На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Обеспечение независимости органов судебной власти при осуществлении ее основных функций правосудия и конституционного контроля. Порядок назначения на должность судьи и основания для прекращения полномочий. Деятельность квалификационных коллегий.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20

Введение

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры. Ее реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально, грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно "очищать»" этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался неспособным достойно нести звание судьи. Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций -- правосудия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или "своего" -- судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным. Не предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, общественных объединений, избирателей и т.д.). Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой -- законодательной и исполнительной властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек соприкосновения между ними, поскольку все они -- органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга.

Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа-- незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически полностью зависеть от исполнительных органов. Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель -- обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда -- коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах. К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; арбитражное судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное судопроизводство. Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

1. Статус судьи

§1. Требования к кадидату в судьи

В соответствии со ст.10 Конституции РФ Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства Статья 118 Конституции РФ.
Статья 1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ВВС РФ, 1992, N 30, ст. 1792; СЗ РФ, 1995, N 26, ст. 2399; СЗ РФ, 1999, N 26, ст. 3690; СЗ РФ, 2000, N 26, ст. 2736 прямо прописывает данную норму. Она гласит: «Судьи - носители судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».
Судьи всех степеней, осуществляющие судебную власть именем Российской Федерации и наделенные для этой цели соответствующими полномочиями, образуют в своей совокупности судейский корпус.
С целью подтверждения факта действий от имени Российской Федерации, Законом «О статусе судей» утверждены символы судебной власти. ст. 21 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" Они представлены следующим образом:
1. На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
2. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
3. Каждому судье выдается соответствующее удостоверение.
Лица, желающие работать в качестве судьи должны соответствовать перечню довольно жестких требований.
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть". ст. 8 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» Присяга дисциплинирует судью в его работе, а так же является юридическим основанием его ответственности за нарушение изложенных в ней принципов.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных, уставных и других судов, могут определяться федеральными законами, или законами субъектов Российской Федерации. Всем без исключения судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы, т. к. они находятся на государственной службе и обладают достаточно высоким статусом.
Большие разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится им как носителям судебной власти, действующим от имени государства, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия и призванным при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст.46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.
Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в ранее упомянутом Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 3132-1. СЗ РФ 1994, N 13, ст. 1447 При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования.
Первое общее требование для всех судей - наличие у них гражданства Российской Федерации.
Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Следующее условие - возрастной ценз для судей установлен не менее 25 лет, но лицо этого возраста может занимать должность судьи только первого звена судебной системы.
В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет, а судьей Конституционного Суда, - 40 лет.
Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, при разрешении ими сложных ситуация.
В соответствии с комментируемой нормой судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование.
Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении. О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра, см. письмо Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15/ Бюллетень Министерства образования Российской Федерации, 2003 г., N 11
Следующим требованием для судьи низшего звена является стаж работы по юридической профессии О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов см. Инструкцию, утвержденную Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5/ Вестник ВАС, 1997, N 5 не менее 5 лет. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права.
В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование - обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.
Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Законом установлено, что судья "обязан неуклонно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности". ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
Существуют и некоторые запреты для лиц, имеющих судейский статус. Так судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он не вправе быть даже третейским судьей.
Судья же Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу. ст. 11 Закона о Конституционном Суде
Как указывалось выше, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации. Так Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"/ СЗРФ от 17 декабря 2001 г., N 51, ст. 4834 Закон о статусе судей был дополнен новой статьей 4.1, которая в обязательном порядке предписывает прохождение медицинского освидетельствования кандидатом на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность.
§ 2. Порядок назначения на должность судьи

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
В соответствии со ст.5 Закона «О статусе судей», председатель суда, в котором открылась вакантная должность, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Любой гражданин, соответствующий установленным к кандидатам требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Квалификационный экзамен принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи утверждено Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г..
Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются те же документы, что и в квалификационную комиссию, а так же, сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и поданных о кандидате сведений, а за тем, по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена, квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи для издания Указа Президента РФ.
В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда. ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
Обязательным условием здесь является то, что назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Таким образом законодатель исключил возможность Президента подстраивать под себя судебную власть, назначая на должности «нужных» ему людей.
Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.
Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет.д.ля судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.
Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Мировой судья в первый раз назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Полномочия судьи прекращаются:
в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;
в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста;
на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.
Судья, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.
2. Гарантии независимости судей

§ 1. Прекращение полномочий судьи

Устанавливая столь высокие требования к лицам, имеющим высокий статус судей, Закон гарантирует и их независимость. ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"
П.4 ст.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" гласит следующее: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».
В связи с относительной опасностью профессии, судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия Порядок выдачи органами внутренних дел РФ служебного оружия судьям утвержден постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575/ СЗРФ от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5818, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"/ СЗРФ 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5681
Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены.
Вполне естественно, что судьи - тоже люди и могут совершать какие-то правонарушения.
В соответствии с Законом ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", за совершение дисциплинарного проступка, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Вестник ВАС, 2005 г., N 2, на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
предупреждения;
досрочного прекращения полномочий судьи.
Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса и о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.
Неприкосновенность судьи ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" включает в себя неприкосновенность его личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении любого судьи принимается Генеральным прокурором Российской Федерации.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;
в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о проведении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий принимается судебной коллегией в составе трех судей вышестоящего суда по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации.
Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный прокурор Российской Федерации.
Уголовное дело в отн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.