На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Судебная власть в России. Система федеральных судов общей юрисдикции. Судебные процедуры. Принципы деятельности Конституционного Суда. Гарантии независимости судей. Арбитражные суды Российской Федерации. Разъяснения по вопросам судебной практики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.01.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


24
РЕФЕРАТ
по теме: «Судебная система России»
1. Судебная власть в современной России
Судебную систему Российской Федерации устанавливает Конституция и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная власть в России, согласно этим законам, принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых к участию в правосудии в установленном законом порядке представителей народа: присяжным заседателям, народным заседателям и арбитражным заседателям.
Присвоение властных полномочий суда другими органами и лицами наказывается в соответствии с уголовным законодательством.
В советский период в России создавались чрезвычайные суды и приравненные к судам «особые совещания». Действующая Конституция РФ закрепила создание чрезвычайных судов (ч.3 ст.118). Позиция запрета чрезвычайных судов нашла свое отражение и в ч.III ст.47 Конституции, в ней признается, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Под подсудностью дела понимается его свойство подлежать рассмотрению именно в установленном законом суде. Для предупреждения создания в критических условиях и чрезвычайной обстановке «нужных на определенный момент» судов в ч.I ст.26 Федерального Конституционного закона (ФКЗ) указано о возможности учреждать специализированные суды только «по рассмотрению гражданских и административных дел» и опять-таки исключительно путем внесения изменения в ФКЗ.
Федеральный Конституционный Закон различает федеральные суды, т.е. суды РФ, и суды ее субъектов. Различаются также суды общей и специальной юрисдикции.
К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. Высший арбитражный суд РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ составляют систему федеральных арбитражных судов.
Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: Верховный суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.
К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Конституционный суд РФ осуществляет судебный конституционный контроль за соответствием законов и иных нормативных актов праву, что представляет один из важнейших признаков правового государства.
Российское государство советского периода, по сути, не имело органа конституционного контроля, поскольку отвергало саму идею такого контроля. В апреле 1990 года был сформирован Комитет конституционного надзора СССР, имевший ограниченные полномочия, но и он в декабре 1991 года прекратил свою деятельность.
Конституционный Суд РФ отличается от Комитета, т.к. приоритетным значением определяет права и свободы личности. Этот приоритет основан на ст.2 Конституции РФ, где указывается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Хотя справедливости ради, следует отметить, что ряд документов, принятых Комитетом выполнены профессионально и с их помощью сделана попытка соединить высшую власть с правом. Так, комитет признал антиконституцинной практику принятия неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод, обязанностей и ответственности граждан. В связи с заключением Комитета Правительство СССР отменило 30 решений, запрещающих прописку в крупных городах. Несколько своих заключений Комитет посвятил восстановлению прав человека в области труда и занятости, праву на гражданство. Комитет счел неконституционным признание человека виновным в совершении преступления без рассмотрения дела судом. Были вынесены и некоторые другие важные заключения. (п.2 Заключительных и переходных положений Конституции РФ).
Ныне действующий Конституционный Суд РФ решает вопросы права, отрешаясь от практической целесообразности. Так, проверяя конституционность нормативных актов и практики их применения, он признал неконституционность практики по вопросам увольнения граждан с работы только по причине достижения ими пенсионного возраста; выселения из жилых помещений с санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции; возмещения причиненного вреда за время вынужденного прогула при восстановлении незаконно уволенных и т.д.
Судебные процедуры, - указывал Конституционный суд, - должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов.
2. Принципы деятельности Конституционного Суда
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Возрастной ценз конституционного судьи установлен в возрасте не моложе 40 лет. Судьи должны иметь безупречную репутацию, высшее юридическое образование, стаж юридической работы не менее 15 лет, обладать признанной высокой квалификацией.
Избранный Советом Федерации на должность судьи приносит присягу, где клянется честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда, подчиняясь лишь Конституции. Срок полномочий судьи ограничен 12 годами и предельным возрастом 70 лет.
Дела рассматриваются Конституционным судом как на пленарных заседаниях, так и на заседаниях его двух палат.
Конституционный Суд РФ в своей работе соблюдает следующие принципы:
принцип независимости судей - можно рассматривать как средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений. Он закрепляет в ст.120 Конституции РФ: «судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».
Гарантии независимости судей (как конституционных судей, так и судей других судов) устанавливаются федеральными законами, среди них важное значение имеет Закон РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ.1992.№30.Ст.1792; 1993.№17.Ст.606; СЗ.1995.№26.Ст.2399). В ст.1. этого закона говорится, что в своей деятельности судьи независимы и подчиняются только закону. Статья 9 Закона фиксирует формы и гарантии, закрепляющие независимость. Независимость судьи обеспечивается предусмотренной процедурой осуществления судебного разбирательства; неприкосновенностью судьи, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.
Гарантии независимости судей установлены и Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года. В частности в ст.5 этого закона отмечено, что в РФ не могут издаваться законы или иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Принцип коллегиальности. Рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений по ним производится в Конституционном суде коллегиально.
Принцип гласности. Этот принцип означает проведение по всем делам открытых заседаний, чем обеспечивается социальный контроль и ответственность судей в конституционном и в других видах судопроизводства.
Принцип устности. Разбирательство в Конституционном Суде происходит устно. В ходе разбирательства Суд заслушивает объяснения сторон, заключения экспертов, показания свидетелей, оглашает документы.
Принцип языка конституционного судопроизводства. Производство ведется в Конституционном Суде на русском языке, являющиеся государственным языком РФ. Не владеющим русским языком участникам процесса предоставляется переводчик.
Принцип непрерывности. Означает, что заседания по каждому делу должны происходить непрерывно, за исключением времени отведенного для отдыха, подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству и для устранения препятствий, мешающих нормальному ходу заседания. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.
Принцип состязательности и равноправия сторон. Участниками процесса в Конституционном суде являются стороны (стороны - органы или лица, направившие в Конституционный Суд жалобу или обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается; государственные органы, компетенция которых оспаривается), их представители, эксперты, свидетели и переводчики
Стороны вправе отстаивать свои интересы, при этом они могут привлечь представителей, адвокатов. Стороны и их представители обладают равными правами. Стороны дают свои объяснения, аргументируют позицию, возражают, оспаривая утверждения сторон, задают вопросы другим участникам процесса, заявляют ходатайства, отводы судьи. Стороны в лице суда преимуществ друг перед другом не имеют. Состязательность в процессе разбирательства дела способствует достижению истины, поскольку обеспечивает участникам процесса свободу действий.
Судьи Конституционного Суда не вправе публично (например, в СМИ, в адресном письме, с официальной трибуны), высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в Суде, изучается или принят к рассмотрению Судом, до принятия решения по определенному вопросу.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается статьей 125 Конституции РФ. Основная функция Конституционного Суда - осуществление конституционного контроля в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.
Сомнение в конституционности закона, которым надлежит руководствоваться при разрешении того или иного дела, может возникнуть у любого суда, рассматривающего его, и в этом случае уже суд имеет право поставить вопрос относительно данного закона перед Конституционным Судом.
В итоге в работе по «выбраковыванию» не соответствующих Конституции РФ законов относительно прав и свобод граждан в настоящее время участвуют два субъекта - сами граждане как наиболее заинтересованные лица при разрешении их конкретных дел и суды общей юрисдикции как правоприменители конкретного закона.11 Батова С.А., Боботов С.В. и др. Судебная система России. М.2000. с. 82.
Конституционный Суд является единственным государственным органом, который вправе давать толкование положений Конституции.
Круг лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции определен исчерпывающе: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. Проявлять свою инициативу в толковании Конституции Суд не вправе.
Конституционный Суд задействован в процессе отрешения от должности (импичмент) Президента РФ. Когда возникает такая ситуация Совет Федерации направляет в Суд запрос, в ответ на него Судом дается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Суду могут быть предоставлены и другие полномочия. Так, Федеральный Конституционный закон от 10 октября 1995 года. «О референдуме Российской Федерации» предоставил Конституционному Суду право проверять соблюдение предусмотренных Конституцией требований к референдуму (ст.12 Закона).
3. Арбитражные суды Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.127 Конституции РФ).
До создания арбитражных судов в советский период разрешением хозяйственных споров занимались государственные и ведомственные арбитражи, которые, само собой разумеется, не входили в судебную систему России, а являлись частью системы советских органов государственного управления.
Арбитражные суды в вопросах своей организации и деятельности руководствуются Конституцией РФ, законом «О статусе судей в РФ», Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года, Арбитражным процессуальным кодексом, введенным в действие Федеральным законом от 5 мая 1995 года и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской федерации» от 31 декабря 1996 года.
Систему федеральных арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Федерации).
Арбитражные суды представляют собой федеральные органы государственной власти и осуществляют судебную власть от имени российского государства. Такой статус обеспечивает применение принципов правосудия арбитражными судами. Статус органа судебной власти имеет значение и для определения русского языка в качестве языка судопроизводства в арбитражных судах, для решения вопросов о назначении судей арбитражных судов на федеральном уровне и ряда других вопросов.
Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд, относящийся к высшим судам Российской Федерации (наряду с Конституционным судом и Верховным Судом).
Высший Арбитражный Суд РФ - это третий уровень судебной инстанции в системе арбитражных судов, высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, судебному надзору и даче разъяснений по вопросам судебной практики.
Надзорные полномочия реализует Президиум Высшего Арбитражного суда - коллегиальный орган, состоящий из Председателя Высшего Арбитражного суда, его заместителей и председателей судебных составов. Пленум Высшего Арбитражного Суда своим решением может ввести в состав Президиума судей Высшего Арбитражного Суда (ст.15 ФКЗ об арбитражных судах).
Разъяснения по вопросам судебной практики - основная функция Пленума Высшего Арбитражного суда.
В порядке надзора может быть пересмотрено любое выступившее в законную силу решение и постановление всякого арбитражного суда любой инстанции. Надзорная инстанция представляет собой в системе арбитражных судов четвертую инстанцию в третьем уровне проверки судебного акта.
Высший Арбитражный Суд РФ при рассмотрении дел о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы предпринимателей, а также экономических споров между Российской Федерацией и Субъектами Федерации, и между субъектами Федерации выступает в качестве суда первой инстанции (ст.10 ФКЗ об Арбитражных судах).
Второй или средний уровень в системе арбитражных судов представляют федеральные арбитражные суды округов. В Российской Федерации созданы и функционируют 10 таких судов. Они проверяют в кассационном порядке законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Дел по первой инстанции эти суды не рассматривают.
Каждый из 10 федеральных арбитражных судов округов также осуществляет проверку вступивших в законную силу решений суда первой инстанции и постановлений апелляционной инстанции определенного круга арбитражных судов субъектов Федерации, входящих в судебный округ. Например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа проверяет решения арбитражных судов Астраханской, Волгоградской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей и республики Татарстан.
Федеральный арбитражный суд округа, таким образом, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Федерации (ст.24 ФКЗ «О судебной системе РФ).
Первый или нижний уровень в системе арбитражных судов представлен судами субъектов Федерации. К их ведению относится рассмотрение в качестве судов первой инстанции всех дел, кроме отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. На этом же уровне помимо первой инстанции есть апелляционная инстанция. В апелляционной инстанции рассматривают повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции. Все арбитражные дела, рассматриваемые в апелляционном порядке, подлежат коллегиальному рассмотрению при нечетном числе судей.
Закон не предусматривает структурного выделения или обособления первой и апелляционной инстанции. Однако, судья, принимавший участие в рассмотрении дела и принятии решения по первой инстанции не вправе в силу ст. 18 АПК участвовать в рассмотрении этого дела в суде другой инстанции.
В составе арбитражного суда Федерации действует Президиум, который процессуальными полномочиями не обладает. В его составе могут быть также образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 ФКЗ «Об Арбитражных Судах»). Именно судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации рассматривают в первой и апелляционной инстанциях дела, отнесенные к компетенции этих судов (ст.40 ФКЗ «Об Арбитражных судах»).
Все арбитражные суды в субъектах Федерации по своим полномочиям, кругу лиц и характеру рассматриваемых дел, наличию в них процессуальных стадий равны между собой, независимо от правового статуса конкретного субъекта Федерации (республика, край, область, город федерального значения, автономное образование).11 Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию. М.2000. с.с. 32-33.
С принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года деятельность арбитражных судов несколько обновилась: расширился круг источников арбитражного процессуального права; к правосудию привлекаются не только судьи, но и арбитражные заседатели, привлекаемые к этой деятельности в установленном законом порядке (ст.1); судебные постановления, распоряжения, требования, выводы и обращения арбитражного суда, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации как физическими, юридическими лицами, так общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами.
Изменился порядок назначения на должность судей арбитражных судов Российской Федерации.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей российской Федерации, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.5 ст.13).
Судьи арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации и их заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.7 ст.13).
4. Система и структура судов общей юрисдикции

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.