На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Норма права в системе социальных норм. Правосознание и правовая культура. Правотворчество в современном правовом государстве. Правонарушение и юридическая ответственность. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.01.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИЕТ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА:
Конспект лекций по теории права
для студентов дневного и заочного отделения
Красноярск 2007
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Красноярский государственный аграрный университет
Теория государства и права

Конспект лекций по теории права
для студентов дневного и заочного юридического факультета
Красноярск 2007
Содержание
Пояснительная записка
Лекция № 1. Общая характеристика права
Лекция № 2. Норма права в системе социальных норм
Лекция № 3. Система права
Лекция № 4. Источники (формы) права
Лекция № 5. Правовые отношения
Лекция № 6. Правосознание и правовая культура
Лекция № 7. Реализация права
Лекция № 8. Правотворчество в современном правовом государстве
Лекция № 9. Толкование норм права
Лекция № 10. Правовое регулирование
Лекция № 11. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность
Лекция № 12. Законность и правопорядок
Лекция № 13. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем
Список литературы
Рецензент Навальный С. В., канд. юрид. наук, доц. каф. теории и истории государства и права юридического факультета КрасГАУ
Литвякова, А. Б. Теория государства и права: конспект лекций по теории права/ А. Б. Литвякова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2007. - ?? с.
Конспект лекций по теории права предназначен для проведения занятий по теории государства и права для студентов дневного и заочного юридического факультета.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Красноярского государственного аграрного университета
Красноярский государственный
аграрный университет, 2007
Пояснительная записка

Целью изучения курса теории государства и права является приобретение студентами знаний о государстве, праве, закономерностях их развития и функционирования. Это способствует формированию фундамента общей юридической культуры, юридического мышления и мировоззрения.
Теория государства и права позволяет обучаемым с научных позиций давать правильную оценку государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества. Используя знания общей теории государства и права, юристы могут плодотворно содействовать решению разнообразных вопросов государственного строительства.
Государство и право тесно связаны. С одной стороны, государство не может выполнять свое назначение в обществе без того, чтобы не предписывать индивидам, органам, организациям определенные нормы поведения, не охранять их, не обеспечивать использование прав и исполнение обязанностей. С другой стороны, правовые нормы создаются государством и обеспечиваются опять же государственно-властными средствами.
Государственные органы и организации реализуют предписания многих норм, организуют их исполнение. Государство и право возникают одновременно, развиваются параллельно, взаимно влияют друг на друга.
Право тесно связано не только с государством, но и с такими социальными явлениями, как мораль, политика и другие, причем точки соприкосновения с ними, не менее существенны, чем с государством.
В конспекте лекций дается краткое изложение тем по теории права, включающих в себя основное содержание темы, понятийно-категориальный аппарат, классификацию правовых явлений.
Лекция № 1. Общая характеристика права

Право: понятие, признаки, сущность.
Социальная ценность, функции права. Сущность и формы позитивного права.
Принципы права: понятие, признаки, виды.

Вопрос 1.

В современной юридической науке термин «право» может рассматриваться в следующих значениях:

Как естественное право - социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и общества.

В объективном смысле, право - это система юридических норм. Нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

Как судебное право - официально признанные возможности (права), которыми располагают физические лица и юридические лица.

Используются для обозначения системы правовых явлений, включающих естественное право, право в объективном смысле, субъективном смысле.

Термин «право» может употребляться и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных организаций и т.д.

Правовые школы

Естественно-правовая теория права содержит (Демокрит, Сократ, Платон, Кант, Гегель и т.д.):

а) идею естественных, неотъемлемых прав человека;

б) разграничение права и закона;

в) соединение права и нравственности.

Позитивистская теория права (Бергом, Шершеневич) - оппозиционная

естественно-правовой.

Вводит понятие «субъективное право» - производное от объектного устанавливаемого государством, которое делегирует субъектные права и устанавливает юридические обязанности. Отождествление права и закона.

Нормативистская теория (Кельзен).

Право - совокупность норм права, выраженное в законах и иных нормативно-правовых актах.

Основные положения:

а) право - система взаимосвязанных и взаимозаменяемых норм, изложенных в нормативных актах;

б) нормативные права регулируют наиболее важные общественные отношения;

в) обеспечивается принудительной силой государства;

г) от норм зависит возникновение правоотношений, формирование правосознания.

Психологическая теория (Петражицкий).

Право - правовые эмоции человека. Они могут быть в форме: а) переживания позитивного права, установленного государством; б) переживания интуитивного, личного права.

Интуитивное право - регулятор поведения человека и рассматривается как действующее право.

Социологическая теория (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд) - рассматривает право как эмпирическое явление.

Право в реальной жизни - общественное отношение, защищенное государством.

Сущность права

Сущность явления - совокупность наиболее важных, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих глубинные признаки предмета.

Сущность права - качественная основа права, отражающая его природу и назначение в обществе.

Право отличается волевым характером.

Г. Гроций: «Право имеет своим источником волю».

Сущность права связана с социальной структурой, производственными отношениями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

Т. Гоббс: «Право - продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс): «Право - возведенная в закон воля господствующего класса».

Ж.-Ж. Руссо: «Право заключает в себе общую волю. Это позволяет связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности».

Общая воля - результат согласия индивидуальных воль.

Сущность права - обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, социальных групп населения, общая воля как результат согласования, сочетания человеческих и специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством и выступающая мерой поведения и деятельности людей.

Право - совокупность 1) общеобязательных, 2) формально-определенных, 3) правил поведения, 4) создаваемых либо санкционированных государством, 5) регулирующих общественные отношения, 6) охраняемые принудительной силой государства.

Вопрос 2.

Ценность права - способность права служить целью и средством удовлетворения социально-справедливых потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Инструментальная ценность (организованность, устойчивость, согласованность действий).

Воплощая общую волю, способствует развитию общественных отношений.

Выразитель масштаба свободы личности в обществе. Определяет границы свободы.

Выразитель идеи справедливости. Право выступает критерием правильного распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом.

Источник прогресса, обновления общества.

Эффективный инструмент международного согласия.

Функции права

Регулятивно-статическая - закрепляет, стабилизирует общественные отношения.

Регулятивно-динамическая - определяет будущее поведение людей.

Охранительная - применение специальных охранительных норм права.

Оценочная функция - позволяет выступить праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

Право подразделяется на:

естественное (например: право на жизнь).

позитивное - право, выраженное в законах, в других источниках.

Признаки позитивного права:

а) создается людьми, общественными образованиями - законами, судами, самими субъектами права;

б) существует в виде законов, иных источниках.

Необходимо учитывать, что при разграничении естественных и позитивных прав юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права, носителем естественно-правовых ценностей.

Формы позитивного права:

обычное право.

право судей (юридические нормы могут возникать в результате судебного решения - прецедента).

право законодателя («право закона») - формируется государством.

Вопрос 3.

Принципы - основополагающие начала построения системы права.

Признаки принципов права:

аккумулируют в себе наиболее характерные черты права, определяют его юридическую природу;

лежат в основе деятельности государства;

пронизывают все правовые нормы, являются стержнем системы права;

взаимосвязаны, взаимозависимые;

принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах - принципах) - в конституциях, преамбулах, законов;

объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права;

Виды принципов права

Общие принципы - отражают наиболее существенные черты права в целом (социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, единство юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности).

Межотраслевые - выражают особенности нескольких различных отраслей права (например: уголовно-процессуального и гражданско-процессуального) - коллегиальность, гласность судебных разбирательств.

Отраслевые правовые принципы - характеризуют черты конкретной отрасли права (административного, гражданского). Гражданское право: равенство сторон в имущественных отношениях.

Лекция № 2. Норма права в системе социальных норм

Социальная норма: понятие, признаки, виды.

Норма права: понятие, признаки, взаимодействие с социальными нормами.

Норма права и норма морали: сравнительная характеристика.

Виды норм права.

Структура правовых норм. Логическая норма.

Вопрос № 1.

Социальные нормы - общие правила поведения людей в обществе, обусловленные социально-экономическим строем и являющиеся результатом сознательной волевой деятельности людей.

Признаки социальной нормы:

Правила поведения людей - указывают, как поступать людям в отношениях между собой.

Создаются вследствие сознательно-волевой деятельности людей: создаются и обеспечиваются коллективом людей.

Правила общего характера - выступают масштабом поведения людей.

Обусловлены социально-экономическим строем общества.

Виды социальных норм

По способу установления и обеспечения:

а) нормы права,

б) нормы нравственности (морали),

в) корпоративные нормы (общественных организаций),

г) обычаи.

По содержанию:

а) политические (направление политики государства, общественных организаций и граждан),

б) организационные - (закрепляют структуру, порядок образования и деятельности государства и общественных организаций),

в) нормы культуры (правил культурного поведения) - духовное развитие,

г) эстетические нормы - устанавливают правила поведения людей в связи с представлениями о красоте человеческих поступков (нормы этикета),

д) технические нормы - правила обращения с предметами природы, орудиями труда и т.д.

е) технико-юридические - технические нормы, закрепленные в законе.

Вопрос № 2.

Норма права - общеобязательное, формально-определенное правило поведения общего характера, создаваемое либо санкционированное государством, регулирующее общественные отношения, охраняемое принудительной силой государства.

Признаки нормы права:

носит общеобязательный характер;

формально-определена;

является правилом поведения общего характера;

создается либо санкционируется государством;

регулирует общественные отношения;

охраняется государством.

Взаимодействие с социальными нормами.

Право и обычаи:

а) обычаи - привычные или обычные нормы.

б) к обычаям можно отнести ритуалы, обряды, традиции.

К большинству традиций право индифферентно. Право в ряде случаев закрепляет обычаи (приведение к присяге главы государства, судей Конституционного суда - ст. 82 КРФ, ст. 10 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»).

в) влияние права на обычаи: прогрессивные обычаи, стимулирующие права, а те, которые противоречат нормам, квалифицируются как преступления,

г) при определенных условиях обычаи признаются в качестве источников прав (обычаи делового оборота).

Право и религиозные нормы:

а) религиозные нормы - разновидность социальных норм.

б) сходство с юридическими нормами:

- формализованы, содержательно определены,

- институционализированы и документально зафиксированы в Библии.

- выступают в качестве источника права (Устав Духовных Консисторий, Книги Правил Священного Синода - России до 1917 г.),

в) различие с юридическими нормами:

- сферы действия религиозных норм уже (распространяются на лиц, исповедующих конкретную религию),

г) различны механизмы действия религии и права.

Для религии - предписывается абсолютная непреложность предписываемого поведения.

Влияние права на религию специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести вероисповеданий. В то же время право не должно быть безучастно к оккультным религиям и тоталитарным сектам.

Право и корпоративные нормы:

Корпоративные нормы - нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений. Закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, съездах.

Нормы выражают волю участников общественных объединений и имеют обязательное для них значение.

Сходство корпоративных и юридических норм:

- документально зафиксированы, детализированы (Устав - права и обязанности).

В отличие от корпоративной нормы правовые содержат санкцию и детально прорисовывают, кто и как это определяет (Устав ЛДПР: член партии может быть исключен за действия, порочащие партию или наносящий ей вред).
Право определяет сферы действия корпоративных норм, их гарантированность (Конституция РФ): несоблюдение уставных норм, осуществление деятельности, противоречащей уставу - основание для их ликвидации.
Право и технические нормы:
Технические нормы - правила закрепляющие отношение людей к природе, технике, орудиям труда и средствам производства.
Нарушение этих норм может привести к человеческим жертвам, катастрофам, наносит ущерб.
К техническим нормам относятся: биологические, санитарно-гигиенические, научно-технические, экологические и т.д.
Технические нормы, закрепленные в законодательстве - технико-юридические нормы (тех. условия, ГОСТы, правила, индексы загрязнения окружающей среды). За их нарушение установлена юридическая ответственность: уголовная, административная, дисциплинарная.
Вопрос 3.
Право
Мораль
1. Сфера действия
Общественные отношения, подпадающие под сферу правового регулирования
Обширна
2. Формирование
Естественно-историческое происхождение, но может закреплять нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человека
Естественно-историческое происхождение, но не может закреплять нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человека
3. Оценка поступков
Оценочные категории права (неправомерно, юридически недопустимо)
Моральные императивы (добрые, плохие)
4. Проводники
Специальные государственные учреждения через юридические механизмы. Совести нет.
Сила убеждения, привычки. Совесть человека.
5. Регулирование поступков
Действует избирательно.
Распространяется на все действия и поступки человека.

6. Обеспечение действия

Обеспечивается государством через установление прав, обязанностей, юридической ответственности (юридические инструменты, защищающие от произвола).
Силой убеждения, традициями, общественным мнением.
7. Конкуренция с позиций наличия иных систем
Не терпит конкуренции, так как не может быть права одного человека или государственного органа.
Допускается наличие иных видов морали (толпы, группы)


Взаимодействие права и морали

1. Мораль не должна требовать нарушения закона, а право не должно закреплять безнравственных поступков.

2. Мораль (нравственность) - особый тип нормативного регулирования, представляющий совокупность норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и воплощающих в себе нравственные ценности.

3. Моральная ценность права - право должно гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить социальную справедливость.

Вопрос 4.
Виды норм права:
По роли в регулировании общественных отношений:
а) регулятивные (правоустанавливающие) - устанавливают юридические права и юридическую ответственность;
б) правоохранительные - меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений;
в) специализированные - содержат предложения, обеспечивающие действие регулятивных и правоохранительных норм.
Регулятивные нормы по характеру правил поведения подразделяются на:
а) обязывающие;
б) запрещающие;
в) управомочивающие - представляют участникам общественных отношений права на совершение положительных действий (например, отзыв согласия на усыновление).
Специализированные нормы:
а) общезакрепляющие (конституционные) - закрепляют, фиксируют состояние общественных отношений (Россия - федеративное государство),
б) дефинитивные - закрепляют юридические понятия (например, понятие «юридическое лицо» в ГКРФ);
в) декларативные (целеустанавливающие) - провозглашают задачи, принципы, цели (ст. ст.1 ГКРФ, УПКРФ);
г) коллизионные - устанавливают порядок выбора и применения правовой нормы из нескольких норм.
Регулятивные нормы по характеру обязательности:
а) императивные - категорические предписания (не допускается выбор иной модели поведения, чем предписано в законе);
б) диспозитивные - дают возможность участникам правоотношений выбрать иную модель поведения, чем та, которая установлена в законе.
По сфере регулирующего действия норм поведения:
а) общие - регулируют определенный род общественных отношений;
б) специальные - вид данных отношений;
в) исключительные - делают изъятия из общих и специальных норм.
Рекомендательные нормы - содержат рекомендации к общественным организациям, предприятиям и т.д.;
По назначению в механизме правового регулирования:
а) нормы материального права - закрепляют юридические права и юридические обязанности;
б) нормы процессуального права - закрепляют процедуру реализации юридических прав и юридической обязанности.
Вопрос 5.
Структура правовой нормы - внутреннее строение нормы, ее составные части, элементы.
Элементы правовой нормы:
Гипотеза - часть нормы, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность руководствоваться данной нормой, осуществлять правило поведения;
Диспозиция - вторая часть нормы права, указывающая каким должно быть поведение людей, при наличии предусматриваемых гипотезой обстоятельств;
Санкция - особая, правоохранительная часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим ее предписание.
Если санкция отсутствует, это не значит, что норма не охраняется, так как она может охраняться санкциями других статей.
Классификация структурных элементов нормы.
По составу:
Гипотеза:
а) простая - одно обстоятельство, является условием действия нормы права;
б) сложная - несколько обстоятельств, являются условиями действия нормы права;
в) альтернативная - несколько обстоятельств, наступление одного из которых, является условиями действия нормы права.
Диспозиция:
а) простая;
б) сложная;
в) альтернативная.
Санкция:
а) простая;
б) сложная,
в) альтернативная;
г) штрафная - предусматривает меры юридической ответственности и содержит дополнительные обязательства для правонарушителя;
д) правовосстановительная - меры, применяемые к правонарушителю для обеспечения реального исполнения неисполненной им обязанности для защиты (восстановления) нарушенного им субъективного права (например, возврат сторон в первоначальное положение по сделке; возмещение вреда в натуре или в денежных средствах).
II. По способу изложения структурных частей нормы в статьях нормативно-правового акта;
1. Прямой способ - полное изложение элементов нормы в статье закона, закрепляющего эту норму.
2. Ссылочный - элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи этого же акта.
Бланкетный - недостающие сведения восполняются в статьях других нормативно-правовых актов.
III. В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств гипотеза и диспозиция имеют:
а) казуальное изложение - путем простого перечисления регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых действий (например, реквизиты искового заявления);
б) абстрактное - обобщение фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием разовых общих признаков (например, термин «юридическое лицо»).
IV. Санкции в зависимости от степени определенности подразделяются на:
абсолютно-определенные - устанавливают верхний предел меры воздействия (до 5 лет);
относительно - определенные - устанавливают нижний и верхний предел меры воздействия (от 5 до 10 лет).
Логическая норма и норма предписания.
Норма предписания - цельное нормативное положение, посвященное конкретному вопросу регулирования.
Логическая норма - определяется посредством установления логических связей между нормами-предписания, содержащиеся в нескольких статьях нормативно-правового акта.
Соотношение логической нормы и нормы предписания.
Логическая норма
Норма предписания
1. Структура
3 элемента:
-гипотеза
-диспозиция
-санкция
2 элемента или 1 элемент
возможные сочетания:
- гипотез - диспозиция (санкция);
- диспозиция-санкция;
- диспозиция.
2. Дробление в нормативно-правовом акте
Дробится в статьях, пунктах и подпунктах нормативно-правового акта.
Не дробится:
Находится статьях, пунктах и подпунктах нормативно-правового акта.
3. Формула структуры
Если - то - в противном случае
Если - то
Соотношение нормы права и статьи закона.
Нормативно-правовой акт - внешняя форма выражения правовой нормы.
Основной строительный элемент нормативно-правового акта - статья.
1-ый вариант. Норма права и статья закона совпадают, то есть в статье находятся либо все три элемента нормы, либо один, либо два, а остальные нужно находить логическим путем.
2-й вариант. Выделение нескольких норм в одну статью закона: например: ст. 9 Закона «О языках народов РСФСР»: 5 пунктов, каждый из которых самостоятельные нормы.
3-й вариант. Расположение одной нормы в нескольких статьях.
Лекция № 3. Система права.
Система права: понятие, принципы.
Отрасли права: понятие, предмет и метод правового регулирования.
Правовой институт: понятие, критерии классификации. Подотрасль права.
Частное и публичное право.
Национальное и международное право.
Система права и система законодательства.
Вопрос 1.

Система права - обусловленная характером общественных отношений, внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм, и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.
Признаки системы права:
единство - единство целей и задач правового регулирования, единство правовых принципов, определяющих сущность права, систему регулируемых отношений.
дифференцированность (деление права на отрасли и институты).
объективность - система права складывается под непосредственным воздействием господствующих общественных отношений.
Элементы системы права:
Отрасль права.
Правовой институт.
Подотрасль права.

Вопрос 2.

Отрасль права - совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сферу общественных отношений своим особым методом.

Для выделения отрасли права, существуют два критерия:

а) предмет правового регулирования,

б) метод правового регулирования.

У каждой отрасли права имеется определенная область (сфера) регулирования общественных отношений (конституционная, гражданская, земельная), что составляет предмет правового регулирования отрасли.

Метод правового регулирования - способы воздействия права на определенную область общественных отношений.

Признаки метода правового регулирования отрасли права:

юридические факты, необходимые для возникновения правоотношений;

юридическое положение участников правоотношения;

характер прав и обязанностей участников правоотношения, и их распределение между ними;

виды санкций.

Методы:

а) императивный (например, административное право);

б) диспозитивный (например, гражданское право);

в) смешанный (например, земельное право).

Вопрос 3.

Правовой институт - совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определенный вид, сторону однородных общественных отношений.

Виды:

По частям отрасли права:

а) институты общей части;

б) институты особенной части.

По отраслям права:

а) институты гражданского права;

б) институты семейного права;

в) институты конституционного права.

По роли в регулировании общественных отношений:

а) регулятивные;

б) специализированные;

в) охранительные.

По назначению в механизме правового регулирования:

а) институты материального права;

б) институты процессуального права.

По роли в регулировании основ государства и общественного устройства:

а) институты основ государства;

б) институты основ общественного устройства.

По количеству охватываемых отраслей:

а) отраслевые;

б) межотраслевые.

По степени сложности:

а) простые;

б) сложные.

Родственные институты одной и той же отрасли права образуют подотрасль права.

Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, «обязательственное право» в составе отрасли гражданского объединяет ряд институтов (поставки, мены, подряды и др.).

Вопрос 4.


«Публичное право относится к положению Римского государства, частное к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении» (Ульпиан).
В праве есть нормы, регулирующие общезначимые (публичные) интересы общества и государства и нормы, защищающие интересы частных лиц.
Специфика отрасли
Частное право
Публичное право
1. Целевые установки
Частные интересы
Публично- правовые интересы
2. Ведущий субъект
Юридическое или физическое лицо
Государство
3. Статус субъекта
Равноправие
Субординация
4. Характер правоотношения
Горизонтальное
Вертикальное
5. Метод правового регулирования
Диспозитивный
Императивный
6. Нормы
Дозволение
Обязывание
7. Средство правового регулирования
Договор
Односторонний акт (приказ, команды, судебные решения)
Публичное право регулирует сферу межгосударственных отношений, местного самоуправления и т.д. Охраняет общезначимые интересы, прежде всего государства.
Частное право - регулирует личные имущественные, семейные, нематериальные отношения, то есть, интерес отдельного частного лица.

Вопрос 5.

Теории соотношения национального и международного публичного права:

дуалистическая (Триппель) - национальное и международное публичное право - две самостоятельные системы права, которые находятся в отрыве друг от друга;

примат международного публичного права над национальным правом (Кельзен) - международное публичное право более высокого порядка, определяющее действительность норм национального права (сферу его действия);

примат национального права над международным публичным правом (Гегель). Международное публичное право - это внешнее государственное право.

диалектический дуализм (российская доктрина) - национальное и международное публичное право - самостоятельные системы права, тесно взаимосвязанные и взаимозависимые, взаимодействующие между собой.

Международное публичное право и национальное право.

Принципы международного публичного права должны исполняться, так как каждое государство обязано выполнять свое международное обязательство.

В случае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания невыполнения обязательств на свое право.

Исключение: согласие на выполнение обязательств по договору было выражено в нарушении положения внутреннего права, касающегося заключать договоры, при условии, что нарушение может быть явным (грубое нарушение конституционных норм).

Интеграционные политические системы: договоры, лежащие в системе Европейского Союза, создали особую правовую систему. После вступления мирных договоров в силу, они стали частью правовых систем государств-участниц.

Мирные договоры - отменили оккупационный режим в Германии в 1947 году и определили ответственность государства за агрессию.

Национальное право и международное публичное право.

Имплементация (трансформация) - процесс вхождения норм международного права в правовую систему государства (норма сохраняет свой статус, а ее содержание становится частью национального права.

Имплементация бывает:

а) общая - государство устанавливает, что все или только определенные виды международно-правовых норм являются частью права страны;

б) индивидуальная - в каждом случае нормы международного права вводятся в правовую систему страны специальным законом.

В Великобритании, в отношении обычно международно-правовых норм действует общая трансформация, а в отношении договоров - индивидуальная.
в) отсылка (особый вид имплементации). Может производится к договорам, неправовым актам, резолюциям конференций. В случае отсылки положения акты приобретают юридическую силу.
например:
а) в Голландии все нормы обычного права подлежат применению.
б) Верховный суд США решил, что обычное международное право является частью права страны в целях применения судами, если нет международного договора, законов США или судебного решения.
Международные договоры
Международный договор приобретает юридическую силу национального права после издания специального закона (Великобритания, Индия, Норвегия).
Положения договора должны быть ратифицированы представительным органом государства и официально опубликованы.

Вопрос 6.

Система права состоит из норм, система законодательства - из нормативно-правовых актов.

Система права
Система законодательства

Источник происхождения

Воля законодателя
По кругу источника выражается

- в нормах права

- в обычном праве

- в принципах права

- в договорах нормативного содержания

- в прецедентах

- в законодательстве

- в иных нормативно-правовых актах
По степени однородности
Высокая степень однородности, так как каждая отрасль обладает своим предметом и методом правового регулирования.

Однородность нехарактерна

3 группы отраслей законодательства:

а) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское и т.д.);,

б) комплексные отрасли состоят из норм разных отраслей права: (предпринимательское, аграрное);

в) отрасли законодательства привязанные к определенной сфере государственной деятельности (например, законы РФ о водном, воздушном транспорте; об образовании).

Количество отраслей больше, чем в системе права.

Лекция № 4. Источники (формы) права.
Источник (форма) права: понятие, функции, виды.
Нормативно-правовой акт: понятие, виды, принципы построения системы.
Действие нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Вопрос № 1.

Естественно-правовая концепция права разграничивала «право» и «закон».
Право - естественное, неотчуждаемое. Выражается в различных рациональных построениях, в нравственных началах.
Та часть права, которая идет от государства, путем установления или признания правил поведения, и формально закрепляемая в различных актах представляет собой положительное, позитивное или объективное право.
В XX в. естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции прав и свобод человека. Она вошла в рамки международных деклараций.
Следовательно, исчезает разница между естественно-правовыми положениями и другими правовыми положениями. Форма для закрепления права становится единой - закрепление правил поведения в актах.
Необходимо отметить, что понятие «источник» права получило распространение в XIX в.
Ученые выделили два способа образования норм права:
1) государством (закон);
2) без участия государства, в виде обычая и уже потом утверждаемого законом.
Эти две формы права закон и правовой обычай и назвали в XIX в. источник права.
Сегодня источник и формы права синонимы.
Источник (формы) права - объективное закрепление содержания права в определенных актах государственных органов, договорах, обычаях и иных источниках.
Функции источника права:
Закрепление правил поведения.
Придание правилам поведения статуса определенных правовых норм.
Обеспечение регулирования общественных отношений.
Виды источников права: Нормативно-правовые акты, правовые обычаи, прецеденты, нормативные договоры.

Вопрос № 2.

Нормативно-правовые акты - акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера (этим они отличаются от актов применения права и других индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие).

Виды нормативно-правовых актов:

По отрасли права:

- гражданские нормативно-правовые акты;

- конституционные нормативно-правовые акты;

- уголовные нормативно-правовые акты и т.д.

По субъектам издания:
- органами государственной власти;
- санкционированные государством;
- акты органов местного самоуправления;
- акты народного волеизъявления.
По юридической силе:
- законные нормативно-правовые акты;
- подзаконные нормативно-правовые акты.
Принципы построения системы нормативно-правовых актов:
Нижестоящие акты должны соответствовать вышестоящим (иерархия).
В случае противоречия применяются вышестоящие акты.
Принимаются определенными органами, которые могут отменять акты, вносить изменения.
Закон
Закон - принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам общественной жизни.
Закон обладает высшей юридической силой:
2. Все акты исходят из него и ему не противоречат.
Он не подлежит утверждению со стороны некоторого иного органа.
Никто не вправе отменять или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
Виды законов:
Федеральные:
а) Конституция РФ;
б) Закон о поправке к Конституции РФ;
в) Федеральный Конституционный закон (сила юридическая; предмет; принятие, вето не работает);
г) Федеральный закон.
Региональные, в том числе городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург):
а) Конституции, Уставы,
б) Законы.
Местных органов самоуправления:
а) Устав;
б) Закон.
Самостоятельные группы: Законы СССР и РСФСР (применяются в части не противоречащей Конституции РФ).
Подзаконные нормативно-правовые акты
Подзаконные нормативно-правовые акты - акты, издаваемые в соответствие и во исполнение законов.
1. Указы Президента. Обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Предмет регулирования - основные направления внутренней и внешней политики.
Указы бывают:
- нормативные - содержат общие правила поведения
- ненормативные - регулируют частные случаи.
Выделяются также распоряжения Президента.
2. Постановления и распоряжения Правительства. Акты органа исполнительной власти.
- решения, имеющие нормативный характер - постановления.
- решения по текущим и оперативным вопросам - распоряжения.
Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента.
3. Приказы, инструкции, постановления, положения, письма, указы и т.д. - акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Акты, затрагивающие права и свободы граждан, межведомственные акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции и публикуются через 10 дней после регистрации.
Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Локальные нормативно-правовые акты. Акты органов государственной власти распространяют свое действие на территорию соответствующего региона.
К локальным нормативно-правовым актам относят также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации (Например: постановления, распоряжения и приказы краевых и областных администраций). Главы администраций могут принимать постановления и распоряжения.
Локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности (приказы различных предприятий, уставы, положения) - нижнее звено подзаконных нормативно-правовых актов, и для приобретения юридической силы должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Некоторые документы (устав) вступают в силу после их государственной регистрации.
Вопрос 3.

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено началом вступления конкретного нормативного акта в юридическую силу (началом действия) и моментом утраты им юридической силы (прекращением действия актов).
Вступление нормативно-правового акта в юридическую силу
1. Вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования в официальных изданиях.
2. Если в самом акте или в специальном акте установлен иной срок, то акт вступает в силу с указанного времени (постановления и распоряжения правительства).
3. С момента получения нормативно-правового акта государственными органами и общественными организациями (акты не имеющие общего характера могут быть не опубликованы).
4. С момента принятия, если срок вступления в силу отсутствует (постановления и распоряжения правительства).
Прекращение действия нормативно-правового акта:
1. Указан срок, в течение которого акт будет действовать.
2. Отмена акта.
3. Замена данного акта другим, регулирующим те же вопросы.
Закон обратной силы не имеет, то есть, закон применяется к фактам, возникшим после введения актов в действие.
Нормативный акт может применяться к фактам, возникшим до издания этого акта. Обратную силу устанавливает только законодатель. Обратной силой обладают акты, смягчающие или устраняющие наказания, также улучшающие положение субъекта права.
Действие нормативно-правового акта в пространстве
1. На государственной территории (в данном случае проявляется суверенитет государства и его юрисдикция).
2. Экстерриториальное действие: законодательство государства распространяется за пределами его (действует в отношении своих граждан). Эти вопросы регулируются международным договором.
3. Ограниченный характер действия нормативно-правовых актов в федеративном государстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Распространение юридических требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы деятельности нормативно-правового акта.
Исключения:
1. Главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом) следовательно, к ним не применяются меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и закона об административных правонарушениях.
2. Иностранцы и лица без гражданства не могут быть носителями прав, которыми обладают граждане данного государства.
3. Некоторые нормативно-правовые акты предусматривают уголовную ответственность лиц за преступления против мира, человечества, независимо от места нахождения данных лиц, и независимо от того понесли ли они наказание по нормам иностранного законодательства.

Лекция № 5. Правовые отношения.

1. Понятие, признаки, виды правоотношений.

2. Структура правоотношения.

3. Юридические факты: понятия и виды. Юридический состав.

Вопрос № 1.


Правоотношение - юридическая связь, возникающая между субъектами права, урегулированная правовой нормой, характеризующаяся наличием прав и обязанностей.
Признаки правоотношения:
1. Волевой характер - правоотношения является результатом волеизъявления сторон или одной его стороны.
2. Двусторонний характер - связь между его участниками через их субъективные права и обязанности.
3. Взаимосвязанный, корреспондирующий характер - отношения сторон выражаются во взаимных правах и обязанностях.
4. Правосубъектность --- способность быть субъектом права.
5. Регулирующая роль - правоотношение определяет конкретное поведение сторон и вносит элемент урегулированности в общественные отношения.
Функции правоотношения:

1. Определяют круг субъектов, на которых в конкретных ситуациях распространяется действие юридических норм.
2. Индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер.
3. Выступают условием приведения в действие юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.
Виды правоотношений:
1. По отраслям:
а) конституционные правоотношения,
б) уголовные правоотношения,
в) гражданские правоотношения.
2. По характеру регулирования общественных отношений:
а) материальные правоотношения,
б) процессуальные правоотношения
3. По роли в регулировании общественных отношений:
а) регулятивные правоотношения - закрепляют порядок общественных отношений,
б) охранительные правоотношения - реакция государства на неправомерное поведение.
4. По характеру обязанности:
а) активные правоотношения - направлены на совершение положительных действий, право другой стороны требовать исполнения обязанностей,
б) пассивные - обязанность в воздержании от действий, нарушающих субъективное право.
5. По способу индивидуализации субъектов правоотношения:
а) абсолютные правоотношения - определен носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица,
б) относительные правоотношения - определены обе стороны.
6. По количеству сторон:
а) двусторонние правоотношения,
б) многосторонние правоотношения.

Вопрос № 2.

Структура правоотношения:

а) субъект правоотношения;

б) объект правоотношения;

в) содержание правоотношения.

Субъекты правоотношения - участники правоотношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Виды субъектов правоотношения:
1. Индивидуальные (граждане, апатриды)
2. Коллективные:
- государственно-территориальное образование (государства, субъекты федерации, города и т. д);
- население;
- организации (государственные органы, общественные объединения, предприятия и т.д).
Правосубъектность - возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения, то есть способность быть субъектом права.
Элементы правосубъектности:
- правоспособность - способность иметь юридические права и юридические обязанности,
- дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями,
- деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Свойства субъекта права:
1. внешняя обособленность;
2. персонификация - выступление во вне в виде единого лица - персоны;
3. способность вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю;
4. правосубъектность.
Объем правосубъектности индивидуальных субъектов зависит:
1. От возраста:
избирательное право(с 18 лет,21 года);
уголовная ответственность наступает с 14 лет;
за иные правонарушения ответственность наступает с 16 лет.
2. От состояния душевного здоровья.
Объем правосубъектности государственных территориальных образований и их субъектов зависит от:
- международных актов;
- конституций, уставов.
Объем правосубъектности органов государства, обладающих властными полномочиями определяется их компетенцией, а правосубъектность организаций, ведущих коммерческую и иную хозяйственную деятельность и зарегистрированных в определенном порядке - статусом юридического лица.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Право - и дееспособность разделяются только в гражданском праве. Гражданская правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность ограниченная - с 14 лет, полная наступает только с 18 лет. В других отраслях правоспособность и дееспособность едины.
Виды правосубъектности:
1. Общая правосубъектность - способность быть субъектом права вообще.
2. Отраслевая правосубъектность - способность быть субъектом права отрасли права.
3. Специальная правосубъектность - способность быть субъектом группы определенных отношений в рамках конкретной отрасли (например, должностная правосубъектность).
Объект правоотношения
Объект правоотношения - благо, по поводу которого возникает конкретное правоотношение.
Объектами правоотношения являются:
а) материальные ценности - деньги, ценности, имущество;
б) нематериальные ценности - жизнь, здоровье, честь, достоинство;
в) культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческого труда - произведения искусства, литературы, изобретения, открытия;
г) документы - паспорт, удостоверение;
д) действие, поведение людей - явка, дача показаний, продавец - покупатель (действия продавца и покупателя).
Содержание правоотношения - это субъективные права и обязанности.

Субъективное право - установленная юридической нормой, мера возможного поведения участника правоотношения, которая включает в себя:
- возможность правомочного лица совершить действие как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом,
- право притязаний и обращений за защитой нарушенного права в суд,
- право требовать от обязанного лица совершение активных действий или воздержание от них (требовать возврата долга по займу).
Юридическая обязанность - мера должного поведения обязанного субъекта, которая включает:
- обязанность лица совершать действия,
- обязанность пассивного поведения лица,
- обязанность претерпеть меры принуждения.
Нередко юридическое право и юридическая обязанность совпадают (например, это характерно для органов государственной власти) и образуют компетенцию.
Вопрос 3.

Юридический факт - жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:
1. По функциям:
- правообразующие;
- правоизменяющие;
- правопрекращающие.
2. По характеру жизненных обстоятельств:
- правовые действия;
- события;
Правовые действия - это действия, связанные с наступлением правовых последствий.

Правовые действия подразделяются на:
- правомерные;
- неправомерные.
Правомерные действия делятся на:
а) юридические акты;
б) юридические поступки.
Эти правомерные действия в свою очередь подразделяются на:
- факультативные;
- результативные;
Неправомерные действия делятся на:
- правонарушения (преступления, проступки);
- объективно-противоправные деяния;
- злоупотребления правом.
События - юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей.
События подразделяются на абсолютные и относительные.
Правовое состояние - длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми. Оно может быть результатом правомерных (нахождение в браке, гражданство, трудовой стаж) и неправомерных действий (нахождение в розыске).
Юридический состав - несколько юридических фактов необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (право на получение пенсии, поступление в ВУЗ).
Лекция № 6. Правосознание и правовая культура.

1. Правосознание: понятие, функции, содержание. Виды правосознания.
2. Структура правосознания.
3. Правовая культура. Правовое воспитание и обучение. Правовой нигилизм.

Вопрос № 1.

Правосознание - сфера сознания, отражающая правовую действительность в форме:

- юридических знаний;

- оценочных отношений к праву;

- практики реализации права;

- социально-правовых установок;

- ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

Функции правосознания:

1. Познавательная функция - юридические знания человека (правовая подготовка).

2. Оценочная функция - отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни, то есть:

- отношение к праву и законодательству;

- отношение к правовому поведению окружающих;

- отношение к правоохранительным отношениям;

- отношение к своему правовому поведению (самооценка).

На базе оценочных отношений формируется правовая установка (тенденция или предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой).

Установки (в совокупности) образуют систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений.

На базе установок формируется правовая ориентация - совокупность правовых установок индивида или общности, определяющих программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

3. Регулятивная функция - осуществляется посредством правовых ориентаций. Результат - правомерное или противоправное поведение.
Виды правосознания.
1. По субъектам правосознание подразделяется на:
а) индивидуальное правосознание;
б) групповое правосознание;
в) общественное правосознание.
2. По глубине отражение правовой деятельности правосознание подразделяется на:
а) обыденное (эмпирическое правосознание);
б) научное (теоретическое) правосознание;
в) профессиональное правосознание.
Вопрос № 2.

Структура правосознания:

Правовая онтология изучает:

что есть право вообще

значение права в обществе (что оно дает обществу):

а) теоретическое применение онтологии - общее значение права;

б) практическое применение онтологии - правила, предписывающие поведение субъекту.

Правовая аксиология: - ценностное отношение к праву:
- правовая идеология - систематизированное представление о правовой действительности, в основе которой лежат ценностные посылки (мировоззрение) - правовая психология - не систематизирование и нерациональное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций, переживаний.
Правовая психология включает в себя следующие элементы:
а) правовое чувство;
б) правовую совесть (модификация правового чувства);
в) сознание человека усваивает модели поведения, которые им не осознаются и не контролируются:
- этнические стереотипы (обычаи, традиции);
- мотивы и смысловые установки (нереализованные влечения) - немотивированные поступки, юмор.
Правовая идеология и психология включаются в правовую ментальность (менталитет), его выражением является юридическое мировоззрение (правовой идеализм и правовой нигилизм).
Правовая праксиология - средства и пути воздействия на правовую ситуацию и поведение в ситуации, то есть:
а) правовая политика - пути воздействия на ситуацию (правовую) в обществе (консервативная, реформистская, радикальная),
б) правовая установка - определяет действие человека.

Вопрос 3.

Правовая культура - обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития:

а) правовой действительности;

б) юридической активности;

в) правосознания в целом, в уровне правового развития субъекта;

г) гарантированности государством личности прав и свобод.

Структура правовой культуры включает в себя:

1. Уровень развития правосознания населения (усвоенность знаний права, отношение к закону, правам и свободам человека и т.д.).

2. Уровень развития правовой деятельности:

теоретическая деятельность ученых-юристов;

практическая деятельность - правотворческая, правореализующая, правоприменительная и т.д.

3. Уровень развития всей системы юридических актов (система законодательства, юридические документы). Любой юридический акт должен быть правовым.

4. Носитель правовой культуры - субъект (человек, группа людей, население и т.д.).

Правовая культура:

а) населения;

б) групповая;

в) личности, человека.

5. Уровень гарантированности реализации личностью своих прав и свобод (реальная защита со стороны государства и гражданского общества).

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Цель правового воспитания - развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.
Правовое воспитание:
1. в широком смысле - правовая социализация в обществе через влияние окружающей обстановки, людей, государственных органов, должностных лиц. При этом у государственных органов, должностных лиц, нет прямой цели оказывать воздействие на окружающих.
2. в узком смысле - правовое воспитание, направлено на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовое обучение - передача, накопление и усвоение знаний о праве.
В отличие от правового воспитания, правовое обучение имеет цель информационно-ознакомительного воздействия на человека, а правовое воспитание - на мировоззренческую сторону сознания.
Правовой нигилизм (антипод правовой культуры) - отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.
Выделяют два вида правового нигилизма:
а) теоретический (идеологический) - содержит обоснование того, что есть гораздо более важные ценности ( например, мировая революция), чем право, а тем более право отдельного человека;
б) практический - реализация указанных взглядов (террор государства, несоблюдение государством правовых предписаний и т.д.).
Итогом такого государственного и общественного развития является массовый правовой нигилизм, ведомственный правовой нигилизм.
Противоположное явление правовому нигилизму - правовой идеализм (романтизм) - преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы (например, царство разума будет достигнуто, если уничтожить старые законы).
Лекция № 7. Реализация права.

1. Реализация права: понятие, формы.
2. Применение права: понятие, свойства, субъекты.
3. Стадии применения права.
4. Акты применения права: понятие, признаки, виды, структуры.
5. Пробелы в праве. Коллизии правовых норм.

Вопрос № 1.


Реализация права - воплощение установленных норм в деятельности субъектов права в результате соблюдения запретов, исполнения юридических обязанностей и использования субъективных прав.
Содержание реализации права:
1) фактическое - материальная и духовная социально-полезная деятельность, совершаемая в соответствии с предписаниями норм права,
2) юридическое - соблюдение и исполнение юридических обязанностей и использование субъективных прав.
Формы реализации права:

Соблюдение - воздержание субъекта права от совершения запрещенных нормами права действий. Выполняется пассивная обязанность. Реализуются запрещающие нормы.
Исполнение права - обязательное совершение субъектом права предусмотренных нормами права действий. Исполняются активные юридические обязанности. Реализуются обязывающие нормы права.
Использование - осуществление субъектами своих прав. Совершаются дозволенные правом действия. Реализуются управомочивающие нормы права.
Особой формой реализации права является применение права.

Вопрос 2.

Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдение, использование, исполнение невозможно без вмешательства государственных органов, а именно:

1. Когда предусмотренные юридическими нормы права и обязанности не могут возникнуть у лиц без государственно-властной деятельности государственных органов (например, служба в армии).
2. Когда совершено правонарушение и необходимо определить правонарушителю меру наказания (например, вынесение приговора).
3. Когда необходимо защитить чье-то субъективное право (например, признание сделки купли-продажи недействительной)
Применение права - это государственно-властная, организующая деятельность государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем внесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.
Признаки применения права:
1. Осуществляется государственными органами в рамках своей компетенции.
2. Нормы права применяются к определенным жизненным случаям, правовые нормы адресуются персонально-определенным лицам.
3. Носит государственно-властный характер, то есть, решения принимаются по одностороннему волеизъявлению органа, осуществляющего правоприменительную деятельность; предписания обязательны к исполнению и обеспечиваются принудительной силой государства.
4. Осуществляется в специальных установленных законом формах (например, ГПКРФ, УПКРФ и т.д).
5. Организующая деятельность - организуется реализация права.

Вопрос 3.

Стадии применения права - этапы реализации применения права.

Характеристика стадий применения права.

1. Организационная деятельность применения права представляет собой ряд последовательных операций в установленных законом процессуальных формах.

2. Интеллектуально-волевая сторона включает в себя:

а) анализ фактических обстоятельств юридического дела, образующих доказательства;

б) выбор правовой нормы включает в себя:

- выбор норма, регулирующей данные отношения;

- правовую квалификацию - (юридическая оценка,имеющихся доказательств) решение вопроса о том, распространяется ли применяемая норма права на данный случай;

- убеждение в подлинности нормы;

- наличие изменений в норме;

- наличие исключительных норм;

- выяснение период действия нормы права.

в)вынесение решения - вынесение государственным органом индивидуально-конкретного государственно-властного веления и его документальное закрепление.

Вопрос 4.

Акт применения права - акт, содержащий индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным государственным органом в результате решения дела.

Соотношение акта применения права и нормативно-правового акта.

Акт применения права
Нормативно-правовой акт
Содержит индивидуально-конкретные предписания
Предписания общего характер
Касаются конкретных жизненных случаев
Касаются определенных видов объективных обстоятельств видов общественных отношений
Адресуются индивидуально-определенным лицам
Адресуются каждому, кто окажется в условиях действия, предусмотренной нормой права
Имеют разовое значение
Рассчитаны на неоднократное применение

Виды актов применения права:

1. По форме:

а) словесные;

б) письменные;

в) устные;

г) условно-знаковые (конклюдентные).

2. По степени развернутости содержания:

а) акты-резолюции;

б) мотивировочные акты;

3. По субъектам:

а) акты органов государственной власти;

б) акты судебной власти;

в) акты органов контроля и надзора;

4. В зависимости от роли в регулировании общественных отношений:
а) регулятивные;
б) охранительные.
Структура мотивировочного акта.
1. Вводная часть - содержит наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, к какому лицу относится.
2. Констатирующая часть (описательная) - содержит изложение фактических обстоятельств дела.
3. Мотивировочная часть - содержит фактическое и юридическое обоснование принятого решения ( начинается со слова установил).
4. Резулятивная часть -описывает содержание принятого решения (начинается со слова решил).

Вопрос 5

Пробелы в праве - отсутствие правовой нормы, регулирующей те или иные аспекты правоотношения.

Причины пробелов в праве:
а) невозможность охватить все жизненные ситуации;
б) недостатки юридической техники;
в) динамизм общественных отношений.
Способы устранения пробелов вправе.
А) Аналогия закона - применение к правоотношению правовой нормы, регулирующей сходные правоотношения, а именно:
а) имеется отношение, требующее правового регулирования;
б) отсутствует норма права, регулирующая данное отношение;
в) имеется норма права, регулирующая сходные правоотношения.
Б) Аналогия права - применение общих начал и смысла законодательства, общих принципов права к конкретным правоотношениям, а именно:
а) имеется отношение, требующее правового регулирования;
б) отсутствует нормы права, регулирующей данное отношение;
в) отсутствует правовая норма, регулирующая сходные правоотношения.
Правовые коллизии - нарушение согласованности правовой системы.
Конкуренция норм права - столкновение правовых норм.

Четыре базовых принципа коллизионного права:
конституционные императивы имеют приоритет при разрешении коллизий;
исполнение международных обязательств;
предпочтительный выбор нормы в аспекте сравнительного правоведения;
уменьшение объема противоречий между нормами права для достижения компромисса.
Выделяют три части коллизионного права:
а) в рамках национальной правовой системы;
б) между национальными законодательствами;
в) между национальным и международным правом;
Виды коллизионных норм:
нормы-доминанты (юридический приоритет в случае столкновения норм права);
нормы-запреты и ограничения (предотвращают коллизионные ситуации);
нормативно-установленные процедуры преодоления разногласий и разрешения споров;
нормы-санкции .
Коллизионные нормы могут содержать:
а) юридические приоритеты;
б) запреты;
в) критерии правового выбора, сочетаемые с процессуальными нормами;
Общие правила разрешения коллизий:
1) при противоречии выше и нижестоящего нормативно-правового акта применяются вышестоящие акты;
2) при столкновении актов регламентирующих один и тот же вопрос, но изданных в разные периоды времени, применяется акт более поздней редакции;
3) при столкновении общих и специальных норм, действуют специальные нормы.
Лекция № 8. Правотворчество в современном правовом государстве.

1. Правотворчество: понятие, признаки, виды, функции, субъекты, принципы.
2. Законотворчество. Законодательный процесс.
3. Систематизация законодательства и ее виды.
4. Юридическая техника.

Вопрос № 1.

Правотворчество - организационно-оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов, общественных организаций, народа по созданию правовых норм, а также по санкционированию государством правил поведения.

Признаки правотворчества:

1. Организационно-оформленная, установленная процедурная деятельность, урегулированная нормами прав.

2. Субъекты правотворчества - государственные органы, общественные организации, народ.

3. Процесс по созданию и санкционированию правил государством.

4. Итогом правотворчества является юридические документы (например, закон и т.д).

Субъекты правотворчества - лица, которые могут участвовать в правотворчестве.

Виды субъектов правотворчества:

1. Специально уполномоченные государственные органы.

2. Органы местного самоуправления.

3. Судебные органы (например, в англо-саксонской правовой семье)

4. Гражданин, коллектив граждан.

Цель правотворчества - обновление и совершенствование законодательства.

Функции правотворчества:
совершенствование системы законодательства;
устранение пробелов в правотворчестве.
Принципы правотворчества:
Законность включает в себя:
- соблюдение процедуры принятия нормативно-правовых актов;
- принятие законов, согласно компетенции высшего органа государственной власти;
Научность включает в себя:
- научную проработку нормативно-правовых актов;
- учет научных знаний о необходимости принятия закона;
- прогноз последствий принятия закона;
Исполнимость включает в себя:
- необходимость учитывать организационные условия;
- кадровое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
Виды правотворчества:
По субъектам:
- органов государственной власти;
- органов местного самоуправления;
- общественных организаций;
- гражданина, коллектива граждан.
По характеристике субъекта:
- делегированное - осуществление государственным органом или общественной организацией правотворческой деятельности по поручению государства.
В основе правотворческого процесса лежит правотворческая инициатива.

Вопрос № 2.

Стадии правотворчества - этапы правотворческой деятельности.


Первая стадия - подготовка проекта нормативно-правового акта, а именно::
а) принятие решения о необходимости разработки проекта;
б) подготовка проекта;
в) обсуждение проекта;
г) доработка проекта.
Вторая стадия - издание нормативно-правового акта, а именно:
а) внесение проекта на обсуждение правотворческого органа;
б) обсуждение пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.