На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие социальных норм, их признаки, характеристика и виды. Классификация социальных норм. Соотношение норм права и социальных норм, формы их взаимодействия. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве. Социальные реформы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Введение

Что бы ответить на вопрос, какова социальная роль права в обществе, надо понять какие отношения и как регулирует право. Прежде всего, несомненно, что право выражает собой правило поведения. В каком смысле мы, не употребляли ли бы слово право, мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, на что не следует посягать, чего не должно нарушать. Всякому праву соответствует чья - либо обязанность, требование, обращенное к какому - либо лицу или лицам. Если всякое право непременно выражает собой притязания одних лиц и обязанности других, то ясно, что всякое право предполагает общество и без общества представляется невозможным, с другой стороны не предполагается и общества без права. Егинбарян Р.В. Краснов Ю.К. « Теория государства и права». Москва: Норма 2007 С. 353
Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения , как институт фиксирующий порядок в обществе , порядок в отношениях между людьми. Алексеев С.С. «Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность» М: Норма 2001 С.21
Право- это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регуляторами общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.
Специфика современного правопонимания состоит в том, что в центре права стоит человек с его интересами и потребностями, его свобода, только через право свобода доводится до каждого человека, до каждой организации. Право предъявляет определенные требования ко всем членам общества , направляет их деятельность в интересах всего общества.
Как известно, одним из признаков права является его нормативность. Нормативность права означает , что право в , в своей значительной части состоит из норм , из общих правил поведения . Нормативность показывает, что право вбирает в себя , фиксирует отношения нормальные для данного общества, принятые в нем. Нормы права - это общеобязательные правила поведения .
Нормативная система - это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество отличное от простой совокупности признаков свойственных различным видам нормативного регулирования.
Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведение людей, их повторяемостью, и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей. Пеньков Е.М. «Социальные нормы- регуляторы поведения» М 1972. С. 40 Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно практической деятельности людей. Лукашова Е.А. « Право. Мораль. Личность.» М. 1986. С. 12-13.
Таким образом, понятие норм права является одной из основных категорий теории государства и права. Именно от правильного понимания норм права , взаимного влияния норм права на иные социальные нормы , зависит нормотворчество и правовое регулирование поведения людей в целом.
На протяжении веков общество стремилось реализовать в праве свои представления о справедливости. На первых стадиях государственного развития моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. Так было в Древних Египте, Индии, Китае, позднее в Древней Греции. Корень «прав» в основе слов «справедливый», «правый», «правда». При феодализме источники права назывались - правдами: Русская правда, Салическая правда франков, Польская правда и др.
В современных конституциях многих стран так же записано стремление воплотить в праве справедливость. Разумеется, понятие справедливости зависит от многих факторов: традиций общества, господствующей религии, типа государства, целей господствующих слоев и т.д. Однако важнейшей целью права всегда была защита интересов всего общества. Таким оно было в Древнем мире, в Средние века, в Новое время. Эта цель составляет стержень права и в настоящее время. При этом всегда право выражало господствующие представления о справедливости . Другое дело каким представлялся источник этой справедливости, а следовательно и права.
О чем свидетельствует многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни , ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. \оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик. Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. «Теория государства и права» М. Норма 2007. С.341-342.
Право по своим свойствам - такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» - движения от права сильного к праву гражданского общества. Алексеев В.В. «Теория права» М. БЭК 1995. С. 118
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах , дома, в семье, или иначе говоря как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответить на это и вопросы помогают социальные нормы, среди них моральные, правовые, политические, эстетические , корпоративные, религиозные обычаи, традиции привычки и т д
Итак, действуя в системе социальных норм регулирования , юридические нормы являются только одним из элементов системы норм. В условиях правового общества, демократического государства гармоничное взаимодействие права с иными социальными нормами - необходимое условие
Его эффективности. Коваленко А.И. «Теория государства и права. Вопросы и ответы» М. Новый Юрист. 1997 С. 328
Сказанное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Понятиям нормы права, социальных норм, формам их взаимодействия и влияния друг на друга посвящается данная работа.
Глава 1. Социальные нормы: понятие, виды

1.1. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.
Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Лейст О.Э. «Сущность права: проблемы теории и философии права» М. Зерцало 2002. С. 131
Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития , но сами таковыми не являются. Объективные законы по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие - возникают, видоизменяются, третьи навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью Алексеев В.В. Указ. соч. С.120
Социальные нормы представляют собой правила поведения, образец, масштаб, модель поведения которыми руководствуются люди в общественных отношениях. Где есть общество - там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно , отношение человека к другим людям. Право является одной из разновидностей социальных норм Марченко М.Н. «Теория государства и права в вопросах и ответах» М. Проспект 2006.С.104.
Но в обществе кроме социальных существует множество других норм, так какие же из них считать социальными?
Признаки социальных норм таковы:
1. Социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, т.е. регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями.
2. Социальные нормы являются правилами поведения, определяющими социальную практику людей.
3. Социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), т. е рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев.
4. Социальные нормы носят сознательно-волевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения . При этом социальные нормы устанавливаются в определенной мере по воле людей , отражают коллективное волеизъявление.
5. Социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества. В содержании понятия нормы, помимо нормированности поведения, входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, нормальное, социально приемлемое состояние общественных отношений. Отсюда -еще одно свойство социальных норм напрямую связанное с предыдущим.
6. Реализованность социальной нормы, ее воплощенность в социальную практику. Неприменяемая норма не является такой по определению. «Нормальность» нормативного предписания предполагает типичность определенных социальных связей, их распространенность, массовидность. При отсутствии этого качества никакое «внешнее», навязанное предписание не станет нормой. По большей части общественные институты фиксируют фактически сложившиеся типичные нормы.
7. Социальные нормы, в отличие от технических, бывают различными в разных обществах, социальных группах ( что естественно вытекает из их обусловленности условиями жизни людей).
8. Социальные нормы обладают в определенной мере императивностью, обязательностью исполнения. Они всегда связанны с какими - либо мерами общественного воздействиями на нарушителя. Степень обязательности разных норм различна . Так, максимальной обязательностью обладают юридические нормы, а обязательность таких нормативных систем как мода, эстетические нормы весьма относительна МатузовН.И. Малько А.В. « Теория государства и права. Курс лекций» М. Юристъ 2004. С. 332-333
Все социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Наиболее важными их отличительными особенностями являются следующие:
Во-первых, это характер отношений, на которые накладываются правовые и неправовые социальные нормы. Нормы права (конституционного, административного) закрепляют, прежде всего, основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые и др.
Во-вторых, это порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а так же в быту (нормы морали, обычаи). В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.
В-третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм. Если нормы права всегда содержатся и излагаются в конкретных правовых актах, то неправовые нормы, как правило, не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и оказывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.
В-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и других правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государства гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в нем велений.
В-пятых, это характер и степень определенности мер воздействия применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры не всегда строго определены, при нарушении норм морали, нравственности или же норм содержащихся в обычаях, то здесь ни какими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общественного воздействия.Марченко М.М См. ук. сочинение С.105-106.
Как и любое явление, социальная норма имеет не только содержание, но и определенную форму. Каждый вид социальных норм отличается от других не только содержанием, но внешней Фомой выражения (например, нормы могут существовать в форме обычаев, правовых предписаний и др.)
Итак, социальные нормы - это определяемые условиями жизни людей, являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности, правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями Сорокин Ю.В. Правда и свобода // Юрист 2002 № 2. С.3 Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
1.2. Классификация социальных норм

Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации. Традиционно выделяют:
- политические нормы ( правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
- экономические нормы ( правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
- культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются ввиду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
- эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого безобразного);
- религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т. п.);
- иные социальные нормы. Корельский В.П. Перевелова В.Д. « Теория государства и права» М. Норма 2004. С.253
По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.
Социально-автономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (моральные нормы).
Социально-гетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (юридические нормы). « Теория государства и права» / учебник под редакцией Бабаева В.К. М. Юристъ 2004. С 372
Каждый вид норм должен быть отличен от других видов с пяти точек зрения : кто предписывает? В каком порядке устанавливается предписание? Кому предписывается? Что предписывается? И какова санкция нормы?
Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - не государственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) норм они подразделяются на три основных вида:
-обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений. С точки зрения регулятора общественных отношений обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются, прежде всего, силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы ) , различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов. Нормы-обычаи были основаны на естественно природной необходимости, имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений .
- нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости и т. п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения. С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной, для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ наиболее значим, чем для других социальных норм.
- корпоративные нормы- правила поведения, установленные тем или иным объединение людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам и т. д. С точки зрения и способов формирования и способов обеспечения эти нормы связанны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе взаимоотношения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой исключительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества. Корельский В.В. Перевалова В.Д. См. ук. сочинение С 255
Для того что бы усвоить различие между социальными видами норм права необходимо иметь ввиду следующее. Каждая норма предполагает, во-первых, что некоторое разумное существо установило известное предписание. Норма которая «никем» не была установлена, невозможна и нелепа. Всякая норма есть правило сформулированное в словах , в виде логического суждения и грамматического предложения . Поэтому норма всегда существует в виде высказанной мысли. Во-вторых, норма предписывает что-нибудь каким-то определенным людям. Норма, которая предписывала бы определенное поведение «никому», нелепа и невозможна. Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. См. ук. соч. С. 75
Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.
Глава 2. Соотношение норм права и социальных норм Формы их взаимодействия
2.1 Соотношение правовых и социальных норм

Место права в системе социальных норм. Его роль в системе нормативного регулирования определяется свойствами, отличающими право от иных социальных норм. С этой точки зрения значимы следующие свойства права:
- связь права с государством - от государства исходит формальное закрепление норм права, государство обеспечивает выполнение этих норм;
- формальная определенность - нормы права четко описывают поведение человека, они строго разграничивают права и обязанности лиц, все их предписания закреплены в официальных источниках. Всех этих свойств лишены иные виды социальных норм;
- системность права - нормы права регулируют поведение взаимосвязано, комплексно; все социально значимые сферы охватываются правовым регулированием. Право - единственная нормативная система, стремящаяся преодолеть противоречивость отдельных предписаний. Все иные социальные нормы, несмотря на их очевидную взаимосвязь, часто носят противоречивый характер, не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений.
Соотношение права и социальных норм определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием Матузов Н.И. Право как мера свободы и ответственности личности // Атриум 1999 №1. С 25.
Единство права и морали выражается в том, что:
- обе эти категории являются надстроечными;
- представляют собой разновидность социальных норм;
- опираются на единый политический фундамент;
- имеют один и тот же объект регулирования;
- основываются на свободе воли индивида;
- служат для упорядочения общественных отношений;
- являются показателями социального и культурного развития общества.
Различие права и морали проявляется в том, что:
- нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;
- нормы права регулируют те отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;
- нормы права представляют собой более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;
- нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали живут в сознании людей;
- право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;
- мораль обладает более высоким уровнем требований, чем право;
- право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является.
Однонаправленность действия права и морали:
- право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений;
- их требования во многом совпадают;
- мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления;
- один и тот же поступок получает в глазах людей одну и ту же оценку - как правовую, так и моральную;
- право и мораль плодотворно сотрудничают в отправлении правосудия в деятельности органов правопорядка, юстиции.
Противоречия между правом и моралью
- нечто позволительное с точки зрения права, может быть чем - то таким что морально осуждается. ( Известно, что фактический, незарегистрированный брак не влечет юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты, оказывать материальную помощь. По закону - да, а согласно морали? И наоборот);
- право нечто запрещает, а мораль разрешает. ( В советском УК были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие показания против родителей и близких родственников). Головкин Р.Б. Мамчун В.В Теории государства и права: Конспект лекций Владимир 1996. С 42.
Право и религия - это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут, находится в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем:
Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект - поведение людей, основанное на их сознании и воле.
Во-вторых, Российская федерация согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством наряду с конституционными положениями регулируются ГК РФ и Федеральным законом « О свободе совести религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. СЗ РФ 2001г. №39 С. 867
В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно нравственные предписания - нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности.
В-четвертых, надо иметь в виду, что существуют легальные и нелегальные религиозные организации. Церковь - особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет им иноверцев. В действительности, как подтверждает история такие противопоставления, основанные на религиозных убеждениях, например свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (например, японская религиозная секта Аум Сенрике), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.
Такого рода деятельность так же основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Головкин Р.Б. Мамчун В.В См. ук. сочинение С 45.
Рассматривая вопрос о месте права в системе социальных норм, нельзя обойти вниманием его взаимосвязь с обычаем. Социальная жизнь повсюду и в любой период существования человечества основывалось на той или иной форме организации Большинство ученых признает, что на ранних ступенях развития общества в основе социальной организации лежал обычай, определявший из поколения в поколение общие нормы поведения отдельных членов. Под обычаем чаще всего понимают правила поведения, которые в результате многократного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Общая теория права и государства / под редакцией Лазарева В.В. М. 1996. С.113
Взаимная поддержка права и обычаев складывается, прежде всего, из регулирования ими одних и тех же общественных отношений. Это происходит потому, что иногда обычай является «родителем» закона. Как известно, на ранних этапах развития человеческого общества обычаи господствовали в упорядочении межличностных связей и процессов. Однако с течением времени развитие индивидуального и общественного производства, усложнение общественных связей приводит к тому, что обычай постепенно утрачивает способность служить надежным и всеохватывающим механизмом регулирования социальных отношений. Поэтому с целью сохранения жизнеспособности человеческих сообществ понадобились дополнительные средства организации , и таковыми явились позитивное право и государство с его главными атрибутами - публичной властью и учреждениями, гарантирующими соблюдение правовых норм.
Конфликтные отношения права и обычаев носит атрибутивный характер, складывается неоднозначно, на основе их различия.
Для лучшего понимания механизма возникающего конфликта необходимо некоторое уточнение. Он связан с принципиально разной природой и разным происхождением положительного права и обычая и, как следствие, - с отсутствием прямой соизмеримости между системным явлением - право и несистемным- обычаи. В результате чего они могут только с большей или меньшей степенью приближения взаимодействовать, притираться один к другому, адаптироваться, но никогда не смогут слиться воедино именно по причине различия своих корней.
Конечно, этим основанные на различия противоречия между правом и обычаем противоречия не исчерпываются. Положительное право не отменило обычаи, а лишь дополнило их. Вместе с этим это дополнение стало само источником новых противоречий между нормами положительного права и обычаями. Как показывает исторический опыт многих народов, это противоречие может порой достигать острого конфликта, при разрешении которого вместе с положительным правом меняется и форма государства. Таким примером могут служить государства Средней Азии, которым насильно было навязано советское право. Возникший в результате конфликт между правом и местными обычаями привел к созданию двух форм правления: официальной - республики и неофициальной - монархии.
Обычаи же и это необходимо отметить, более устойчивы, более консервативны. Например, обычай иметь собственность, несмотря на длительные гонения в России, сохранился при различных трансформациях правовой системы. Положительное право наоборот, более изменчиво: оно реагирует на все значительные изменения в обществе, оно более лабильно, гибко и существенно меняется при сменах форм государства, в частности это связано с формой правления и политическим режимом. Например, при переходе от монархии к республике, от тотального к демократическому политическому режиму . Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К, См. ук . сочинение С.345-347.
Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно с существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого -либо поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом. Как и обычая традиции опираются не только на поддержку общественного мнения , но и на психологические факторы - стремление людей следовать общепринятому поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, сто нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большей группе индивидов. Социальные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете реализация норм права зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как, совесть, долг, которые направляют человека в русло социальной нравственности. Внутренне убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость. Матузов Н.И. См. ук. сочинение С 26
Единство правовых норм и норм морали, как единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально- экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Нормы права и социальные нормы органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают , дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений . Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принцип гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.
Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.