На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии. Закон Курганской области О территориальной общественном самоуправлении в Курганской области. Экономическая и финансовая основа ТОС.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание:

    Введение 3
      1. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии, закрепленная в федеральном законе «Об общих принципах …» 5
      2. Закон Курганской области «О территориальной общественном самоуправлении в Курганской области» 10
      3. Компетенция ТОС в соотношении с компетенцией органов местного самоуправления. 18
      4. Экономическая и финансовая основа ТОС. 25
      5. Практика осуществления ТОС в г. Кургане. 27
      Заключение. 30
      Список использованной литературы 33

Введение.

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической области, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.д.

Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Поэтому необходима децентрализация власти - перемещение полномочий из центра управляемой системы на ее периферию и укрепление политико-правовой самостоятельности периферийных систем. Вместе с тем широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное самоуправление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» соответствующего термина. Если децентрализация мест в той или иной мере существовала и ранее, в том числе в советский период, за счет расширения прав местных Советов, то раскрепощение жителей было и остается большой проблемой. Поэтому население только передоверяет решение касающихся их вопросов профессиональным управленцам, не контролируя их. Вследствие этого люди становятся беззащитными перед своеволием власти, теряют вкус к творчеству, созиданию. Для преодоления подобной ситуации необходима самодеятельность населения в сфере гражданских прав на управление территорией проживания и прав на жилье. Российские законодатели придумали для этого явления термин «территориальное общественное самоуправление», сокращенно - ТОС.
В настоящей курсовой работе рассматривается действующее федеральное и областное законодательство о ТОС, соотношение компетенции ТОС и органов местного самоуправления, экономические основы ТОС и практика осуществления ТОС в г. Кургане. При написании курсовой работы были использованы:
1) Федеральные законы (ФЗ от 28.07.1995 №154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» СЗ РФ, 28.08.1995, N 35, ст. 3506;
(с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г), ФЗ от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 22.09.1997, N 38, ст. 4339;
, Гражданский кодекс, Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.07.1991, N 29, ст. 1010.
(с изменениями от 24 июня, 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., 28 августа 1995 г., 18 июня 2001 г.));
2) Законы Курганской области «О местном самоуправлении в Курганской области» от 05.02.1996 г №37 (с изм. от 29 апреля, 6 сентября 1996 года, 30 апреля, 7 октября 1997 года, 26 октября 1998 года, 2, 29 марта 1999 года, 6 ноября 2000 года, 22 января, 27 февраля, 6 апреля 2001 года), , «О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области» от 29 мая 1998 года N 123 (с изм. от 28 декабря 1998 года, 2 июля 2001 года) «Новый мир» N 106 от 9 июня 1998 года, "О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области" от 6 ноября 1996 года № 106 "Новый мир" N 215 от 20 ноября 1996 года;;
3) Акты органов местного самоуправления муниципального образования г. Курган (Устав города Кургана. В ред. Решения Курганской городской Думы №6 от 24.01.2001 «Курган и курганцы», №108, 28.07.1999); решения Курганской городской Думы, распоряжения мэра г. Курган;
4) Материалы газет «Новый мир», «Курган и курганцы», статья Д.А. Левчика «Комитеты общественного самоуправления: тенденции развития» «Социс», 2002, №2, сборник материалов «Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности» rels.obninsk.com/monf/library/mun11/cont.htm,

Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии, закрепленная в федеральном законе «Об общих принципах …»

Конституция РФ, принятая на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года, закрепляет конституционный статус Российской Федерации как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления; провозглашает носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской федерации ее многонациональный народ.

Определение Российской Федерации в Конституции 1993 года как демократического государства основывается прежде всего на признании народа в качестве источника власти (демократия в переводе с древнегреческого означает "народовластие": от "демос" - народ, "кратос" - власть). Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).

В научной литературе непосредственная демократия определяется как "общественные отношения, возникающие в процессе решения определенных вопросов государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственно властного волеизъявления, которое подлежит всеобщему исполнению (в масштабах решаемого вопроса) и не нуждается в каком-либо утверждении"Комарова В.В.Формы непосредственной демократии в России. Учебное пособие. - М.:Издательство «Ось -89», 1998. с.7. Выделяют следующие характерные черты непосредственной демократии Там же,с.7:

- прямое волеизъявление граждан;
- единство воли и субъекта ее выражения;
- участие граждан в принятии решений, в осуществлении власти от своего имени;
- право на непосредственное волеизъявление предоставляется каждому гражданину, обладающему правоспособностью, на основании гражданства, проживания на соответствующей территории, членства в трудовом коллективе, общественной организации, достигшему определенного возраста;
- в принятии решений посредством институтов непосредственной демократии могут участвовать лица, входящие в состав субъекта непосредственной демократии, по каждому вопросу, который данный субъект имеет право непосредственно решать или участвовать в его решении.
Непосредственное волеизъявление граждан на местах, связанное с их вступлением в сферу общественно-политической жизни, имеет несколько основных видов. Во-первых, это самозаявление гражданами своих запросов. Во-вторых, - самореализация гражданами собственных запросов, в том числе принятие ими публично-властных решений: нормативных; индивидуальных; кадровых. В-третьих, - участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленческих функций:
- при обсуждении проектов местных планов, программ, проектов нормативных и индивидуальных актов;
- при осуществлении уже принятых планов, программ, актов;
- при оценке итогов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, общего положения дел в своих муниципальных образованиях, в отдельных отраслях местной жизни.
В-четвертых, - контроль со стороны граждан их объединений за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и депутатов.
Все названные виды волеизъявления нашли свое выражение в ряде муниципально-правовых институтов, закрепленных в федеральном законе от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным законом к формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления отнесены: местный референдум (ст. 22); муниципальные выборы (ст.23); собрание (сход) граждан (ст.24); народная правотворческая инициатива (ст.25); обращения граждан в органы местного самоуправления (ст.26); территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст.27). Т.о. территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственной демократии, закрепленной в федеральном законе «Об общих принципах…».
Легальная дефиниция понятия территориальное общественное самоуправление дана в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ч.1 ст.27 данного федерального закона гласит: «Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления».
Однако несмотря на точное определение понятия “территориальное общественное самоуправление”, до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели и даже ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. По моему мнению территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Вследствие этого территориальное общественное самоуправление не смогло бы осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения. Ибо решение вопросов местного значения есть предмет ведения местного самоуправления. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван.
Правовой статус территориального общественного самоуправления определен наименованием статьи 27 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.
Органы ТОС подлежат регистрации. Обычно регистрация органов ТОС проводится в органах местного самоуправления. В уставе муниципального образования должны быть указаны орган, осуществляющий регистрацию ТОС, порядок регистрации и основания для отказа в регистрации ТОС.
В соответствии с уставом муниципального образования органы ТОС могут наделяться правами юридического лица. Порядок и основания приобретения органами ТОС прав юридического лица, как это ни странно, вызывают много вопросов. Не редки случаи, когда органы ТОС вынуждены проходить регистрацию в органах юстиции как общественные объединения, которыми они, как было сказано выше, не являются. В какой же форме и в каком порядке должны регистрироваться органы ТОС?
Как установлено Гражданским Кодексом Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. ТОС является некоммерческой организацией. В настоящее время для некоммерческих организаций отсутствует единый порядок регистрации и действуют разные законы о порядке регистрации в зависимости от формы, в которой эти организации созданы. Пунктом 3 статьи 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. ТОС - особая форма некоммерческих организаций, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Порядок регистрации ТОС как юридических лиц должен быть установлен законом. Анализ норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать однозначный вывод о том, что нормы о порядке регистрации ТОС как юридического лица должны содержаться в законах субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопрос о порядке государственной регистрации органов ТОС как юридических лиц согласно действующему законодательству должен быть решен в законах субъектов Российской Федерации.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в нескольких формах Так, в соответствии со ст. 7 Закона Курганской области « О территориальном общественном самоуправлении» 1998 г. население участвует в территориальном общественном самоуправлении через непосредственное волеизъявление (общие собрания, сходы) и органы ТОС.
:
1. Формы непрямого участия. В этом случае граждане (на общем собрании, конференции и т.д.) выбирают представительный орган. В разных регионах эти органы называются по разному: КОС (комитет общественного самоуправления), организация ТОС (организация территориального общественного самоуправления), ОТОС (орган территориального общественного самоуправления), территориальная община, и др. Традиции подобных комитетов сохранились у нас со времен Советской власти (домкомы, уличкомы). Такая форма имеет определенные преимущества, в частности, оперативность принятия решений; большой опыт работы таких организаций.
При такой организации делом обычно занимаются настоящие энтузиасты, которые быстро становятся профессионалами.
Однако несколько человек довольно часто не могут представлять интересы всех групп жителей, проживающих на территории. Возникает разрыв между населением и представительным органом. На этой почве появляются разного рода конфликты. Обычно учитываются интересы групп, представители которых есть в комитете или, в крайнем случае, интересы наиболее организованных групп: пенсионеров, ветеранов, многодетных матерей и других социально незащищенных групп населения. При этом очень часто выпадают интересы наиболее активной группы населения: людей работоспособного возраста, проводящих большую часть своего времени вне дома.
Т.о. разрыв между населением и представительным органом практически составляет родовой признак непрямых форм территориального общественного самоуправления.
2. Формы прямого участия. Примерами такой формы самоуправления является собрание (сход). В этом случае для решения вопросов собирается общее собрание жителей территории или организуется письменный опрос. Это форма наиболее полного представительства жителей в управлении своей территорией. При ее правильном использовании она позволяет учитывать интересы всех жителей. В научной литературе отмечается: «Основным преимуществом собраний как института непосредственной демократии и как формы местного самоуправления является органическое сочетание в них коллективного социального действия: обсуждения того или иного вопроса, выражения коллективного мнения, принятия коллективного решения с личной активностью участников собрания. В рамках собрания каждый участник тем или иным способом выражает свое мнение, интерес, которые путем сопоставления с мнениями и интересами других участников могут приобретать значение общего» В.В. Комарова Формы непосредственной демократии, с.196. Однако ее значительным минусом является слабая организованность жителей. При ее применении значительно снижается оперативность. Часто собирать собрание всех жителей обычно просто невозможно, а принять какое-либо решение на общем собрании совсем непросто.

Закон Курганской области «О территориальной общественном самоуправлении в Курганской области»

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года установил, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. До принятия закона Курганской области о регулировании осуществления местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления применялись статьи 80-86 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В феврале 1996 года был принят Закон Курганской области «О местном самоуправлении в Курганской области», который вслед за федеральным законом установил, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Курганской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон Курганской области о регулировании ТОС был принят Курганской областной Думой 29 октября 1996 года и вступил в силу 20 ноября 1996 года. Однако менее чем через два года (26 мая 1998 год) Курганской областной Думой был принят новый закон «О территориальном общественном самоуправлении». После подписания Главой Администрации (Губернатором) Курганской области и опубликования в газете «Новый мир» 9 июня 1998 он вступил в силу. Как следует из преамбулы, закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в Курганской области, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.

Закон состоит из 5 глав, содержащих 20 статей.
Глава I - Общие положения - включает 6 статей, содержащих нормы: о понятии и принципах ТОС, о праве жителей на участие в ТОС, о правовой основе ТОС, о системе ТОС, о взаимоотношениях ТОС населения с органами местного самоуправления.
Закон содержит определение понятия «территориальное общественное самоуправление», аналогичное данному в федеральном законе №154 «Об общих принципах…». Вслед за ФЗ-154 установлено, что в соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами. При этом регистрация их осуществляется исполнительным органом местного самоуправления. В качестве правовой основы ТОС определены Конституция Российской Федерации, федеральное и областное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а так же положения (уставы) соответствующих ТОС.
В ст.4 закреплены принципы, на которых осуществляется ТОС:
- законности;
- защиты прав и законных интересов населения;
- свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, опрос населения;
- выборности и подконтрольности населению органов ТОС;
- широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
- сочетание интересов населения соответствующей территории и интересов всего местного сообщества (муниципального образования);
- гласности и учета общественного мнения.
В систему территориального общественного самоуправления включены общие собрания (сходы), иные формы непосредственной демократии, а так же органы территориального общественного самоуправления: советы или комитеты микрорайонов, жилых комплексов, улиц, кварталов, домов и т.п.
В ст. 5.2 раскрывается порядок определения территории, на которой действует орган ТОС. Территория определяется по предложению жителей представительным органом местного самоуправления, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков целостности конкретной территории с учетом границ деятельности жилищно-коммунальных служб, а так же в пределах архитектурно-планировочных зон или жилищных комплексов. Для наиболее эффективной реализации своих полномочий Закон предоставляет органам ТОС право объединяться в ассоциации.
В ст.6 определены взаимоотношения ТОС с органами местного самоуправления. ТОС признается частью системы местного самоуправления, призванной обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан. Органы местного самоуправления:
- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;
- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний, сходов, опросов населения и принимают в них участие;
- разрабатывают нормативную документацию по ТОС, содействуют в разработке положений (уставов) ТОС;
- создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС;
- вправе передавать, на договорной основе, ТОС часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходовании выделенных средств;
- могут устанавливать сферы совместной компетенции с ТОС, а так же перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с ТОС;
- предоставляют органам ТОС помещения для осуществления их деятельности;
- координируют деятельность ТОС, оказывают им организационную и методическую помощь;
- оказывают содействие в регистрации положения (устава) ТОС;
- способствуют выполнению решений общих собраний, сходов, принятых в пределах их компетенций;
- учитывают в своих решениях мнение населения, полученное ТОС методом опроса;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим законом.
Органам ТОС предоставлено право участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
Глава II - Организационные основы ТОС - состоит из 5 статей, содержащих нормы: о формах участия населения в ТОС (общие собрания, сходы, конференции граждан, органы ТОС), о статусе старшего по дому (старшего по подъезду), о требованиях, предъявляемых к содержанию положения (устава) ТОС населения.
В ст.7 закреплены формы участия населения в территориальном общественном самоуправлении, а именно:
- непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания, сходы;
- органы ТОС.
Общие собрания, сходы граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС или инициативными группами жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В работе общих собраний, сходов граждан принимают участие граждане, достигшие 18 лет и проживающие на соответствующей территории. Граждане, не проживающие на соответствующей территории, могут участвовать в работе общих собраний, сходов с правом совещательного голоса. Общие собрания, сходы правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории.
В ст.8.4 определена компетенция общих собраний, сходов граждан:
- принятие положений (уставов) ТОС
- избрание органов ТОС
- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
- утверждение программ деятельности ТОС;
- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;
- избрание ревизионной комиссии ТОС;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
Решения общих собраний, сходов, граждан ТОС принимаются большинством голосов присутствующих, оформляются протоколом.
Ст.8.5 содержит требования к содержанию протокола. Протокол должен содержать следующие данные:
- дату и место проведения;
- общее число граждан, имеющих право принимать решение;
- количество жителей, принявших участие в собрании, сходе;
- принятые решения.
Решения общих собраний, сходов, граждан в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления.
В ст.9 определен порядок формирования органов ТОС. Органы ТОС создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях (сходах) граждан по месту их жительства. Избранными в состав органов ТОС считаются граждане, получившие большинство голосов от присутствующих. Общее собрание (сход) граждан устанавливают сроки полномочий органов ТОС. Порядок проведения, нормы представительства, сроки проведения выборов органов ТОС определяются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Подготовка и проведение выборов органов ТОС осуществляются гласно и открыто. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, могут производиться за счет соответствующих местных бюджетов.
К органам ТОС исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей территории статьей 9.4 отнесены:
- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.п.;
- объединение жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества (ЖСК, МЖК и т.п.);
- Квартальные, уличные, домовые и т.п. советы (комитеты).
Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса, поселка и т.п. может избираться на общем собрании (сходе) граждан соответствующей территории и по решению общего собрания (схода) может обладать правом юридического лица в соответствии с законодательством.
Объединения жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества (ЖСК, МЖК и т.п.) могут обладать правами юридического лица и организуются на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством.
Квартальный, уличный, дворовый, домовой совет (комитет) формируется на общем собрании (сходе) граждан или формируется из старших по домам (подъездам) и может обладать правами юридического лица в соответствии с законодательством.
Порядок избрания (формирования) совета (комитета), организация его работы, основные полномочия определяются Положением о квартальных, уличных, дворовых, домовых и т.п. советах (комитатах).
В ст.10 определено, что порядок избрания старшего по дому, старшего по подъезду, его полномочия, права и обязанности определяются соответствующим положением. Старший по дому, старший по подъезду многоквартирного жилого дома не обладает правами юридического лица и избирается на общем собрании (сходе) жителей дома, подъезда.
В ст. 11 указаны требования к содержанию устава (положения) ТОС. В Положении (уставе) территориального общественного самоуправления населения должны быть указаны:
1) наименование территориального общественного самоуправления, его юридический адрес;
2) структура, полномочия, цели; порядок формирования и срок полномочий выборных органов ТОС;
3) границы территорий ТОС;
4) формы и порядок непосредственного участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;
5) порядок контроля за деятельностью ТОС;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества ТОС, права территориального общественного самоуправления по управлению имуществом;
7) порядок внесения изменений и дополнений в Положение (устав) территориального общественного самоуправления;
8) порядок реорганизации и (или) ликвидации органа ТОС, в случае, если он является юридическим лицом;
9) иные нормы, определенные уставами муниципальных образований.
Положение (устав) ТОС принимается на общем собрании (сходе) граждан соответствующей территории и регистрируется исполнительным органом местного самоуправления с последующим утверждением главой муниципального образования.
Глава III - Полномочия ТОС - состоит из 3 статей, содержащих нормы: о полномочиях ТОС, о возможности передачи ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления, о правовом режиме имущества ТОС Подробно вопросы о полномочиях ТОС, об экономической и финансовой основах ТОС будут рассмотрены в последующих параграфах..
Глава IV - Экономическая и финансовая основы ТОС - содержит нормы: об экономической деятельности органов ТОС, о финансовых ресурсах органов ТОС.
Глава V - Гарантии и ответственность ТОС - содержит нормы о гарантиях ТОС, о прекращении деятельности ТОС, об ответственности органа ТОС перед жителями. В этой же главе содержится статья, определяющая порядок вступления в силу данного Закона.
В качестве гарантий территориального общественного самоуправления закон называет следующие:
1) решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, которым они адресованы.
2) юридические лица и граждане несут имущественную ответственность, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей среде, а так же вред, нанесенный в результате невыполнений решений ТОС, в установленном законом порядке.
3) орган ТОС имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными актов органов местного самоуправления, решения других юридических лиц, нарушающих права, законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, в соответствии с законодательством.
4) защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.18 прекращение деятельности территориального общественного самоуправления определяется Положением (уставом) ТОС в соответствии с уставом муниципального образования.
В ст.19 определена ответственность органа территориального общественного самоуправления перед жителями. Орган территориального общественного самоуправления несет ответственность перед жителями соответствующей территории в установленном законом порядке в случае нарушения федерального и областного законодательства, устава муниципального образования, Положения (устава) ТОС либо утраты этим органом доверия со стороны жителей. Основания и виды ответственности органа ТОС определяются Положением (уставом) ТОС в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
Закон Курганской области «О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области»1998 года по нескольким позициям отличается от Закона Курганской области «О ТОС в Курганской области» 1996 года. Можно выделить следующие основные отличия Законов:
1. По Закону 96 года ТОС могло приобрести права юридического лица, зарегистрировавшись в установленном законом порядке как общественная организация (объединение) (ст.1.2 Закона). При этом Устав ТОС (положение органа ТОС) должен был соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан (ст. 14 Закона). Закон 98 года, предусматривая возможность приобретения органом ТОС прав юридического лица, не указывает его статус;
2. Закон 96 года предусматривал, что устав ТОС (положение органа ТОС) должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан (ст. 14 Закона). Новый закон не содержит бланкетной нормы. Круг вопросов, которые должны быть освещены в Уставе (положении) территориального общественного самоуправления, указан в ст.11 Закона 98 года.
3. Закон 96 года устанавливал, что органы местного самоуправления по предложению инициативных групп граждан согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов ТОС. По закону 98 года порядок проведения, нормы представительства, сроки проведения выборов органов ТОС определяются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления;
4. В соответствии с абз.8 ст.8.2 закона 96 года ТОС могло принимать на свой баланс имущество от органов местного самоуправления, переданное ему на праве хозяйственного ведения. Однако согласно ст. 294 ГК РФ имущество на праве хозяйственного ведения может принадлежать только государственным или муниципальным предприятиям. ТОС не относится к таковым. Поэтому данное полномочие в законе 98 года звучит по иному: «ТОС вправе принимать на свой баланс имущество, … переданное ему в безвозмездное пользование органами местного самоуправления» (ст.12.2.7 Закона);
5. Закон 96 года предусматривал возможность приостановления действия органов ТОС органами местного самоуправления в случаях превышения ими своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения. Закон 98 не предоставляет такого права органам местного самоуправления.
6. В законе 98 года появились нормы об ответственности органа ТОС перед жителями и о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления.
Закон 98 года за время своего действия претерпел некоторые изменения. Так, законом Курганской области от 28 декабря 1998 года N 177"О внесении изменения в пункт 8.2 статьи 8 Закона Курганской области "О территориальном общественном самоуправлении в Курганской области", вступившем в силу 20 января 1999 года, цифра "16" была заменена на цифру "18". Это было сделано для устранения противоречия федеральному законодательству. Федеральный закон «Об общих принципах…» установил, что граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 19.09.1997 №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.