На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Особенности управления новой образовательной системой и развитие в ней рыночных отношений. Государственные органы управления образованием в роли покупателей услуг образовательных учреждений. Типовое положения о военном образовательном учреждении.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5

Система органов управления военными вузами

Одной из наиболее важных проблем, с которой пришлось столкнуться молодому российскому государству в период перехода к рыночным механизмам - это формирование новой образовательной системы, отвечающей запросам современного общества.

Особенности управления новой образовательной системой определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, а именно состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски имеют как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются основные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.

Они так же определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни.

Особенности управления современным образованием во многом определяются развитием рыночных отношений в образовательной системе. И военные вузы как субъекты образовательной деятельности так же вынуждены включаться в эти процессы.

В подобного рода условиях, управление высшим образованием ориентировано главным образом на решение следующих проблем:

организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в ХХI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

повышения качества образования и достижения его релевантности, т.е. соответствия запросам общества;

резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Развитие рыночных отношений в сфере образования, изменение механизмов финансирования образовательной деятельности, обострение конкуренции между образовательными учреждениями, дальнейшее развитие принципа автономности их деятельности - все это существенно влияет на структуру, организацию, управление образовательным учреждением, меняет стиль образовательной деятельности, характерную для нее атмосферу.

До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. Однако в современных условиях такая система управления образованием оказывается неэффективной как с экономической, так и с педагогической точек зрения. Государство оказывается перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования.

Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой системы. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В этой связи особый интерес представляет процесс функционирования высших военно-учебных заведений Тихонов А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. - М.: Вита-Пресс, 1998. - С. 36..

В настоящее время отсутствуют самостоятельные концептуальные исследования, посвященные проблемам деятельности органов управления военными вузами (особенностям их компетенции, правам, обязанностям и ответственности). Анализ нынешнего положения дел в области высшего образования, в частности ситуации вокруг военных вузов позволяет говорить о фактической рассредоточенности высших учебных заведений по различным системам органов управления. Они находятся в ведении различных министерств и ведомств. Это долгое время создавало предпосылки для возникновения противоречий при определении правового статуса органов управления того или иного вуза. В 1993 году было принято Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе) Российской Федерации, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профес-сио-нального образования (вузе) РФ. - утв. пост. СМ - Правительства РФ от 26.06.93 № 597. - Бюллетень, 1993, № 8, с.1 которое позволило создать единые подходы к проблеме правового статуса вузов вцелом. Однако, специфика военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельная нормативная база не позволяли в полном объеме использовать положения данного нормативного акта. Годом позже принимается Положение о высшем военном учебном заведении Положение о высшем военном учебном заведении. - утв. приказом Ми-нистра обороны № 110, 1994г.. Таким образом, военные высшие учебные заведения получают нормативно-правовой акт определявший и унифицировавший их правовой статус с учетом военной специфики данных учреждений. Однако, его ведомственная принадлежность могла вызвать трудности при использовании отдельных положения в отношении высших военно-учебных заведений, например Министерства внутренних дел Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и других, так как оно разрабатывалось и утверждалось в рамках Министерства обороны России.

Полностью проблемы была решена только в 1999 году после принятия Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования,Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования. - утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 650. которое было продублировано соответствующими силовыми ведомствами и распространялось на все военные вузы не зависимо от их ведомственной принадлежности. Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. - приказ дир. ФПС России № 566, от 18 октября 1999 г.

Данное положение определило структуру, задачи и разновидности высших военно-учебных заведений, их состав. Так же значительное внимание было уделено вопросам управления высшими военно-учебными заведениями. Но законодатель в этом документе коснулся лишь одной стороны этой проблемы, рассмотрев и определив механизмы управления военными вузами, так сказать, изнутри.

Однако, следует учесть, что любая структурная единица государственного механизма есть самоуправляемая часть более сложной системы. Поэтому необходимо различать управление извне, вышестоящего субъекта управления, и управление внутреннее, то есть самоуправление, осуществляемое руководством этой единицы и ее коллективом См. Управление социально-культурным учреждением, с.5.. Следовательно, исследуя особенности реализации компетенции органов управления военными вузами, необходимо, во-первых, оценить его положение как управляемого объекта; По квалификации Д.Н.Бахраха, это внеаппаратные отношения (см. указ. соч., с.18). во-вторых, рассмотреть особенности внутривузовского управления.

Характеризуя управленческий элемент статуса вузов вообще, автор соглашается с мнением Б.М. Лазарева, Н.С. Барабашевой. о том, что он включает субъекты управления, осуществляемые управленческие функции, их полномочия, связи во всей системе управления образованием; что вуз наделяется компетенцией именно в лице органов управления, а полномочия субъектов внутривузовского управления в целом производны от прав и обязанностей вуза Барабашева Н.С. Правовой статус вузов в СССР; Лазарев Б.М. Компетенция органов управления.. Однако к этому хотелось бы добавить то, что субъекты внутривузовского управления, таким образом, являются гарантом реализации вузом собственной правосубъектности.

Согласно Типовому положению о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования управление высшим военно-учебным заведением осуществляется в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, уставом высшего военно-учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 г. № 21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г) сформирована следующая система органов государственного управления дошкольным, школьным, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и внешкольным образованием в Российской Федерации:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Из этого следует, что центральным органом осуществляющим управление образованием, в том числе и образовательными учреждениями высшего профессионального образования является Министерство образования Российской Федерации. Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Положение о Министерстве образования Российской Федерации. - утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258. На главенствующую роль Минобразования Российской Федерации в руководстве высшими учебными заведениями указывает тот факт что законодатель возложил на него свыше ста задач и функций многие из которых имеют прямое отношение к рассматриваемой нами проблематике. Среди них:

разработка системы управления и координации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в образовательных учреждениях и организациях системы образования;

координация деятельности государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

ежегодное устанавление для находящихся в ведении Министерства образовательных учреждений контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структуру их приема, рассматривает и согласовывает количество граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования за счет средств федерального бюджета;

установление порядка приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

организация разработки государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов, установление федеральных требований к содержанию образования и разработка общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

осуществление совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственного контроля за качеством образования;

обеспечение разработки на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов, утверждение положения о порядке проведения производственной (профессиональной) практики студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования;

осуществление лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

разработка и утверждение формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, установление порядка их выдачи и решение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

открытие в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантур и докторантур;

присвоение в установленном порядке ученых званий профессора, доцента научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и ученого звания профессор научным работникам научных учреждений и организаций;

установление примерного перечня федеральных требований к минимальной оснащенности образовательных учреждений и оборудованию учебных помещений, образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов в образовательных учреждениях разных типов и видов;

Однако, несмотря на закреплении центральной роли Министерства образования Российской Федерации в сфере управления делами высшего образования, специфические особенности образовательных учреждений различного типа (например, военных высших учебных заведений) указывают на имеющийся полицентризм в этой сфере. Сегодня высшие учебные заведения находятся в ведении самых различных министерств и ведомств (как правило, в них создаются управления вузами либо назначается соответствующее должностное лицо). В положениях о министерствах и комитетах, имеющих в своем ведении вузы и учреждения дополнительного профессионального образования, по-разному, зачастую неконкретно, формулируются управленческие функции и связи в этой сфере. Так, в Положении о Комитете Российской Федерации по муниципальному хозяйству определяется, что Комитет в соответствии с возложенными на него задачами, в частности, создает систему подготовки и повышения профессионального уровня кадров для муниципального хозяйства; задачами Комитета по торговле, в том числе, является организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в подведомственных учебных заведениях и руководство деятельностью подведомственных вузов; Министерство соцзащиты, наряду с прочими функциями, организует и проводит мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров подведомственных организаций и учреждений; осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подведомственных учебных заведений; на Министерство путей сообщения возложены функции управления подготовкой специалистов в высших и средних учебных заведениях; Министерство внешних экономических связей также осуществляет различные формы подготовки кадров для внешнеэкономической деятельности, в том числе в подведомственных учебных заведениях; оно вправе подготавливать предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных учреждений. А вот в перечне функций и задач Министерства финансов и Министерства экономики мы не нашли управления подведомственными учебными заведениями Положение о Комитете РФ по муниципальному хозяйству. утв. пост. Правительства Российской Федерации от 6.01.93 №12; Положение о Комитете Российской Федерации по торговле. - утв. пост. Правительства Российской Федерации от 31.12.92 №1028; Положение о Министерстве соцзащиты населения Российской Федерации. - утв. пост. СМ-Правительства РФ от 17.03.93 №167; Положение о Министерстве путей сообщения РФ. - утв. пост. Правительства РФ от 6.01.93 №19; Положение о Министерстве внешнеэкономических связей Российской Федерации. - утв. пост. СМ-Правительства Российской Федерации от 26.02.93 №85; Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. утв. пост. Правительства России от 19.08.94 №984; Положение о Министерстве экономики Российской Федерации . утв. пост. СМ Российской Федерации от 2.03.93 №185. . Следовательно, нельзя мотивировать отнесение вузов к различным управляющим органам спецификой отношений в той или иной сфере управления. Скорее, это сохранившаяся с 30-х гг. традиция. И если, к примеру, в отношении вузов системы МВД и Министерства обороны это объективно необходимо, то для прочих федеральных органов исполнительной власти достаточными будут не субординационные, а координационные связи с вузами, готовящими для них специалистов См.: Барабанова С. В. Правовое положение вузов в российской Федерации (административно-правовой аспект)./Дисс. …канд. юр.наук. Казань, 1996. - С. 76..

В этой связи, по мнению С. Барабановой, учитывая общность отношений по поводу высшего образования, для оптимизации управления высшим образованием следует передать все федеральные вузы в непосредственное подчинение Министерству образования России в лице Управления высшего профессионального образования. В структуре же иных органов исполнительной власти необходимо сохранить соответствующие отделы для совместной деятельности с Управлением высшего профессионального образования и надлежащего отражения специфики отрасли См.: Барабанова С. В. Там же.. Данная идея заслуживает внимания, однако хотелось бы не согласиться с тем, абсолютно все вузы следует передать в непосредственное подчинение Министерству образования Российской Федерации. Дело в том, что военные высшие учебные заведения находятся в субординационной зависимости от своих ведомств, и потому должны действовать в организационном единстве.

Еще одни элементом управления высшим образованием является деятельность общественных структур. Одним из аспектов демократизации общества в сфере образовательной политики является создание ряда крупных авторитетных общественных объединений, ассоциаций, союзов, корпораций, объединяющих образовательные учреждения, известных ученых, профессоров, других преподавателей вузов, представителей предприятий и организаций, поддерживающих высшую школу.

Новой формой взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и вузами стала деятельность Совета ректоров. Его региональные отделения, созданные в субъектах федерации, являются составной частью государственно-общественной системы управления высшим образованием в стране. Основные направления деятельности, функции и полномочия Совета ректоров и его отделений закреплены в соответствующих документах Типовое положение о Совете ректоров вузов РФ. - утв. пост. Госкомвуза России от 13.07.93 №19/12. Бюллетень, 1993, №9, с.25..



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.