На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Развитие законодательства России в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Наркоситуация, прогноз ее развития и основные направления противодействия. Об утверждении инструкции порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

Основы профилактики наркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 2: «Современное российское
законодательство в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и
ядовитых веществ»

для сотрудников правоохранительных органов по повышению квалификации в образовательных учреждениях правоохранительных органов
Подготовили: доцент кафедры ОР и РП
подполковник милиции
В.П. Польщиков
доцент кафедры ОР и РП
В.Г. Гаврилов
Лекция обсуждена и одобрена на
заседании кафедры ОР и РП
«13» марта 2006 г.
Протокол № 10
Белгород - 2006 г.
Цели лекции:
Учебная - обучить слушателей основным законодательным и иным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность органов внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Воспитательная - выработать у слушателей чувство высокой ответственности в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
Развивающая - формировать установку на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Вопросы:

Развитие законодательства России в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
Наркоситуация в России, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
Сущность и значение Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Литература
I. Основная:
1. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. - Ст. 219. (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 01.12.2004 № 146-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.10.2006 № 170-ФЗ).
2. О лекарственных средствах: Федеральный закон РФ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 5-ФЗ, от 0.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 №15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 16.10.2006 № 160-ФЗ).
3. Об утверждении инструкции «о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения»: Приказ МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ №840/320/388/472/726/530/585 от 9 ноября 1999 г.
4. О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ: Постановление Правительства Российской Федерации №278 от 16 марта 1996 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2003 № 206, от 06.02.2004 № 51, от 17.11.2004 № 648).
5. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Утвержден Постановлением Правительства РФ №681 от 30 июня 1998 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 № 51, от 17.11.2004 № 648, от 08.07.2006 № 421, от 04.07.2007 № 427).
6. Легальный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Учебное пособие / Под ред. М.Х. Гельдибаева. - СПб. - 2007.
7. Организация борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Курс лекций / Под редакцией С.И. Давыдова, А.В. Кузьменко и др. - Барнаул. - 2006.
8. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. В.А. Галкова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
9. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН РФ, 2006.
II. Дополнительная:
1. Калачев Б.Ф., Рогозин В.В., Степанов А.В., Блинов Н.В., Целинский Б.П. Опыт межведомственного сотрудничества в изучении наркоситуации в России и за рубежом// «Вестник МВД России» - 1999. - №1. - С. 69-79.
2. Проблемы национальной политики России по контролю за наркотиками и международное сотрудничество: Материалы международного научно-практического семинара (24-26 февраля 1998 г.). - Белгород: БЮИ МВД России, 1998.
3. Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами: Учебное пособие / Под ред. Чистовой Л.И. - М., 2006.
Вопрос 1. Развитие законодательства России в сфере
противодействия незаконному обороту наркотиков
Отечественное законодательство, посвященное борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. И это понятно, так как новые задачи, возникавшие перед нацией на очередном рубеже социально-экономических и политических преобразований, требовали для их решения адекватных правовых норм взамен прежних, устаревших.
Мало кто сегодня знает, что согласно Декрету № 1 «О суде», изданному 24 ноября 1917 года, какое-то время советская власть, взявшая управление государством у Временного Правительства, разрешала судам руководствоваться «законами свергнутых правительств». Изучение этого исторического нюанса, однако, обнаружило неравномерность применения утвержденного правила. Область незаконного оборота наркотиков не подпадала под юрисдикцию Декрета № 1. Ввиду особой социальной опасности наркобизнеса для интенсивно насаждаемого большевиками революционного порядка преодоление этого криминального явления осуществлялось в первые годы советской власти с помощью иных нормативных документов (главным образом носивших политическое предназначение). Среди них нельзя не упомянуть следующие:
Практика внесудебных репрессий расстрелов, после долгого обсуждения целесообразности/нецелесообразности смертной казни как средства борьбы с врагами была введена Всероссийской Чрезвычайной Комиссией (ВЧК).
Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 17 января 1920 г. № 22 «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрелы)» эта санкция упразднялась как по решениям ВЧК и ее местных органов, так и по приговорам революционных трибуналов. Исключительное право расстрелов оставалось за военными трибуналами. Иными словами, полоса «красного террора» в России завершилась и деятельность торговцев наркотиками, расцениваемая прежде как пособническая контрреволюции и Антанте, не подвергалась позднее когда-либо смертельной опасности.
Установление уголовной ответственности за конкретные незаконные действия в области оборота наркотиков становились между тем насущной потребностью. И вот, 25 декабря 1924 года ВЦИК и СНК приступили к обсуждению проекта постановления о дополнении УК РСФСР 1922 г. статьей 140-д.
Статьей 140-д преследовалось изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006., опия См. там же., морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, за совершение чего предусматривалось наказание в виде лишением свободы «на срок до 3-х лет с конфискацией части имущества или без таковой конфискации и с воспрещением проживания в Москве, Ленинграде, в пограничной полосе и в портовых городах, список коих устанавливается по соглашению Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Юстиции на срок не свыше 3-х лет».
Как в УК РСФСР 1922 г. (ст. 46-47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст. 24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, допустивших преступление. Таких индивидов врачи и суд определяли «морально дефективными». Статья 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104 УК РСФСР 1926 г.
Последняя норма предусматривала теперь ответственность за изготовление и хранение См. там же. с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, что каралось лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года. Второй частью этой статьи предусматривалась ответственность за те же действия в виде промысла, а равно содержание притонов См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006., что каралось лишением свободы на срок до трех лет со строгой изоляцией.
Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление ВЦИК и СНК СССР on 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Статьей 1 указанного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона.
Статьей 2 постановления устанавливалось, что количество упомянутых в ст. 1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением Народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик и советских социалистических республик Грузии, Армении и Азербайджана.
Статья 3 постановления оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать упомянутые ст. 1 средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР, определяются законодательством союзных республик.
С принятием уголовных кодексов союзных республик 1959-1961 гг. была установлена ответственность за различные незаконные действия с наркотическими веществами, появились новые составы преступлений. 27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР утверждается новый УК РСФСР.
УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В частности, согласно ст. 224 устанавливалась ответственность за изготовление, сбыт См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006., а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Наказывалось это деяние лишением свободы на срок от од-ного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ.
Новые уголовно-правовые нормы конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст. 62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы в случае необходимости продления такого лечения в медицинских учреждениях со специальным и трудовым режимом.
В УК РСФСР 1960 года в течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции ожесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006.
к употреблению наркотиков несовершеннолетних.
Заметную поддержку укреплению контроля над наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией». Названным Указом впервые в истории отечественной юриспруденции устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст. 44 КоАП РСФСР); вводились квалифицирующие признаки: крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом. Устанавливаются инсти-туты уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст. 2241 УК), склонение к их потреблению (ст. 2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, пере-возку См. там же.или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 2262 УК).
12 июня 1987 года принимается постановление Совета Министров СССР №695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака», которым не допускались также посев и выращивание мака и конопли «на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании».
Указом от 29 июня 1987 г. на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, а именно: ст. 2102 Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание; ст. 2243 Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; ст. 2251 Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли.
КоАП РСФСР пополнился: ст. 991 Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; ст. 992 Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; ст. 44 Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача.
Другими нормативными документами этого периода являлись постановления пленумов Верховного суда СССР/РФ о практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» вышло вслед за Указом от 24 апреля 1974 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. «О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» обобщило практику реализации Указов от 22 и 29 июня 1987 г. Пле-нум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» подвел итог переходному периоду. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
С 1968 года в стране функционировали специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. Накопленный в этой сфере опыт был учтен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) 1996 г. Среди типов исправительных учреждений УИК РФ выделяет, в частности, лечебные исправительные учреждения (п.8 ст. 74).
Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий.
Из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, получила дальнейшее продолжение необходимость подготовки специального закона. В ходе ее реализации принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который 8 января 1998 года был утвержден Президентом Российской Федерации.
Вопрос 2. Наркоситуация в России, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими
Как свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно нарастая.
За последние пять лет количество потребителей наркотиков См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. в стране увеличилось почти в 3,6 раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, уже в первом десятилетии XXI в. может превысить 4 млн. человек.
Продолжается перестройка российского наркорынка в сторону вытеснения маковой соломы и наркотиков каннабисной группы более сильными по воздействию на организм человека и более дорогими высококонцентрированными препаратами, особенно героином и опием. Все большее распространение получают стимуляторы амфетаминового ряда.
Емкий рынок сбыта наркотиков, удобство географического положения страны для их транзита и ряд других причин способствуют лавинообразному росту контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. В последние годы Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Более половины всех изымаемых на территории страны наркотических средств имеют зарубежное происхождение.
Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Ввоз, транзит и распространение наркотиков на территории России оказались весьма привлекательными для организованных групп и преступных сообществ, занявших доминирующие позиции в этой сфере и наладивших прочные связи с международной организованной наркопреступностью. В распространение наркотиков вовлечены в качестве курьеров и мелких дилеров тысячи простых граждан, которых к этому подталкивает не только жажда легкой и быстрой наживы, но зачастую и тяжелое материальное положение.
Злоупотребление наркотиками. Снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде «мода» на наркотики, расширяющаяся экспансия международного наркобизнеса в Россию - все это способствует дальнейшей наркотизации населения страны. Сегодня практически нет ни одного населенного пункта, где бы не было лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств.
С 1985 года отмечается значительный устойчивый рост числа больных, обратившихся в медицинские учреждения за помощью.
Рост показателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и сельского населения страны, но эта проблема в городах проявляется значительно острее.
Вместе с тем, по мнению специалистов, в связи с перенасыщенностью наркорынков крупных российских городов имеются все условия для экспансии высококонцентрированных наркотиков во все регионы страны, включая и сельские районы.
Если раньше среди лиц, обратившихся за помощью, в основном использовались наркотики, изготавливаемые кустарно или полукустарно из растительного сырья (мак, конопля), то в последнее время растет потребление высококонцентрированных наркотических средств.
На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) См. Унифицированный ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков- М.:ФСКН, 2006. детьми и подростками.
Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками См. там же. стало престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп.
Наряду с «омоложением» наркомании она все более поражает женщин.
С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом (в некоторых регионах их доля в общем количестве потребителей достигает 70%), связано увеличивающееся поражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями.
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Наряду с ростом злоупотребления наркотическими средствами развивается и преступность, связанная с ними.
Анализ статистики показывает, что среди преступников, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, большую часть составили лица в возрасте от 18 до 30 лет (65,9%), две трети лиц, совершивших наркопреступления, нигде не работали и не учились, высоким становится участие женщин (свыше 14 %), увеличи-вается доля наркопреступников из числа иностранных граждан (3.4%).
Несмотря на продолжающуюся реструктуризацию российского нелегального наркорынка в сторону увеличения доли наркотиков синтетического происхождения, особенно стимуляторов амфетаминового ряда, все же по-прежнему в незаконном обороте преобладают наркотики растительного происхождения.
Это, прежде всего, опий и соломка мака, из которой изготовляются различные опийные растворы, употребляемые путем инъекций, а также группа наркотических средств, изготовляемых из конопли (гашиш, гашишное масло, марихуана). Очевидно, что наркотики растительного происхождения составляют (в общем числе фактов задержания лиц с наркотическими средствами) абсолютное большинство. Аналогичная ситуация прослеживается и по весу изъятых из незаконного оборота наркотических средств. Среди наркотиков растительного происхождения наибольшую опасность представляют опий и гашишное масло, доля которых в последние годы постоянно растет.
Наиболее доступным и крупным источником для изготовления и поступления в незаконный оборот наркотиков растительного происхождения является дикорастущая конопля, зарослями которой по оценкам специалистов засорено более 1 млн. га земель. Значительные площади ее произрастания характерны для юга Сибири, Дальнего Востока. Северокавказского региона, где дикая конопля отличается высокой степенью наркотической активности.
Принимаемые меры по ликвидации очагов ее произрастания в масштабах страны положительного эффекта не достигают. Это обусловлено высокой урожайностью и устойчивостью наркорастений к климатическим условиям. Как утверждают специалисты, в зависимости от климатических зон конопля на площади в 1 га может дать до 10 млн. семян, которые сохраняют способность к воспроизводству до пяти лет, а в южных регионах России до восьми.
Простота изготовления и доступность сырья продолжают привлекать внимание заготовителей и потребителей наркотических средств. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны.
Другой источник производства наркосырья незаконные посевы мака и конопли. Несмотря на существующие в стране законодательные запреты, предусматривающие строгую уголовную ответственность за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркокультур, число лиц, привлекаемых к ответственности за данное правонарушение, не сокращается.
Наиболее остро проблема незаконных посевов проявляется в регионах Северного Кавказа и юга Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что незаконные посевы мака в России - это традиционное выращивание семян для использования при выпечке хлебобулочных изделий, и осуществляются они в небольших размерах на личных приусадебных участках граждан. Общая площадь их по всей России не превышает 100 га.
Продолжается утечка наркотикосодержащих лекарственных препаратов из легального оборота в нелегальный.
По-прежнему органами внутренних дел выявляется значительное количество подпольных лабораторий, среди которых наиболее часто встречаются специализирующиеся на синтезе наркотиков опийной и амфетаминовых групп.
Вызывает тревогу наличие нарколабораторий, производящих синтетические наркотики (эфедрон, первитин, фентанил и т.п.).
Основным источником поступления наркотиков на российский подпольный рынок является контрабанда. В настоящее время наркотики зарубежного происхождения на российском наркорынке составляют около 50%, а в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах и промышленных центрах России их доля достигает 80-90 %.
Все более активно проявляют себя в контрабанде организованные, хорошо законспирированные преступные группы с международными связями, ведущую роль в которых играют выходцы из Афганистана, Таджикистана. Азербайджана. Нигерии, и ряда других стран.
В Российской Федерации за преступления, связанные с наркотиками, задерживались граждане 84 государств. Наиболее часто пресекалась преступная деятельность наркодельцов из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Украины и других стран СНГ, Нигерии, Литвы, Китая, Афганистана, Латвии, Камеруна.
Особую тревогу вызывает контрабандный ввоз и распространение героина, который поступает в Россию из Афганистана, Пакистана и Таджикистана транзитом через Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Азербайджан.
Более трети (по объему) изъятых на территории Российской Федерации наркотиков предназначалась для дальнейшей перевозки (транзитом) в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для доставки наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта, однако, как показывает практика, в последние годы свыше 93 % наркотиков контрабандно доставляются на территорию России автомобильным и железнодорожным транспортом.
Произошло изменение в структуре использования транспортных средств. Доля железнодорожного транспорта сократилась на 4,4 %, а автотранспорта увеличилась на 5,4 %. Это связано с переориентацией наркодельцов на доставку крупных партий наркотиков автомобилями.
При контрабанде наркотиков используются многочисленные маршруты с использованием различных видов транспорта. Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя более дорогие, но менее безопасные, по их мнению, транзитные маршруты.
При контрабандном перемещении наркотиков на территорию России и через нее методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из них по-прежнему являются: сокрытие среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах, различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного и железнодорожного транспорта и специально оборудованных для этих целей тайниках.
В последние годы пресечены крупные транзитные почтовые отправления в Нидерланды, Германию, Канаду, США и др.
Методы сокрытия.
В автомобилях:
- в различных местах салона (под ковриками);
- в рулевых тягах, поддонах, бензобаках;
- в запасных колесах, багажниках и специально изготовленных тайниках.
На теле курьера:
- в белье;
- в одежде (в том числе в одежде ребенка), карманах;
- в поясных сумках, ремнях, поясах;
- на голове в волосах;
- в протезах.
Среди разнообразных способов сокрытия перевозимых наркотических средств обращает на себя внимание активное использование перевозчиками наркотиков внутриполостных способов их сокрытия. При этом если ранее данный способ использовался только при перевозке наркотиков воздушным транспортом, то теперь такие факты зафиксированы на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Анализ сведений показывает, что, когда в средствах массой информации прошли сообщения о задержаниях так называемых «глотателей» нигерийцев, этот способ стал апробироваться при переброске наркотиков из Таджикистана в Россию.
Отмечены случаи сокрытия героина в пропитанных им картонных прокладках, стенках сумок и чемоданов.
Ситуация с контрабандой наркотиков на границах России. На контрабандном заполнении рынка наркотиков как в самой России, так и в Европе негативно сказываются проблемы укрепленности границы Российской Федерации, имеющей значительную протяженность, ее соседство с целым рядом государств традиционных производителей наркотиков, геополитическое положение России, как «моста» между Азией и Европой, увеличивающиеся пассажиров и грузопотоки.
Транспортировка опия в Россию осуществляется, как правило, из стран «Золотого полумесяца», где он в основном и производится.
Преобладающая часть героина, ввозимого на территорию России, также доставляется из упомянутого региона, в первую очередь из Пакистана и Афганистана.
При этом особое беспокойство вызывает ситуация на южных границах, прежде всего на границе с Казахстаном. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии.
Следующий напряженный участок южных границ России и в целом СНГ это участок на таджикско-афганской границе, охраняемой в соответствии с российско-таджикским соглашением от 1993 года российскими пограничниками. Они по заключению миссии Программы ООН по международному контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) являются единственной реальной силой, противостоящей потоку наркотиков из Афганистана.
Большая часть подпольных лабораторий в Пакистане и Афганистане по производству героина переместилась к пакистано-афганской границе и в приграничные с Таджикистаном и Туркменией провинции Афганистана.
В том, что большая часть наркотиков афганского происхождения предназначена для распространения в странах СНГ и Европы, сомневаться не приходится. Такие объемы наркотиков, а на границе их задерживается в лучшем случае до 30%, не под силу «освоить» ни России, ни всем странам СНГ вместе взятым.
На этом фоне все отчетливее проявляются тенденции смещения Балканского маршрута в северном направлении. Это связано с активизацией турецких грузовых перевозок через территорию Российской Федерации.
Другие опиаты, прежде всего маковая соломка и ацетиллизированный опий, в подавляющем большинстве поступают из Украины, Литвы и Белоруссии.
Через Западные и Северо-Западные регионы России из Нидерландов, Польши и Германии в нашу страну ввозятся синтетические наркотики: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД.
На границах с Прибалтийскими государствами обстановка также характеризовалась устойчивой тенденцией роста контрабанды наркотиков. Если в предыдущие годы на этом направлении основными видами контрабандных наркотиков были маковая солома и марихуана, то в последнее время отмечается контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетаминов, в том числе экстази.
Кокаин на территорию России поступает как напрямую из Латинской Америки (Перу, Аргентины, Венесуэлы), так и транзитом через другие государства.
Он перевозится курьерами на самолетах, в контейнерах морским транспортом и пересылается в почтовых отправлениях. По данным экспертов, в последнее время страны Балтии начинают играть заметную роль в международной системе контрабанды кокаина. После его поступления в порты стран Балтии далее он следует в Европу либо в Россию.
Имеется информация об активизации контрабанды героина в Россию железнодорожным и автомобильным транспортом по маршруту из стран «Золотого треугольника» через территорию Китая и Дальнего Востока.
Примерно этими же маршрутами поступают в Россию наркотики, которые затем транзитом вывозятся в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Существует две разновидности транзита через Россию. В первом случае территория нашей страны используется иностранными преступными группами как короткий и, по их мнению, наиболее безопасный путь доставки наркотиков в страны-потребители. Во втором варианте непосредственное участие в налаживании контрабандной цепи принимают российские наркодельцы.
Организуя работу по перекрытию каналов транзита наркотических средств через Россию, правоохранительные органы пресекли десятки таких преступлений. Предотвращены поставки в Великобританию, Грецию, Польшу, Финляндию, Югославию, на Украину, в Белоруссию, Нидерланды, США, Италию и целый ряд других государств. Например, пресечена контрабанда гашиша (около двух тонн) из Афганистана в Нидерланды, перевозимого в 20-тонных контейнерах в брикетах с эмблемой шампуня. Маршрут следования через Латвию.
Вывоз наркотиков непосредственно из Российской Федерации, по нашим сведениям, еще не принял значительных размеров. Однако он из года в год возрастает. Зарегистрированы факты их вывоза в Германию, Финляндию, Швецию, Израиль, Австралию, США и ряд других государств.
Выводы и прогноз развития наркоситуации в России. Как свидетельствует анализ правоприменительной практики, и результаты научных исследований наркоситуация в стране сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет. Несмотря на повышение активности средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется бессистемно. В периодической печати, художественной литературе, кино мало качественных материалов, книг, фильмов, произведений антинаркотической направленности.
Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описание наркоприключений кумиров, дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминализации правонарушений в этой сфере, методик «эффективного и быстрого излечения от наркозависимости».
Наряду с этим увеличивается утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков. Расширяется растительная сырьевая база для незаконного производства наркотиков, растет число подпольных нарколабораторий. Сильнодействующие и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.