На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Нравственный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних. Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ПЛАН

Введение
Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних: проблемы и особенности
1.1 Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних
1.2 Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних
Глава 2. Влияние категории преступления на уголовную ответственность несовершеннолетних
2.1 Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних
2.2 Освобождение несовершеннолетних от наказания и категории преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказали существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних. Субъективная сторона этих преступлений, являясь их внутренней психологической характеристикой, представляет собой особую психическую деятельность лица, связанную с мотивированным или часто неосознанным совершением преступления. Изменились и качественные характеристики этих деяний, повысилась степень организованности совершаемых преступлений Гумирова, Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема [Текст] / Г.Ф. Гумирова // Российская юстиция. 2008. N 6. С. 27..
Преступность несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц данной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.
Несмотря на ряд негативных тенденций в структуре преступности несовершеннолетних, следует отметить ярко выраженный процесс гуманизации уголовной политики, проводимой в отношении несовершеннолетних в последние годы, что нашло отражение и в расширении оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы.
Однако, приходится констатировать тот факт, что в России сегодня по различным причинам в отношении несовершеннолетних почти невозможно применять какие-либо иные меры наказания, не связанные с лишением свободы, кроме условного осуждения. Судебная статистика свидетельствует, что наиболее широко к несовершеннолетним применяются либо условное осуждение - до 73% от общего количества осужденных несовершеннолетних, либо наказание, связанное с изоляцией от общества, т.е. лишение свободы - 23 - 24% Панкратов, Р.И., Тарло, Е.Г., Ермаков, В.Д. Дети, лишенные свободы [Текст] / Р.И. Пакратов, Е.Г. Тарло, В.Д. Ермаков. М., 2007. С. 101.. Тем не менее ежегодно около 20 тыс. несовершеннолетних направляются для отбытия наказания в воспитательные колонии.
В условиях демократического правового государства точное соблюдение закона является конституционным принципом, который закреплен в ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст] // Парламентская газета. N 4. 23-29.01.2009., и поэтому точная квалификация преступлений, совершенных несовершеннолетними, должна быть обеспечена лицами, специально уполномоченными государством на соблюдение законности (дознавателями, следователями, прокурорами, судьями). Данный принцип нашел свое отражение в ч. 1, 2 ст. 3 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954., где определено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» и «применение уголовного закона по аналогии не допускается». Соблюдение указанных положений является одним из основных условий при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен дифференцированный подход к установлению возраста уголовной ответственности. Так, по общему правилу (ст. 19 УК РФ) она наступает с 16 лет, существует и пониженный возрастной предел - 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ), что необходимо рассматривать как одну из важных особенностей наступления уголовной ответственности несовершеннолетних, но в то же время не сочетающихся с провозглашенными принципами гуманности.
Возраст уголовной ответственности как обязательный признак субъекта преступления определяется на момент совершения деяния несовершеннолетним независимо от времени наступления последствий Лысенко, А.В. Некоторые аспекты возрастных проблем при квалификации преступлений, совершенных несовершеннолетними [Текст] / А.В. Лысенко // Общество и право. 2008. N 2. С. 53..
Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что «криминальное» молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.
Целью работы является комплексный анализ особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
-рассмотреть проблемы и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
-проанализировать влияние категории преступления на уголовную ответственность несовершеннолетних.
Общетеоретической основой исследования послужили научные труды таких авторов как Л.В. Иногамова-Хегай; В.А. Казакова; А.И. Рарога; В.И. Радченко; А.С. Михлин и др.
Структура данной курсовой работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя две главы, введение, заключение, приложения и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ

1.1 Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних

Институт уголовной ответственности как совокупность уголовно-правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений, является важным инструментом в борьбе с подростковой преступностью в Российской Федерации и средством реализации уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних.
Эту роль можно представить в различных аспектах: социальном, нравственном, педагогическом, юридическом, социально-психологическом, криминологическом, политическом, информационном Вопросы применения уголовного закона и предупреждения преступлений / Под ред. Н.Г. Хадникова [Текст]. М.: Московский университет МВД России, 2006. С. 14..
Социальный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних определяется прежде всего ее обусловленностью, зависимостью от условий жизни российского общества. Необходимость ее существования вызвана тем обстоятельством, что без применения такой меры государственного принуждения общество не может обойтись в деле борьбы с подростковой преступностью, сделав ставку лишь на средства педагогического, организационного, экономического, правового (неуголовно-правового) характера.
Социальный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в том, что она восстанавливает нарушенные совершением преступления справедливость и законность, обеспечивает выполнение закона и тех нравственных норм, которые лежат в основе каждого уголовного запрета.
Уголовная ответственность через систему социальных требований призвана помочь несовершеннолетнему, совершившему преступление, в приобретении социального опыта, навыков, умений, сведений, без которых ему сложно адаптироваться в нормальном, законопослушном обществе. Тем самым она выступает своеобразным катализатором становления его личности и регулятором поведения в соответствии с нормами права Павлухин, А.Н., Чистяков, А.А. Уголовная ответственность как научная категория российской правовой доктрины. Генезис, состояние, перспективы: Монография [Текст] / А.Н. Павлухин, А.А. Чистяков. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004. С. 29..
Нравственный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних выражается в том, что она должна оказывать на несовершеннолетних (как совершивших преступления, так и не нарушавших уголовно-правовой запрет) воздействие, направленное на привитие в сознании у них установки на подчинение моральным и правовым требованиям уголовного закона, содействовать формированию разумных социальных потребностей.
Данный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в том, что она представляет собой нравственную оценку преступления и личности подростка, его совершившего, со стороны государства. Важно, чтобы такое лицо осознало: преступление - это аморальное явление, противоречащее сложившимся правилам человеческого общежития, традициям, обычаям, мешающее законопослушным членам общества находиться в нормальных, безопасных условиях, решать свои жизненные задачи.
Нравственный потенциал уголовной ответственности определяется и необходимостью защиты интересов потерпевших от преступлений. Да, несовершеннолетние - это лица, не обладающие должным социальным опытом, характеризующиеся личностью, находящейся в процессе становления. Но безнравственно, если государство и общество не будут реагировать на то, что несовершеннолетние причиняют своим преступным поведением значительный вред законопослушным гражданам, организациям, учреждениям. Тогда у последних утрачивается вера в государственную власть, ее способность создать надежную систему безопасности по охране законных интересов правопослушного населения, деятельности социальных институтов. Пассивное отношение к подростковой преступности может привести лишь к обстановке безнаказанности несовершеннолетних правонарушителей, чреватой различными негативными последствиями.
Педагогический аспект уголовной ответственности в отношении рассматриваемых лиц, тесно взаимосвязанный с нравственным (в принципе, их можно рассматривать вместе), состоит в том, что она является особой формой воспитания несовершеннолетних, совершивших преступление, и других категорий подростков.
Применение мер уголовно-правового воздействия к первой группе несовершеннолетних преследует наряду с другими цель их исправления, то есть формирования у этих лиц уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения (см. ч. 1 ст. 9 УИК РФ Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 22.12.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. N 2. Ст. 198.). Вместе с тем воспитательное воздействие уголовной ответственности распространяется и на несовершеннолетних, которые хотя и не совершали преступлений, но склонны к различным правонарушениям. Назначение, например, наказания подросткам, знакомым этих лиц может заставить их одуматься перед последней чертой, отграничивающей преступное поведение от непреступного. Нельзя недооценивать влияние института уголовной ответственности и на поведение законопослушной большей части несовершеннолетних. Осознание того факта, что за различные подростковые преступления предусмотрена достаточно строгая уголовная ответственность, влекущая неблагоприятные последствия для виновного лица, в определенной мере дисциплинирует таких несовершеннолетних, делает их социально зрелыми, способными контролировать свое поведение в жизненных, в том числе конфликтных, ситуациях, чреватых нарушением уголовного закона.
Наконец педагогический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних проявляется и в отношении совершеннолетних лиц. Речь идет не только о лицах, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, но к моменту вынесения приговора достигших совершеннолетия, а также о лицах в возрасте от 18 до 20 лет, упомянутых в ст. 96 УК РФ. Имеются в виду прежде всего лица, на которых в силу закона возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (родители, педагоги, опекуны, воспитатели и т.д.).
Юридический (правовой) аспект уголовной ответственности несовершеннолетних «раскрывается через систему нормативно-правовых предписаний, имеющих императивный и принудительный характер», нашедшую отражение в форме уголовного закона.
Юридический аспект уголовной ответственности в данном случае проявляется и в том, что ее основанием является совершение несовершеннолетним деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Кроме того, существование ее предполагает наличие строго определенной законом соответствующей уголовно-процессуальной формы. Далее уголовная ответственность реализуется только в определенных уголовным законом формах: а) осуждении виновного с назначением наказания, реальным его отбыванием и последующим состоянием судимости (полная форма реализации); б) осуждении с назначением наказания, но без его реального отбывания (например, при условном осуждении (ст. 73 УК РФ)); осуждении с назначением наказания, но с освобождением от его отбывания в связи с болезнью (при освобождении осужденного, заболевшего тяжкой болезнью (не являющейся психическим расстройством)) после совершения преступления, но до исполнения обвинительного приговора (ч. 2 ст. 81 УК РФ); осуждении с отсрочкой от отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (в случае, если решение об отсрочке было принято судом при вынесении приговора) (ст. 82 УК РФ); осуждении с назначением в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью в случае полного освобождения от отбывания наказания осужденного, содержавшегося под стражей до судебного разбирательства (ч. 5 ст. 72 УК РФ); в) осуждении с освобождением от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ); г) осуждении с освобождением от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ).
Социально-психологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних означает, что она возможна лишь в том случае, если личность подростка в своем развитии достигла такого уровня психофизической, социальной зрелости, которая позволяет ему адекватно воспринимать окружающую действительность, сознавать происходящие в обществе процессы, основные правила поведения человеческого общежития, нормы морали и права и строить свое поведение в соответствии с этими предписаниями. В противном случае даже при достижении несовершеннолетним возраста уголовной ответственности ситуация с признанием в его общественно опасном поведении признаков возрастной невменяемости вообще исключает наступление данного вида юридической ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).
Криминологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних позволяет взглянуть на нее как на вынужденную реакцию государства на преступное поведение подростков, обусловленное комплексом различных причин и условий объективного и субъективного плана Боровиков, В.Б. О некоторых аспектах уголовной ответственности несовершеннолетних [Текст] / В.Б. Боровиков. Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. Статут. 2008. С. 216..
Криминологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних важен еще и потому, что помогает более глубоко раскрыть признаки, свойства личности несовершеннолетнего преступника, его мотивацию, установки, ценностные ориентации. А это имеет прямое отношение к решению различных вопросов реализации уголовной ответственности (назначению наказания, освобождению от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, определению характера и объема уголовной ответственности и т.д.).
Изучение криминологического аспекта уголовной ответственности несовершеннолетних полезно и для установления степени вины взрослых лиц в приобщении подростков к преступному и иному антиобщественному образу жизни (при наличии определенных условий речь может идти в этих случаях об уголовной ответственности по ст. 150 и 151 УК РФ).
Нельзя забывать и о политическом аспекте уголовной ответственности несовершеннолетних. Ранее уже отмечалось, что она является важнейшим средством реализации уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. Но этим обстоятельством не ограничивается ее связь с политической жизнью российского общества. Успех или неудачи в борьбе с подростковой преступностью, в которой институт уголовной ответственности играет значительную роль, соответственно повышает или снижает авторитет государственной власти в целом. Велик и ущерб обществу, причиненный преступностью несовершеннолетних, в частности, в сфере экономики, обеспечения личной безопасности граждан, семейных отношений, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности. Поэтому подростковая преступность оказывает негативное влияние и на реализацию различных направлений внутренней политики Российского государства (экономической, семейной, детской, молодежной, культурной, образовательной, в области здравоохранения и т.д.). Следовательно, эффективность уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних, средством реализации которой является уголовная ответственность данных лиц, благоприятствует осуществлению и внутренней политики.
Информационный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что при ее реализации происходит доведение до населения сведений о случаях осуждения несовершеннолетних, совершивших преступления, то есть порицание государством упречного с точки зрения уголовного закона их поведения.
Информация о фактах применения уголовно-правовых норм в отношении несовершеннолетних повышает уровень правосознания населения, позволяет ему лучше ориентироваться в уголовном законодательстве и строить свое поведение (как самими несовершеннолетними, так и взрослыми лицами, оказывающими воспитательное воздействие на подростков) в соответствии с требованиями уголовного законодательства.
Рассмотрены лишь некоторые подходы к выяснению места, которое занимает институт уголовной ответственности несовершеннолетних в жизни российского общества. Безусловно, есть и другие аспекты, позволяющие глубоко и всесторонне раскрыть его сущность и назначение в уголовно-правовой политике государства (например, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, управленческие, философские). Очевидно, что исследование рассматриваемого юридического явления при помощи различных отраслей знания перспективно и заслуживает всяческой поддержки.
1.2 Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних

В уголовно-правовой литературе понятие дифференциации разрабатывается преимущественно в связи с проблемами уголовной ответственности, в то время как индивидуализация связывается в основном с наказанием. Вместе с тем вопросы дифференциации и индивидуализации ответственности, равно как и вопросы дифференциации и индивидуализации наказания, являются относительно самостоятельными. Дифференциация ответственности понимается как градация, разделение, расслоение ответственности в уголовном законе, в результате которой законодателем устанавливаются различные уголовно-правовые последствия в зависимости от типовой степени общественной опасности преступления личности виновного. Под дифференциацией наказания в науке предлагается понимать разность объемов наказания, содержащую его определенные законом параметры и служащую для оценки юридически значимых факторов (оснований), характеризующих преступление, личность преступника (осужденного) и иные обстоятельства.
Таким образом, можно утверждать, что дифференциация ответственности является более широким понятием, предполагающим установление на законодательном уровне различных мер реагирования на совершенное преступление, в то время как дифференциация наказания есть законодательно установленные различия лишь одной из возможных мер уголовной ответственности. Соответственно, дифференциация ответственности и дифференциация наказания при схожих (но не абсолютно тождественных) основаниях предполагают использование различных средств Соломатин, И.В. Институт исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных: современное состояние и перспективы развития [Текст] / И.В. Соломатин // Российский следователь. 2007. N 8. С. 65..
Личностные характеристики виновного позволяют говорить о том, что уголовное наказание несовершеннолетних имеет свои специфические черты, среди которых мы можем выделить следующие:
- наказание несовершеннолетним устанавливается не за все виды преступлений;
- несовершеннолетним назначаются не все виды уголовных наказаний;
- в наказаниях, назначаемых несовершеннолетним, заложен значительно меньший объем кары, чем в однородных наказаниях взрослых;
- в наказании несовершеннолетних значительно усиливается воспитательный момент.
Содержательная и технико-юридическая специфика закрепления видов наказаний для несовершеннолетних дала основание некоторым авторам говорить о том, что в УК РФ предусмотрено две системы наказаний - для взрослых и для несовершеннолетних, при этом последняя является усеченной и более мягкой Зубкова, В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика [Текст] / В.И. Зубкова. М., 2003. С. 183.. Но усеченность комплекса мер наказаний для несовершеннолетних не означает, что этот комплекс утратил присущую взрослой лестнице наказаний системность признаков. Взаимосвязь входящих в него норм проявляется в ступенчатом нарастании объема и интенсивности лишения или ограничения прав и свобод виновного. Она позволяет в каждом конкретном случае индивидуализировать воздействие на осужденного, сочетая стеснение личных или имущественных прав осужденного с психологическим воздействием на личность. Каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное качественное содержание, следовательно, каждый вид наказания имеет границы оптимального применения с учетом содержания общественной опасности деяния и характеристики личности виновного.
Уголовный кодекс РФ в редакции после 8 декабря 2003г. существенным образом изменил действовавшие ранее положения о наказании несовершеннолетних. Наиболее значимые изменения произошли в регламентации штрафа и лишения свободы. Учитывая широкое распространение практики назначения лишения свободы несовершеннолетним и необходимость последовательного воплощения идей гуманизации и дифференциации их наказания, представляется возможным основное внимание в рамках данной статьи уделить вопросам лишения свободы.
В соответствии со ст. 88 УК РФ лишение свободы не назначается несовершеннолетним, совершившим впервые преступление небольшой тяжести, а также несовершеннолетним в возрасте 14 - 16 лет, впервые совершившим преступление средней тяжести. За преступление средней тяжести максимальный срок лишения свободы несовершеннолетних не отличается от аналогичного срока для взрослых лиц и составляет пять лет. За совершение тяжких преступлений несовершеннолетние в возрасте 14 - 16 лет подлежат лишению свободы сроком максимум на шесть лет, а в возрасте от 17 до 18 лет - на десять лет. Совершение особо тяжкого преступления грозит несовершеннолетним наказанием в виде лишения свободы максимум на десять лет. При этом при назначении лишения свободы несовершеннолетнему, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление, минимальный срок данного вида наказания, установленный в санкции статьи Особенной части УК РФ, сокращается наполовину. В любом случае, минимальный срок лишения свободы определяется общей нормой (ст. 56 УК РФ) и составляет два месяца.
Подобное законодательное нововведение, безусловно, способствовало бы решению многих давно обсуждаемых в науке вопросов, связанных с необходимостью дифференцированного учета возраста несовершеннолетнего и категории совершенного преступления, необходимостью особого подхода к конструированию санкций за преступления, совершенные несовершеннолетними. Вместе с тем определенные резервы для совершенствования УК в этой части имеются.
В частности, анализ показывает, что законодатель установил слишком большой разрыв в максимальном наказании за тяжкое преступление для несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, с одной стороны, и несовершеннолетних в возрасте 17 - 18 лет - с другой; в первом случае он составляет шесть лет, а во втором - 10 Дядькин, Д. Правила учета несовершеннолетнего возраста подсудимого при назначении наказания [Текст] / Д. Дядькин // Уголовное право. 2006. N 6. С. 42.. Кроме того, устанавливая единый десятилетний максимальный срок наказания за совершение особо тяжких преступлений для различных категорий несовершеннолетних, законодатель отступил от избранной им линии дифференцированного учета возраста подростков. Отсутствует также дифференциация наказания несовершеннолетних в зависимости от количества совершаемых ими преступлений, поскольку и по совокупности приговоров, и по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы также составляет десять лет.
Вопрос о максимальном сроке лишения свободы несовершеннолетних при совокупности преступлений или приговоров является дискуссионным. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 1. 1996. указал, что он не должен превышать 10 лет. В то же время в науке этот тезис подвергается сомнению. В частности, Т.Г. Чернова указывает, что при совокупности приговоров максимальный срок наказания несовершеннолетних не может превышать сроков, установленных ст. 88 УК РФ, но вместе с тем выступает с критикой такого подхода, как не обеспечивающего неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление Чернова, Т.Г. Назначение наказания по совокупности приговоров по уголовному праву России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / Т.Г. Чернова. Ижевск, 2002. С. 17.. С предложением о дифференцированном повышении максимальных сроков наказания при совокупности преступлений и приговоров выступает Р.В. Беспалов Беспалов, Р.В. Назначение наказания несовершеннолетним при множественности преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / Р.В. Беспалов. Ростов-на-Дону, 2004. С. 9..
Имеются нарекания к избранному законодателем подходу к определению минимального срока лишения свободы несовершеннолетних Кругликов, Л.Л., Васильевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве [Текст] / Л.Л. Кругликов. СПб., 2005. С. 130.. Как было сказано, он составляет два месяца. Однако в науке обсуждение вопроса о кратких сроках лишения свободы привело к утверждению мнения об их низкой эффективности в плане перевоспитания и исправления осужденных. Особенно остро это ощущается, когда речь идет о несовершеннолетних.
Отрицательный эффект краткосрочного лишения свободы объясняется теми острыми процессами и реакциями в психической сфере подростка, которые вызывает этот вид наказания. Перемещение несовершеннолетнего из одной социальной среды в другую сопровождается резкой ломкой одних динамических стереотипов и созданием других, что может отрицательно сказаться на неокрепшей психике. А потому «затевать серьезную психологическую перестройку лишь для того, чтобы через несколько месяцев возвратить несовершеннолетнего в прежнее положение, явно нецелесообразно и даже вредно».
Учитывая это обстоятельство, рядом авторов выдвигались в качестве предложения по усовершенствованию законодательства следующие положения: если закон предусматривает за совершение преступления наказание в виде лишения свободы сроком до одного года, то несовершеннолетнему следует назначать наказание, не связанное с лишением свободы; если за совершение преступления закон предусматривает наказание до двух лет лишения свободы, то к несовершеннолетнему его можно применить только при наличии отягчающих обстоятельств Антонян, Е.А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних [Текст] / Е.А. Антонян // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. N 6. С. 13..
Думается, что такие предложения не лишены смысла и сегодня, а при условии их внедрения в практику способствовали бы достижению целей уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних. Полагаем, что дальнейшей дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних будет способствовать следующая схема назначения лишения свободы.
1. За преступления небольшой тяжести несовершеннолетним, независимо от их возраста, лишение свободы не назначается.
2. За впервые совершенное преступление средней тяжести несовершеннолетним в возрасте 14 - 15 лет лишение свободы не назначается; за повторно совершенное преступление средней тяжести этой группе несовершеннолетних и несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет назначается на срок от одного года до трех лет.
3. За тяжкое преступление несовершеннолетним в возрасте 14 - 15 лет лишение свободы назначается на срок от одного года до пяти лет, а несовершеннолетним от 16 до 17 лет - от одного года до семи лет.
4. За совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетним в возрасте 14 - 15 лет лишение свободы назначается на срок от одного года до шести лет, а несовершеннолетним от 16 до 17 лет - от одного года до восьми лет.
5. При наличии совокупности преступлений или приговоров максимальный срок лишения свободы несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет не должен превышать восьми лет, а несовершеннолетних в возрасте 16 - 17 лет - десяти лет Волошин, В.М. Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания несовершеннолетних [Текст] / В.М. Волошин // Российский судья. 2008. N 2. С. 32..
Изложенное выше не затрагивает вопросов, связанных с определением размеров иных наказаний, предусмотренных ст. 88 УК РФ. Вместе с тем даже краткий анализ показывает, что законодатель не всегда последовательно проводит здесь принцип дифференциации уголовного наказания. В частности, законом установлены единые для взрослых и несовершеннолетних сроки наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью; предусмотрен идентичный размер удержаний из заработной платы при исполнении исправительных работ. Представляется, что необходимость последовательной дифференциации уголовного наказания требует сокращения срока и размера данных видов наказаний для несовершеннолетних. В частности, срок лишения права заниматься определенной деятельностью, назначаемый в качестве основного наказания, может быть сокращен до трех лет, а назначаемый в качестве дополнительного наказания - до одного года. Размер удержаний из заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного целесообразно сократить до 10%.
В результате реализации разработанных предложений на законодательном уровне будет создана в достаточной степени логичная и обоснованная дифференцированная система наказаний для несовершеннолетних Чапурко, Т.М. Энциклопедия уголовного права. Т. 11. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Изд. проф. Малинина [Текст] / Т.М. Чапурко. СПб., 2008. С. 204..
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних
Практика рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних подтверждает необходимость специализации правосудия в отношении этих лиц, создания судов по делам несовершеннолетних. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000г. N 7 указано, что «специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 4. 2000..
Важно отметить, что в общественном сознании концепция ювенальной юстиции зачастую отождествляется с необходимостью снисходительного отношения к несовершеннолетним вне зависимости от характера совершенного деяния. Это заблуждение, так как правосудие в отношении несовершеннолетнего основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на выяснении и понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на оступившегося подростка с учетом его возрастных особенностей, попытке предостеречь дальнейшую криминализацию личности, способствовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, а не изоляции его от общества Наумов, П.Ф. Ювенальные суды в Российской Федерации [Текст] / П.Ф. Наумов // Российский судья. 2008. N 2. С. 62.. Кроме того, исследования, посвященные анализу реализации концепции ювенальной юстиции в зарубежных странах, показывают, что там в последнее время заметной тенденцией развития уголовного законодательства в отношении подростков становится не либерализация, а ужесточение ответственности и наказания Мусали, Н. Перспективы ювенальной юстиции [Текст] / Н. Мусали // Современное право. 2008. N 3. С. 43..
Не оспаривая актуальности создания в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.