Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и способы образования юридических лиц. Сущность образованию юридических лиц. Способы образования юридических лиц. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 21.08.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц………...5
1.1. Сущность образованию юридических лиц………………………...5
1.2. Способы образования юридических лиц…………………….…….6
Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству……………………………………10
2.1. Порядок ликвидации юридических лиц…………………………..10
2.2. Реорганизация юридических лиц………………………………….16
Заключение……………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………………......22
Приложение……………………………………………………...…………...24
Введение
Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.
Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и способы образования юридического лица;
- раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;
Предметом данного исследования выступает гражданское законодательство, регулирующее особенности порядка образования и прекращения деятельности юридических лиц. Объектом исследования является общественные отношения в области гражданского законодательства.
Изучение данной темы основано на использование частно-научных методов исследования: логический, сравнительно-правовой, статистический, исторический, конкретно-социологический и другие.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области гражданского права: А.П. Сергеева, М.И. Брагинского, Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина и многих других.
Нормативную базу данной работы составляет Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и другие нормативные акты.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц

1.1. Сущность образованию юридических лиц
Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе (для коммерческих организаций) фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Организация, не прошедшая государственную регистрацию, считается несозданной.
Порядок государственной регистрации устанавливается Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц"11 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" // СЗ РФ, 2001, N 33, ч. 1, ст. 3431, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
1.2. Способы образования юридических лиц
Исторически сложились три основных порядка (способа) образования юридического лица: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный (См.: Приложении 1).
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В стра-нах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистра-ции организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъяв-ления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица11 Гражданское право. Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”, 1998. С 131-132.
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.
Разрешительный порядок образования юридического лица предпо-лагает, что создание организации разрешено тем или иным компетен-тным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецеле-сообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные ор-ганы, не требуетется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответ-ствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зареги-стрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридиче-ских лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом11 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. проф. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. С.71-72
.
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учреди-тельного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйствен-ных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным доку-ментом считается их устав.
Учредительный договор--это консенсуальный гражданско-право-вой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совме-стной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это -- самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципи-ального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный дого-вор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регу-лирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридиче-ского лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.
Федеральным законом о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен перечень необходимых документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц.
Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.
Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ по другим мотивам, в том числе нецелесообразности создания юридического лица, не допускается11 Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ", 2001. С. 172-173
.
Отказ, а также уклонение от регистрации обжалуется в арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров.
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности. Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер.
Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству

2.1. Порядок ликвидации юридических лиц
Ликвидация -- это способ прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ)11 Гайдук Э.Г. Прекращение деятельности юридического лица: основания и последствия // Журнал российского права, 2002. -№ 8. - С. 21
. Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной (См.: Приложение 2).
Добровольный порядок предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. Принудительный порядок ликвидации по решению суда применяется при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды могут быть ликвидированы в таком же порядке при систематической деятельности, противоречащей уставным целям. Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала приводит к его ликвидации.
Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления.
Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.
Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. К комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени она выступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Процедура ликвидации, установленная ст. 63 ГК РФ, состоит из пяти этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи11 Гражданское право. Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”, 1998. С. 134 (См.: Приложение 3).
1. Комиссия помещает в органах печати объявление о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления его кредиторами своих требований. Срок по заявлению таких требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Комиссия влияет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации, определяет должников и принимает меры к получению дебиторской задолженности, в том числе путем предъявления исков в суд.
2. Когда срок для предъявления кредиторами своих требований истек, комиссия составляет промежуточный баланс, в котором содержатся данные о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный баланс согласовывается ликвидационной комиссией с регистрирующим органом, а затем направляется на утверждение участникам (учредителям) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный баланс -- основание для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям.
3. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме учреждений и федеральных казенных предприятий.
4. Ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, начиная со дня его утверждения. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей11 Гайдук Э.Г. Прекращение деятельности юридического лица: основания и последствия // Журнал российского права, 2002. -№ 8. С. 23
.
Во вторую очередь производятся расчеты по выходным пособиям, оплате труда лиц, работающих по трудовому дого и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.