На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Назначение каменное стена с выбитыми на ней законами государства в Древнем Вавилоне. Основная линия отличия между правом и нравственностью в трудах мыслителей. Виды норм права в кодексах. Понятие правоспособности и юридических фактов в юриспруденции.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


39
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Факультет экономики и управления
Контрольная работа
по дисциплине "Правоведение"
Работу выполнил:
____________________
____________________
Преподаватель:
____________________
Нижний Новгород 2009
1. В Древнем Вавилоне на центральной площади стояла высокая каменная стена с выбитыми на ней законами государства. Какую цель, по вашему мнению, преследовали власти города?
Свод законов Хаммурапи (или Кодекс Хаммурапи), созданный приблизительно в 1780 г. до н.э., является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов представляет собой чёрный базальтовый столб.
Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).
В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения, ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.
"Если человек имущество бога или дворца украдёт, человек этот должен быть убит…"
Заключительные положения Законов доказывают, что Хаммурапи, едва ли не единственным из всех правителей Месопотамии, искренне полагал, что ему удалось найти оптимальный государственный порядок "на все времена", и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных) идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным публичное провозглашение этой уверенности как основы государственной политики.
Власти Древнего Вавилона, выбивая законы на каменном столбе преследовали, на мой взгляд, следующую цель: в то время книги были роскошью, и простые люди не могли узнать что-либо из книг, но законы должен был знать каждый. Все законы запомнить было невозможно, а, проходя мимо этой стены, каждый житель мог вспомнить тот или иной закон.
2. Как Вы считаете, чем отличаются ниже перечисленные определения права. К какому течению правовой мысли относится каждое из них:
право - это воля класса, возведенная в закон;
право - это то, что создано судом;
право - это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека?
Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд исторически сложившихся основных направлений учения о праве, оказавших заметное влияние на развитие правовой мысли, познание и объяснение права как особого целостного явления духовной жизни общества.
Наиболее известные теорий права:
естественно-правовая,
историческая,
психологическая,
нормативистская,
социологическая,
марксистская.
Перечисленные определения права относятся к разным течениям правовой мысли (учениям о праве).
"Право - это воля класса, возведенная в закон" - это определение относится к марксистской теории права.
В отличие от других учений, основанных на различных течениях философского идеализма, марксистская теория права, как и учение марксизма в целом, основывается на материалистической философии. Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В "Манифесте Коммунистической партии" они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще) есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали: "Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона - выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса... ". Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.
"Право - это то, что создано судом" - это определение относится к социологическая теории права.
Предтечей этой теории явилась "школа свободного права", представители которой (Эрлих и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Представители этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически охватывают собирательным понятием "право" административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается. В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в "действии", в процессе применения. "Право, - по утверждению Джона Дьюи, - есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность". Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: "глас вопиющего в пустыне", "клочок бумаги", "голый стандарт", наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: "право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон". При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.
"Право - это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека" - это определение относится к естественно-правовой теории права.
Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее виднейшие представители: Греции, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права - естественного и позитивного. Позитивное, или положительное, - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе санкционируемых ею обычаях. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы. Оно вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, - это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства. Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.
3. Начиная с И. Канта, ряд мыслителей пытались основную линию отличия между правом и нравственностью провести так, что право оставалось бы во внешнем, а нравственность во внутреннем мире человека.
Сформулируйте свое отношение к такой позиции, приведите доводы. Вы видите различие правовых и нравственных норм?
Л. Петражицкий определял нравственность как систему обязанностей, а не как систему императивных притязаний, атрибутивных по самой природе (право). Обязанности, которые на нас налагает "совесть", формируются вне нас, но также становятся императивными - однако, это морально-регулятивные начала. А правовые начала распространяются не только на обязанности, но и на притязания, имеют императивно-атрибутивный характер.
Известный европейский юрист и философ Томазий (XVIII в) так формулировал понимание права и нравственности с позиций договорной теории - нравственность существует тогда, когда господствует принцип: относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе. А право - не делай другим того, что бы, как ты хотел бы, они не делали тебе.
Об императивах И. Канта речь шла выше (стремись, чтобы твое поведение могло бы быть законом, образцом поведения для всех, а также - свобода одного должна совмещаться со свободой других).
Различие правовых и нравственных норм заключается в следующем:
1) по способам их установления, формирования - правовые нормы создаются либо санкционируются государством, а нормы нравственности возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.
2) по методам их обеспечения - право создается государством, оно им и обеспечивается, охраняется, защищается, нравственность опирается на силу общественного мнения, нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.
3) по форме их выражения, фиксации - правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, нравственные возникают под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения.
4) по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей - право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то нравственность подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
5) по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия.
6) по уровню требований, предъявляемых к поведению человека.
7) по сферам действия.
8) В философском плане различие между правом и нравственностью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридические нормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве.
9) у права и нравственности различные исторические судьбы. Нравственность "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
Таким образам можно сделать вывод, нормы права закреплены, главным образом, в актах государственных органов. Нравственные или нормы морали и принципы содержатся в сознании людей, в общественном мнении, находят отражение в произведениях искусства, литературы, средствах массовой информации.
Реализация правовых норм обеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом. Соблюдение нравственных норм контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания.
В любом обществе право одно и всеобщая обязанность его норм возникает с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта. Нравственные акты складываются и действуют иначе. Помимо того, что в классовом обществе каждый класс и социальная группа со своими специфическими интересами имеют разные понятия о справедливости и морали, в пределах каждого из этих классов и групп обязательность той или иной нравственной нормы определяется степенью ее усвоения.
4. Нормы различных кодексов, как правило, делятся на два вида:
веления или нормы делания;
запреты или нормы неделания.
Каковы основные классификации норм права в настоящее время? Составьте схему "Виды правовых норм".
Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.
По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.
К исходным (отправным, учредительным) нормам относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; опрвделителъно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определения правовых понятий и категорий.
С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, экологического, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.
По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:
1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
4) рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, образует нормативную базу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики,
По юридической силе, т.е. в зависимости от субъекта правотворчества - органа, издавшего те или иные правовые нормы, они подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.
Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.
Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.
Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.
По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.
Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Нормы ограниченного действия - это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.
Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие, по форме изложения санкции - на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
5. Известный ученый (юрист, социолог) П.А. Сорокин в "Общей теории права в связи с учением о государстве" (Ярославль, 1919 г) писал: "В настоящее время проблема деления частного и публичного права должна быть снята она была ошибочно поставлена. Всякое официальное право тем самым является публичным правом, независимо от того, какую область человеческих отношений оно регулирует" (с.83). Подобную точку зрения высказывал и родоначальник "чистого учения о праве" Г. Кельзен.
Однако в настоящее время, большинство ученых считают разделение права на публичное и частное оправданным.
А как считаете Вы? Обоснуйте собственную позицию. Приведите основания для деления пава на частное и публичное.
Весьма актуальным для жизни современного российского общества является деление системы права на отрасли частного права и публичного. Еще в Древнем Риме различалось право частное и право публичное. Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана (170-228 гг.), который обосновал его впервые. Он высказал мнение, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. То есть предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов общества, государства в целом), а предметом частного права - сфера частных дел и интересов. В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права, к отраслям частного права - гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др. Советская правовая доктрина отвергала концепцию частного права как несовместимую с природой социалистического строя. В связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса Ленин в 1922 г. выразил свою позицию следующим образом: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное". Исходно такая позиция обусловлена тоталитарной природой социалистического государства, огосударствлением общественной и частной жизни, отсутствием частной собственности и свободы частного предпринимательств. Таким образом, основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе Российской Федерации сосредоточены нормы частного права. Но при всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты.
6. Вопрос об отношении к праву в российском обществе стоял остро и неоднозначно. Одни утверждали, что из всех культурных ценностей право находится в "наибольшем загоне". Другие заявляли, что дефицита правосознания в России не было, дефицит - порождение последнего времени.
А.Н. Островский в пьесе "Горячее сердце" выразил свое отношение к этому вопросу. На поклон к городничему Градобоеву приходят люди. Он должен их рассудить. "Как же мне вас судить теперь?" - задумчиво спрашивает их городничий. - Ежели судить вас по законам…"
Первый голо: "Нет, уж, за что же, Серапион Мардарьеич! - дико пугаются люди. - ... Суди по душе".
Какого взгляда на право придерживался А.Н. Островский? Сформулируйте истоки правового нигилизма. Что способствовало в последнее время росту этого нежелательного явления?
В вышеназванном произведении приведен пример правового нигилизма.
На мой взгляд, Островский придерживался такого взгляда, что закон несправедлив, и судить надо по душе, потому что люди действовали из самых лучших побуждений.
Сущность правового нигилизма - в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть "элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни". Речь идет о невостребованности права обществом. Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизоранности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.
Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Истоки правого нигилизма уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти". Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит "сверху", от властей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил: "В государстве, где все зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким". Давно сказано: "На Руси всегда правили люди, а не законы". Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. "Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство". С этим созвучна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. В.А. Туманов отмечает, что как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Сегодня главный источник рассматриваемого зла - кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют проявлению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Она писалась и принималась в великой спешке, многие юристы, политологи, общественные и государственные деятели уже тогда высказывали серьезные возражения против предлагаемого проекта. Теперь же все более решительно ставится вопрос об изменении Конституции, внесении в нее поправок. Для многих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить, нарушить запрет, не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого почти не стесняются, этим нередко даже бравируют. Не выработано исторически благоговейного, почтительного отношения к закону, его святости и незыблемости, в том числе к высшему правовому акту - Конституции.
7. В юриспруденции стало общепризнанным, что правоспособность - это способность иметь субъективные права и юридические обязанности. Однако еще недавно в литературе высказывалось мнение, что правоспособным считается "тот, кто имеет права" (Дернбург. Пандекты. Т.1 - М., 1912. - С.127).
Попытайтесь доказать правоту профессора Дернбурга.
Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем - не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные).
Правоспосомбность - установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Способность быть субъектом права как такового принято называть "общей правоспособностью", которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания. Современным базовым принципом большинства правовых систем мира является признание равной гражданской правоспособности всех граждан независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д. Правоспособность приобретается с рождением и исчезает со смертью. В Российской Федерации гражданская правоспособность гражданина признаётся в равной мере за всеми гражданами. Содержание гражданской правоспособности граждан указано в ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации: "граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных, охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права".
Таким образом, можно сделать вывод, правоспособность - способность иметь гражданские права и исполнять обязанности. Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Это понятие доказывает неправоту профессора Дернбурга.
8. В юридической литературе общепризнано, что юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Церковное венчание - это, несомненно, жизненное обстоятельство, но оно не влечет за собой юридических последствий.
Почему как вы считаете?
Содержащиеся в гражданском законодательстве правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают гражданских правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельств, которые называются гражданскими юридическими фактами. Поэтому юридические факты выступают в качестве связующего звена между правовой нормой и гражданским правоотношением. Без юридических фактов не устанавливается, не изменяется и не прекращается ни одно гражданское правоотношение.
В гражданском законодательстве предусмотрены самые различные юридические факты как основания гражданских правоотношении. Общий перечень этих юридических фактов содержится в ст.8 Гражданского кодекса российской Федерации.
Одним из оснований возникновения семейных отношений является брак. Браком признается юридически оформленный, добровольный, свободный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Действующее законодательство о браке и семье признает только зарегистрированный, то есть юридически оформленный, брак. Регистрация брака осуществляется как в государственных интересах, так и с целью охраны личных и имущественных прав супругов и детей.
Поскольку РФ является светским государством, то религиозные объединения отделены от государства, поэтому церковь отделена от регулирования брачно-семейных отношений.
Религиозный обряд, в данном случае венчание, правового значения не имеет, а, следовательно, не влечет за собой юридических последствий.
9. Как сейчас обстоит дело с аналогией права и аналогией закона в российском законодательстве? Свой ответ аргументируйте.
Аналогия права - это применение права исходя из общего смысла и общих начал права. Тут ориентирами могут быть, кроме общих положений национального права, общепризнанные принципы и нормы международного права. Общие нормы конституций, применяемые напрямую, также подчас вполне удачная форма аналогии права. А аналогия закона - это применение в "пробельной" ситуации сходной конкретной нормы права. Например, в случае с пикетированием осуществлялось применение правовых норм, регламентирующих порядок проведения демонстраций и шествий.
Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основе решить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.
Таким образом, применение права по аналогии - это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом.
Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип "нет преступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
10. До недавнего времени считалось почти общепринятым, что факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния.
Высказывалось и иное мнение: не все, что запрещено законом в качестве противоправного. В действительности вредно и опасно.
Оцените предложенные точки зрения. Всегда ли правонарушение является чьим-то действием?
Правонарушение - это общественно опасное противоправное виновное деяние.
Правонарушение является основным видом неправомерного поведения (другой вид которого - объективно противоправное деяние) и, соответственно, оно является разновидностью правового (то есть юридически значимого) поведения, поскольку относительно последнего неправомерное поведение (наряду с правомерным) выступает как его вид.
Правонарушению присущи следующие признаки:
1) правонарушение - это деяние, которое опасно для общества, наносит ему вред. Здесь ну и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.