Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Характеристика уголовно-социологических теорий преступности - социальной дезорганизации, аномии, субкультуры, расслоения общества, конфликта. Анализ социально-психологических теорий преступности - теория обучения, дифференциальной ассоциации, контроля.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.04.2010. Год: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
С самого начала изучения курса криминологии мы постоянно говорили о том, что на тот или иной вопрос некоторые ученые смотрят иначе, имеют иную точку отсчета исследуемых проблем и т.д., т.е. разные направления криминологической мысли сформированы из совокупности различных криминологических теорий.
К сожалению, у нас нет возможности вести дискуссию по каждой из них, но знать об их существовании. Вы обязаны, как специалисты, прошедшие курс этой науки. Что же такое теории вообще и теории криминологии в частности? Теории - это составленные умозрительным путем системы, соединяющие факты посредством причинно-следственных связей.
Теории преступности касаются причин и последствий преступного поведения, подверженного изменениям от места и времени, под влиянием известных ценностных представлений. В свою очередь теории преступности серьезно влияют на ценностные ориентации общества и на общественное мнение о причинах преступности, а подчас даже изменяют их. Различные теории является основой любых исследований, они определяют их цели, предмет, методы, дают свои понятия основных элементов предмета и т.д. Новыми исследованиями уже разработанная теория может быть как подтверждена, опровергнута, так и поставлена под сомнение, т.е. может быть выдвинута новая гипотеза.
Таким образом, процесс познания продолжается. Но любая теория должна быть обязательно подкреплена практикой, т.е. статистикой, результатами проверки теоретических рекомендаций на практике и т.д. Здесь конечно имеет место и обратная связь, т.к. любая практика без теории существовать не может. До сих пор не создано никакой достаточно полной и всеохватывающей теории преступного поведения. Прежде всего, из-за того, что, во-первых, сегодня нет еще теории человеческого поведения в целом, а во-вторых, нет методологии, то есть мы не знаем точно - как это делать. Но даже если мы будем иметь с Вами хорошую теорию, подкрепленную практикой, то ученым и практикам важно помнить, что они (вместе взятые) не должны стать идеологией. К сожалению, исторический опыт, в том числе и нашей страны, показывает, что иногда криминологическая теория претендует на абсолютную истину и становится идеологией.
Я очень рада, что сегодня у меня и моих коллег есть возможность представляя различные криминологические теории (а не критикуя их буржуазную сущность) расширять Ваш кругозор, давая тем самым, возможность мыслить нестандартно, иметь свое собственное мнение профессионала, разбирающегося как в теории, так и в практике.
1. Уголовно-социологические теории
-Теория социальной дезорганизации. Эта школа называется еще Чикагской или экологической. Ее возникновение связывается с началом исследований в 20-30-х годах города Чикаго и его окрестностей Ученые (социологи) Роберт Парк, Эрнест Берджест и Родерик Маккензи рассмотрели город как живой социальный организм. Они исследовали взаимоотношения людей и природы. Основные положения этой теории заключались в следующем:
- наиболее высокая делинквентность приходится на центральную часть города (торговые и промышленная часть города);
- по мере удаления от центра и промышленных районов делинквентность падает; самая низкая в жилых городских кварталах, но исключением считались бедные районы, перенаселенные, где население составляют преимущественно эмигранты
- мелкие преступления против собственности могут концентрироваться вблизи места жительства преступников, тогда как более серьезные имущественные преступления совершаются на некотором отдалении от него и т.д.
- Теория аномии. Социолог Эмиль Дюркгейм (Франция) считает преступность нормальным и даже полезным явлением. Она выполняет две функции:
во-первых, отклонение индивидуального сознания от коллективного представляет собой условие изменений и прогресса. Полное единообразное поведения членов данного общества означает, что оно переживает застой и не развивается;
во-вторых, преступление может быть фактором интеграции общества, укрепления социальных связей. Негативная реакция на преступное деяние усиливает коллективное сознание и делает наглядной границу между моральными и правовыми нормами.
По мнению Дюркгейма “чем больше человек имеет, тем больше он хочет, поскольку полученные блага лишь стимулируют, а не удовлетворяют потребности”.
Теорию аномии дополнили и развили американские социологи, и, прежде всего, Роберт Мертон. Он определяет состояние аномии как надлом в культуре, возникающий в ситуации резкого расхождения между культурными нормами и целями, с одной стороны, и созданными обществом возможностями поступать в соответствии с ними, с другой стороны. Существуют разные типы адаптации в такой ситуации. Тип первый - конформизм - это поведение, направленное на достижение определенных культурных целей с помощью легальных средств. Второй тип - ритуализм - заключается в отказе от стремления к достижению более высокой позиции либо понижении его уровня до такой степени, что по поводу неосуществленных намерений напряженного состояния не наступает. Эти два типа не порождают девиантных поступков. Третий тип - инновация - это принятие целей, определенных культурой, при одновременном отказе от установленных способов их достижения. То есть люди хотя и реализуют ценности, принятые в данном обществе, но делают это с помощью нелегальных средств. Четвертый тип - ретритизм - заключается в одновременном отказе как от целей, стремление к которым в данном обществе обязательно, так и от средств, которые служат достижению этих целей. И, наконец, пятый тип - мятеж - это также отказ от целей и средств, принятых в обществе, но уже с программой замены их новыми целями и новыми средствами их достижения.
- Теории субкультуры. Культура вообще это комплекс ценностных представлений, сложившихся в каком-то обществе, в границах известной территории и в рамках определенного периода истории. Ее синонимом можно считать “цивилизацию”, которая соответственно включает в себя стиль жизни, образ мыслей, чувствование и поведение, выражающееся в характере питания, одежды, в обычаях и нравах, в религии и языке. Культура усваивается и передается из поколения в поколение. Ее можно также представить как совокупность определенных форм поведения, но постоянно изменяющихся, смешивающимися с другими культурами, с другими формами поведения и ценностными представлениями. Под субкультурой понимают систему общественного поведения и ценностей, существующую отдельно от господствующей системы поведения и ценностей и являющуюся все же частью этой центральной системы. Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации.
В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.
Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.
По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение “бандитских воин”, применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: “случайных структур”, неравных шансов”, т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.
Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры “ухода от мира” (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным “уходом от мира” является “кошачья субкультура”, сутью которой является постоянное стремление к “кику” (вызову), сенсации, удовольствию. “Кик” - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, “улетов”, “запредельных эффектов”. Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение. Приведу Вам для наглядности схему, иллюстрирующую теорию субкультуры, предложенную Клоуардом и Олином:
Различные экономические условия существования среднего и низших слоев в западном индустриальном обществе.
Социальное расслоение общества.
Интернализация (усвоение) подростками из низшего слоя ценностей среднего слоя.
Блокирование доступа подросткам из низшего слоя к целям среднего слоя.
Развитие делинквентных альтернатив для достижения компенсирующего статуса.
С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей. Его теория представляется следующей схемой:
Собственный стиль жизни и однородная система ценностей низшего слоя, передаваемая из поколения в поколение.
Отсутствие сильной фигуры отца и женское начало в семьях низшего слоя.
Недостаточная возможность усвоения мужской роли в семьях низшего слоя.
Усвоение мужской роли в группе сверстников
Получение компенсирующего статуса путем демонстрации своей грубости, мужественности, находчивости, способности обманом добиваться более выгодного для себя положения в конфликтных ситуациях и при совершении деликтов.
Даже на слух, эта схема имеет “сбои” (например, а как преступность несовершеннолетних женского пола?...), а проверка на практике методом самоотчета, показывает, что преступность среди подростков из низшего слоя (как зарегистрированная, так и латентная) не отличается по объему и тяжести от преступности подростков из среднего и верхнего слоев.
В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом:
- молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций;
- молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине;
-молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения;
-возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых;
-свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей. Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: "Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил”. Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек;
-в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.
И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.
- Следующие теории уголовно-социологической направленности, на которых мне бы хотелось остановиться - это теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.
Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например: противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо.
В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе:
- они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников ...;
-выборы в демократических странах иногда сопровождаются правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр.);
-много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими;
-очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр.)
Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.
В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Шуманн дает очень своеобразное понятие преступности - это социальный статус, квалифицируемый сообразно тому, как система уголовной юстиции определяет индивида, официально его классифицирует, выносит ему приговор и расправляется с ним. По этой теории право и закон определяются только волей господствующей элиты. А господство позволяет разрешить все конфликты. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Политическая организация общественной жизни является следствием явных или скрытых конфликтов между индивидуумами и группами, стремящимися повысить или сохранить свои шансы на существование. Политическая же преступность обусловлена конфликтом между теми, кто хотел бы сохранить данную политическую структуру, и теми, кто хочет ее уничтожить. Притягательными средствами обеспечения властных позиций служат уголовно-правовые нормы, позволяющие морально оправдывать приговоры высоким авторитетом (от имени народа). С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам. Эта теория практически не учитывает того, что кроме политической и экономической власти и мощи существуют еще и другие формы отправления власти (моральные, научные, этические аспекты власти) и, что следует различать не только тех, кто наделен властью и тех, кто ее лишен, но также учитывать и то, что существует градация уровней власти.
Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с помощью “классовой структуры” общества и “классовой юстицией”. Многие представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое предприятие. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.