На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие термина государство и власть, как феномен общественной жизнедеятельности людей. Сущность, функции и социальное назначение государства. Главные атрибуты и классификация власти. Понятие, особенности и общие черты вертикалей государственной власти.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Оглавление:
Введение……………………………………………………………….........2
Основная часть:
Глава 1. Сущность и социальное назначение государства………..4
Глава 2. Функции государства……………………………………...8
Глава 3. Понятие и общие черты государственной власти……...12
Глава 4. Особенности государственной власти…………………..21
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы……………………………….........25
Введение

Актуальность темы исследования.
Государственная власть - это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.
С момента разрушения жесткой вертикали государственной власти в России начался процесс функционального передела власти. При этом не были четко определены полномочия государственной власти любого уровня. Региональная суверенизация, основанная на местных законах, порой противоречащих Конституции 1993 г., другим нормативно-правовым актам, привела к асимметричности субъектов государственной власти в России, что повлекло за собой ее кризис.
При слабости единой вертикали государственной власти отдельные ее институты занимаются не стратегическими функциями властвования, а решением повседневных проблем. Утеря единого государственного интереса, ослабление государственно-властной иерархии, слабость горизонтального поля субъектов государственности ведет к безвластию, неуправляемости процессов общественной жизни. Власть становится смешанной, гибридной, в которой лидеру, отдельным корпорациям и бюрократии принадлежит ведущее место.
Тенденции развития государственной власти состоят в изменении соотношения государства и гражданского общества, функциональной роли государства, приоритета права над государством, обострении национальной природы государства при расширении его социальной базы, усилении международно-правовых зависимостей государства, саморазвитии государства как системы со своими элементами.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении специфики государственной власти.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть сущность и социальное назначение государства;
2. рассмотреть функции государства;
3. дать понятие и рассмотреть общие черты государственной власти;
4. рассмотреть особенности государственной власти.
Объект исследования - специфика государственной власти.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением специфики государственной власти.
Основная часть

Глава 1. Сущность и социальное назначение государства

Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование Мацнев А., Карбих Ю. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации. М., 2007. С. 28..
Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2008. С. 73..
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.
Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2008. С. 294..
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал Теория государства и права: Краткий курс лекций / Кусжанова А.Ж., Иванова Н.М. СПб., 2006. С. 20..
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.
Глава 2. Функции государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи Теория государства и права: Краткий курс лекций / Кусжанова А.Ж., Иванова Н.М. СПб., 2006. С. 23..
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Классификация функций государства осуществляется по нескольким основаниям, или критериям.
Они подразделяются на:
1. основные и неосновные - в зависимости от масштаба и важности социальной сферы или общественных проблем, в отношении которых осуществляется деятельность государства или его воздействие. Основные функции государства определяют его сущность и социальное назначение, его исключительность, поэтому их группируют по наиболее важным направлениям деятельности государства. Неосновные - напрямую не связаны с его сущностью и социальным назначением, и поэтому либо являются преходящими, временными, обусловленными требованием исторического момента; либо являются составными частями основных функций и представляют собой направления деятельности государства в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.
2. внутренние и внешние - в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутри страны или за ее пределами - они осуществляются, разрешению каких задач - внутриполитических или внешнеполитических - служат;
Современному государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, собственности, правопорядка Теория государства и права: Краткий курс лекций / Кусжанова А.Ж., Иванова Н.М. СПб., 2006. С. 24..
Экономическая функция сегодня охватывает такие направления государственной деятельности, как: поддержка высококонкурентных и социально значимых для страны производств; демонополизация и стимулирование развития произ-водства; поддержка отечественного производителя; реализация целенаправленной инвестиционной политики; защита интересов национальных компаний на внутреннем и мировом рынке; контроль инфляции и роста цен; формирование финансовой системы и т.д.
Социальная функция направлена на создание условий, обеспечивающих социальные гарантии жизни и развития граждан. В ее содержание входит: охра-на труда и здоровья людей; установление гарантирован-ного минимума оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие сети социальных служб; установление государственных пенсий и пособий, иных гарантий социальной защиты граждан.
Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек, как бедность, социальное неравенство, безработица; на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических проблем между различ-ными группами населения.
Функция развития культуры, науки и образования. Ее содержание составляет: государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; обеспечение развития науки и интеллектуального потенциала нации; физкультуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек; поддержка при-оритетного развития новых технологий; эффективное использование образовательного и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по развитию и укреплению общеобразовательной школы, обеспечение доступности и качества образования определенного уровня.
Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Ее содержание составляют: государственное управление и координация деятельности в об-ласти охраны окружающей среды; регулирование природополь-зования; обеспечение экологической безопасности; оздоровле-ние и улучшение качества окружающей среды и др.
Функция налогообложения и взимания налогов. Ее содержание составляют разработка и реализация налоговой политики; регулирование с ее помощью экономики; формирование и пополне-ние государственного и муниципального бюджета за счет налогов; контроль за правильностью исчисления налогов, своевременностью их уплаты; выявление налоговых правонарушений и преступлений; соблюдение законо-дательства предпринимательской деятельности; выдача патентов, лицензий; регистрация предприятий и др.
Одной из главных функций государства является функция охраны правопорядка, обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений, обуздание преступности.
К основным внешним функциям государства относятся функции обороны страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; борьба с международным терроризмом; сотрудничество и укрепление связей с другими странами; участие в международных организациях и союзах; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем Теория государства и права: Краткий курс лекций / Кусжанова А.Ж., Иванова Н.М. СПб., 2006. С. 25..
Глава 3. Понятие и общие черты государственной власти

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 2006. С. 37..
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
Государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8) Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993..
Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб., 2006. С. 93..
Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", та и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.