На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и назначение, структура современной системы конституционного права, место данной отрасли в общей системе права. Взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты. Общие принципы, институты и нормы конституционного права.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 08.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25

Введение

Современное конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом состоит его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.

Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников.

Цели данной курсовой работы является рассмотрение отрасли конституционного права как сложной системы, которая, в свою очередь, является частью еще большей системы, выявить основные принципы, определить конституционно-правовые институты и нормы

Задачи данной курсовой работы:

1) Дать определение конституционного права;

2) определить, что такое система конституционного права, на чем она основана;

3) выяснить как она взаимосвязана с институтами и нормами;

4) выяснить общие принципы конституционного права;

5) выявить институты и нормы.

1. Система конституционного права

1.1 Место системы отрасли конституционного права в системе права

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупность норм, не только обладающих определенным внутренним единством, но и отличающихся от других совокупностей норм конституционного права.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм.

Нормы Конституции РФ, ведущего источника системы конституционного права, регулируя те или иные общественные отношения в самых общих чертах, являются основополагающими, исходными для всех отраслей права. Соответствующие нормы Конституции РФ служат правовой базой, фундаментом для гражданского, уголовного, финансового, семейного и других отраслей права.

«Если рассматривать российское право в целом и конституционное право России как системы, - пишет по этому поводу Д.А. Керимов, - то Конституция РФ занимает в этих системах место своеобразного ядра, вокруг которого объединяются, интегрируются и структурируются ее компоненты. Это ядро играет также роль направляющего, стимулирующего начала в организации и функционировании всей системы и каждого ее компонента; под его воздействием осуществляется координация деятельности всего комплекса компонентов системы, развитие каждого компонента и всей системы. Являясь ядром правовой системы, Конституция служит той основой, в соответствии и во исполнение которой осуществляются правовое регулирование общественных отношений, вся правотворческая и правореализующая деятельность государства»11 Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. - М., 2008. С. 258..

Таким образом, все без исключения отрасли права своими корнями уходят в Конституцию РФ, исходят от нее, базируются на ее нормах, развивают их, при этом всегда должны соответствовать предписаниям, содержащимся в диспозициях конституционных норм. Ведь нормы Конституции РФ - это не просто нормы права, а нормы основного закона государства, который имеет высшую юридическую силу: законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ22 Ст. 15 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г..

Таким образом, система конституционного права России является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права.

Все это ставит систему конституционного права не в один ряд со всеми отраслями права, входящими в систему российского права, а в особое положение в системе права.

Также при характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Они связаны между собой, но полностью не совпадают по объему правовых норм и по охвату регулируемых общественных отношений.

Система отрасли конституционного права шире, объемнее системы Конституции РФ. И хотя их некоторые комплексные институты по наименованию и совпадают, например, если институт федеративного устройства в Конституции РФ включает лишь нормы этой Конституции, то в системе отрасли конституционного права этот институт включает в себя еще целый ряд правовых норм конституций и уставов субъектов Федерации, а также законов Российской Федерации, например, Федеральный закон «О национально-культурной автономии», договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также и других нормативных актов.

Одним из элементов системы конституционного права обычно принято считать избирательное право, однако в системе действующей Конституции оно отсутствует.

По сравнению с системой Конституции РФ система отрасли конституционного права отражает более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.

Так, если в Конституции РФ в качестве относительно самостоятельных конституционно-правовых институтов закреплены такие институты, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство, судебная власть, местное самоуправление, то в системе конституционного права все эти институты входят в один комплексный конституционно-правовой институт - систему государственной власти и систему местного самоуправления.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

1.2 Правовой институт - критерий образования системы конституционного права

Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Совокупность конституционно-правовых норм, близких по содержанию и целям, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, объединяется в конституционно-правовые институты. Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

При этом из числа институтов конституционного права России можно выделить комплексные, более широкие институты, которые, в свою очередь, включают несколько более узких конституционно-правовых институтов.

Комплексным конституционно-правовым институтом можно считать институт Федерального Собрания РФ, который включает институты Государственной Думы и Совета Федерации. Но и каждая из палат Парламента может выступать как комплексный конституционно-правовой институт по отношению к таким институтам, как депутат (член Совета Федерации), председатель палаты, комитеты палат и т.п.

В один конституционно-правовой институт могут объединяться нормы, обладающие различной юридической силой: в состав института Государственной Думы входят и нормы Конституции РФ и нормы Регламента Государственной Думы.

Одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Так, в ст. 102 Конституции РФ сказано: «К ведению Совета Федерации относятся…з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации»11 Ст. 102 ч. 1 п. з) Конституции РФ от 25.03.2004 г.. Эта норма является составной частью конституционно-правового института Совета Федерации и конституционно-правового института Прокуратуры Российской Федерации.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

· круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

· специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

· круг источников, содержащих нормы правового института. В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
· основы конституционного строя;
· основы правового статуса человека и гражданина;
· федеративное устройство государства;
систему государственной власти и систему местного самоуправления.
Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему конституционного права, но не являются ее основой.
Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.
Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.
Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.
В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

2. Общие принципы, институты и нормы

2.1 Общие принципы конституционного права

Общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

М.В. Баглай, крупный ученый в области конституционного права, пишет по данному вопросу следующее: «Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Система права, говоря образно, наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты, коридоры, лестницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние коммуникации, здание все же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права»11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2007. С. 20..

Итак, общими принципами конституционного права являются:

1. Суверенитет народа. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ22 Ст. 3 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г..

2. Естественное право. К естественным правам обычно относят право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и иные принадлежащие человеку от рождения права и свободы. Следует признать и определенное воздействие данного принципа на развитие правотворческой деятельности российского государства. И подтверждением тому являются Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР и Конституция РФ 2004 г.
3. Приоритет охраны прав и свобод. Примечательной новеллой Конституции РФ, одним из ее принципиально важных положений является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью11 Ст. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г..
Если же обратиться к современной России, то, как констатирует Комиссия по правам человека при Президенте РФ, нарушение не только законов, но и принципов и норм Конституции РФ, регулирующих права человека, - явление распространенное, имеющее тенденцию к расширению. Неуважение к закону, пренебрежение правами и интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию. Положение усугубляется размытостью, неопределенностью, противоречивостью, а то и полным отсутствием юридических правил и процедур, обеспечивающих защиту прав граждан.
Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия, при которых он может реализовать свои права. Создание подобных условий зависит, прежде всего, от государственной власти, на которую Конституцией РФ возложена обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
4. Разделение властей. По Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Ст. 10 Конституции РФ от 25.03.2004 г. Принцип разделения властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.
5. Независимое правосудие. В Конституции РФ закреплены важные положения: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства11 Ст. 118 ч. 1 и 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г.. Разделение единой государственной власти на три ветви выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма.
6. Правовое государство. В ст. 1 Конституции РФ провозглашается: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»22 Ст. 1 ч. 1 Конституции РФ от 25.03.2004 г.. Эта норма сформулирована как норма-принцип, которой должны соответствовать другие нормы как самой Конституции РФ, так и других правовых актов.
Правовое государство - это государство, власть которого ограничена определенными пределами, указанными в законах. В России принцип господства закона в общественных отношениях развивался в трудах А.Н. Радищева, революционных высказываниях декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, демократов А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, трудах ученых юристов либерального направления - Н.М. Коркунова, А.Ф. Кистяковского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева и других.
В Конституции РФ 2004 г. принцип правового государства нашел свое законодательное закрепление. Главное в идее правового государства - связанность, ограничение государства правом, обязанность государства и всех его органов подчиняться праву. Таким образом, главная характеристика правового государства состоит в том, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения органы государственной власти, должностные лица, граждане и их объединения, что прямо записано в ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»11 Ст. 15 ч. 2 Конституции РФ от 25.03.2004 г..
Из выше сказанного следует, что общие принципы конституционного права являются единым фундаментом, на котором строится вся система данной отрасли.

2.2 Классификация конституционно-правовых институтов

Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.