На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом История политических и правовых учений. Развитие и становление юриспруденции и права в Древнем Мире, в Средние Века. Развитие юриспруденции в России в первой половине XIX века. Современное юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.02.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Р Е Ф Е Р А Т
по курсу «История политических и правовых учений»
Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов
Оглавление

Введение
Глава I. Развитие и становление юриспруденции в Древнем Мире.
§1. Развитие права в Древней Греции
§2. Становление юриспруденции в Древнем Риме
Глава II. Развитие юриспруденции в Средние Века
§1. Юридическая мысль средневековья
§2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
§3. Правовые учения Марсилия Падуанского
Глава III. Юридическая наука в XIX - XX веках
§1. Развитие юриспруденции в России в первой половине XIX века
§2. Современное юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Юриспруденция (правоведение) - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом.
Это одна из древнейших общественных наук. Исторически её возникновение связано с возникновением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы Юриспруденции, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конституции, сохранившие своё значение и в современную эпоху.
Проблемы права занимали центральное место, на всех этапах развития человечества. Эволюционные процессы в обществе сопровождались созданием многочисленных правовых систем, что стимулировало развитие Юридической науки.
Юриспруденция структурно подразделяется на ряд отраслей: государственное право, гражданское право, уголовное право, международное право, история государства и права, история политических учений. Большое значение имеет общая теория государства и права, изучающая сущность государства и права и другие важные вопросы Юриспруденции.
Особое место в системе юридических наук и юридического образования занимает история политических и правовых учений, которая является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. Данный предмет прослеживает весь эволюционный путь становления и последующих изменений правовых обычаев и законов у разных народов мира на всём протяжении истории - древней, средневековой и современной.
История политических и правовых учений - дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и, прежде всего философы.
В данной работе будут рассмотрены вопросы становления и развития Юридической науки на разных исторических этапах, а также роль истории политических и правовых учений в развитии современного политико-правового знания, совершенствования теоретических и практических вопросов государства и права.
Глава I
Становление и развитие юриспруденции в Древнем мире
§1 Развитие права в Древней Греции

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют три периода. Ранний период (IX - VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых «семи мудрецов») формируется философский подход к проблемам государства и права.
Второй период (V - первая половина IV в. до н.э.) - это время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли (учения Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля).
Третий период (вторая половина IV - II в. до н. э.) период эллинизма, время упадка древнегреческой государственности, подпадания Греции под власть сперва Македонии, а затем и Рима (учения Эпикура, стоиков и Полибия).
В процессе развития древнегреческой правовой мысли, ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы, Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследованиям государства и права.
Одной из самых древнейших в системе юридических наук является - Естественно-правовая Юриспруденция. Она возникла одновременно с появлением общественной мысли, предметом её являлось общество, государство и право.
Первыми её представителями стали софисты. Эта школа появилась в V веке до н.э., в Афинах и связана с установлением и укреплением демократического строя. Появилась необходимость в ораторском искусстве, в развитии идеологии, в подготовке к политической деятельности.
Первыми представителями были старшие софисты (Протагор, Гиппий, Горгий). По их понятиям нормы права и нравственности являются достижением богов. Право и справедливость - есть договор людей о том, что считать правом, что считать справедливостью. Если все люди данного общества соберутся и заключат договор оправе, то это право будет называться божественным, т.к. оно есть золотая середина всего.
Закон по представлениям Гиппия - реализация справедливости и добродетели с точки зрения каждого конкретного человека. Выделяются добродетели мужчины или женщины, мальчика или старика и соответственно выделяются разные обязанности.
По Демокриту закон создаётся руководителем государства (царём), который как мудрый человек знает, что нужно его народу.
Особым этапом в развитии Естественно-правовой Юриспруденции, является греческий идеализм трёх греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ, как и софисты, различал Естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и Естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Политический идеал Сократа можно выразить в виде принципа: «Править должны знающие». Сам он говорил об этом так: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия и насилия, обманом, но те, которые умеют править».
Смысл философского учения Платона об идеях состоит в том, что «истинное бытиё - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи, а тела, вещи и явления - не истинны, поскольку относятся не к бытию, а чему-то подвижному».
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Говоря об идеальном справедливом государстве, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчёркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а напротив схож с ним.
Справедливость же по Платону состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчинённости этих начал во имя целого.
Платон - против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств, Платон видит в том, что в нём преодолён раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство представляет собой множество государств. В нём как бы заключены два враждебных между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей.
Правление философов и действие справедливых законов для Платона - два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта.
Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. Согласно Платону демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из неё вырастает её продолжение и противоположность - тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив с одной стороны, власть правящих, с другой - свободу управляемых. Большое значение он придаёт разработке и изучению науки о законах.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 -322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина».
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения.
Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.
Государство, по Аристотелю - понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определённую совокупность граждан. Гражданин по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве.
Политическое право делится им на естественное и условное. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Политическое правление - это по Аристотелю, правление закона, а не людей, потому что правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».
Политико-правовая мысль следующего периода - эллинизма (вторая половина IV - II в. до н.э.) нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. С таким пониманием смысла и назначения политического общения связана и эпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
Основателем стоицизма был Зенон (336 - 264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве естественного (общего) закона, который в тоже время имеет божественный характер и смысл.
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, договорное, условное объединение.
Продолжателем учений стоиков, стал видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода - Полибий (210 - 123гг. до н.э.). Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Согласно Полибию имеется шесть основных форм государства, которые располагаются в порядке возникновения и смены следующим образом: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Так царству сопутствует тирания, а демократии - необузданное господство силы. Исходя из этого, Полибий заключает, что наиболее совершенной формой государства является та, в которой объединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённым формам правления.
Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений.
§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме

Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врождённой потребности жить вместе.
Возникновение государства и права не, по мнению и произволу людей, а согласно требованиям природы, означает, что они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию, что «всем этим миром правит разум». Разум - высшая и лучшая часть души, обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.). Поэтому писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков.
Большое внимание Цицерон уделял анализу различных форм государственного устройства. Он различал три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдаётся царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы. Идеального государственного устройства, по мнению Цицерона можно достичь путём равномерного смешения положительных свойств, всех трёх простых форм правления.
В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике.
Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».
Цицерон различает естественное и позитивное право. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга.
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости и несправедливости.
Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и, особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентиана положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Источниками римского права были: обычай, закон, ответы знаменитых людей, постановления сената. Система римского права состояла из трёх частей: право граждан, право магистратов и право народов.
Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала:
1)Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения;
2)Дигесты, т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов;
3)Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).
Руководил всей этой большой кодификационной работой. В том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI века Трибониан.
Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. К римским юристам относится разделение права на частное и публичное. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое «относится к положению римского государства», а частное, как право, которое «относится к пользе отдельных лиц».
Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приёмах толкования норм права. В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятие власти, гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления царского режима и обоснования претензий императоров на законодательную власть.
Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и, прежде всего цивильного права. В этой области права римские юристы особенно тщательно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты частного собственника. Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, согласно римскому праву, являются также и рабы. Юрист Гай считал, что важнейшее правовое различие всех людей состоит в том, что одни из них свободные, другие рабы. Причём из свободных одни - свободно рожденные, другие - рабы. Такое же деление даёт Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как по естественному праву все рождаются свободными.
Право народов как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с не римлянами.
Римское право стало самым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденция достигла вершин юридической техники и оказала большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткость формулировок, обширность разработанных проблем), так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.
Глава II
Развитие юриспруденции в Средние века
§1 Юридическая мысль средневековья

После столь блестящего расцвета в древней Греции и Риме, Юриспруденция возрождается в XII веке в Западной Европе. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065-1125г.) школы глоссаторов в Болонье. Целью данной школы являлось изучение по первоисточникам римского права без наслоившихся иных юридических норм.
В западноевропейском средневековье кроме римского права действовало также право церковное и обычное.
Приверженцы римского права не ограничивались одним только его изучением и комментированием, а занимались ещё и тем, что приспосабливали к новым экономическим и политическим изменениям, которые происходили в феодальном обществе. В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха более сильной и авторитетной, нежели право.
Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них не было намерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя - повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же должны создаваться не единоличным повелением монарха. Английский правовед Генри Брэктон писал: «…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, по совету и с согласования магнатов и с общего одобрения государства.
Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические требования. Так видный французский правовед Филипп де Бомануар, протестовал против сохранения в современном ему обществе крепостничества, а поддерживал идею правового государства.
Правоведы, занимавшие позиции церковног и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.