На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Юридическая психология. Сущность теоретических подходов в юридической психологии. Принцип объективности. Личностный и деятельностный подходы в психологии. Системный подход в юридической психологии. Другие теоретические подходы в юридической психологии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 02.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Сущность теоретических подходов в юридической психологии…4
2. Теоретические подходы в психологии………………………………7
2.1. Личностный и деятельностный подходы в психологии…..……..7
2.2. Системный подход в юридической психологии…………………9
2.3. Другие теоретические подходы в юридической психологии….12
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………...…………………….15
Введение

Юридическая психология, как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности. В своей деятельности юридическая психология ставит следующие задачи: осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана; раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий; обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности -- поведения человека; раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений, их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; а также выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества. Здесь следует заметить, что все указанные задачи решаются с помощью применения некоторых теоретических подходов.
Цель данной работы - исследовать основные теоретические подходы в юридической психологии с современной точки зрения. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать сущность теоретических подходов в психологии;
- рассмотреть основные теоретические подходы в психологии;
- сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектом исследования данной работы являются теоретические подходы в юридической психологии. Предмет исследования работы - основные виды теоретических подходов в современной юридической психологии.
Теоретической основой представленной работы выступили научные труды российских авторов, рассматривающих теоретические и практические аспекты юридической психологии с современной точки зрения.
Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 15 страницах, для написания использовано 11 научных источников.
1. Сущность теоретических подходов в юридической психологии

В основе системы любого научного знания, в том числе и юридической психологии, лежат определенные принципы, то есть основные положения, которые определяют методические и теоретические подходы к проведению различных исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов и т.п. Юридическая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области знания. Так, основными принципами, определяющими сущность теоретических подходов в юридической психологии, являются следующие.
Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений - данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или противоправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты здесь играют только вспомогательную роль.[ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. - М., 2005. - с.54]
Второй принцип - принцип детерминизма в области правовых отношений побуждает не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде. Принцип детерминизма позволяет искать факторы, обусловившие противоправное поведение человека, а также прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, готовности к ресоциализации и реабилитации.
Что касается следующего принципа - принципа единства сознания и деятельности, то его становление в отечественной психологии связано с пониманием деятельности, как ведущего фактора формирования личности в обществе. Именно включенность конкретной личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека в обществе.
Принцип развития гласит о том, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Так, личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Следовательно, юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Данный принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе (школа, училище, институт) может обусловить развитие агрессивности у подростка.[ Общая психология: учебник / под ред. В.В. Богословского.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - с. 12]
Следующий принцип юридической психологии - принцип личностного подхода подразумевает под собой то, что юридическая психология имеет своим объектом, прежде всего личность, как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, то есть это лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому здесь юристу важно исследовать то, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной определенной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.
Внедрение в психологию принципа системности привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования - системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Согласно этому, деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, то есть адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения юридические работники должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.[ Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2005. - с. 35]
Итак, юридическая психология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства. Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: это соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности.
Таким образом, вышеуказанные принципы определяют сущность применения определенных теоретических подходов в юридической психологии. Такими подходами, прежде всего являются - личностный подход, системный подход, различные психологические подходы (иллюстративный, комментаторский, объяснительный, феноменологический), исторический подход и т.п.
2. Теоретические подходы в психологии

2.1. Личностный и деятельностный подходы в психологии

Одним из основных теоретических подходов в юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована вся система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.[ Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник. / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2004. - с. 128]
Личностный подход в юридической психологии реализует формулу "человек есть мера всех вещей", в том числе и правовых. Личность- ведь это не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий само право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях должен быть бесспорен, ибо такова гуманистическая природа всей отрасли права.
Следует отметить, что подлинно личностный подход с позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большого объема свойств личности, в частности обвиняемого, и включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие значение для уголовного дела. В большинстве же случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойства личности обвиняемого, которые:
а) указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;
б) влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации;
в) значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.[ Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник./ В.Л. Васильев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с.89]
Одна из важных задач юридической психологии -- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, то есть выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. В этой связи особую ценность в психологии приобретает еще один теоретический подход - это подход теории деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М., 2004. -- с. 67
Многие теоретики - психологи полагают, что истинный предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих еще в советской психологии теоретических подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой психологии. Однако к середине 80-х годов ХХ века на первый план стал выходить, так называемый «системный» подход, культивируемый в академической психологической науке. Системный подход в юридической психологии стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных групп.
2.2. Системный подход в юридической психологии

Системный подход, возрастание роли системного знания были определены как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к более глубокому пониманию исследуемых явлений. Сущность системного подхода в изучении объективной реальности заключается в том, что объекты познания рассматриваются как целостные образования. Системный подход исходит из того положения, что специфика системы (греч. systema - целое, составленное из частей, объединение) не сводится к особенностям составляющих его элементов, а коренится, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.