На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Предмет (составная субъективной стороны). Объективные элементы состава преступления. Субъективные элементы состава преступления. Квалифицированные виды взятки. Проблемы квалификации. Уголовно-правовая борьба со взяточничеством.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.02.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение………………………………………………………………………….2

I. Предмет (составная субъективной стороны)……...…………………………5

II. Объективные элементы состава преступления………………………………8

III. Субъективные элементы состава преступления.…...…………..………….13

IV. Квалифицированные виды взятки………………………………..………...16

V. Проблемы квалификации…………………………………………...………..22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы…...………………………………………………………….29

.

В В Е Д Е Н И Е

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней «доступны» все, существующие формы преступного поведения. Но когда говорят что «политика - грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц.

Самыми опасными «функциональными» или «профессиональными» формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана 1990 г) в соей резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всём мире. Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, Куба 27 августа - 7 сентября 1990 г. ООН, Нью-Йорк, 1991 г. с. 150

В Росси в условиях системного (экономического, политического, правового, организационного и идеологического) переходного периода эта проблема приобрела особую криминологическую остроту и политическую значимость. О коррупции государственных служащих постоянно говорится не только в средствах массовой информации, наших и зарубежных, но и на самом высоком государственном уровне. Однако реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны.

К учёту преступлений вообще и коррупции в частности, нельзя относиться как к формальной процедуре. Расследованию подлежат лишь зарегистрированные деяния. Следовательно, от полноты их учёта зависит реальность и всех последующих стадий уголовного правосудия. Однако экономические преступления, а среди них - коррупция характеризуются неполнотой и фрагментарностью регистрации, как в отдельных странах, так и в мире в целом. Причём те особенности, которые характерны для экономической преступности (высокое общественное положение субъектов её совершения; изощрённо-интеллектуальные способы их действий; огромный материальный и моральный ущерб ими причиняемый; исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное отношение властей к этой группе преступников) в коррупции доведены до своего апогея.
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно. Это явление имеет высочайшую приспособительную способность. Коррупция непрерывно мимикрирует, видоизменяется и совершенствуется. Латентность - её основная особенность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных, или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении. Ещё меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них назначается реальное уголовное наказание.
Ядром коррупции является взяточничество. Однако даже это деяние практически не значится в ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира. Например, в США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и обнародывается лишь в общей графе «все другие преступления». Выделить арестованных взяточников невозможно. В статистике Франции взяточничество «запрятано» в графу о других экономических и финансовых преступлениях, в Германии - в графу о должностных преступлениях, а в Англии и Уэльсе в числе подлежащих регистрации преступлений также нет сведений о коррупции чиновников, ответственность за которую может наступить по общему и статутному праву. И лишь в Японии эти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтённых преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц. В Росси общие сведения о коррупционных преступлениях публикуются. Главный информационный центр МВД с 1993 года стал также отслеживать коррупцию государственных служащих по их должностному положению. Однако эти данные, вопреки требованиям Закона «О государственной тайне» (1993 г.), имеют гриф «секретно».
Статистическая картина взяточничества в Российской Федерации в 90-х годах претерпела существенные изменения. Зарегистрированное взяточничество за 1991 - 1999 годы увеличилось на 171, 2 %. В 1999 году был учтён 6871 случай взяточничества, осуждено 1,5 тысячи человек (22 %), в том числе единицы лиц, занимающих государственную должность (0,6 % от всех осуждённых). Государство и право, 2000, № 4. стр. 101
Обращает на себя внимание факт многократной разницы между числом зарегистрированных преступлений и количеством лиц осуждённых за их совершение.

I. П Р Е Д М Е Т

Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином «Взятка» и содержит указание на её разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Под «деньгами» (валютой) Закон понимает как российские так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, то есть находящиеся в финансовом обороте на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле статьи 290 УК РФ не являются и должны рассматриваться относительно взятки как «иное имущество», при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная.

В соответствии со статьёй 142 ГК РФ «ценой бумагой» является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, диапозитивные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные и другие документы которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (статья 143 ГК РФ).

Под «иным имуществом» понимаются любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы - палладий, иридий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лом таких изделий (Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.). Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

«Выгоды имущественного характера» как предмет получения взятки могут выражаться в безвозмездном предоставлении взяткополучателю самых разнообразных услуг материального свойства - от мелкого, бытового ремонта до постройки дачи без получения от должностного лица соответствующего материального эквивалента. Судебно-следственная практика по данной категории уголовных дел показывает, что способы получения взятки в данном виде бывают подчас весьма хитроумны и нередко закамуфлированы видимостью законной сделки между взяткополучателем и взяткодателем, например, нотариально оформленным договором подряда (статья 702 ГК РФ), бытового подряда (статья 730 ГК РФ), строительного подряда (статья 740 ГК РФ), займа (статья 807 ГК РФ), открытием сберегательного (депозитивного) сертификата на предъявителя в банке и др.

В практике известны и другие завуалированные способы дачи - получения взятки. В частности, взятка может быть дана - получена под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности; посредством продажи - покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, путём покупки - продажи вещи по явно завышенной цене; под видом проигрыша в карты; путём заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам денег за якобы произведённую ими работу, якобы оказанную техническую помощь и т. п.

Пленум верховного суда РФ в этой части разъясняет: «по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление путёвок, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.) Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности. Занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить денежную оценку.

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта четвёртого статьи 86 УПК РСФСР как нажитые преступным путём.

Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому он не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки подлежат возврату их владельцу». Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2000, № 4

При решении вопроса о возможности возврата денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь ввиду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они предлежат возврату их владельцу.

II. ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Объект данного преступления совпадает с родовым объектом иных должностных преступлений и определяется как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и управления. Преступление посягает на функционирование и престиж органов государственной власти, на интересы государственной службы и на деятельность и интересы органов местного самоуправления.

Ныне действующий Уголовный кодекс РФ определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 УК РФ).

Получение взятки не может быть совершено само по себе вне связи с другим преступлением - дачей взятки (статья 291 УК РФ), и таким образом, они находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие дачи взятки означает и отсутствие её получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более общественно опасное деяние, которое относится в соответствии с положениями пунктов 4 и 5 статьи 15 УК РФ к категории тяжких и особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого факта отрицательными для виновного должностного лица уголовно-правовыми последствиями. Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностным лицом своих служебных полномочий, и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.
Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 5 июля 1995 года определяя ограничения, связанные с государственной службой, среди прочих указал, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью и не может получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, а также быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинён или непосредственно подконтролен ему (статья 11). В соответствии со статей 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» на муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные федеральным законом для государственных служащих. Запрет на работу по совместительству установлен и рядом других федеральных законов применительно к отдельным категориям должностных лиц (сотрудниками милиции и налоговой полиции, налоговым инспекторам, прокурорским работникам, судьям, аудиторам и инспекторам Счётной палаты РФ и др.).
Однако само по себе нарушение должностным лицом запрета на работу по совместительству нельзя автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях когда работа фактически не выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица заключались в выполнении функциональных обязанностей с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за якобы работу по совместительству или трудовому соглашению (контракту) является завуалированным взяточничеством.
Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободится от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя и т. д. Однако всегда взятка даётся за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственной или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки:
за действия (бездействие), в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица (часть 1);
за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний, в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (часть 1);
за общее покровительство ли попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (часть 1).
Действия (бездействие) должностного лица, входящие в его служебные полномочия, - это законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, то есть, иначе говоря, совершить (не совершить), которые в данном случае он имел право или, боле того, был обязан.
Диспозиция рассматриваемой нормы существенно расширяет сферу деятельности должностного лица, за которую он может получить взятку при условии, что она связана с его должностным положением, хотя не входит непосредственно в круг его прямых служебных полномочий. То есть за «использование служебного положения» Здесь закон имеет ввиду такие случаи, когда должностное лицо, хотя и не обладает полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения может за взятку, используя свой авторитет и влияние, принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами, работающими даже в других ведомствах и структурах государственной власти и управления.
Уголовный кодекс признал взяточничеством и незаконное получение должностным лицом материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему имущественную услугу, или представляемым им лицам. В таком случае какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном счёте ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство в итоге выражается или может выразиться в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчинённых или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя. Получение взятки при не оговоренном последующем поведении должностного лица характерно для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, в частности, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей.
Покровительствовать - значит защищать, оказывать внимание, помощь. Попустительствовать (потворствовать, потакать) - проявлять снисходительное отношение к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям.
Получение взятки - формальный состав преступления. Он признаётся оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно действия или нет.
Ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка - до или после совершения должностным лицом действий или бездействия, и без относительного к тому, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя.
Верховный Суд РФ разъясняет: «следует указывать за выполнение, каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Время передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным или близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными обязанностями.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки содеянное им следует квалифицировать как покушение на получение взятки». Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. 2000, № 4.
III. СУБЪЕКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом, преступление совершается из корыстных побуждений. Должностное лицо - взяткополучатель сознаёт, что материальные ценности или выгоды переданы (предоставлены) ему именно как взятка за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, либо за способствование в силу должностного положения действиям (бездействию) других лиц, в чём заинтересован взяткодатель, или за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам, а равно за незаконные действия (бездействие) по службе.
В соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьёй 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию, означает что лицо исполняет определённые функции, возложенные на него законом (стажёры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определённого времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).
К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделённых в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчинённости (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительней власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделённые соответствующими полномочиями работники прокуратур, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролёры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охранен общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Надлежит тщательно исследовать, какие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (постоянно или временно) выполняло лицо, привлечённое к ответственности за получение взятки.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчинённых, поддержание дисциплины, например мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.