На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Статус молодых специалистов. Условиями получения образования. Порядок трудоустройства. Распределение выпускников государственных учреждений. Распределение отдельных категорий выпускников. Трудоустройство и перераспределение молодых специалистов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


11
Статус молодых специалистов

Судя по почте нашего журнала, вопросы, касающиеся статуса молодых специалистов, волнуют почти всех наших читателей, пребывающих в том или ином качестве: самих носителей этого статуса, их родителей, других членов семьи, нанимателей. При этом круг вопросов, интересующих наших читателей, самый широкий: от обязательного распределения и трудоустройства до "неудачного" завершения карьеры в виде расторжения трудового договора и увольнения по "виновной" статье с возмещением, как правило, затраченных на обучение средств.
Пожалуй, вопрос "Кого следует считать молодым специалистом?" является заглавным. Действительно, практика изобилует ситуациями, когда молодые люди окончили одно и то же учебное заведение, получили одинаковую специальность, работают на одинаковых должностях, но один из них - молодой специалист, а другой - просто специалист, "не молодой". А в результате - неодинаковый объем прав и обязанностей, наличие гарантий для одного, и отсутствие - для другого.
Очевидно, что пребывание того или иного работника в статусе "молодого специалиста" зависит не от стажа работы, и уж тем более - его возраста, занимаемой должности или выполняемой работы, а, прежде всего, от условий получения образования и порядка трудоустройства.
Под условиями получения образования понимаются, во-первых, получение образования в очной (дневной) форме, во-вторых, - обучение за счет средств государственного и (или) местных бюджетов.
Говоря о порядке трудоустройства, имеется в виду направление на работу в порядке персонального распределения, а не свободного (иначе - самостоятельного) трудоустройства, с обязательной отработкой по месту распределения в течение установленного законодательством срока.
Базовым законодательным актом, регламентирующим вопросы распределения лиц, обучающихся в учреждениях образования, является Закон от 29.10.1991  № 1202-XII "Об образовании" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2007) (далее - Закон № 1202-XII) .
Статьей 10 Закона № 1202-XII предусмотрено, что выпускники, обучающиеся в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, распределяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь. При этом выпускники учреждений образования, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, считаются молодыми рабочими (служащими), молодыми специалистами.
О распределении выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, говорится также в специальных законах: п. 3 ст. 29 Закона от 29.06.2003 № 216-З "О профессионально-техническом образовании" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2006), п. 5 ст. 30 Закона от 11.07.2007 № 252-З "О высшем образовании".
Сам порядок распределения выпускников соответствующих учреждений образования определен Положением о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1702 (далее - Положение о распределении).
В силу названных законодательных актов распределению подлежат выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой либо второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, кроме выпускников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, местом постоянного проживания которых являются иностранные государства.
К слову, это не единственное исключение из правила о распределении.
Так, в соответствии с ч. 3 п. 4 Положения о распределении место работы путем распределения не предоставляется выпускникам учреждений образования, включенным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в списочные составы национальных и сборных команд страны по виду (видам) спорта, а также выпускникам профессионально-технических училищ, находящихся на территории учреждений уголовно-исправительной системы, республиканских унитарных производственных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, республиканских унитарных производственных предприятий лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Следовательно, молодыми специалистами (молодыми рабочими) признаются выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению.
Выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения.
Направление выпускников на работу в порядке распределения осуществляется по решению комиссии по персональному распределению соответствующим учреждением образования путем выдачи свидетельства о направлении на работу установленного образца.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ...
Из анализа приведенных выше положений законодательства, с использованием правила "от обратного", можно ответить на вопрос о том, кто из выпускников соответствующих учреждений образования не относится к молодым специалистам:
· выпускники, получившие образование в вечерней или заочной форме получения образования;
· выпускники, получившие образование в дневной форме получения образования, на условиях оплаты, а не за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Следует отметить, что такие выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование, по их желанию могут направляться на работу на места, оставшиеся после распределения выпускников, подлежащих обязательному распределению. В случае распределения они также получают статус молодого специалиста со всеми вытекающими отсюда последствиями;
· выпускники, получившие образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но которые в соответствии с законодательством получили право на самостоятельное трудоустройство.
ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ
Из сказанного выше следует, что не все выпускники, получавшие образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, подлежат обязательному распределению и направлению в те места работы, которые определяет комиссия. Иными словами, отдельные категории выпускников на вполне законных основаниях не подлежат персональному распределению либо получают направление по месту своего жительства, либо право на самостоятельное трудоустройство:
· выпускникам, имеющим инвалидность I или II группы или являющимся детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, работа предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с согласия выпускника иное имеющееся в наличии место работы (п. 14 Положения о распределении);
· выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, место работы предоставляется по желанию выпускника и при наличии возможности по месту жительства данного родителя, мужа (жены);
· выпускникам, имеющим медицинские противопоказания к работе по полученной профессии (специальности), место работы предоставляется с учетом состояния здоровья (п. 14 Положения о распределении);
· выпускнику - жене (мужу) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, работника Министерства иностранных дел Республики Беларусь, направленного в служебную командировку, а также лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников место работы предоставляется при наличии возможности по месту прохождения службы мужа (жены) (п. 15 Положения о распределении);
· выпускникам (мужу и жене), которые должны быть направлены на работу по распределению одновременно, место работы при наличии возможности предоставляется в одном населенном пункте (п. 16 Положения о распределении);
· выпускнику - мужу (жене), жена (муж) которого направлена на работу по распределению ранее, место работы при наличии возможности предоставляется в том же населенном пункте;
· выпускнику - мужу (жене), жена (муж) которого не является молодым специалистом, место работы предоставляется по его желанию и при наличии возможности по месту работы или жительства жены (мужа), за исключением случаев, когда брак заключается с иностранным гражданином, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь;
· если выпускник - беременная женщина, мать или отец, которые имеют ребенка в возрасте до 3 лет на дату принятия решения о направлении на работу, то место работы им предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства семьи;
· выпускнику, являющемуся гражданином Республики Беларусь, но постоянно проживающему за ее пределами, при наличии возможности может быть предоставлено место работы по месту жительства по запросу находящейся там организации Республики Беларусь.
Безусловно, перечисленные выше случаи так называемого "льготного" распределения нуждаются в подтверждении соответствующих обстоятельств необходимыми документами. В силу требований п. 19 Положения о распределении вопрос о распределении выпускника в случаях, предусмотренных в п. 14-17 данного Положения, рассматривается при представлении выпускником в комиссию, направляющую его на работу, следующих документов:
· копии удостоверения инвалида - для выпускников-инвалидов I или II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а также для выпускников, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы;
· справки о годности к работе по данной профессии (специальности) - для лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной профессии (специальности);
· копии свидетельства о браке и справки с места работы о занимаемой должности мужа (жены) - для выпускника, который имеет мужа (жену), избранного на выборную должность в государственные органы, работника Министерства иностранных дел, направленного в служебную командировку, а также для лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников;
· выписки из медицинских документов - для беременных женщин;
· копии свидетельства о рождении ребенка - для выпускников, которые имеют ребенка в возрасте до 3 лет;
· копии свидетельства о браке и свидетельства о направлении на работу жены (мужа), а также выписки из трудовой книжки (копии трудовой книжки) жены (мужа) - для выпускников, которые имеют жену (мужа), направленную на работу по распределению ранее;
· копии свидетельства о браке и свидетельства о направлении на работу - для супругов, которые направляются на работу по распределению одновременно;
· копии свидетельства о браке, справки с места работы или жительства мужа (жены) - для выпускников, желающих получить распределение по месту работы или постоянного жительства жены (мужа).
Если же комиссия по персональному распределению не может предоставить выпускнику работу в связи с отсутствием места для трудоустройства по полученной специальности и квалификации, то вопрос должен решаться в соответствии с п. 20 Положения о распределении выпускников. Это значит, что выпускникам государственных учреждений образования может быть предоставлено право самостоятельного трудоустройства:
- во-первых, в случаях, предусмотренных в п. 14-17 Положения о распределении при невозможности предоставления соответствующего места работы;
- во-вторых, в случаях, если комиссия не может предоставить место работы по полученной специальности (профессии) и присвоенной квалификации.
При принятии решения комиссией о самостоятельном трудоустройстве выпускника, а также в случае получения выпускником среднего специального или высшего образования на условиях оплаты ему выдается справка о самостоятельном трудоустройстве по установленной форме.
Следует также иметь в виду, что выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве осуществляется учреждением образования не позднее одного месяца после окончания выпускником учреждения образования при предоставлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ
Поскольку персональное распределение касается не только трудоустройства выпускника по месту, указанному в свидетельстве направления на работу, но и сроков обязательной отработки, ответ на вопрос о том, как долго выпускник соответствующего учреждения образования пребывает в статусе "молодого специалиста" содержится в ст. 10 Закона № 1202-XII, в соответствии с которой молодые специалисты обязаны отработать по распределению один год - после получения профессионально-технического образования, два года - после получения среднего специального или высшего образования. Указанный срок работы исчисляется со дня заключения трудового договора между молодым рабочим (служащим), молодым специалистом и нанимателем.
Исчисление одно- или двухгодичного срока начинается со дня заключения трудового договора по прибытии на работу. Следовательно, нахождение в статусе "молодого специалиста" обусловлено указанными в законе сроками.
Вид заключаемого с молодым специалистом договора определяет наниматель. Он вправе заключить как договор на неопределенный срок, так и контракт. В отдельных случаях вид договора предопределен характером деятельности либо законодательством. Если молодой специалист направлен на работу по распределению в государственный орган для занятия государственной должности (например, после завершения учебы на юридическом факультете Белгосуниверситета выпускник по распределению направлен на работу юрисконсультом в районный исполнительный комитет), то в соответствии с Законом от 14.06.2003 № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2008) с ним заключается контракт.
Безусловно, минимальный срок контракта должен быть равен сроку обязательной отработки: один год - после получения профессионально-технического образования, два года - после получения среднего специального или высшего образования.
На практике не исключены случаи, когда лицо, прибывшее к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, получает отказ нанимателя в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу. Независимо от причины, обусловившей такой отказ (например, наниматель проводит сокращение штата работников), в соответствии с п. 34 Положения о распределении такое лицо обязано обратиться в учреждение образования за перераспределением.
Отказ нанимателя в трудоустройстве молодого специалиста может быть оспорен непосредственно в суде (ч. 3 ст. 16, п. 2 ч. 3 ст. 241 ТК).
Больше всего вопросов возникает у несостоявшихся сторон трудового договора в случаях, когда выпускник, попросту говоря, игнорирует имеющееся у него на руках свидетельство о направлении на работу и к месту работы не прибывает.
К сожалению, обозначенная ситуация носит далеко не единичный характер. В целом, десятки, если не сотни, специалистов так и "не доезжают" до места работы по распределению. Так, например, в 2007 году из 6 394 выпускников учреждений образования, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования только по педагогическим специальностям, направленных по распределению, к месту работы не прибыло 56 человек. Ситуация различается по конкретным учреждениям образования. Так, в средствах массовой информации были озвучены и такие сведения: на фоне 2-4 % молодых специалистов, не явившихся к месту работы, из выпускников аграрного университета таких оказалось только 3 человека.
В любом случае, есть три обстоятельства, на которые следует обратить внимание как несостоявшемуся нанимателю, так и выпускнику.
Во-первых, в силу предписаний п. 35 Положения о распределении наниматели, независимо от формы собственности, при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение одного года после получения профессионально-технического образования, двух лет - после получения среднего специального или высшего образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.
Во-вторых, наниматели и молодые специалисты обязаны в трехдневный срок письменно сообщать в учреждения образования о приеме на работу или увольнении молодых специалистов в течение одного года после получения ими профессионально-технического образования, двух лет - после получения среднего специального или высшего образования первой и второй ступени.
В-третьих, в соответствии с ч. 15 и 16 ст. 10 Закона № 1202-XII молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавший обязательный срок работы по распределению, обязаны возместить средства, затраченные на его подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в соответствующий бюджет. Порядок и условия возмещения средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, а также основания для освобождения от возмещения указанных средств устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
На практике бывают случаи, когда молодой специалист прибыл по направлению к месту работы, трудоустроился, а затем возникли обстоятельства, затрудняющие или исключающие возможность его работы в течение установленных обязательных сроков. Как быть в таких случаях?
По большому счету, на решение поставленного и иных, связанных с ним, вопросов направлены нормы п. 22 Положения о распределении. Речь, в частности, идет о том, что учреждения образования имеют право решать вопросы перераспределения молодых специалистов на протяжение одного года после получения профессионально-технического образования, двух лет - после получения среднего специального или высшего образования, двух лет - после прохождения стажировки (интернатуры) выпускниками высших медицинских учреждений образования в случаях:
- возникновения обстоятельств, указанных в п. 14 и 15, ч. 2 и 3 п. 16 Положения о распределении (о содержании указанных пунктов говорилось выше);
- беременности, наличия ребенка в возрасте до 3 лет;
- отказа нанимателя в приеме на работу молодому специалисту, направленному в соответствии с заявкой этого нанимателя (договором о подготовке специалиста, рабочего (служащего));
- расторжения срочного трудового договора по требованию работника в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового догов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.