Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Принципы международных перелетов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Кафедра Уголовного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Уголовное право России»
на тему: Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Автор работы
Специальность юриспруденция
Группа
Руководитель работы
Работа защищена _______________________оценка________________
Члены комиссии: __________________
__________________
__________________
__________________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……………………………………….
2 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………..
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………….
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………....
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………
3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА………………………………………………………………
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………...
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения…………………………………………………………………...
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта…………………………………………………………………...
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Под транспортом понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К назем-ным видам транспорта относится железнодорожный, автомобиль-ный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному -- авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту не общего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.
Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительно большое значение в жизни обще-ства, оказывая огромное влияние на эффективность народного хо-зяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринима-тельской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегча-ющими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распростра-ненным источником повышенной опасности.
Увеличивающиеся с каждым годом интенсивность и объем перевозок, а также число транспортных средств выдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Таким образом, тема данной курсовой работы: «Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» является актуальной и представляет большой интерес для изучения.
Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать виды дорожно - транспортных преступлений
В курсовой работе были использованы следующие источники литературы:
1. Уголовный кодекс РФ
2. Различные законодательные акты РФ
3. Учебные пособия и учебники.
1 История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, существовали и в дореволюционном уголовном законодательстве. Основное внимание в Уголовном уложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30 "Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаков или иных предметов" устанавливалась ответственность лиц, виновных "в повреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов, водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства, предупреждения наводнений" (ст. 557)
Советская власть с первых дней существования решительно боролась с организаторами и участниками контрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и пр. В обстановке хозяйственной разрухи и тяжелого экономического положения борьбе с транспортными преступлениями уделялось внимание только в плане борьбы с саботажем и вредительством. В первую очередь нуждался в охране железнодорожный транспорт. Поэтому уже 10 декабря 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаях расстреливать на месте лиц "за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений", т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.
В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривали ответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам и водным путям. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированию уголовного законодательства о транспортных преступлениях.
Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм об ответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна.
Впоследствии Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда.
И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. "О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте", разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности.
Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.
Статьи от ответственности за такие деяния содержались в разных главах Кодекса. В гл. I "Государственные преступления" в подразделе "Иные государственные преступления" предусматривалась ответственность за нарушение правил международных полетов (ст. 84), нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст. 85), повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86).
На момент вступления в силу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи об ответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушения действующих на транспорте правил (ст. 213).
В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).
В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.
В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).
В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 "Угон воздушного судна".
Примерно с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделятся группа транспортных преступлений как подсистема "преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения".
Таким образом, к моменту принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного права сложилась довольно стройная система транспортных преступлений.
2 Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Общественная опасность нарушения правил безопасности дви-жения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого про-исходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влеку-щие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и при-чинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нор-мальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транс-портными организациями. Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: Уголовно - правовые проблемы. Саратов, 1988.
Объектом рассматриваемого состава преступления является за-щищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или реч-ного транспорта.
Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвиж-ному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008..
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локо-мотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной со-став, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижно-го состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответ-ствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормоз-ных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирую-щие маневровые локомотивы пристанционного использования, ава-рийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного дви-жения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростное) к железнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствами понимаются само-леты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летатель-ные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых че-ловеком космических ракет), используемые для перевозки пасса-жиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных кон-струкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельско-хозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.). Учебник под ред. Л. Л. Кругликова «Уголовное право России» часть особенная, Москва 2005 г.
К водным транспортным средствам относятся надводные кораб-ли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, ры-боловные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транс-портные средства подразделяются на речные и морские. Под морс-кими транспортными средствами понимаются различные виды вод-ного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства). Реч-ными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохра-нилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судо-ходные реки и озера). Водные пути-- это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других ра-бот. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным сред-ствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки воен-ного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами не признаются так-же подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выража-ется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила. Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движе-ния железнодорожного подвижного состава и самого железнодо-рожного подвижного состава, при котором отсутствует недопусти-мый риск возникновения транспортных происшествий и их по-следствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физичес-ких и юридических лиц. Учебник под ред. А.И. Рарога «Уголовное право России» части общая и особенная, М., 2005 г. Правила безопасности движения и экс-плуатации того или иного вида транспорта устанавливаются феде-ральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транс-порта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003г., Инструк-цией по сигнализации на железных дорогах Российской Федера-ции, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации же-лезных дорог и др.
Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994г., Положе-нием о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994г., а также другими нормативными правовыми акта-ми, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиаци-онной службой России.
Соответствующие правила безопасности движения и эксплуа-тации морского и речного транспорта устанавливаются федераль-ными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Фе-дерации»).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и манев-ровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновения пас-сажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвиж-ным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или гру-зовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погиб-ли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
Обязательным признаком объективной стороны состава пре-ступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безо-пасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше пре-ступными последствиями и нарушением правил безопасности дви-жения и эксплуатации транспортного средства должна быть уста-новлена причинная связь. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характе-ризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нару-шение правил безопасности движения и эксплуатации транспорт-ного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжко-го вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111). Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой дол-жности лежала обязанность соблюдать правила безопасности дви-жения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транс-порта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1--3 ст. 263, уголов-ная ответственность наступает по совокупности преступлений, пре-дусмотренных ст. 211 и 263.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих призна-ков (ч. 1 ст. 263) относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за дан-ное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 3 ст. 263 в качестве особо квалифицирующего признака данно-го преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирую-щего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступле-ние.
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эк-сплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняет-ся тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступле-ния является жизнь или здоровье граждан, а также имуществен-ные интересы граждан, государственных и коммерческих органи-заций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механи-ческие транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлением Правитель-ства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспорт-ным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплу-атации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
В перечне неисправностей и условий, при которых запрещает-ся эксплуатация транспортных средств, среди других неисправно-стей в Правилах дорожного движения названы нарушение герме-тичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие рем-ней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установ-ленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4873; 2002. №18 Ст. 1720
В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октяб-ря 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транс-портных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УК РСФСР)» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им на-рушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступ-ления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в резуль-тате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причине-нии вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспор-тным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое пре-ступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
С субъективной стороны данное преступление характеризует и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.