На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие, элементы и объективность системы права. Основные отрасли Российского права. Понятие и элементы системы законодательства. Разделение права на отдельные части. Соотношение системы права и системы законодательства. Гражданско-процессуальное право.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Министерство внутренних дел России
Читинская специальная средняя школа милиции
Цикл уголовного права и общеправовой подготовки
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
Учебного отдела ЧССШМ
майор милиции .
Никифорова Н.Ю.
«___» _____________ 2005 г.
Реферат

Дисциплина Теория государства и права___

____Система права и система законодательства _____

Чита 2007

План

Введение

1. Понятие и элементы системы права.

2. Основные отрасли Российского права.

3. Понятие и элементы системы законодательства

4. Соотношение системы права и системы законодательства.

Заключение.

Введение

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

1. Понятие и элементы системы права.


Система права -- это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Другое определение, в котором указаны все структурные элементы системы права, звучит так: «Система права - это его внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей».
Система права характеризуется следующими чертами:
а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;
б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;
в) объективностью строения;
г) иерархичностью;
д) непротиворечивостью.
Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государством с помощью права, единой волей государства, выраженной в праве.
Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.
Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.
Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.
Отрасль права -- это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следовательно, отрасль права -- часть системы права, а правовой институт -- часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт -- определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., ре-гулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые вытекают из договора подряда, а институт наследственного права -- вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.
В ряде наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли. Например, традиционно выделяют наследственное и авторское право в качестве подотраслей гражданского права. Подотрасль права - это обособившаяся внутри отрасли права совокупность норм и институтов, регулирующих специфические общественные отношения.
Необходимо сказать, что проблема системы права прочно заняла одно из ключевых мест в юридической науке и практике, многие вопросы неоднозначно трактуются юристами. О дискуссии по данной теме имеются публикации, по этой теме написаны диссертационные исследования, к ней неоднократно обращались известные ученые.
Основания разграничения норм права по отраслям.
В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обусловливает различие норм права и группирование их по отраслям. Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного права -- отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распоряди-тельной деятельности органов государственного управления, и т.д.
Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль. Если учитывать несущественные, например техниче-ские, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.
В процессе развития предмета правового регулирования правовой институт может развиться в самостоятельную отрасль права. Таковыми в свое время были институты семейного и трудового права в рамках гражданского права.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.
Наиболее ярко выражено различие методов в отраслях гражданского и административного права. Гражданское право характеризуется методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от друга участники отношений. Административному праву присущ «авторитарный» метод, метод властвования. Субъекты адми-нистративного правового отношения, как правило, неравноправны: один из них всегда выступает в качестве носителя власти, предписывающего другому субъекту определенный образ действий в рамках, установленных законом.
Метод правового регулирования проявляется также в характере оснований возникновения и движения правоотношений, т. е. в характере юридических фактов (отраслям административного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органов, гражданскому праву
-- сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неустойки, возмещение причиненного ущерба и т.д., для уголовного -- лишение свободы, ссылка и т. д.); форм юридической защиты субъективных прав (основной формой защиты гражданских субъективных прав является судебная и арбитражная, для трудового права - с участием профсоюзов и судебная, финансового права -- административная и судебная и т. д.).
Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы права на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, но осуществляется это регулирование разными методами.
В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдельные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать, или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «авторитарный» (властный) метод присущ не только административному праву, но также финансовому, земельному и в определенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значительной мере зависим, производен от предмета регулирования.
Таким образом, система права -- это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.
Отрасль права - это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.
Правовой институт - небольшая группа норм, регулирующих небольшую группу однородных общественных отношений.
Подотрасль права - выделившаяся внутри отрасли группа норм, регулирующих специфические общественные отношения.
Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
2. Основные отрасли Российского права

В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. Последние две отрасли права являются процессуальными, а остальные - материальными отраслями.
Графически систему права можно изобразить в виде диаграммы, где каждая отрасль занимает свое положение в зависимости от предмета и метода правового регулирования.
Конституционное право -- ядро правовой системы. Она представляет собой совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основу общественно-государственного строя.
В нормах конституционного права закрепляются права и свободы граждан, экономическая основа общества (плюрализм форм собственности), система органов государственной власти, порядок их формирования и т. д. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и других законах (например, в законах «Об уполномоченном по правам человека», «О Конституционном суде Российской Федерации» и др.).
Административное право -- совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т. д.
В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответственности, контроля (ведомственного, различных инспекций и т. д.).
Источниками административного права являются Кодекс РФ об административных правонарушениях, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, правительств республик, уставы, положения, приказы и инструкции министерств и ведомств и др.
Самостоятельной отраслью права, которая выделилась из административного, является финансовое право. Предметом его являются общественные отношения по поводу собирания, распределения и использования публичных денежных фондов (финансовая деятельность государственных и муниципальных органов). Хотя в целом метод финансового права можно охарактеризовать как административно-правовой, он имеет определенные особенности, которые позволяют считать его оригинальным.
Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др.
К источникам гражданского права относится, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации.
Уголовное право - отрасль современного российского права, представляет собой совокупность норм, устанавливающих общие основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности, определяющих перечень деяний, которые признаются преступлениями, а также ответственность за различные виды преступлений.
Представляется, что данные отрасли, а именно конституционное, административное, гражданское и уголовное право можно условно назвать ведущими, так как остальные отрасли, хотя и являются самостоятельными, тесно связаны с ними.
Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе рассмотрения гражданских трудовых и иных споров судами. Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заявлений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения, определяет права и обязанности участников процесса; суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламентирует деятельность нотариальных и арбитражных органов.
Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон о нотариате и др.
Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, которые возникают в процессе расследования и судебного разбирательства дел, связанных с преступлениями. Нормы данной отрасли права определяют порядок и условия возбуждения и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (допроса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т. д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, обжалования, регламентируют права и обязанности участников процесса: суда, обвинителя, защитников, обвиняемого, потерпевшего, эксперта, свидетеля и т. д.
Длительное время в литературе дискутировался вопрос о самостоятельности отрасли «Муниципальное право». В настоящее время необходимо признать, что это самостоятельная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу организации и осуществления местного самоуправления.
Особой отраслью права является международное право, которое представляет совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Оно не входит в систему права ни одного государства. Источниками международного права являются международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые государствами между собой, а также уставы международных организаций. Соблюдение норм международного права обеспечивается государствами -- участниками международно-правовых отношений.
Систему права следует отличать от правовой системы. Система права - это строение права, выражающееся в разделении на взаимосвязанные отрасли и институты. Правовая система - это более широкое понятие, охватывающее не только право как нормативную систему, его источники, но и правосознание, юридическую науку, юридическую практику как практику правотворчества, систематизации законодательства, правоприменения, толкования, договорную, нотариальную, следственную и т.д. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии.
Таким образом, в систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, финансовое право и другие отрасли права. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.
3. Понятие и элементы системы законодательства

Обычно под законодательством понимают совокупность законов и подзаконных нормативных актов. Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов.
Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный прецедент.
Нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно правовым актам присущ ряд особенностей. Во-первых, они имеют государственно-властный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций.
Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченным на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт - документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия.
В-пятых, нормативные акты всегда содержат юридические нормы, т.е. правила поведения общего характера (отсюда и название - нормативный акт).
Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:
По юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической силой) и подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение законов и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, независимо от их трудовой и служебной деятельности.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или проживающих на той или иной территории, причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции».
По субъектам, издающим нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций и т.п. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Таковы совместные приказы министерства внутренних дел и прокуратуры по борьбе с преступностью, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.
В и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.