На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Специфику полномочий органов военных вузов. Подчинение всех структур вуза реализации его задач как учреждения науки, образования и культуры. Подразделения дополнительного профессионального образования, их виды. Учебно-методические отделы и кафедры.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


8

Специфика реализации полномочий органов управления высшим военно-учебным заведением и пути совершенствования их системы

После того как мы изучили и проанализировали систему управления вузами, так сказать, изнутри и снаружи, необходимо более подробно остановиться на исследовании вопроса о том как (при помощи каких прав и обязанностей) субъекты внутреннего управления осуществляют свою деятельность.

Современное законодательство предоставляет одинаковые возможности для развития инфрастуктуры вузов не зависимо от их ведомственной и собственнической принадлежности. Однако, говоря о высших военно-учебных заведениях, следует отметить, что существуют некоторые особенности (например, организационно-штатного характера) которые влияют на деятельность вуза, и на компетенцию его органов (структурных подразделений). Поэтому, что бы правильно представлять специфику полномочий органов военных вузов необходимо подробно разобраться с их структурой (на примере Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации, далее МВИ).

Важность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что структура есть одна из разновидностей формы всякой целостной системы, внутренняя организация содержания. Структура организует коммуникации целого с внешними условиями. Структурные формы имеют относительную самостоятельность от содержания управления и в то же время служат ему См. Лазарев Б.М. Государственное управление.Указ.соч. С.174.. Следовательно, успешная реализация целей и задач высшего образования во многом зависит от оптимальной структуры образовательного учреждения. Она должна быть гибкой, управляемой, способной к само обеспечению и, конечно, годной для удовлетворения потребности в высшем образовании. Значимость исследуемого вопроса подчеркивается тем, что один из аспектов сравнительных исследований в области высшего образования заключается в следующем: как структура общества и, в частности, его учебных заведений влияет на жизнедеятельность этого общества, его выживаемость и эффективность См. Амбросимова Н.М. Указ. соч., С.17..

Типовое положение о вузе содержит норму, согласно которой высшее учебное заведение, включая его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научным-производственным комплексом - образовательным учреждением (п.10). Вузы становятся все более многообразными по своей внутренней структуре, хотя условно составляющие их подразделения можно поделить на 3 традиционных группы: учебную, научную (и научно-производственную) и хозяйственную, обеспечивающую жизнедеятельность вуза. В последние годы они существенно разрослись, прежде всего, за счет появления качественно новых образований. В сфере научной и научно-производственной деятельности это новые формы хозяйствования, в основном "оттянувшие" на себя коммерческую деятельность вузов: научные парки, инновационные центры, другие фирмы малого наукоемкого производства См. Кинелев В.Г. Об итогах работы высшей школы в 1994г.., С.18.; новые учебные структуры: институты, колледжи, в том числе реализующие программы среднего специального образования, гимназии и лицеи, факультеты дополнительного образования, другие структуры интегрированного образования. Подобная перестройка системы образования присутствует в целом ряде европейских стран, в особенности это касается Германии (см. Амбросимова Н.М. Указ. соч., С.21). В сфере обеспечения жизнедеятельности вуза больше традиционного: это различные отделы и службы, столовые, жилые дома, детсады и т.п.

Единство в функционировании такого сложного образования обеспечивается подчинением всех его структур реализации целей и задач вуза как учреждения науки, образования и культуры, в том числе:

обязательным участием в обучении студентов и аспирантов или в организации (обеспечении) учебного процесса;

исполнением решений Ученого совета и руководства вуза;

образованием в вузе централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями и организациями.

Конкретные формы взаимодействия внутри единого высшего учебного заведения определяются его уставом. Кроме того, представляется целесообразным заключение договоров между вузом и его структурными подразделениями (это также предусмотрено Типовым положением о вузе, п.11).

Возможность создания относительно обособленных вузовских подразделений - насущная потребность, обусловленная необходимостью усиления автономных начал в деятельности вузов (в том числе и военных), децентрализации управления. Включение в структуру образовательных учреждений высшего профессионального образования или функционирование при нем структур среднего, в том числе профессионального, и дополнительного образования, довузовской и послевузовской подготовки, а также реализующих программы одного-двух уровней высшего образования, увеличивают возможности вуза в деле многоуровневого и непрерывного образования, облегчают формирование контингента и позволяют создать интегрированную систему образования Подобные организационные формы системы образования, которые обладают способностью к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями общества, называют гибкими образовательными структурами (См. Гибкие образовательные структуры в системе среднего профессионального образования. М., 1995, с.5)..

Об этом же упоминается и в учредительных, а так же сопроводительных документах. Так пункт 1, четвертого раздела Устава МВИ гласит, что управленческая деятельность института в решении и реализации общеобразовательных программ включает в себя деятельность командования института, Ученого совета, факультетов, кафедры и адъюнктуры. Инструкция по организации и ведению учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования Пограничной службы Российской Федерации (далее Инструкция) Утверждена приказом директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 7 июля 2000 г. № 335., в развитие данной темы определяет: "Структура, штат и численность личного состава высшего военно-учебного заведения определяется исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед вузом задач и устанавливается приказами Пограничной службы Российской Федерации.

В состав высшего военно-учебного заведения могут входить учебно-научные, учебно-методические и научные подразделения, учебные подразделения слушателей и курсантов, подразделения послевузовского профессионального образования (докторантура и адъюнктура), подразделения дополнительного профессионального образования, а также подразделения обеспечения".

Примером подразделения дополнительного профессионального образования является, созданный на базе МВИ, юридический факультет студенты которого могут получать основное и дополнительное профессиональное образование. Деятельность данного факультета характеризуется рядом особенностей:

студенты обучаются по отдельной образовательной программе, которая не предусматривает получение профессионального военного образования;

обучение носит возмездный характер;

студентами могут быть как военнослужащие, так и гражданские лица;

для военнослужащих Федеральной пограничной службы России предусмотрены льготы (по оплате и пр);

должность декана факультета является выборной, что не свойственно военным вузам;

средства, полученные от деятельности данного факультета являются собственностью вуза и расходуются по его усмотрению.

Таким образом, можно отметить что, не смотря на специфические субординационные отношения, существующие во всех военных вузах, жесткую, беспрекословную подчиненность и единоначалие, допускается некоторое проявление автономии в подобных формах.

Продолжая исследование вопросов связанных с деятельность факультетов в рамках военных вузов следует отметить, что факультет является учебно-научным подразделением высшего военно-учебного заведения, осуществляющим подготовку офицеров Пограничной службы Российской Федерации по одной или нескольким родственным специальностям (специализациям), проведение воспитательной работы, выполнение научных исследований по профилю факультета, подготовку научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку по профилю факультета, а также проведение мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы факультета. Учебная работа является основным видом деятельности факультета.

В состав факультета входят: командование (начальник факультета и его заместитель), учебная часть, кафедры и лаборатории, обеспечивающие подготовку по профилирующим дисциплинам специальностей (специализаций) факультета, учебные подразделения слушателей и курсантов.

В соответствии с приказом начальника МВИ институт отказался от факультетской системы управления курсантскими подразделениями - факультеты были упразднены, а вместо них были сформированы дивизионы. Однако вопрос о существовании факультетов остается открытым, во-первых, потому что существуют подразделения дополнительного профессионального образования - вышеназванный юридический факультет и факультет заочного обучения. А во-вторых, потому что учебные группы курсантов в рамках дивизионов продолжают подготавливаться по программам различных специальностей. Это дает основание предполагать, что факультетская система продолжает действовать в рамках МВИ, хотя и носит полуофициальные формы.

Еще одним важным учебно-научным подразделением высшего военно-учебного заведения является кафедра. В соответствии с требованиями Инструкции кафедра организуется при наличии не менее семи должностей профессорско-преподавательского состава, для осуществления организации и проведения учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, проведение воспитательной работы со слушателями и курсантами, выполнение научных исследовании по профилю кафедры, подготовку научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку по профилю кафедры, а также проведение мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы кафедры. Учебная работа является основным видом деятельности кафедры.

Для обеспечения образовательного процесса на кафедре могут создаваться учебные лаборатории и кабинеты.

Если на базе большинства гражданских вузов кафедры являются составной частью факультета, а заведующий кафедры подчинен декану факультета, то в рамках военных вузов кафедры являются самостоятельными подразделениями, подчиняющимися непосредственно начальнику вуза и его заместителям. В этом проявляется еще одна особенность организационная особенность высших военно-учебных заведений. Это хотя и упрощает отношения между командованием и профессорско-преподавательским составом вуза, однако часто препятствует формированию единых подходов в методическом и теоретическом плане по дисциплинам одной специализации (юриспруденция, история и др.).

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе организатором и руководителем учебного процесса, постоянного и переменного состава является начальник вуза. Он определяет комплекс мероприятий по организации учебного процесса на предстоящий учебный год, содержание которых объявляется приказом, в котором указываются: приоритетные направления в совершенствовании образовательной деятельности и задачи подразделений вуза по их реализации; изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный план и программы в пределах предоставленной начальнику вуза компетенции; порядок использования учебной материально-технической базы кафедрами, учебно-методическими и научно-исследовательскими подразделениями; указываются другие вопросы, отражающие специфику предстоящего учебного года, а также назначаются сроки готовности подразделений к началу учебного года. Однако органом, непосредственно осуществляющим организацию и контроль учебной и методической работы, координацию и взаимодействие структурных подразделений вуза по обеспечению образовательной деятельности является учебно-методический отдел (УМО). Организационная деятельность этого подразделения призвана обеспечить качественное выполнение задач по подготовке офицерских кадров по определенным специальностям (специализациям) и квалификациям в образовательной деятельности сосредотачиваются на установленные сроки.

На учебно-методический отдел возлагаются:

разработка совместно с кафедрами (факультетами) проектов учебных планов (рабочих учебных планов), учебных программ, расписаний учебных занятий, расписаний экзаменов и других документов по планированию образовательного процесса. Планирование использования: аудиторий, учебных классов, лабораторий и других объектов учебной материально-технической базы;

учет и анализ успеваемости слушателей и курсантов. Организация и анализ контроля учебных занятий, изучения передового педагогического опыта в своем вузе и других высших учебных заведениях. Разработка на этой основе предложений по совершенствованию обучения и качества подготовки переменного состава;

осуществление совместной работы с кадровым органом и отделением воспитательной работы вуза по анализу опыта службы выпускников в войсках и органах Пограничной службы и других органах исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба;

организация совместно с кадровым органом вуза профессионального отбора кандидатов, проведения вступительных экзаменов, приема на учебу, организация итоговой государственной аттестации выпускников, подготовка выпускной документации и учет ее выдачи;

организация и обеспечение учебной работы слушателей, обучающихся по заочной форме обучения (в вузах, где нет факультета заочного обучения);

организация методической работы в масштабе вуза и руководство работой методического кабинета;

организация и контроль за проведением подготовки постоянного состава вуза, мероприятий по повышению квалификации и переподготовке руководящего и преподавательского состава;

разработка перспективных и годовых планов развития и совершенствования учебной материальной технической базы вуза. Организация обеспечения образовательного процесса учебниками, учебными пособиями и служебной документацией. Руководство работой учебных библиотек;

разработка предложений по распределению денежных средств, выделяемых на учебные расходы, и контроль за их экономным использованием.

Учебно-методический отдел совместно с кафедрами, командованием учебных подразделений слушателей и курсантов под руководством начальника высшего военно-учебного заведения, осуществляет планирование учебного процесса. Им, а также кафедрами и учебными подразделениями разрабатываются и ведутся документы по планированию учебного процесса и учету его результатов (см. приложение № 1).

В высшем военно-учебном заведении кроме документов указанных в приложении № 1, разрабатываются документы по организации и учету учебной, методической и научной работы. Формы этих документов устанавливаются вузом с учетом требовании нормативно-правовых актов Пограничной службы России.

Для решения задач научного обеспечения образовательной деятельности, а также решения актуальных научных проблем (по профилю вуза), связанных с развитием теории и практики охраны государственной границы, эксплуатацией и боевым применением образцов вооружения и военной техники, а также совершенствованием профессионального образования и повышением качества подготовки переменного состава создаются научные подразделения (научно-исследовательские отделы и научно-исследовательские лаборатории, научно-вычислительные центры, научные группы и другие подразделения). Так в Московском военном институте для реализации данных целей сформирован научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Отличительная особенность данного подразделения заключается в том, что он сочетает в себе функции сразу двух отделов. Это, скорее всего, объясняется незначительными масштабами как научной, так и издательской деятельности.

Кроме того, в институте действует лаборатория профессионально-психологического отбора. Формирование подразделений слушателей и курсантов проводится с учетом рекомендаций этой лаборатории.

Подразделениями слушателей и курсантов являются: факультет (курсы и учебные группы в составе факультета), факультет заочного обучения, дивизион (учебная застава в составе дивизиона). В подразделениях организуется и проводится воспитательная работа со слушателями и курсантами и учебная и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.