На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Суды общей юрисдикции. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия. Верховный суд РФ. Районный суд. Мировой судья. Военные суды. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Конституционный суд РФ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 07.11.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
СОДЕРЖАНИЕ


    Введение 4
    i. Суды общей юрисдикции 5
    1. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия 5
    2. Верховный суд рф 6
      2.1. Состав, структура и порядок формирования верховного суда рф 6
      2.2. Полномочия верховного суда рф 7
      2.3. Пленум верховного суда рф 8
      2.4. Президиум верховного суда рф 9
      2.5. Судебные коллегии верховного суда рф 10
        2.5.1. Общая характеристика 10
        2.5.2. Особенности и полномочия военной коллегии 11
        2.5.3. Кассационная палата 12
      2.6. Председатель верховного суда рф 12
      2.7. Организация работы в верховном суде рф. Аппарат суда. 14
      2.8. Научно-консультативный совет при верховном суде рф 14
    3. Верховные суды республик, краевые, областные, городские (в городах москва, санкт-петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе. 15
      3.1. Общая характеристика 15
      3.2. Президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. 16
      3.3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов 17
      3.4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Организация работы и аппарат указанных судов 19
    4. Районный суд 20
      4.1. Общая характеристика 20
      4.2. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном (городском) суде. Аппарат районного (городского) суда 21
    5. Мировой судья 22
    6. Военные суды 23
      6.1. Система военных судов. Порядок их формирования 23
      6.2. Принципы организации и деятельности военных судов 24
      6.3. Общие и специальные задачи военных судов 25
      6.4. Компетенция военных судов 25
      6.5. Подсудность военных судов различных уровней 28
      6.6. Председатель военного суда 28
      6.7. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде 30
    ii. Арбитражные суды и иные арбитражные органы 32
    1. Система арбитражных судов 32
    2. Задачи арбитражных судов 33
    3. Высший арбитражный суд рф 34
      3.1. Полномочия, порядок образования и деятельность высшего арбитражного суда рф 34
      з.2. Структура высшего арбитражного суда рф. Порядок работы структурных подразделений 35
        3.2.1. Пленум высшего арбитражного суда рф 36
        3.2.2. Президиум высшего арбитражного суда рф 37
        3.2.3. Судебные коллегии высшего арбитражного суда рф 38
        3.2.4. Судебные составы высшего арбитражного суда рф 39
      3.3. Председатель высшего арбитражного суда рф, его заместители 39
      3.4. Совет председателей арбитражных судов при высшем арбитражном суде рф, его полномочия 40
      3.5. Научно-консультативный совет высшего арбитражного суда рф 40
    4. Порядок образования и деятельность федеральных арбитражных судов округов 41
    5. Президиум, судебные коллегии, судебные составы федерального арбитражного суда округа 42
      5.1. Президиум федерального арбитражного суда округа 42
      5.2. Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа 42
      5.3. Судебные составы федерального арбитражного суда округа 43
      5.4. Председатель федерального арбитражного суда округа, его заместители 43
    6. Полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов субъектов российской федерации, аппарат суда 44
      6.1. Общая характеристика 44
      6.2. Президиум арбитражного суда субъекта российской федерации 46
      6.3. Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов российской федерации 47
      6.4. Председатели арбитражных судов субъектов российской федерации 48
      6.5. Аппарат арбитражного суда субъекта российской федерации 48
    7. Иные арбитражные органы 49
      7.1. Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате рф 49
      7.2. Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации 50
      7.3. Иные третейские суды для разрешения экономических споров 51
    iii. Конституционный суд рф. Конституционные (уставные) суды субъектов российской федерации 52
    1. Конституционный суд рф 52
    2. Численный состав конституционного суда рф. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи конституционного суда рф, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи конституционного суда рф 53
    3. Структура конституционного суда рф, компетенция судебных составов, осуществляющих правосудие 54
    4. Председатель конституционного суда рф, заместитель председателя конституционного суда рф, судья-секретарь конституционного суда рф 55
      4.1. Полномочия председателя конституционного суда рф, заместителя председателя конституционного суда рф, судьи-секретаря конституционного суда рф 56
    5. Aппapat конституционного суда рф 57
    6. Конституционный (уставный) суд субъекта российской федерации 58

ВВЕДЕНИЕ

Система федеральных судов

Федеральных судов три вида:

1. Конституционный Суд РФ.

2. Федеральные суды общей юрисдикции.

3. Арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в Российской Федерации единственный судебный орган конституционного контроля.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об-ластные суды, суды городов федерального значения, суды ав-тономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды.

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбит-ражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Суды субъектов Российской Федерации, их соот-ношение с федеральными судами

К судам субъектов Российской Федерации относятся: кон-ституционные (уставные) суды субъектов Российской Федера-ции и мировые судьи.

Конституционный (уставный) суд создается субъектом Рос-сийской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Рос-сийской Федерации порядок судопроизводства, осуществляе-мого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осущест-вления правосудия по делам об административных правонару-шениях, -- и законами субъектов Российской Федерации.

I. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

1. ВИДЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ

Суды общей юрисдикции подразделяются на:

федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автоном-ных округов, районные (городские) суды, военные и специали-зированные суды;

суды субъектов Российской Федерации, к которым относят-ся мировые судьи.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об ад-министративных правонарушениях. Помимо того они уполно-мочены на осуществление правосудия по подсудным им граж-данским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают во-просы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подверг-нут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголов-ной ответственности и осужден;

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государ-ственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

Цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка;

б) профилактика преступности и правонарушений;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, граждан-ском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что выявление по каждому уголовному и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правона-рушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению явля-ются важными задачами суда, вытекающими из закона.

2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

2.1. Состав, структура и порядок формирования Вер-ховного Суда РФ

Верховный Суд РФ -- высший судебный орган по граждан-ским, уголовным, административным и иным делам, подсуд-ным судам общей юрисдикции. Он высший орган, как для фе-деральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют:

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Военная коллегия;

Кассационная коллегия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ-лению Президента РФ, основанному на заключении квалифи-кационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Пред-седателя Верховного Суда РФ.

Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения попра-вок в конституцию РФ.

2.2. Полномочия Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

1) рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв-шимся обстоятельствам;

2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует су-дебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федера-ции, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, выте-кающие из международных договоров Российской Федерации;

5) реализует право законодательной инициативы в Феде-ральном Собрании РФ.

6) устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

7) изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное по-ложение;

8) представляет на рассмотрение Президента РФ или Пра-вительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

9) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов госу-дарственной власти и договоров между ними;

10) готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

доклад о деятельности Уполномоченного по правам челове-ка в Российской Федерации за год;

постановления и заключения Конституционного Суда РФ.

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Как минимум, он обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу из-бирательного объединения, избирательного блока об отказе Центральной избирательной комиссии РФ в приеме докумен-тов и выдаче копий списков кандидатов, выдвинутых по одно-мандатным избирательным округам;

б) принимать участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации общего числа мировых судей и коли-чества судебных участков в этом субъекте;

в) установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

2.3. Пленум Верховного Суда РФ

Пленум Верховного Суда РФ -- это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образо-ванием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Вер-ховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух тре-тей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициа-тиве в нем может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Вер-ховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государ-ственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полно-мочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судеб-ной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения за-конодательства Российской Федерации; при обсуждении во-просов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

3) рассматривать и решать вопросы о внесении представле-ний в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о тол-ковании законов Российской Федерации;

4) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

5) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации;

6) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководя-щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в поста-новлениях Пленума Верховного Суда РФ.

2.4. Президиум Верховного Суда РФ

Президиум Верховного Суда РФ - это специально созда-ваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положи-тельного заключения квалификационной коллегии судей Вер-ховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федераль-ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, осно-ванному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Вер-ховного Суда РФ.

Президиум принимает постановления большинством голо-сов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими пол-номочиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в по-рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судеб-ной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры, решения и определе-ния Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной кол-легии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам -- также на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ч. 3 ст. 374 УПК);

рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об-стоятельствам в отношении определений Кассационной колле-гии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. ЗЗЗ ГПК).

2.5. Судебные коллегии Верховного Суда РФ

2.5.1. Общая характеристика

Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают де-ла, подсудные Верховному Суду РФ, в следующих составах:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоя-щая из трех судей, а уголовные дела -- коллегия, состоящая из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления непосредственно нижестоящих судов (судов республик, краевых, областных судов, окружных военных судов и т.п.), принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, рассматривает кол-легия, состоящая из трех судей;

4) гражданские дела по вновь открывшимся обстоя-тельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, со-стоящая из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная колле-гия по уголовным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

Помимо осуществления правосудия (по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам) они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие пол-номочия, предоставленные им законодательством.

Кассационная коллегия утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной кол-легии судей Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на ре-шения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по граждан-ским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Ею также пересматриваются по вновь открывшимся обстоя-тельствам собственные определения, вынесенные в кассацион-ной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое ре-шение.

2.5.2. Особенности и полномочия Военной коллегии

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая су-дебная инстанция по отношению к окружным (флотским) во-енным судам. В ней могут быть образованы судебные составы. Соответственно Военная коллегия Верховного Суда РФ состо-ит из председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Военной коллегии.

В первой инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:

1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена воен-ная служба, если эти акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее хода-тайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии хода-тайства обвиняемого.

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Су-да РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и поста-новлений, принятых в первой инстанции окружными (флотс-кими) военными судами. Она же в надзорном порядке рас-сматривает дела по протестам на решения, приговоры, опреде-ления и постановления военных судов, вступившие в силу.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рас-сматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в от-ношении собственных решений и приговоров, вступивших в силу.

Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Вер-ховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и иные материалы.

2.5.3. Кассационная палата

В Кассационной коллегии Верховного Суда РФ образованы составы суда (палаты). Одним из таких составов является кас-сационная палата Верховного Суда РФ. Она состоит из предсе-дателя и работающих там судей Верховного Суда РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном суде и суде города фе-дерального значения.

Кассационная палата вправе изменить соответствующее су-дебное решение, если при этом оно не ухудшает положения осужденного или оправданного. Более того, она не может от-менить оправдательный приговор, определение о прекращении дела или иное решение, вынесенное в пользу подсудимого, по мотивам существенного нарушения его прав.

Кассационная палата не вправе пересматривать приговор по мотиву нарушения председательствующим принципа объектив-ности в его напутственном слове, если сторонами не были за-явлены возражения непосредственно после того, как оно было произнесено. Она также не может направить дело на новое расследование.

2.6. Председатель Верховного Суда РФ

Председатель Верховного Суда РФ:

1) является судьей и соответственно осуществляет процес-суальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

2) приносит в пределах и порядке, установленном зако-ном, протесты на судебные акты по гражданским и уголов-ным делам;

3) вправе приостановить их исполнение;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

5) вносит представления в государственные органы, обще-ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших пра-вонарушениям;

6) организует работу по контролю над выполнением руко-водящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

7) вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ;

8) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председатель-ствует на его заседаниях;

9) приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховно-го Суда РФ судей, членов Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представителей министерств, государ-ственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций;

10) созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит во-просы на его рассмотрение; председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

11) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ представление о несоответствии его руководящих разъяснений законодательству Российской Федерации;

12) подписывает постановления Пленума и Президиума Вер-ховного Суда РФ;

13) распределяет обязанности между своими заместителями;

14) руководит организацией работы Кассационной колле-гии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верхов-ного Суда РФ;

15) возлагает обязанности на председателя Военной колле-гии Верховного Суда РФ и его заместителя;

16) привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой;

17) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

18) может принять участие в заседаниях Правительства РФ;

19) может участвовать в работе Пленума Высшего Арбит-ражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ -- ив заседаниях его Президиума;

20) может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

21) продляет до 10 лет (но не свыше достижения возраста 65 лет) срок военной службы судьям военных судов, достиг-шим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании;

22) выделяет средства на аппарат Военной коллегии Вер-ховного Суда РФ;

23) знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судеб-ного департамента при Верховном Суде РФ;

24) с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верхов-ном Суде РФ -- и заместителей последнего;

25) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;

26) готовит для Президента РФ представление о составе Президиума Верховного Суда РФ и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

127) докладывает Президенту РФ свое мнение по поводу не-обходимости назначения того или иного кандидата судьей Верховного Суда РФ; 28) готовит для утверждения Пленумом Верховного Суда РФ представление о составе судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; 29) осуществляет иные полномочия.

2.7. Организация работы в Верховном суде РФ. Аппарат суда.

Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу судов по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде законодательства и др. Подчиняется он Председа-телю Верховного Суда РФ.

В составе аппарата Верховного Суда РФ образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники этих подразде-лений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РФ. В Кассаци-онной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РФ состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспекторы, другие служащие. Работники аппарата суда являют-ся государственными служащими, им присваиваются классные чины и специальные звания.

Штатное расписание Верховного Суда РФ, положения об от-делах и других структурных подразделениях утверждаются его Председателем.

2.8. Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ

Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципи-альным вопросам судебной практики, в том числе по проектам:

а) разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по примене-нию законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в) инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ.

Перед Советом стоит также задача оказания методической помощи в организации работы научно-консультативных советов при верховных судах республик, краевых и областных судах.

Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета -- руководители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Су-да РФ и председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ по должности.

Возглавляет работу Совета его председатель. Сопредседате-лями Совета являются председатели секций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-кон-сультативным советом.

Ученый секретарь обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполне-ние и реализацию решений, принятых Советом и его секция-ми, организует их заседания, обеспечивает членов Совета не-обходимой документацией и научно-справочными материалами.

Все остальные члены Научно-консультативного совета уча-ствуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выпол-няют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют некоторые другие поручения.

3. ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ, ГОРОДСКИЕ (В ГОРОДАХ МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) СУДЫ, СУДЫ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ИХ МЕСТО В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ.

3.1. Общая характеристика

Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, автономной области, авто-номного округа -- это второе звено федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каж-дый из них признается высшим судебным органом субъекта.

Российской Федерации по гражданским, уголовным, админи-стративным и иным подсудным им делам. Он - высший су-дебный орган как для районных и городских судов, так и для мировых судей. Верховный Суд (суд) субъекта Российской Фе-дерации осуществляет надзор за судебной деятельностью на-званных судов.

Каждый суд второго звена состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда. При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать научно-консультативные советы.

В составе верховных судов (судов) всех субъектов Россий-ской Федерации действуют следующие коллегии:

по уголовным делам,

по гражданским делам.

Верховные суды (суды) формируются в составе председате-ля, заместителей председателя, членов суда и народных заседа-телей. Председатель и его заместители назначаются на долж-ность Президентом РФ по представлению Председателя Вер-ховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квали-фикационной коллегии судей РФ и согласованному с законо-дательным (представительным) органом государственной влас-ти соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи также назначаются Президентом РФ по представлению Пред-седателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей того суда, в который они назначаются. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государ-ственной власти соответствующих субъектов Российской Феде-рации.

Народные заседатели отбираются на основе общих списков народных заседателей районных судов, расположенных на тер-ритории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматри-вает дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает административные дела (ст. 202 КоАП), изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статис-тику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному Суду республики принадлежит право законода-тельной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Все суды этого звена создаются и упраздняются федераль-ным, законом.

3.2. Президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.

Президиум Верховного Суда (суда) субъекта Российской Федерации является специально создаваемым органом. При наличии положительного заключения квалификационной кол-легии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга президиум соот-ветствующего суда утверждается Президентом РФ по представ-лению Председателя Верховного Суда РФ.

Состав президиума Верховного Суда республики утверж-дается законодательным (представительным) органом респу-блики по представлению председателя этого суда.

В состав президиума Верховного Суда (суда) входят предсе-датель суда, его заместители по должности и утвержденные соответствующим образом судьи этого суда.

Президиум обладает следующими полномочиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в по-рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя Верховного Суда (суда) из числа судей этого суда составы судебной колле-гии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судеб-ной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппара-та суда;

5) оказывает помощь районным (городским) судам в пра-вильном применении законодательства, координируя эту дея-тельность с Министерством юстиции республики, управления-ми и отделами юстиции краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда республики, помимо того, вправе рассмотреть и разрешить вопрос о внесении представ-ления в законодательные (представительные) органы респу-блики в порядке законодательной инициативы и о толковании законов республики.

Президиум Верховного Суда (суда) каждого субъекта Рос-сийской Федерации:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на кассационные определения этого суда, на вступившие в закон-ную силу приговоры, решения и определения районных (го-родских) судов, а по уголовным делам -- также на постановле-ния судей районных (городских) судов о назначении судебного заседания;

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об-стоятельствам в отношении приговоров и определений район-ных (городских) судов;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои (вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам) постановления, которыми изменено решение суда пер-вой инстанции или постановлено новое решение.

3.3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов

Судебные коллегии Верховного Суда (суда) субъекта Рос-сийской Федерации рассматривают дела, подсудные данному суду, в следующих составах:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоя-щая из трех судей, а уголовные дела -- коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, ли-бо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на приговоры, решения и определения районных (городских) судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает кол-легия, состоящая из трех судей;

3) гражданские дела по вновь открывшимся обстоя-тельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, со-стоящая из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная кол-легия по уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда.

Судебной коллегии по уголовным делам подсудно рассмот-рение в первой инстанции дел:

перечисленных в ст. 36 УПК (от убийства при отягчающих обстоятельствах до нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК));

об общественно опасном деянии, совершенном невменяе-мым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступ-лений;

содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает дела:

связанные с государственной тайной;

об оспаривании нормативных правовых актов органов госу-дарственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации;

о прекращении или приостановлении деятельности межре-гиональных и региональных общественных организаций;

об оспаривании решений и действий (бездействия) избира-тельной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в органы государствен-ной власти Российской Федерации и ее субъектов, соответ-ствующих комиссий референдума, должностных лиц этих ко-миссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избира-тельных комиссий);

некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.

В кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых в первой инстанции районными (городскими) судами.

Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам соб-ственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой ин-станции или постановлено новое решение, - в кассационной инстанции.

Судебная коллегия по уголовным делам, рассматривающая дело судом присяжных, разрешает также административные дела о неявке для исполнения обязанностей присяжного засе-дателя (ст. 165 КоАГГ).

Помимо осуществления правосудия судебные коллегии из-учают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

3.4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Органи-зация работы и аппарат указанных судов

Председатели рассматриваемых судов:

1) являются судьями и соответственно осуществляют про-цессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК.

2) могут председательствовать в судебных заседаниях колле-гий;

3) приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные акты по уголовным и гражданским делам;

4) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по уголов-ным и гражданским делам;

5) руководят организацией работы судебных коллегий, ап-парата суда;

6) созывают президиум суда и председательствуют на его заседаниях;

7) распределяют обязанности между своими заместителями;

8) принимают участие в согласовании с Генеральным ди-ректором Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначения на должность и освобождения от должности на-чальника управления (отдела) Судебного департамента, пред-ложений о перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей;

9) готовят для начальника главного управления организаци-онно-правового обеспечения деятельности судов Судебного де-партамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда;

10) организуют работу по повышению квалификации чле-нов суда и работников аппарата суда;

11) организуют работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

12) вносят представления в государственные органы, обще-ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших пра-вонарушениям;

13) ведут личный прием и организуют работу суда по при-ему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

14) организуют работу канцелярии суда;

15) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Верховного Суда республики, кроме того, вносит в законодательный (представительный) орган респу-блики представления по вопросам, требующим толкования законов республики.

Назначаются на должность председатели верховных судов (судов) Президентом РФ по представлению Председателя Вер-ховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квали-фикационной коллегии судей Российской Федерации и согла-сованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Россий-ской Федерации.

Аппарат суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специ-альные звания.

Структура и штатная численность аппарата утверждаются Министром юстиции РФ по представлению председателя соот-ветствующего суда.

4. РАЙОННЫЙ СУД

4.1. Общая характеристика

Районные (городские) суды -- это первое звено федераль-ных судов общей юрисдикции. Каждый из них является выше-стоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав вхо-дят председатель суда, члены суда, народные заседатели и ап-парат суда. В составе крупного районного (городского) суда мо-гут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и пол-номочиями председателя суда.

Председатель районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основан-ному на заключении квалификационных коллегий судей и со-гласованному с законодательными (представительными) орга-нами государственной власти соответствующих субъектов Рос-сийской Федерации.

Народные заседатели отбираются на основе списка район-ного суда.

Районный (городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным законом.

Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В первой инстанции районный (городской) суд рассматри-вает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном по-рядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском про-цессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматри-ваются собственные решения, вынесенные в первой и апелля-ционной инстанциях (ст. 333 ГПК), а в уголовном судопроиз-водстве -- приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рас-сматривает:

дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобожде-ния от исполнения наказания);

вопросы о применении к лицу принудительных мер меди-цинского характера;

материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, а также любого другого решения или действия органа дознания, следо-вателя, прокурора.

Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

4.2. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном (городском) суде. Аппарат районного (городского) суда

Председатель районного (городского) суда:

1) председательствует в судебных заседаниях и соответ-ственно осуществляет процессуальные полномочия, устано-вленные УПК и ГПК;

2) назначает судей в качестве председательствующих в су-дебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

3) организует работу с народными заседателями;

4) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

5) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

6) вносит представления в государственные органы, обще-ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению;

7) руководит работой аппарата суда;

8) организует работу по повышению квалификации работ-ников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;

9) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

10) систематически проверяет состояние делопроизводства в суде и своевременно принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков;

11) организует работу канцелярии суда, а также выполнение канцелярией требований государственных стандартов на орга-низационно-распорядительную документацию;

12) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;

13) разрешает выдачу или высылку по запросам компетент-ных органов судебных дел, материалов, документов;

14) внедряет в практику суда передовой опыт работы по де-лопроизводству, средства оргтехники, решает вопросы органи-зации рабочих мест;

15) разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам;

16) устанавливает дни и часы, когда осуществляется прием граждан председателем суда, его заместителем, судьями, работ-никами канцелярии;

17) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и по-становлений суда;

18) осуществляет иные полномочия.

Аппарат районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

5. МИРОВОЙ СУДЬЯ

Мировые судьи входят в единую судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи могут, как назначаться, так и избираться.

Назначаются (избираются) они законодательным (предста-вительным) органом государственной власти субъекта Россий-ской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстан-ции отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлени-ях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Иначе говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела по сле-дующим составам преступлений:

1. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро-вью в состоянии аффекта (ст. 113 УК).

2. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро-вью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, со-вершившего преступление (ст. 114 УК).

3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро-вью по неосторожности (ст. 118 УК).

4. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здо-ровью (ст. 119 УК).

5. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК).

6. Заведомое поставление другого лица в опасность зараже-ния ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК).

7. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК).

8. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ч. 1 ст. 165 УК).

9. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значитель-ного ущерба (ч. 1 ст. 167 УК).

10. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности (ст. 168 УК)

11. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопро-вождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ч. 1 ст. 213 УК), и по некоторым другим составам.

В рамках гражданского процесса мировые судьи разрешают:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсут-ствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого иму-щества;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отноше-ний, за исключением дел об оспаривании отцовства (материн-ства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не пре-вышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, устано-вленных законом на момент подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключе-нием дел о восстановлении на работе;

7) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Мировой судья рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приня-тых им в первой инстанции и вступивших в силу.

6. ВОЕННЫЕ СУДЫ

6.1. Система военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой-сках, воинских формированиях и федеральных органах испол-нительной власти, в которых федеральным законом предусмот-рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си-стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис-лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра-зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито-рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб-ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя-тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли-ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору-женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло-цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред-усмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за-коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

6.2. Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и каждый из принципов правосудия: осу-ществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на нача-лах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсу-димому права на защиту, сочетание единоличного и коллеги-ального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Россий-ской Федерации -- русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.

6.3. Общие и специальные задачи военных судов

Общими задачами военных судов при рассмотрении дел яв-ляются обеспечение и защита:

нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняе-мых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако-ном интересов местного самоуправления;

нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако-ном интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации.

Специальные задачи военных судов закреплены в феде-ральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:

а) быстрого и полного раскрытия преступлений;

б) изобличения виновных;

в) правильного применения закона;

г) правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

6.4. Компетенция военных судов

Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосу-дие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нару-шенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых за-коном интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют-ся военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохожде-ния военной службы, военных сборов;

в) дела об административных правонарушениях, совершен-ных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом предвари-тельного расследования или прокурором заключения под стра-жу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения.

В соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материа-лы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен-ность жилища.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, им подсудны все граждан-ские, административные и уголовные дела, подлежащие рас-смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6.5. Подсудность военных судов различных уровней

По первой инстанции гарнизонные военные суды рассмат-ривают все подсудные военным судам гражданские, админи-стративные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении соб-ственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из поло-жений, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, он также при-нимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефон-ных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со-общений, на неприкосновенность жилища.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гар-низонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о пре-ступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смерт-ной казни.

В кассационном порядке они рассматривают дела по жало-бам и протестам на решения (приговоры, определения и по-становления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разре-шаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и поста-новления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоя-тельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в отношении собственных решений (приговоров, опреде-лений и постановлений), вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет пра-восудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

6.6. Председатель военного суда

Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от того, о каком военном суде идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

1) участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2) представлять суд в государственных органах, обществен-ных объединениях и органах местного самоуправления;

3) осуществлять иные полномочия. На него возложен ряд обязанностей:

1) организовывать деятельность суда;

2) распределять обязанности между судьями;

3) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни-ков аппарата суда, не состоящих на военной службе, утвер-ждать положение об аппарате суда;

Соответственно председателю окружного (флотского) воен-ного суда законом предоставлена возможность:

1) приносить протесты на решения, приговоры, определе-ния и постановления соответствующих гарнизонных и окруж-ных (флотских) военных судов, вступившие в силу;

2) участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

3) решать вопросы о передаче дел из одной судебной колле-гии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;

4) представлять суд в государственных органах, обществен-ных объединениях и органах местного самоуправления;

5) готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов;

6) осуществлять иные полномочия. На него возложены обязанности:

1) организовывать деятельность суда;

2) созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательство-вать на заседаниях президиума;

3) распределять обязанности между своими заместителями;

4) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни-ков аппарата суда, не состоящих на военной службе.

Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на:

1) принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Воен-ной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу;

2) принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления воен-ных судов, вступившие в законную силу;

3) участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верхов-ного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседа-ниях;

4) решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;

5) осуществление иных полномочий.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:

1) организовать деятельность Военной коллегии;

2) осуществлять контроль работы аппарата Военной колле-гии, являющегося структурным подразделением аппарата Вер-ховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого апп и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.