На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Значение термина авторское право: совокупность регулирующих отношения правовых норм и субъективных прав автора. Признаки объекта авторского права. Его субъекты: лица, участвующие в авторских правоотношениях. Авторское право на служебное произведение.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


10
Юридический факультет
Заочное отделение
Кафедра юридических дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине
"Право интеллектуальной собственности"
Тема: Субъекты авторского права.
Объекты авторского права. Служебное произведение
2008г.
Содержание
    Введение
      1. Объекты авторского права
      2. Субъекты авторского права
      3. Служебное произведение
      4. Право авторства и плагиат
      Заключение
      Список используемой литературы

Введение

Авторское право регулирует отношения общества с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора и общества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должным образом творческую деятельность авторов, а с другой стороны обеспечить приумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.

Термин "авторское право понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

1. Объекты авторского права

Согласно ст.433 произведения литературы, искусства и науки и т.д., удовлетворяющие следующим требованиям:

Во-первых, произведение должно быть творческим.

Творчество - это интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значение имеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий из произведений античных греческих авторов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображение на полотнах многих великих живописцев и т.д.

Вторым признаком объекта авторского права является объективная выраженность - объект должен существовать в какой-либо форме, доступной для восприятия другими людьми. Если идеи, мысли, образы автора не получили выражения вне его сознания - нет объекта авторского права. Для признания произведения объектом авторского права достаточно двух названных признаков. Не имеет значения, обнародовано оно или нет. Произведение становится объектом авторского права с момента его создания в какой-либо обыкновенной форме. Не требуется официального оформления этих произведений. Не имеет значения достоинство и назначение произведения. Не имеет значения внешняя форма его выражения.

Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" объектами его охраны являются следующие произведения в области науки, литературы и искусства:

литературные, письменные произведения научного, технического или практического характера (книги, брошюры, статьи, компьютерные программы и т.д.);

выступления, лекций, речи, проповеди и другие устные произведения;

музыкальные произведения с текстом и без текста;

драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа;

аудиовизуальные произведения;

скульптуры, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства;

произведения архитектуры;

фотографии;

произведения прикладного искусства, если они не охраняются специальным законом о промышленной собственности;

10) иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластические произведения (касающиеся географии), геологии, топографии, архитектуры и других областей науки;

сценические обработки произведений и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;

переводы, адаптации, аранжировки, другие переработки произведений и обработки фольклора (производные произведения) без причинения ущерба охране оригинальных произведений, на основании которых созданы производные произведения;

сборники произведений, сборники обработок фольклора, энциклопедии и антологии, сборники обычных данных, другие составные произведения, при условии, что они являются результатом творческой работы по подбору, координации или упорядочению содержания без причинения ущерба охране входящих в них произведений.

Не являются объектами авторского права:

1). Официальные документы (тексты законов и других правовых актов, решения судов и т.п.);

2). Государственная символика (флага, гербы, ордена и т.п.);

3). Произведения народного творчества;

4). Сообщения о событиях и фактах, имеющие официальный информационный характер.

2. Субъекты авторского права

Авторские правоотношения - отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны - организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъекты авторского права, в широком понимании, - это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, - это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав.

В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4 Закона).

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин "автор" означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

Таким образом, автор - это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право на авторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права (п.2 ст.27 Закона).

На стороне автора может выступать и "множественный" носитель авторских прав - соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству [1] . Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз.2 п.1 ст.10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя.

Может возникнуть логичный вопрос: как оценить вклад конкретного автора в произведение? Кому принадлежит право на использование произведения созданного в соавторстве?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (абз.3 п.2 ст.10 Закона).

В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями).

В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, - Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д.

Действующим законодательством предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами владельцев авторских и смежных прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

3. Служебное произведение

Существует две основные концепции, применительные к авторскому праву на служебное произведение. Первая - характерна для стран, поддерживающих традиции континентального права. Суть подхода заключается в том, что первоначальное обладание авторскими правами принадлежит автору. То есть за автором сохраняются личные неимущественные права. Но все имущественные права принадлежат работодателю. Вторая концепция опирается на традиции англосаксонского права. Модель copyright характерна, прежде всего, для таких стран, как США и Великобритания. Согласно этой традиции "в случае, если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа, то работодатель считается автором после приобретения первоначального правообладания на copyright, если не оговорено иное". [3] Соответственно, в такой модели и имущественные, и неимущественные права на служебное произведения, принадлежат работодателю. В ст.37 Проекта о типовых положениях Всероссийского общества по интеллектуальной собственности (ВОИС) в области авторских прав от 11 августа 1989 года закреплены оба существующих варианта. ЗоАП РФ предусматривает первый вариант, то есть сохраняет за автором служебного произведения набор личных неимущественных прав, а имущественные права на произведение закрепляет за работодателем. Это положение не распространяется на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п.4 ст.14). На этот счет в юридической литературе существует несколько точек зрения. Э.П. Гаврилов, например, считает, что на сложные произведения, такие как газета, журнал или сборник, исключительные права принадлежат издателю. Точка зрения А.П. Сергеева состоит в том, что "журналист или фотограф, находящийся в штате газеты, не вправе, опираясь на п.2 ст.14 ЗоАП РФ, претендовать на получение особого вознаграждения за использование газетой материала, созданного им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания своего работодателя", [4] т.к труд уже оплачен газетой и ей приобретены исключительные права на использование произведения.

4. Право авторства и плагиат

По общему правилу, согласно п.1 ст.14 ЗоАП РФ, авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит автору служебного произведения. В данном случае под авторским правом следует понимать перечень личных неимущественных прав, закрепленных за автором служебного произведения. Ст.15 ЗоАП РФ дает перечень личных неимущественных прав автора, и этот перечень является исчерпывающим. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: - право признаваться автором произведения (право авторства); - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Пункт 3. ст.15 гласит, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. "Личные неимущественные права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав", [5] - считает Э.П. Гаврилов. На наш взгляд, это отличие в содержании и есть основная причина, по которой концепция континентального права сохраняет их за автором. Поскольку трудовые отношения, как правило, носят экономических характер, не имеет смысла закреплять их за работодателем. Еще одна причина, по которой личные неимущественные права остаются за автором - это закрепление в континентальной модели права принципа, согласно которому личные неимущественные права тесно связаны с самим автором. Например, право авторства может осуществляться только самим автором в течение всей жизни. После смерти автора право авторства прекращается. Право признаваться автором произведения означает, что имя автора должно упоминаться при любом способе доведения его до общественности. Именно благодаря праву признаваться автором служебного произведения, автор может защитить себя от плагиата. Вообще плагиат, к сожалению, - довольно распространенное явление в журналистской практике. Широкая практика перепечаток материалов центральных газет в региональные, из печатных изданий в Интернет-прессу - тому свидетельство. Один из самых известных примеров в мировой практике - незаконное использование статьи датского журналиста "Пластиковые окна в старых домах должны быть запрещены" для рекламы одной из компаний по продаже деревянных окон. Суд решил дело в пользу журналиста и взыскал с компании 10 тысяч крон компенсации. Один из первых случаев перепечатки из Интернет-СМИ в печатное, получивший широкую огласку, произошел в 1999 году. "Сетевой проект "Лист. ру" обвинил газету "Вечерняя Москва" в публикации плагиата. Ведущий раздела расследований утверждает, что вышедший в газете 11 февраля материал "Клинтониада. Последний акт", подписанный Сергеем Гринцовым, - это с точностью до незначительных исправлений публикация "Листа" за 26 января. Редакция последнего обратилась к редакции "Вечерней Москвы" с просьбой об опровержении. <…> Было бы гораздо интереснее, если бы Интернет-издание подало бы в суд, смогло бы выиграть и получать какую-то компенсацию. Это был бы хороший прецедент, достойный включения во все интернетовские книги рекордов и пионерских достижений". [6] В другом номере "Газеты. ру" приведен другой печальный пример незаконной перепечатки статьи проекта Content. list. ru. По словам журналиста "Газеты. ру" А. Носика, в одном из номеров газеты "Версия" появилась статья "Они спали с президентом", которая является пересказом статьи сетевого проекта Content. List. Ru. "Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что автор "Версии", укрывшийся за псевдонимом "Олег Пуританский", украл этот материал именно из Листа. Ру, а не из "Вечерки" (и не с американского сервера, где та же история рассказана по-английски) по одной простой причине. Подбор иллюстраций, данных в "Версии", полностью совпадает с таковым на сервере List. Ru". [7] Д.Б. Кудрявцев, продюсер ЗАО "Нетскейт", считает, что судиться в такой ситуации - себе дороже. При этом называет ряд причин, главная из которых заключается в том, что "такой иск неизбежно будет прецедентным для всей русской Сети. Поражение в таком иске будет равнозначно легализации плагиата - даже для тех солидных изданий, которые сегодня им не занимаются, охраняя свою репутацию. Возбуждать дело имеет смысл только в том случае, если существует стопроцентная уверенность в победе. А такой уверенности - при нынешнем несовершенстве российской судебной системы - нет, и быть не может". [8] Такой прецедентный иск был рассмотрен Арбитражным судом г. Москвы в 1999 году. Конфликт подробно описан экспертом Института проблем информационного права Ф. Кравченко в журнале "Законодательство и практика масс-медиа". [9] Ответчиками по делу выступали создатели двух Интернет-сайтов, на которых были размещены около сотни разных материалов, опубликованных ранее в одной из газет истца. Несмотря на то, что прав на использование произведения у ответчика не было, вопреки доказательствам явного нарушения авторских прав истца, иск остался без удовлетворения. Суд мотивировал это тем, что холдинг не приобрел исключительные права на статьи, опубликованные в его газете". Позиция истца базировалась на том, что приобретать никакие права не было необходимости, так как автор статей является их штатным сотрудником и создавал произведения в рамках служебных обязанностей. В ответ на это ответчики вольно истолковали норму п.4 ст.14 ЗоАП РФ, согласно которой "на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя… газет, журналов и других периодических изданий положения настоящей с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.