На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие и сущность права. Связь права с государством. Концепция понимания права. Право и экономика. Право и политика. Основные концепции происхождения права. Нормативистская теория. Социологическая концепция. Историческая школа права. Классовая теория.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ

По дисциплине «государство и право»

Сущность и происхождение права.

Понятие права


Право представляет собой определенный вид социальных норм, то есть правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, то есть утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством.
Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей. Поэтому, чтобы более полно понять право, необходимо рассмотреть его основные характеристики.
Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества. Так, в условиях рыночной экономики право регулирует отношения собственности на основе рыночных экономических законов. Оно устанавливает равноправие всех форм собственности разрешает частное предпринимательство, конкуренцию, свободное установление цен на основе спроса и предложения. В условиях огосударствленной экономики оно запрещает частную собственность и частное предпринимательство, производство продукции осуществляется на государственных предприятиях, а ее продажа происходит через государственные магазины.
В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие поданных. В фашистских, авторитарных, тоталитарных государствах право регулирует общественные отношения в интересах правящей элиты, клана, запрещает свободные выборы, многопартийность, устанавливает суровую ответственность за нелояльное отношение к власти. В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность, включая существование оппозиционных партий и т.д.
В многонациональных государствах право призвано регулировать межнациональные отношения, а при существовании нескольких конфессий, соответственно, определяет межрелигиозные отношения.
У других социальных норм нет такой непосредственной связи с экономическими, политическими и иными реальными обстоятельствами. Например, нечестность, непорядочность, обмен, насилие, неуважение других людей осуждается нормами морали и нравственности, как правило, при любом экономическом и политическом устройстве общество.
2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, такие, например, как убийства, свержение власти насильственным путем, хищения чужого имущества, то есть те отношения, от которых зависит устойчивость государственной власти, сохранение основных экономических и политических институтов государства, на определенное функционирование, безопасная жизнь граждан, общественное спокойствие.
Другие социальные нормы регулируют менее значимые социальные отношения, не имеющие столь важного значения для жизни общества. Например, согласно нормам морали принято уступать место в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Однако невыполнение этого правила не грозит крупными социальными и государственными потрясениями, не причиняет обществу значительного вреда.
3. Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть. В современных демократических государствах в праве выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества, которые и защищаются правом. Так, например, в демократическом государстве право закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет их полномочия, порядок деятельности, запрещает вмешательство одной ветви власти в дела другой, и, тем самым, не допускает захват одной властью всей полноты власти в государстве, устанавливает независимость судебной власти, предоставляет ей право проверять конституционность и законность деятельности законодательной и исполнительной власти, закрепляет выборность и подконтрольность народу основных органов государства.
В недемократических государствах право, наоборот, устанавливает принадлежность всей полноты государственной власти одному лицу, например, монарху, либо небольшой группе лиц, клану, одной партии, религии, закрепляет существование любых других государственных органов, неподконтрольных, неподчиненных центральной власти. Оно также закрепляет формирование ее высших органов независимо от воли населения, например, по наследству либо по решению религиозных или иных органов.
Таким образом, право является политизированным социальным явлением. Оно выражает и закрепляет политику, проводимую теми, кто осуществляет государственную власть. Эта политика может быть антинародной, направленной на ущемление его прав и интересов, либо, наоборот соответствовать им.
Другие социальные нормы политически более нейтральны. Они выражают либо общечеловеческие принципы честности, справедливости, добропорядочности, уважения других людей, либо призваны удовлетворять неполитические интересы членов какой-то общественной или иной организации и регулировать их отношения внутри этой организации.
4. Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.
С учетом изложенного можно сказать, что право современного демократического государства - это обусловленная материальными и социально-культурными обстоятельствами жизни общества, его социальным и национальным составом, традициями и обычаями воля большинства народа как результат сочетания индивидуальных, коллективных и общих интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц. При этом необходимо отметить, что если воля большинства народа, как осознанная направленность его деятельности, является содержанием права, то нормы права, то есть правила поведения, в которых выражается эта воля, представляют его форму.
В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное.
Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется.
Субъективное право - это право конкретного лица в конкретных условиях. Оно включает в себя: а) конкретные права данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.
Для человека большее значение имеет субъективное право, то есть совокупность конкретных прав, которые он может реально использовать в своей жизни и деятельности.
Некоторые современные ученые включают в право также правовую политику, принципы права, правосознание. Думается, что названные факторы относятся к социально-правовым явлениям, но не к праву поскольку у них нет основных признаков права - нормативности, они не создаются субъектами правотворческой деятельности в процессе правотворчества, у них нет санкций, применяемых государством. Поэтому правовая политика, принципы права и правосознание, по нашему мнению, не могут быть включены в систему правовых норм, образующих право.

Концепция понимания права

Право - очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.

Различное понимание права объясняется несколькими объективными и субъективными причинами.

1. Историческими условиями существования общества, происходящими в нем экономическими, политическими и другими явлениями, оказывавшими большое влияние на жизнь и сознание людей, в том числе и ученых-правоведов. Так, например, в рабовладельческом обществе признавалось вполне нормальным, когда один человек-рабовладелец мог продать, убить и даже убить другого человека - раба.
Уровнем развития и функционирования права и государства, культуры, грамотности населения, разработанностью теории права, его роли и назначения в обществе.
Социальным статусом самого ученого, его религиозными, идеологическими, нравственными, философскими взглядами, материальным положением, личной жизнью, другими обстоятельствами.
К основным концепциям понимания права относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естественная, классовая, позитивистская и интегративная.
В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Юридическая сила и законность каждой нормы определяется вышестоящей нормой права, которая является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.
Положительными чертами данной концепции являются следующие: а) выделяется и подчеркивается основной свойство права - его нормативность; б) отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; в) четкая фиксированность государственного принуждения; г) отражается действительное соотношение юридической силы различных норм, а именно: высшей юридической силой обладают конституционные нормы, затем идут правовые нормы, содержащиеся в законах, указах президента, постановлениях правительства и других нормативных правовых актах.
Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д. Кроме того, в этой концепции не учитываются реальные экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества и государства, оказывающие влияние на формирование и создание права, а также роль и значение морали, нравственности, религии, состояние правосознания и законности. Право существует как бы совершенно самостоятельно.
Социологическая концепция возникла во второй половине XIX века, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сере экономики.
Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы - всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы - государственные чиновники, сами граждане. Поэтому главным в праве является реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями, которые охраняются и защищаются государством, государственной властью. И решение правового вопроса основано на выяснении сути данного отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права.
Положительная черта данной концепции состоит в том, что:
а) реальное право идет впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы, соответствующие жизни;
б) право тесно связано с обществом, его реальной жизнедеятельностью, и образует с ним единое социально-правовое явление;
в) данная теория придает большое значение судам, судебной и административной практике, в процессе которой создается действующее право.
Отрицательными чертами данной концепции являются: недостаточный учет значения действующих норм права, то есть реальной юридической основы жизни и деятельности общества, организаций и граждан; опасность некомпетентного решения либо произвола со стороны должностных лиц и судей, принимающих правовые решения; возникновение и существование неравноправия между гражданами, вступающими в общественные правовые отношения, превалирование прав сильного, богатого и ущемление прав слабого и бедного.
Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.
Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право - это эмоции, "обязательно-притязательные переживания", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии. Поэтому психологическое состояние, которое определяет поведение и деятельность человека, является реальным правом.
Достоинство данной концепции состоит в том, что в правотворчество и правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений, поведения и деятельности людей.
Недостаток данной концепции заключается в том, что право оказывается оторванным от реальных условий жизни общества, лишает его специфических качеств, смешивает с другими нормами, такими как мораль, нравственность, а также обусловливает возможность произвола, самосуда, использования психологии толпы.
Согласно теории естественного права, каждому человеку с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие человеку права и свободы находят свое выражение в праве. они собственно и образуют право. Один из идеологов это теории Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида.
Положительные черты данной теории заключаются в том, что она признает естественные необъемлемые права человека, такие как право на жизнь, на свободу равенство, право на собственность и т.д. Данная теория соединяет право и нравственность, более того не допускает безнравственного права. Она также считает, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других, а в случае нарушения - нести за это ответственность.
Недостатком данной теории является очень большая трудность в претворении в жизнь ее положений, а также возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.
Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.
Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление. Кроме того, признается, что в праве выражаются воля и интересы слоя, группы людей, находящихся у власти, что имеет важное значение для понимания социального содержания права.
Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.
Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами и выражает волю большинства населению на селения на основе сочетания интересов различных слоев, больших групп населения, различных религий, наций, других социальных формирований.
Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне.
Недостатком выступает ее эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией. например, она признает, что право - это совокупность определенных правил, которые регулируют поведение многих людей. С другой стороны, эта теория считает, что правом являются судебные решения по конкретным делам и относящиеся только к участникам процесса.

Право и экономика


Исторически первыми возникли различные практические отношения между людьми, включая и экономические. Человек, прежде чем заниматься наукой, в том числе и правовой, должен был, есть, пить, одеваться, иметь жилище. А все это создавалось в процессе его практической деятельности. И только после появления материальных условий жизни человека, материальных благ и ценностей, возник вопрос о регулировании их распределения между членами общества и пользования ими.
Необходимость упорядочения реальных отношений вызвало к жизни определенные правила, регулирующие порядок производства материальных благ, их распределения, присвоения, обмена, потребления. Данную функцию могло выполнить только право, поскольку оно поддерживалось властной силой соответствующих силовых структур.
Первоначально эти нормы выражали интересы собственников материальных благ с целью защиты их богатства, обеспечения беспрепятственного пользования и распоряжения им и недопустимости использования другими. Поэтому в нормах права выражались, в первую очередь, интересы собственников. Законы закрепляли неприкосновенность и незыблемость их права собственности во всех его формах.
В последующем право, регулирующее имущественные отношения, получило всеобщее распространение и обеспечивало неприкосновенность любой собственности. Однако в определенных государствах и в определенных исторических условиях создавались приоритеты в защите различных форм собственности. Так, в условиях феодализма приоритетной защитой пользовалась королевская собственность, в условиях социалистического общества - государственная.
Возникнув как результат экономических отношений, право приобрело характер как бы независимого регулятора экономики. Оно стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономических отношений. При этом право, исполнение предписаний которого поддерживалось принудительной силой государство, порой запрещало действие экономических законов, превращало экономику в такую же сферу государственно-правового регулирования как борьба с правонарушениями, преступностью и лишало экономику ее принципиальной специфики, которая заключалась в том, что экономические отношения регулируются собственными экономическими законами. К числу, экономических относятся законы стоимости товаров, которая у разных производителей может быть различной, однако на рынке все они продаются по цене близкой к средней. При этом на р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.