На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.08.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ПЛАН
Введение 3
1. Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности) 7
2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества 12
3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев 17
Заключение 21
Литература 23
Введение
Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей
В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества.
Неукоснительное соблюдение правовых норм и других правил, принятых в обществе, партия считает основой нормальной жизни общества, важным фактором развития социалистической демократии и укрепления общественного порядка в стране, непременным условием формирования нового человека.
В системе социальных норм и общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции и обычаи. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.
Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Казалось бы, что эти вопросы давно должны были привлечь внимание ученых-представителей различных отраслей общественных наук. Однако до 60-х годов эта жизненно важная проблема ни в одной из отраслей общественных наук не была разработана достаточно глубоко их роль в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Казалось бы, что эти вопросы давно должны были привлечь внимание ученых-представителей различных отраслей общественных наук. Однако до 60-х годов эта жизненно важная проблема ни в одной из отраслей общественных наук не была разработана достаточно глубоко. И только с 60-годов заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А. К. Алиев, Р. М. Магомедов, М. М. Муминов, Г. Наджимов, В. И. Новиков, Б. С. Саламов, Н. С. Сарсенбаев, И. В. Суханов, И. М. Сушков, А. Чотонов и др.
Из перечисленных здесь авторов следует несколько выделить А. К. Алиева и Н. С. Сарсенбаева, в монографиях которых наиболее обстоятельно исследуются социальная сущность, механизм и закономерности возникновения и развития народных традиций и. обычаев, выясняется роль прогрессивных традиций и обычаев прошлого и новых традиций обычаев в формировании духовного облика гражданина, а также причины сохранения и пути преодоления вредных традиций и обычаев прошлого. Авторы указывают на отставание теоретической разработки этой проблемы. Они хотя и рассматривают ее в широком философском плане, но не претендуют на полноту ее исследования, не ставят перед собой цели, например, выяснения нормативного характера традиций и обычаев, их взаимосвязи с другими видами социальных норм.
Поскольку социальная ценность и значимость традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера. В каком объеме можно говорить об их нормативном характере, о системе норм, структуре элементов нормы традиции и обычая-эти вопросы в нашей литературе совершенно не исследованы, хотя нельзя сказать, что правоведы не занимались данной проблемой. Разработкой отдельных вопросов обычаев и частично-традиций занимались, например, Н. Г. Александров, С. С. Алексеев, А. М. Айзенберг, А. И. Денисов, О. С. Иоффе, М. П. Карева, О. Э. Лейст, А. В. Мицкевич, П. Е. Недбайло, И. С. Самощенко, М. Д. Шаргородский, А. Ф. Шебанов и Др. Труды этих ученых-юристов положительно влияют на дальнейшие исследования данной проблемы в целом. В юридической литературе меньше всего уделено внимания исследованию связи права с традициями и обычаями как самостоятельными видами социальных норм советского общества. На эту тему нет не только ни одной монографии, но нет даже отдельной статьи. Все это и послужило основанием для выбора названной темы предметом настоящего исследования. Автор стремится отразить ведущую тенденцию развития общей теории: государствами права - выход за пределы сугубо юридической тематики, обращение к широким социальным проблемам современности, имеющим важное значение для общественного развития.
Задача курсовой работы - рассмотреть лишь некоторые из перечисленных вопросов, а именно:
1. Продолжить научный поиск действительного места права, традиций и обычаев в системе социальных норм общества, выяснить сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм, структурное строение.
2. Исследовать основные формы и характер взаимовлияния права, традиций и обычаев на материалах регулирования некоторых видов общественных отношений. Этим вопросам отводится центральное место в работе. Однако следует оговориться, что поскольку подобная попытка предпринимается впервые в нашей практике, главное внимание уделяется правовому воздействию на традиции и обычаи, меньше - обратному воздействию последниx на право.
3. На основе анализа тенденций современного развития права, традиций и обычаев рассмотреть перспективы перерастания этих видов норм вместе с другими нормами социалистического типа в единый правовой блок.

1. Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности)
Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.
Социальная значимость и актуальность проблемы научного управления общественными процессами особенно возрастают в условиях строительства коммунизма - самого высокоорганизованного общества, создаваемого на подлинно научных основах.
При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственнными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение. “Организация производства, поддерживание дисциплины и порядка в общественной жизни невозможны без комплексного воздействия социальных норм”
П. Е. Недбайло. Советские социалистические правовые нормы.. Изд-во Львовского ун-та. 1959, с. 5..
В чем же сущность социальной нормы как регулятора общественных отношений?
Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.
В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования, в особенности при раскрытии таких понятий, как “норма”, “традиция”, “обычай”, “обряд”. Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г. В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. “Ясность и определенность терминов, - пишет И. С. Самощенко, чрезвычайно важна для науки” И. С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государством. М., Юриздат, 1960, стр. 12..
Понятие “норма” давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и употребляется во многих областях знаний. При употреблении понятия “норма” всегда имеется в виду определенная мера, масштаб.
Нормa - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием “норма” передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.
Из всего многообразия норм, которыми руководствуются люди в различных сферах своей жизнедеятельности, нас в данном случае интересуют социальные нормы, т. е. правила поведения, установленные соответствующими компетентными органами или сложившиеся в отношениях между людьми в обществе и к ним адресованные.
Социальная норма-это правило общего характера, отражающее потребности и интересы людей в их общественной и личной жизни и имеющее обязательное значение. Общий характер веления является основным отличительным признаком любой социальной нормы, которая всегда выступает в качестве общего мерила поведения людей в конкретной жизненной ситуации.
Нельзя сказать, что во всех работах правоведов сформулированы одинаково удачные и полные определения социальной нормы, охватывающие основные признаки всех видов социальных норм. Это понятие главным образом дано применительно к праву, нормам общественных организаций, в известной мере к техническим нормам и частично к нормам морали. К такому выводу можно прийти, анализируя определение, данное О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородским, которые пишут: “Норма есть объективно предопределяемое сознательно-волевое общее правило поведения, устанавливаемое для обеспечения определенной целенаправленности практической деятельности людей в их отношениях с природой и во взаимных отношениях друг с другом” По нашему мнению, это определение не отражает особенности таких социальных норм, как традиции и обычаи, хотя авторы не отрицают обычаи в качестве самостоятельного вида социальных норм.
При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.
При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения.
Социальная норма-это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, oбecпeчивaeтcя различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.
В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.
Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями.
Характерную особенность общественных отношений развитого классового общества составляет то, что их функционирование обеспечивается при помощи различных социальных норм, среди которых ведущую роль занимают нормы права, являющиеся необходимым государственным регулятором наиболее важных, с точки зрения господствующего класса или всего народа, общественных отношений.
В обществе, как и во всяком развитом классовом обществе, право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.
2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества
Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции и обычаи.
В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы - общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии “нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, .искусстве, философии и прочее...”
Г. В. Плеханов. Избр. философ, произведения, т. II. М Госполитиздат, 1956, стр. 248..
В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.
Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия “традиция” и “обычай”, другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.
Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии “традиция” и “обычай”, с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализe этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.
При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия “традиция” и “обычай”, выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; определить их соответствие и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.