйн. Роберт Хэннэси был просто взбешен тем, что Аманда, поверив в невиновность Стэфана Тримэйна, организовала его побег из тюрьмы. Роберт Хэннэси стал свидетелем прощания Аманды со Стэфаном Тримэйном на железнодорожной станции, что послужило причиной ревности. Роберт Хэннэси не владел собой, пытаясь найти подтверждение своим подозрениям.
«You little fool! I saw you there on the station ! I saw you! In broad daylight with that filthy criminal! What kind of woman are you? This isn't the first time, is it? You' ve been with other men before, haven't you? Do you think I don't know you' и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.