На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исследование становления и истории развития средств массовой информации в зарубежных странах: периодика Китая, арабская пресса, периодическая печать в Африке, Латинской Америке, США. Анализ международно-правовых документов, регулирующих деятельность СМИ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра международного и сравнительного права
Курсовая работа на тему:
« Средства массовой информации и их роль в политической системе зарубежных стран»
Выполнила: студентка 2 курса,
специальности «Государственное управление
и право», группы 3
Буцко Софья Сергеевна
Руководитель: Зеленова Ольга Николаевна
Минск - 2006
Содержание
Введение
1. Становление и развитие средств массовой информации в зарубежных странах
1.1 Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке
1.2 Периодика Китая
1.3 Арабская пресса
1.4 Развитие периодической печати в Африке
1.5 Периодическая печать в Латинской Америке
1.6 Современные СМИ США
2. Правовой статус СМИ
2.1 Защищенность СМИ
2.2 Международно-правовые документы универсального характера
3. Роль СМИ в политике
3.1 Место и роль СМИ в политической жизни общества
3.2 Сущность и основные направления деятельности СМИ как составной части политической системы общества
Введение

Деятельность средств массовой информации (СМИ) всегда привлекала общественное внимание. Нужно отметить, что СМИ являются предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют различными пышными титулами такими как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти». Являются ли средства массовой информации одним из важнейших институтов современного общества? Они выполняют множество функций: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляются через и с помощью СМИ.
Целью моей курсовой работы будет определение места и роли СМИ в современных политических системах зарубежных стран. Степень их влияния в обществе. В связи с этим - изучение становления и развития различных СМИ, а также их правовая защищенность на современном этапе.
В данной работе были использованы Международно-правовые документы в области средств массовой информации, материалы Европейского семинара по укреплению независимых и плюралистических средств информации, законодательство и практика средств массовой информации, литература российских и зарубежных авторов.
1. Становление и развитие средств массовой информации в зарубежных странах

1.1 Некоторые аспекты развития СМИ в XX веке

В конце XIX - начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации.
Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений. Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров.
В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга. За тридцать лет, предшествующие началу XX в., общегодовая продолжительность рабочего времени сократилась в ведущих странах Западной Европы и США в среднем на 250-300 часов, а в канун второй мировой войны она была уже на 600-1000 часов меньше, чем в 1870 г. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения.
Что касается стран Азии, Африки и Латинской Америки, то после достижения национальной независимости развивающиеся страны столкнулись с весьма серьезными проблемами, препятствующими развитию журналистики (и в особенности - периодической печати). К числу этих проблем относится экономическая отсталость, массовая неграмотность населения, устаревшая полиграфическая база прессы. В результате только один из двухсот жителей Бангладеш читает газету, в то время как в Индии - один из 25. В Пакистане грамотны лишь около четверти жителей, что существенно сужает поле деятельности периодики страны. Большие сложности, в том числе технические, создает разноязыкость населения.
1.2 Периодика Китая

Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати - как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты - органы партийных организаций разного уровня - от ЦК КПК до уездных парткомов.
Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные (с точки зрения бытующих в Китае представлений о морали) публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.
1.3 Арабская пресса

В большинстве арабских стран периодика издается и финансируется государством, по отношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля. Вместе с тем необходимо отметить, что до недавнего времени в арабском мире было сравнительно немного «независимых» частных газет и журналов, способных выходить без финансовой поддержки со стороны государства: ограниченность аудитории (в связи с низким образовательным уровнем значительной части населения) и узость национальных рекламных рынков делали принципиально невозможным развитие коммерческой модели прессы во многих странах. В начале 1980-х годов частные издания существовали лишь в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Кувейте, Марокко, Тунисе и Саудовской Аравии. Традиционно арабская периодика является весьма политизированной.
Законодательство арабских стран предусматривает многочисленные ограничения на деятельность прессы. Так, в Ираке при режиме Саддама Хусейна существовал законодательный запрет на освещение в печати ряда тем. За публикации, признанные оскорбительными для президента и высших официальных лиц, была предусмотрена смертная казнь.
Арабские издатели и журналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов. Пресса находится и под пристальным вниманием экстремистских сил разного толка, главным образом - исламских фундаменталистов. Нередки случаи, когда журналистам и редакторам угрожают расправой за их профессиональную деятельность. Нападения на журналистов и их убийства также не редкость.
Исключением из общих правил является деятельность так называемых общеарабских изданий, которые выходят в странах Западной Европы, где нет жесткого контроля со стороны арабских правительств.
В настоящее время, по мере дальнейшего развития рыночных отношений и роста предпринимательства, появления все новых нефтедобывающих арабских стран с быстро растущим уровнем национального дохода (в их число в 1990-е годы вошли Оман и Йемен - бывшие экономические «аутсайдеры»), в арабском мире усиливается тенденция коммерциализации СМИ. Это позволяет сделать прогноз, что в перспективе в арабских государствах будет появляться все больше частных периодических изданий, финансируемых главным образом за счет поступлений от публикации коммерческой рекламы и независимых от государственных структур.
1.4 Развитие периодической печати в Африке

Во всех странах Африки в постколониальный период издавалось всего лишь примерно 170 ежедневных газет. Тираж многих из них не превышал несколько тысяч экземпляров, гораздо реже - несколько десятков тысяч. В ряде государств, например, Чаде, ежедневные газеты в постколониальный период не издавались. Многие издающиеся газеты были похожи на бюллетени, заполненные официальной информацией.
Развитие периодической печати в Африке в период после достижения независимости сдерживалось в силу воздействия ряда негативных факторов. Наряду с политической нестабильностью, экономической отсталостью, высоким уровнем неграмотности, неразвитостью коммуникаций и средств доставки, молодые африканские государства столкнулись с труднопреодолимыми проблемами, связанными с чрезвычайным этническим многообразием населения. Жители континента говорят на 800 языках и сотнях диалектов. Нередко население одной и той же страны говорит на десятках языков. Так, в Нигерии соседствуют более 250 языков и диалектов.
Это серьезно затрудняет использование периодической печати в качестве средства массовой коммуникации. Применение языков-посредников не всегда эффективно в условиях Африки: большинство из местных языков не имеет письменной или литературной формы, а язык бывших колонизаторов известен преимущественно образованным африканцам, составляющим меньшинство населения (примерно 10%). К тому же в традиционных культурах африканцев доминировали устные формы коммуникации, печатное же слово никогда не играло значительной роли в общении людей.
Этническая пестрота препятствовала созданию прочных экономических основ для функционирования частной прессы, базирующейся на доходах от рекламной деятельности, поскольку в условиях языковой разобщенности невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию. Об узости реального рекламного рынка свидетельствует также низкая покупательная способность подавляющего большинства африканцев (исключая население ЮАР). Частные издания издавались в первые постколониальные десятилетия лишь в нескольких странах Африки - Малави, Того, Мадагаскаре, Кении и некоторых других.
Названные факторы, а также политический курс национального руководства в большинстве добившихся самостоятельности африканских государств обусловили преимущественное развитие в постколониальный период государственной печати. Партийная пресса в Африке представлена главным образом печатными органами правящих партий.
Вторая половина 1980-х - начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов - авторов критических выступлений.
В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса - издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам.
«Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.
1.5 Периодическая печать в Латинской Америке

Периодическая печать в Латинской Америке более развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики (по преимуществу - частной) характерно расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, владеющих только индейскими языками (кечуа, аймара, гуарани и др.), периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках - испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют достижению в Латинской Америке уровня обеспеченности населения периодическими изданиями, характерного для европейских стран, США и Японии.
1.6. Современные СМИ США

Американские средства массовой информации не имеют равных в мире по количеству, разнообразию и техническим возможностям. Весь мир смотрит в кино и на видео американские боевики, комедии, мюзиклы, "мыльные оперы" и мультфильмы. Почти всюду они занимают значительное место в сетке вещания местных телеканалов. Самым массовым и влиятельным СМИ в США является, несомненно, телевидение. Три общенациональных канала - ABC, CBS и NBC - безраздельно царили в эфире несколько десятилетий. Затем им составили конкуренцию сотни кабельных каналов и телесеть "Фокс". Американское телевидение - бойкое, зрелищное и скорое на перемены. Оно живет прежде всего за счет рекламы, а потому новые программы постоянно рождаются и умирают в зависимости от рейтинга зрительских симпатий. В стране насчитывается около 10 тысяч коммерческих радиостанций. В больших городах они узко специализируются на обслуживании конкретной аудитории. Человек с любыми музыкальными предпочтениями, родным языком и взглядами на жизнь найдет волну по своему вкусу. Новостные и спортивные станции в основном вещают на средних волнах, музыкальные - на FM.
Свобода слова в США гарантирована Конституцией, и некоторые вещатели предоставляют эфир носителям крайних политических и религиозных воззрений. Ремарки некоторых ведущих также иногда выходят за рамки хорошего вкуса. Американское радиовещание, в отличие от телевидения, частично финансируется государством. Национальное общественное радио, включающее в себя около 600 станций по всей стране, предлагает слушателям качественные новости, музыку и ток-шоу без рекламы. Его аудиторию составляют прежде всего люди образованные. Многие радиовещатели пользуются также частными грантами. Ряд университетов и колледжей содержит собственные станции. В отличие от Европы, США практически не имеют общенациональной прессы. Подавляющее большинство из примерно полутора тысяч ежедневных газет рассчитаны на читателей одного штата или большого города, хотя некоторые издания, в особенности "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", известны и авторитетны во всем мире.
Америка - родина интернета. По данным на начало 2004 года, 63 процента населения страны регулярно посещали Всемирную сеть.
2. Правовой статус СМИ

2.1 Защищенность СМИ

В Резолюции 59 (I) 1946г. Генеральная Ассамблея ООН определила свободу информации как основное право человека и критерий всех свобод. С этого времени ООН, ее специализированные учреждения, региональные межправительственные организации приняли целый ряд документов, подтверждающих столь важный вывод и направленных на реализацию данного права. [«Международно-правовые документы в области средств массовой информации»/Сост. Н.Н.Довнар.- Мн.: Медисонт, 1999.]
Так, Всеобщая декларация прав человека (1948 год) признала: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
16 декабря 1966 года были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к этому пакту. Ст. 19 Пакта провозгласила свободу слова и право на ее защиту. В Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрено, что Государство-участник Пакта, признает компетенцию Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщение от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте.
В этих документах заложены принципы, которые в результате длительного исторического формирования стали нормой для современного демократического общества.
Вступление их в силу ознаменовало переход от деятельности, которая поощряла принцип уважения и соблюдения прав человека, к деятельности по их эффективной защите.
Основным международно-правовым документом в рамках ООН, специально посвященным вопросам информации, является Конвенция о международном праве опровержения, вступившая в силу в 1962 году.
Вопросы защиты свободы убеждений и их свободное выражение, распространение информации являются одними из приоритетных для региональных организаций. Основополагающими документами в этой сфере являются Европейская конвенция о защите прав и основных свобод, вступившая в силу в 1953 году, Европейская декларация о свободе выражения и информации (1982 г.), Европейская конвенция по трансграничному телевещанию 1989 года.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод относится к числу так называемых «закрытых» конвенций Совета Европы, присоединиться к которым может лишь государство, вступившее в СЕ в качестве полноправного члена. Однако это не лишает права другие государства использовать высокие демократические стандарты, содержащиеся в этих документах.
Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы играют большую роль в вопросах реализации права на свободное выражение мнения, права на получение информации.
Документы определяют статус СМИ, принципы деятельности СМИ, меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации.
Большое внимание средствам массовой информации оказывает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Документы Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению (1990 года), Парижская хартия для новой Европы (1996 года), Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 года), Решения Будапештского саммита СБСЕ (1994 года) и Декларация лиссабонского саммита (1996 года) подчеркнули, что свобода слова является одним из основополагающих элементов демократического общества, и, что руководящим принципом Государств-участников будет защита этого права.
Нормы о свободе выражения мнения, свободе информации, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и других международно-правовых документах оказывают огромное влияние на развитие национального законодательства.
Документы, прошедшие соответствующую национальную процедуру (подписание, ратификацию и др.) становятся обязательными для государства - участника.
2.2 Международно-правовые документы универсального характера

Одним из международно-правовых документов универсального характера является «Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне». Она была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН по вопросам образования и культуры на ее 20-й сессии 28 ноября 1978 г. В Преамбуле сказано, что «…свобода информации является основным правом человека и представляет собо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.