На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Суть допроса заключается в получении от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для уголовного дела. Проведение допроса будет успешным только если следователь будет создавать благоприятную атмосферу в ходе следствия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


36
Уголовно процессуальная характеристика показаний несовершеннолетних как вида доказательств и их оценки
Содержание

1. Понятие и сущность показаний несовершеннолетних
2. Особенности процесса формирования показаний несовершеннолетних
1. Понятие и сущность показаний несовершеннолетних

Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего вдвойне. От того насколько грамотно следователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу.
Суть допроса заключается в получении от допрашиваемого лица сведений (показаний), т.е. устной речевой информации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для уголовного дела. В соответствии со словарем С. И. Ожегова показания ? свидетельство, рассказ. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - С. 489) При этом показания разных участников уголовного процесса ? подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего ? это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде, и зафиксированные в установленном законом порядке. Кокорев Л. Д., Кузнецов Н.Я Уголовный процесс: доказательства и доказывание. - Воронеж, 2005. - С. 56
Среди следователей распространено мнение о том, что допрос несовершеннолетних не создает каких-либо трудностей, относится к разряду «легких» следственных действий. Такое убеждение связано с тем, что подростки, как правило, сознаются в совершенном, их попытки скрыть происшедшее или дать ложные показания обычно непродуманны. Тем не менее, как правильно замечают криминалисты, абсолютно бесконфликтных ситуаций не бывает, и, признаваясь в совершении преступления в целом, обвиняемые могут преуменьшать или преувеличивать свою роль в совершенном преступлении, скрывать соучастников преступления, не рассказывать про отрицательно их характеризующие эпизоды в процессе совершения преступления и т.п.
Таким образом, получение и оценка показаний несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, как психологические, так и процессуальные, которые будут рассмотрены в данной главе.
В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия:
-- младенческий возраст (от рождения до одного года);
-- раннее детство (от года до трех лет);
-- дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет),
-- младший школьный возраст (от шести-семи до 11 --12 лет),
-- подростковый возраст (от 11 -- 12 до 14-- 15 лет);
-- ранний юношеский возраст (от 14-- 15 до 17-- 18 лет) Гальперин П. Я., Запорожец А В , Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. - М., 1978. - С 18, Моргун В. Ф., Ткачева И. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. - М., 1981. - С 12,14.
Малолетними следует считать участников уголовного процесса, не достигших четырнадцати лет. Среди них, по признакам, определяемым, в первую очередь возрастом, можно выделить, по крайней мере, три группы:
1) дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет),
2) младшего школьного возраста (от 7 до 10-11 лет),
3) среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет). Несомненно, при правильной организации и проведении допроса малолетних свидетелей от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.
Несмотря на то, что доля малолетних в общем массиве лиц, допрашиваемых по уголовным делам, относительно невелика, однако они в силу разных причин иногда оказываются единственными очевидцами тяжких преступлений, располагают уникальной информацией, имеющей исключительно важное значение для органов расследования.[ См.: Галимов О.Х. Получение показаний от малолетних свидетелей и потерпевших на предварительном расследовании: Общие подходы и рекомендации. / О.Х. Галимов. // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть 2. - Красноярск, 2005. - С.169-173
Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается известными «кризисами» развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.
Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуре судопроизводства, что, безусловно, необходимо учитывать, независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он ни проходил по делу: свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым (подсудимым), его поведение во время допроса во многом будет определяться, прежде всего, возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития.
Все многообразие информации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются дети, можно разделить на три основные категории:
Первую из них составляет информация о материальных объектах действительности и их свойствах. Сообщение об этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, актуализацию и словесное описание.
Вторая категория объединяет сведения, воспринятые детьми в словесной форме. Информация о них сохраняется в форме слухового образа, если малолетний свидетель точно запоминает словесное, звуковое выражение сообщения, но не понимает его содержания.
К третьей категории относится информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны чувственным путем. Она возникает в результате умозаключений ребенка, понимания им внутреннего содержания событий.
Допросу несовершеннолетнего обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого. Для достижения указанных целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе.
Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но и даже относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания.
Важное значение имеет участие при допросе специалиста в области детской и юношеской психологии. Это позволяет разобраться в особенностях психики данного подростка и учитывать их как при разработке тактики допроса, так и в ходе самого допроса, а также для установления психологического контакта и формулирования вопросов.
Для получения от несовершеннолетнего правдивых показаний необходимо установить с ним психологический контакт, под которым понимается система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии, информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Установление психологического контакта с допрашиваемым - условие получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в период допроса, но и в последующий период работы с данным участником процесса. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. - Минск,1973. - С.73-74.
Допрос несовершеннолетнего обвиняемого начинается, по общему правилу, с выяснения его отношения к предъявленному обвинению. Однако, в связи со спецификой возраста обвиняемого, ему должно предшествовать разъяснение следователем совместно с защитником сущности и содержания предъявленного обвинения. При этом надо раскрыть значение юридических терминов, диспозицию и санкцию инкриминируемых ему статей уголовного закона. Заслуживает внимания рекомендация профессора Л. Л. Каневского о возможности выяснения у обвиняемого признает ли он себя виновным, не в начале допроса, а в конце. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. - Красноярск, 1991. - С.209. Действительно, такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать у подростка эмоциональное напряжение, которое будет мешать дальнейшему допросу.
Свободный рассказ несовершеннолетнего обвиняемого не рекомендуется прерывать, даже если подросток и отвлекается от изложения обстоятельств дела, так как связь между освящаемыми событиями может быть более сложной. Вместе с тем следует иметь в виду, что несовершеннолетние вследствие недостаточной развитости логического мышления, отсутствия опыта в последовательном и всестороннем изложении каких - либо событий могут испытывать трудности в освещении обстоятельств совершенного преступления. Задача следователя в этой связи заключается в том, чтобы, не сообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнему изложить свои показания в логической последовательности. При этом можно рекомендовать такие приемы как: «устранение эмоционального и смыслового барьера», «формирование мыслительной задачи», «напоминание», «детализация», «уточнение».
Постановка вопросов и ход дальнейшего допроса зависят от отношения несовершеннолетнего к предъявленному обвинению. Если подросток дает правдивые показания, то допрос носит, как правило, бесконфликтный характер.
При допросе в так называемых конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний не признает себя виновным в предъявленном обвинении, следователь с учетом повышенной внушаемости, заранее разрабатывает тактику допроса, проявляя особую осторожность при постановке вопросов.
Немалую сложность в конфликтной ситуации допроса представляет предупреждение и разоблачение ложных показаний обвиняемых. Мотивами дачи ложных показаний обвиняемым являются: неправильное понимание подростком чувства товарищества; повышенная стыдливость (в частности, в отношении половых преступлений); склонность к отстаиванию ранее данных ложных показаний, чтобы не показаться в глазах допрашиваемого лгуном; стремление прослыть самостоятельным, «взрослым», утвердить себя во мнении окружающих; нежелание «выдать» своего товарища, прослыть «ябедой»; обостренное самолюбие, стремление любым способом сохранить свой авторитет среди сверстников; повышенная эмоциональность подростка и неуравновешенность его эмоций; пониженная критичность и самокритичность, отсутствие жизненного опыта; слепая преданность подстрекателю и сообщникам; стремление преувеличить свою роль в содеянном; готовность солгать ради поддержания авторитета среди соучастников; боязнь физического наказания со стороны родителей или родственников за совершенное правонарушение; утверждение, что в преступлении участвовали и другие лица, в надежде уменьшить степень своей ответственности. Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних. - Волгоград, 1979. - С.11.
Сомнение в достоверности показаний могут возникнуть у следователя, как во время, так и после допроса. В процессе допроса такие сомнения порождаются противоречивостью показаний, их изменением, явным не соответствием известным обстоятельствам дела, имеющимся в распоряжении следователя доказательствам, заученность рассказа, наличие несвойственных несовершеннолетнему формулировок и выражений.
Следователю также надо учитывать особенности психики обвиняемого, содержащегося под стражей. В условиях изолированности от внешнего мира и дефицита информации подросток становиться более восприимчивым к воздействию на него со стороны следователя, Усиливается его склонность к внушению и самовнушению.
Если несовершеннолетний причастен к групповому преступлению, его психическое состояние также специфично. Во-первых, каждый из подростков боится признаться первым, чтобы не прослыть «предателем» и не навлечь на себя гнев своих товарищей. Во-вторых, любой из них не без основания опасается, что кто-то признается раньше него и изложит обстоятельства в невыгодном для него свете. В такой ситуации следователю целесообразно предупредить обвиняемого о том, что он рискует «опоздать» с дачей правдивых показаний.
Допрашивая лгущего несовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного психологического воздействия на него с целью получения правдивых показаний. В этом нет ничего противозаконного или аморального (если только это воздействие не содержит элементов обмана или насилия, т.е. является правомерным). Известны следующие методы правомерного психологического воздействия на личность допрашиваемого: метод убеждения, представляющий собой сообщение допрашиваемому сведений с целью воздействия на его эмоции, интеллект и волю; метод изобличения, заключающийся в передаче допрашиваемому информации, чтобы получить от него более полные сведения; метод правомерного внушения посредством требования, просьбы, предложения, совета, предостережения и предупреждения; метод эмоционального эксперимента - использование психического состояния допрашиваемого; метод примера, применяющегося в форме личного примера следователя или в форме сообщения о положительных действиях других лиц.
В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. Более целесообразно в ходе допроса делать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показания лучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи. Помощь в точной фиксации информации, полученной от допрашиваемого несовершеннолетнего может оказать использование звукозаписи при его допросе. Звукозапись показаний целесообразно применять в следующих случаях:
1. если несовершеннолетний правонарушитель меняет или может изменить свои показания под воздействием родственников, потерпевших, других соучастников;
2. при совершении преступления в группе или в результате вовлечения в преступную деятельность родственниками или другими взрослыми лицами;
3. для оглашения взрослому показаний несовершеннолетнего, если следователь во избежание отрицательного воздействия на подростка считает нецелесообразным производить между ними очную ставку;
4. для фиксации специфических оборотов речи;
5. с целью как-то дисциплинировать ее участников, нейтрализовать попытки некоторых из них оказать психическое давление на другого.
Таким образом, процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Одним из самых распространенных следственных действий является допрос, в ходе которого следователь получает ценную информацию, позволяющую выдвигать версии по делу, планировать расследование. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями.
2. Особенности процесса формирования показаний несовершеннолетних

Характеризуя особенности формирования показаний несовершеннолетних, прежде всего, отметим, что содержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будут зависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологических особенностей личности.
Дискуссионным вопросом рассматриваемой темы с точки зрения психологии педагогики является нижний возрастной порог, начиная с которого можно допрашивать несовершеннолетнего. Стоит согласиться с мнением большинства ученых о том, что в силу своеобразия восприятия, обусловленного возрастом, допрашивать можно детей старше трех лет См., например: Кузнецова С.В,. Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних / СВ. Кузнецова, Т.С. Кобцова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - С. 55. Если есть сомнения в возможности несовершеннолетнего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, то в соответствии со ст. 196 УПК РФ должна быть назначена экспертиза, о которой речь пойдет ниже.
Итак, дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наиболее характерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Однако выделение этих действий происходит у детей не по их объективной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам Коченов М. М. , Осипова Н Р Психология допроса малолетних свидетелей Методическое пособие. - М., 1984. - С 8-14.
Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибегает к сравнениям. Однако эти сравнения бывают весьма относительны и не точны. Это подтверждается тем, что, воспроизводя детали какого-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой -- маленький, старый -- молодой, далеко -- близко и т.п.).
Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей дошкольного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассивный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их. Причем некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а так, как это принято в семейном кругу, среди их знакомых.
Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле -- опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Дети данной возрастной группы (от 3 до 7 лет) плохо еще разбираются в причинных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе собственных представлений.
На протяжении последних десятилетий сложилась традиция приписывать детям дошкольного возраста повышенную склонность к фантазированию и исключительно богатое воображение. Считается, что на достоверность показаний несовершеннолетних оказывают влияние неполнота и неточность восприятия и воспроизведения, свойственные детскому и подростковому возрасту, сочетающиеся со склонностью к вымыслу и фантазированию. Описывая события и детали, которых в действительности не было, дети при этом далеко не всегда действительно лгут, то есть намеренно искажают действительность. Очень часто эти неверные сведения даются ими совершенно чистосердечно и добросовестно, им кажется, что рассказанное действительно происходило. Арипов Д. Допрос обвиняемого // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. - Душанбе; Изд-во Тадж. ун-та, 1968. - Сб. 2.
Однако, как считают М. М. Коченов и Н. Р. Осипова, специально исследовавшие данный вопрос под углом зрения задач, стоящих перед судопроизводством, повышенная склонность к фантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж и часто. Поскольку содержание и продуктивность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, который следует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния на них воображения малолетнего свидетеля. См. также: Гофштейн М. Стецовский Ю.И. Вопросы права несовершеннолетнего обвиняемого на защиту в стадии предварительного расследования. - Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1979. // Советская юстиция. - М.; Юрид. лит., 1980. - 20.
Кроме того, следует также помнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы. В контексте рассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны, склонность подростка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников) и, с другой -- податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие и что они хотят от него услышать. Однако рассказы о том, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными, схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению посторонних лиц, следует поинтересоваться: понятно ли ему то, о чем он говорит, и тогда легче будет обнаружить вымысел.
В период между 7-10 годами у детей происходят глубокие изменения в их сознании, мышлении, речи, заметно обогащается словарный состав, появляется способность с учетом приобретенного опыта объяснения происходящих событий, формируются навыки последовательного их изложения с большей детализацией. Увеличивается объем восприятия. Воображение становится богаче и реалистичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или услышанное, хотя все еще подростки до 14 лет не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. И, тем не менее, в этом возрасте, примерно с 8-- 10 лет, в разговоре с ними уже можно апеллировать к их чувству долга, к осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым Коченов М. М., Осипова Н. П. Указ. соч. - С. 19.
У детей подростковой группы (от 11 до 14--15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремление к самостоятельности, самоутверждению, обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.).
По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого человека становится очевидной общественная опасность таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие. Поэтому с этого возраста несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.
К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ). См. Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М.: Изд-во Бек, 2005. - С. 54 Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд гражданско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специально предусмотренных случаях (п. 2, 3 ст. 26 ГК РФ). Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. / Под. ред. Гуева А.Н. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С.60
В этой связи совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16-17-летнего возраста, целесообразно проводить «в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых».
Охарактеризовав особенности восприятия окружающего мира несовершеннолетними в связи с периодизацией их возраста, рассмотрим особенности формирования показаний несовершеннолетнего и особенности их изложения на допросе.
Итак, ребенок воспринимает зрительно материальный мир иначе, чем взрослый человек. Иными словами, сама картина мира предстает перед ребенком иной, не такой, как перед взрослым человеком. Поэтому ребенок может совершенно не заметить главного, но отчетливо воспринять второстепенные детали.
Свидетельские показания детей не редко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы не всегда даются в плане поставленных вопросов, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказывания детей.
При допросе несовершеннолетнего следует учитывать некоторые факторы, влияющие на точность и достоверность показаний, на их оценку. Должны быть приняты во внимание три момента:
1) возрастные и личностные особенности дающего показания (а также характеристику социальной микросреды);
2) условия, в которых воспринимались и перерабатывались впечатления, составляющие содержание его показаний, так называемая «атмосфера дела»;
3) способ получения показаний и их фиксации, форма допроса.
С точки зрения организационных моментов допроса несовершеннолетнего, то С. В. Кузнецова и Т.С. Кобцова совершенно справедливо отмечают, что вызов на допрос несовершеннолетнего потерпевшего не следует откладывать во избежание возможности его консультации со взрослыми или «сведущими» сверстниками См., например: Кузнецова С.В,. Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних / С. В. Кузнецова, Т.С. Кобцова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 55.
Событие, послужившее причиной к возбуждению уголовного дела, естественно, вызывает среди населения квартиры, дома и двора, где оно произошло, оживленный обмен мнениями по поводу предполагаемых виновников, обстоятельств, в которых оно произошло. После оживленных пересудов складывается общественное мнение. Понятно, что особенно чувствительными к этому мнению оказываются несовершеннолетние, которым суждения старших, естественно, кажутся очень убедительными и авторитетными. Исключительно много разговоров возникает обычно в тех случаях, когда совершено преступление на сексуальной почве, особенно в отношении малолетнего. Такие случаи вызывают большой общественный резонанс.
Для того, чтобы в показаниях не было искажений, а) допрос должен производиться в благоприятной обстановке (в том месте, где ребенок чувствует себя спокойно, уютно, в необходимых случаях - в присутствии педагога, родителей, психолога); б) вопросы должны быть особенно тщательно продуманы, наводящие вопросы, которые из-за внушаемости ребенка или подростка могут изменить показания, надо исключить, как этого требует ч. 2 ст. 189 УПК РФ; в) вопросы, предлагаемые несовершеннолетнему, и его ответы должны быть максимально точно зафиксированы в протоколе (это, впрочем, касается любого допроса).
Центральное место в организации допроса малолетнего занимает изучение его личности, как правило, более тщательное, чем при подготовке к допросу взрослого. В ходе предварительного расследования допрашивать несовершеннолетних свидетелей об эмоционально нейтральных для них обстоятельствах рекомендуется как можно скорее после их восприятия. В тех случаях, когда известно, что случившееся могло сильно взволновать ребенка, целесообразно допрашивать его не ранее чем через два-три дня после события. За это время уменьшается эмоциональное напряжение. Нередко при таком отсроченном воспроизведении наблюдается явление реминисценции, т.е. «всплывания» в памяти деталей, которые не могли бы быть воспроизведены вскоре после события. Через 12-15 дней после восприятия фактов воспоминания о них у ребенка начинают ослабевать, если они не вызывают у него особого интереса.
Одним из условий допроса несовершеннолетнего служит установление психологического контакта между следователем (дознавателем) и допрашиваемым. Во время допроса несовершеннолетнего потерпевшего следователь не должен избирать угрожающий тон, демонстрировать превосходство, властные полномочия, однако и неестественная суетливость, слащавость может вызвать у допрашиваемого недоверие. Следователь должен обладать навыками активного слушания, проявлять интерес к личности собеседника, ведь допрос с точки зрения уголовного процесса и криминалистики - это следственное действие, а с позиции психологии - общение двух людей. Поэтому здесь применимы такие приемы налаживания психологического контакта как проявление эмпатии, сопереживания, создание благоприятной для общения атмосферы (исключающей шум, появление посторонних лиц, телефонные звонки и пр.). Важно уметь использовать и невербальные способы налаживания информационного взаимодействия: следить за жестикуляцией, мимикой. Если допрашиваемый не желает идти на контакт, проявляет недоверие к следователю, ведет себя вызывающе, не следует применять запугивание, повышать голос. В этом случае следователю необходимо сохранять выдержку и суметь разъяснить потерпевшему важность его показаний для успешного расследования и раскрытия преступления. Потерпевший должен увидеть в следователе союзника, а не равнодушного чиновника.
Необходимо учитывать, что вопросы, задаваемые следователем, несовершеннолетний слышит не впервые. Обычно до того как дело дойдет до следственных органов, многие лица: родители, педагоги, соседи, друзья спрашивают потерпевшего о происшедшем, излагают свои версии случившегося (нередко убеждая несовершеннолетнего в своей правоте), и следователь получает уже искаженную информацию.
Запрещается использовать в ходе допроса наводящие вопросы, так как они действуют внушающее на допрашиваемого, поскольку уже в своей формулировке содержат желательный для следователя (дознавателя) ответ. Помимо наводящих, запрещается задавать улавливающие и безнравственные вопросы. С учетом того, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса, по мнению Г.М. Миньковского, следует приступить после окончания следственного действия. См.: Руководство для следователей. Ч.1. / Отв.ред. В.В. Найденов, П.А. Олейник. - М., 1981. - С.200 (автор главы Г.М. Миньковский). На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может напугать или насторожить факт фиксации его показаний.
Наибольшую ценность представляет свободный рассказ потерпевшего о событии, запись его должна быть по возможности дословной, и она должна сохранить характер и стиль высказываний несовершеннолетнего. Малолетние потерпевшие зачастую вкладывают в отдельные слова и понятия совершенно иной смысл, чем обычно им придается. Так, малолетняя потерпевшая рассказала, что у лица, совершившего на нее посягательство, на руке был «нарисован» тигр. На руке Н., изобличенного позднее в совершении этого преступления, была татуировка танка. Для выяснения причины возникшего противоречия при повторном допросе следователь показал девочке фотографию татуировки с руки Н. и попросил сказать, что изображено на снимке. Девочка ответила, что это тигр, как ей говорил папа. Отец девочки позже пояснил, что когда он водил дочь на площадь, где стояла трофейная военная техника, он показал ей на танк и объяснил, что этот танк - «тигр» Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие / О.Я. Баев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - С. 215.
Особо следует остановиться на показаниях несовершеннолетнего потерпевшего. Для допроса несовершеннолетнего потерпевшего применимы те же тактические приемы и комбинации, что и для допроса иных участников, при этом также можно выделять допрос в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации. Для бесконфликтной ситуации применимы, например, такие приемы допроса потерпевшего как предложение изложить факты, строго соблюдая последовательность развития события, о котором даются показания, постановка вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемого ассоциативны связи, производство допроса на месте события и пр. К числу приемов, применяемых в конфликтной ситуации, можно отнести выяснение мотивов дачи ложных показаний и устранение этих мотивов, максимальная детализация и конкретизация показаний допрашиваемого, постановка неожиданного вопроса, повторный допрос в необходимых случаях и др.
В случаях, когда потерпевший пережил сильную психотравмирующую ситуацию, психотерапевты рекомендуют использовать такой прием как ведение рассказа от «третьего лица»: вместо местоимений «я», «мне» употреблять местоимения «он», «ему». Таким образом, жертва описывает случившееся как бы с позиции стороннего наблюдателя. Этот прием целесообразно использовать при допросе потерпевших от сексуальных посягательств, привлекая в качестве специалиста психолога или психотерапевта Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. -- М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - С. 66.
Полнота и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.