На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, основные задачи, сроки, поводы и основания возбуждения уголовного дела. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Публичный, частнопубличный, частный порядок возбуждения уголовного дела. Прокурорский надзор за законностью его возбуждения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Возбуждение уголовного дела первоначальная стадия уголовного
процесса
1.1 Понятие, задачи и сроки возбуждения уголовного дела
1.2 Значение стадии возбуждения уголовного дела
2. Поводы и основания возбуждения уголовного дела
2.1. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
3. Порядок возбуждения уголовного дела
3.1. Публичный, частно-публичный, частный порядок возбуждения уголовного дела
3.2 Субъекты, правомочные возбуждать уголовное дело
3.3 Обстоятельства, исключающие производство по уголовному
делу
3.4 Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела
4. Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Современные качественные изменения судопроизводства предопределяют необходимость не только совершенствования законодательства, но и значительное повышение качества и эффективности уголовно- процессуальной деятельности.
Это требует от каждого работника правоохранительных органов всестороннего знания тех теоретических вопросов, от разрешения которых непосредственно зависит повышение уровня судебной и следственной работы.
К указанному числу, в первую очередь, следует отнести вопросы, связанные со стадиями уголовного процесса, центральное место, в котором, на мой взгляд, занимает такой институт уголовно-процессуального права как возбуждение уголовного дела.
Своевременное, основанное на законе возбуждение уголовного дела и производство расследования способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.
Вместе с тем возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований также как и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, являются грубейшим нарушением законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам его граждан.
Нередко возбуждение и принятие к своему производству уголовного дела при отсутствии к тому оснований влечет и другие более серьезные последствия нарушения законности - необоснованное задержание, привлечение лица в качестве обвиняемого, производство обыска, применение иных мер государственного принуждения (привод, отстранение от должности и т. д.).
Никакие иные нарушения законов не приносят людям больших нравственных и физических страданий.
Необоснованное возбуждение уголовных дел отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений.
Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие заявлений (сообщений) о преступлениях от регистрации подрывают принцип неотвратимости ответственности, создают возможность неизобличённым преступникам совершать новые, подчас более тяжкие и жестокие преступления, вовлекать в них других лиц.
Подобные нарушения закона искажают подлинную картину состояния преступности в том или ином районе, городе, подрывают авторитет правоохранительных органов.
Реформирование правовой системы, а также произошедшие за последние годы изменения в экономической и политической жизни России в значительной мере оказали влияние на сферу уголовного судопроизводства. Так, при введении нового Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ был кардинальным образом изменен ряд институтов уголовно-процессуального закона, введены новые понятия и направления процессуальной деятельности.
Значительным преобразованиям был подвергнут процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.
Актуальность избранной темы заключается в том что, возбуждение уголовного дела является самостоятельной и первоначальной стадией уголовного процесса которой присущи конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг субъектов, их уголовно-процессуальных действий и правоотношений и т.д. В условиях переориентации российского уголовного судопроизводства на усиление обеспечения прав личности обостряется проблема законности и обоснованности акта возбуждения уголовного дела, в связи с чем, вопросы процессуального порядка возбуждения уголовного дела приобретают особую актуальность и нуждаются в подробном объективном исследовании.
Законодательной основой данной работы выступают - Конституция Российской Федерации,, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регулирующие главу 19 УПК РФ «поводы и основания для возбуждения уголовного дела», и глову 20 «Порядок возбуждения уголовного дела» на современном этапе в Российской Федерации.
Новизна данной работы представляется в том, что на уровне выпускной квалификационной работы проанализированы основные положения стадии возбуждения уголовного дела, а именно:
Понятие, задачи и сроки возбуждения уголовного дела;
Значение стадии возбуждения уголовного дела;
Поводы и основания возбуждения уголовного дела;
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении;
Порядок возбуждения уголовного дела;
Субъекты, правомоченные возбуждать уголовное дело;
Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу;
Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела;
Значимость настоящей выпускной квалификационной работы в том, что она систематизирует уже имеющиеся знания о возбуждении уголовного дела, углубляет и расширяет эти знания, а также обозначает имеющиеся проблемы и пути усовершенствования уголовно - процессуального законодательства.
Объектом исследования являются нормы современного российского законодательства, регулирующие порядок возбуждения уголовного дела и деятельность по обеспечению его законности и обоснованности, а также материалы правоприменительной практики и статистические данные.
Предметом исследования выступают уголовно - процессуальные отношения возникающие на стадии возбуждения уголовного дела.
Целью данного исследования являются:
Разработка положений, направленных на совершенствование теоретической модели возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел;
Выявление их разрешение проблем возникающих при реализации соответствующих правовых норм.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решений следующие задачи:
Охарактеризованы понятие и значение стадии;
Рассмотрены поводы и основания возбуждения уголовного дела;
Раскрыт порядок возбуждения уголовного дела;
Методология работы заключается в применении следующих методов: диалектический метод познания, метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, метод обобщения, системный подход к изучению.
Структура работы состоит из введения, четырех разделов и заключения.
В первом вопросе раскрыты, понятие, задачи и сроки возбуждения уголовного дела, значение стадии возбуждения уголовного дела.
Во втором вопросе раскрыты, порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
В третьем вопросе раскрыты, субъекты, правомочные возбуждать уголовное дело, обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела.
В четвертом вопросе раскрыты, процессуальные средства реагирования прокурора на незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, некоторые точки зрения ученных на вопрос о возбуждении уголовного дела.
1. Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса

В настоящее время насущной и актуальной является проблема завоевания доверия граждан по отношению к органам власти, в том числе - к органам внутренних дел.
Длительный период бюрократического формирования статистической картины криминогенной ситуации на территории государства привел в итоге к тому, что сотрудники милиции стали бороться не с преступностью, а со статистикой.
В середине 90-х годов складывалась парадоксальная ситуация, когда вновь принятым сотрудникам милиции «по наследству» передавали способы и уловки «уговаривания граждан» с той, целью, чтобы они отказывались от своего первоначального намерения подавать в ОВД заявления о совершенных в их отношении преступлениях, а также способы искажения (например, занижения стоимости похищенного) информации в заявлениях граждан с целью получения возможности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и, соответственно, избежание очередного «глухаря».
В настоящее время одним из приоритетных направлений в деятельности ОВД является совершенствование учетно-регистрационной дисциплины.
Однако анализ результатов оперативно-служебной деятельности ОВД свидетельствует о том, что существенных изменений в стиле и методах работы по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины не произошло, уровень доверия населения к ОВД остается крайне низким.
Более того, не сокращается число выявленных укрытых преступлений от учета, в том числе не уменьшается количество сотрудников, допускающих нарушение законности при регистрации и рассмотрении заявлений граждан.
Например, в 2005 году выявлено более 158 000 укрытых преступлений от учета.
К уголовной ответственности за допущенные нарушения привлечены более 1,5 тысячи сотрудников милиции и около тысяч наказано в дисциплинарном порядке.
Практика показывает, что в настоящее время большое количество нарушений в области учетно-регистрационной дисциплины происходит в результате юридической неграмотности и слабой профессиональной подготовки сотрудников ОВД, занимающих должности участковых уполномоченных милиции и оперативных уполномоченных подразделении уголовного розыска, на плечи которых ложится основное бремя по рассмотрению разрешению материалов.
Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1, 2 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией РФ на первое место в уголовном праве России поставлена цель охраны от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ), в интересах которого должно действовать государство.
Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.
Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона.
В уголовном праве принцип законности подразумевает соблюдение закона органами власти при квалификации деяния либо отнесении деяния в разряд преступления.
Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.
Выступая в качестве субъекта уголовно-правовых отношений, органы внутренних дел осуществляют деятельность по реализации норм уголовного права. В указанной сфере отношений задачей органов внутренних дел является борьба с преступностью. Федулаев Д.А., Матыненко Н.Э. Факторы, влияющие на нарушение законности в деятельности ОВД, и средства воздействия на них
Деятельность органов дознания, следователя, прокурора и суда по расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел носит публично-правовой характер.
Преступления, как наиболее опасный вид правонарушений, причиняют личности, правам и свободам человека и гражданина, обществу, государству серьезный вред.
Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений (ст. ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2 УК РФ, ст. 6 УПК РФ, ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Реализация этих задач в достигается путем возбуждения уголовного дела, уголовного преследования лиц, совершивших преступление, их обвинения, судебного рассмотрения и разрешения дела с целью того, чтобы виновное лицо было осуждено и подвергнуто наказанию.
Невиновное лицо должно быть освобождено от ответственности или наказания.
Уголовный процесс должен ограждать невиновного от уголовного преследования и осуждения, а в случае, когда такое осуждение или преследование имело место, обеспечивать реабилитацию невиновного.
Быстрое раскрытие преступлений и изобличение виновных предполагают в предусмотренные законом сроки установить обстоятельства происшедшего преступления, выявить лицо, его совершившее, собрать и проверить доказательства виновности обвиняемого и тем самым назначить виновному наказание, максимально приближенное по времени к моменту совершения преступления.
Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по делу.
Лишь при соблюдении этого условия существует возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного, и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, поскольку изобличить и наказать виновного - значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного.
Деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания имеет определяющее и организующее значение при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.
Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законное производство по уголовному делу, законность принимаемых решений.
Вся система уголовно-процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном законом порядке.
Этот порядок (процессуальная процедура) обязателен для всех (ч.ч. 1,2 ст.1 УПК РФ); именно он обеспечивает законность производства по делу, права, интересы и свободы лиц, участвующих в деле, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений.
Таким образом, уголовное судопроизводство - это осуществляемая установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.
1.1 Понятие, задачи и сроки возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания к началу уголовного преследования в связи с совершенным или готовящимся преступлением и создаются правовые условия для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия.
Правовые отношения в стадии возбуждения уголовного дела регулируются гл. 19 и 20 УПК РФ, а также принятыми на их основе ведомственными правовыми актами о порядке приема, регистрации, рассмотрения сообщений о преступлениях.
Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Нынешние законодательные реалии таковы, что именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях… и точкой отсчета сроков данного производства.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела по новому УПК // Российский судья, № 5, 2003
Непосредственными задачами первой стадии являются:
а) обнаружение признаков совершенного или подготовляемого преступления;
б) определение правовых оснований и выбор соответствующего порядка дальнейшего уголовного производства;
в) предотвращение предварительного следствия и дознания, когда в них нет необходимости (ст.21, 144 УПК РФ).
Обязанность принятия заявления (сообщения) о преступлении позволяет говорить о наличии у органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя и члена следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора на стадии возбуждения уголовного дела задачи реагирования на каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.
Возложение законодателем на уполномоченных на то должностных лиц и органы обязанности разрешать заявления (сообщения) о преступлении: возбуждать (ст. ст. 146, 147, 318 УПК РФ) или отказывать в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) - позволяет сформулировать вторую задачу указанных субъектов уголовного процесса.
Перед ними стоит задача оградить последующие этапы уголовного процесса от рассмотрения происшествий, бесспорно не связанных с совершением общественно опасного деяния.
Исходя из редакции ч. 1 комментируемой статьи можно сделать вывод, что и первая, и вторая задачи стоят перед органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственной группы, начальником следственного отдела и прокурором одновременно.
Это двуединая задача стадии возбуждения уголовного дела.1 Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Закону РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции»
Стадия начинается с получения информации о преступлении и завершается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Структурно производство в стадии представляет собой следующие, последовательно сменяющиеся части:
прием заявления или сообщения о преступлении и его регистрации;
рассмотрение и оценка поступивших материалов;
проверка с целью получения дополнительных материалов (доказательств);
разрешение материалов по существу (принятие итогового решения);
исполнение принятого решения контроль и надзор за законностью и обоснованностью совершенных и совершаемых действий и принемаемых в стадии решений.
Возбуждение уголовного дела как самостоятельная стадия уголовногпроцесса имеет свои определенные задачи:
выявление факта совершения преступления;
создания условий для раскрытия преступлений;
обеспечение реализации уголовной ответственности лица совершившего преступление;
уголовное преследование виновного;
обеспечение защиты прав и законных интересов потерпевшего
реабилитацию невиновного в совершении преступления лица;
восстановление прав и законных интересов других участников уголовного судопроизводства;
создание условий, обеспечивающих всесторонность, полноту и объективность расследования.
На данной стадии уголовного судопроизводства установлены сроки для рассмотрения сообщения о преступлении и принятия по нему решения, а также сроки, устанавливающие процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела и рассмотрения жалоб, подданных в связи с отказом в ВУД.
Согласно ч.1 ст.144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя а прокурор по ходатайству дознавателя в праве продлить этот срок до 30 суток (ч.3 ст. 144 УПК РФ).
Копия постановления следователя, дознавателя, руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору (ч.4 ст.146 УПК РФ).
Трое суток - достаточно короткий срок, так как в этот период необходимо провести множество мероприятий.
Но в то же время соблюдение данного срока дает возможность при проведении неотложных следственных действий собрать максимальное количество доказательств и создает предпосылки для раскрытия преступления «по горячим следам», однако этот срок может быть продлен.
Согласно ч.4 ст. 146 УПК РФ, прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела, признав его не законным или не обоснованным вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.
О принятом решении руководителя следственного органа следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
На основании ч.4 ст.148 УПК РФ, заявителю направляется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течении 24 часов с момента его вынесения.
При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководитель следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
1.2 Значение стадии возбуждения уголовного дела

Значение стадии возбуждения уголовных дел заключается прежде всего, в том что, законное, обоснованное и своевременное начало производства по уголовному делу - одно из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования.
И наоборот, незаконное, необоснованное, несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко - к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.
При решении вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел, нежелательна и другая крайность - непродуманное поспешное принятие такого решения.
Оно влечет за собой нередко незаконные и необоснованные задержания и аресты, обыски и выемки, предъявления обвинения, а порой - осуждение невиновных.
Случаи необоснованного возбуждения уголовных дел допускались особенно в период 1960 - 1970 годов, когда раскрытием преступления считался сам по себе факт возбуждения уголовного дела.
Это явно неудачный критерий был введен инструкцией МВД СССР № 242 от 11 ноября 1970 года, согласованной с Прокуратурой Союза ССР. Органы дознания и следователи, стремясь побыстрее отчитаться перед руководством о раскрытии преступления, допускали нередко незаконное и необоснованное возбуждение дела.
Многие из таких решений отменялись прокурорами, но большинство проводилось в жизнь что, в итоге, приводило к необоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности.
Указанный критерий не выдержал испытания временем и был отменен.
С 1987 года преступление считается раскрытым после утверждения прокурором обвинительного заключения.
Несмотря на весьма строгие предписания законодателя, относительно законности и обоснованности возбуждения уголовных дел органы дознания и следователи выносят до сего времени еще не мало незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел, многие из которых отменяются прокурорами.
Достаточно сказать что, прокуроры ежегодно отменяют свыше пятидесяти тысяч незаконных и необоснованных постановлений.
Производство по уголовным делам, состоит из ряда взаимосвязанных стадий, каждая из которых имеет свое предназначение, а все они, вместе взятые, призваны способствовать устранению истины по уголовному делу и постановлению судом правосудного приговора.
Стадия возбуждения уголовного дела рассматривается некоторыми практиками следственных органов как стадия второстепенная.
Утверждению такой позиции в определенной мере способствуют некоторые теоретики права, которые оценивают значение данной стадии ниже, чем иных последующих стадий в особенности стадии судебного разбирательства.
Между тем конструкция УПК РФ позволяет сделать вывод: стадия возбуждения уголовного дела является самостоятельной, имеющей такое же важное процессуальное значение, как и все последующие.
В связи с этим УПК РФ отводит стадии возбуждения уголовного дела специальную главу VII.
В ней дается законодательное регулирование поводов и оснований к возбуждениию уголовного дела, порядка возбуждения и отказа в возбуждении, производства последующих за этим процессуальных действий.
Достаточно подробная правовая регламентация возбуждения уголовного дела подчеркивает важное и социальное значение этой стадии.
Между тем, некоторые следователи и прокуроры недооценивают ее значение, хотя она, эта стадия, на прямую связана, с одной стороны с соблюдением конституционных принципов, например неприкосновенность личности и жилища, презумпции невиновности, а с другой - с обеспечением основополагающего принципа уголовного права - неотвратимости наказания за совершения преступления.
Как бы подводя итог всему вышесказанному, можно сказать что, стадия возбуждения уголовного дела - это первая самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении компетентными органами государства (органом дознания, следствия прокуратуры судом ) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела, или при отсутствии таких условий об отказе в этом.
Значение этой стадии в том, что она обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, защищает права и законные интересы граждан, которые в случаях необходимого возбуждения уголовного дела могли бы оказаться нарушенными, так как ряд граждан оказались бы неизбежно необоснованно втянутыми в процедуру расследования преступления.
Стадия возбуждения уголовного дела также ограничивает дознавателя и следователя от расследования по уголовным делам, не имеющим никакой судебной перспективы, что отвлекало бы их, как и весь следственный аппарат, от расследования действительно опасных и тяжких преступлений.
2. Поводы и основания возбуждения уголовного дела

Поводы к возбуждению уголовного дела - это информация о совершенном или готовящемся преступлении, обязывающая дознавателя, органа дознания, следователя или суд разрешить данную информацию и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
Для возбуждения уголовного дела необходимо:
1.Наличие законного повода, (ч. 1 ст. 140 УПК РФ)
2.Наличие достаточного основания, (ч. 2 ст. 140 УПК РФ)
3.Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу (ст. 24 УПК РФ).
Стадия возбуждения уголовного дела и, соответственно, уголовный процесс начинаются с поступления в компетентные органы информации о преступлении из установленных в законе источников - поводов для возбуждения уголовного дела.
УПК РФ устанавливает исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела (п. 1 - 3 ст. 140 УПК РФ).
В ст. 141 - 143 УПК РФ закреплены требования, предъявляемые к форме и содержанию поводов для возбуждения уголовного дела.
Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1.Заявление о преступлении.
Законодатель не закрепляет четких требований к такому заявлению.
Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде (ч. 1 ст. 141 УПК РФ).
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ).
Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.
Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя (ч. 3 ст. 141 УПК РФ).
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания(ч. 4 ст. 141 УПК РФ).
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в форме рапорта об обнаружении признаков преступления (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя (ч. 6 ст. 141 УПК РФ).
Не любое заявление может являться поводом для возбуждения уголовного дела, а только то заявитель, которого известен.
Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
2.Явка с повинной.
Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ч. 1 ст. 142 УПК РФ).
Явка с повинной не требует от лица раскаяния в совершенном преступлении и заглаживание причиненного вреда.
Достаточно чтобы лицо сообщило о факте совершения преступления.
Для этого также не требуется того, чтобы лицо явилось к должностному лицу, уполномоченному возбуждать уголовное дело.
Сообщение о факте совершения преступления может быть сделано лицом по телефону с обязательным указанием места нахождения такого лица.
Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол (ч. 2 ст.142 УПК РФ).
Явка с повинной будет иметь место только в случае признания лицом факта совершения преступления и своей вины в его совершении.
Если лицо сообщает о совершении преступления иным лицом, а также в случае признания факта совершения им преступного деяния, но отказ от признания вины, то явки с повинной не будет.
Явка с повинной имеет не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-правовое значение: она является обстоятельством, смягчающим ответственность, а в указанных в законе случаях - и основанием для освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
Таковым, в частности, являются сообщения учреждений или организаций, а также должностных лиц.
Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы.
К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления.
Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПКРФ.
Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, документальный фильм и т. п.).
Рассматриваемым поводом к возбуждению уголовного дела охватывается также выявление соответствующим должностным лицом информации о преступлении по собственной инициативе.
Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознаватель и следователь - при расследовании других уголовных дел, прокурор - при осуществлении надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т. п.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание.
Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).
УПК РФ не определяет, о каких признаках идет речь.
Учитывая, что на стадии возбуждения уголовного дела нет необходимости, а иногда и возможности установить признаки всех элементов состава преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, на данном этапе не всегда известно лицо, совершившего деяние, под достаточными, основаниями указывающими на признаки преступления, следует понимать данные о том, что действительно имело место деяние, это деяние противоправное (предусмотренное соответствующей статьей УК РФ) и наказуемое (за его совершение) предусмотрена уголовная ответственность.
Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания, следователем из определенных законом установленных источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении.
Если в имеющихся в распоряжении дознавателя, следователя или органа дознания данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено.
Так, недопустимо возбуждение уголовного дела на основе сведений об антиобщественных мыслях и установках лица, если они не были воплощены в конкретном преступном деянии.
Не может считаться обоснованным и возбуждение дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях и т. п.).
Нельзя возбуждать уголовное дело и в случаях, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
2.1 Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами:
заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;
письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;
протокол принятия устного заявления о преступлении;
протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении;
заявление о явке с повинной;
протокол явки с повинной;
рапорт об обнаружении признаков преступления;
протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах их компетенции.
Принятие (прием) сообщения о преступлении - это получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия.
При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.
На следственной практике предварительная проверка обычно включает в себя не только указанные выше процессуальные действия, но и некоторые другие.
Например, часто проводятся контрольные закупки товаров, оперативно-розыскные действия, получение образцов, ведомственная проверка и ведомственная экспертиза, опросы граждан и должностных лиц, ознакомление с обстановкой на месте, обследования, изучение документов, исследование (направление на исследование), изъятие предметов и документов, судебно-медицинское освидетельствование и др.
Должностное лицо, организующее проведение проверки сообщения о преступлении, правомочное либо уполномоченное лицо на ее проведение с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, обязано в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:
- по предотвращению и пресечению преступления;
- по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования;
- по проведению розыскных и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и задержанию лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.
О принятых мерах неотложного реагирования по сообщению о преступлении и их результатах должно быть в максимально короткий срок, не более чем в течение 24 часов, доложено дознавателю, начальнику органа дознания или его заместителю, а также следователем, руководителем следственного органа для организации дальнейшей проверки этого сообщения.
Решение по принятому сообщению должно быть вынесено в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
В необходимых случаях данный срок может быть продлен.
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения.
При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.
Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч.2 ст. 144 УПК РФ).
Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей.
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд (ч. 5 ст.144 УПК РФ).
Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 145 УПК РФ).
1.о возбуждении уголовного дела;
2.об отказе в возбуждении уголовного дела;
3.о передаче сообщения по подследственности а по уголовным делам частного обвинения - в суд.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).
При принятии решения о передаче дела по подсудности орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).
3. Порядок возбуждения уголовного дела
УПК РФ предусматривает различный порядок возбуждения уголовного дела в зависимости от следующих обстоятельств;
1.Вида уголовного преследования (обвинения);
2.Должностного положения лиц, в отношении которых возбуждено уголовное дело;
Уголовное преследование осуществляется в публичном, частно - публичном и частном порядке, соответственно различается и порядок возбуждения уголовного дела.
3.1 Публичный, частно-публичный, частный порядок возбуждения уголовного дела

Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения за
креплен в ст. 146 УПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа следователь в пределах компетенции возбуждает уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
1) дата, время и место его вынесения;
2) кем оно вынесено;
3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело (ч. 2 ст. 146 УПК РФ).
Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка (ч. 3 ст. 146 УПК РФ).
Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании.
В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.
Возбуждение уголовного дела частного и честно - публичного обвинения закреплен в ст. 147 УПК РФ (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ).
О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. ( ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Возбуждение уголовного дела частного обвинения осуществляется не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 1 ст. 147 УПК РФ):
1) в отношении конкретного лица;
2) в отношении: члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; прокурора; Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; руководителя следственного органа; следователя адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление. (ч. 2 ст. 147 УПК РФ).
Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 132 частью первой, 136 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частно - публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.
Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.
Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении частного и частно-публичного обвинения, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ст. 147 УПК РФ).
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК РФ).
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК РФ).
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования (ч. 4 ст. 148 УПК РФ).
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд (ч. 5 ст. 148 УПК РФ).
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя (ч. 7 ст. 148 УПК РФ).
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, отнесенных к его подследственности, производит дознание (ст. 149 УПК РФ).
3.2 Субъекты, правомочные возбуждать уголовное дело

Полномочиями по возбуждению уголовного дела обладают: орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь.
Указанные органы и должностные лица, в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).
Постановление о возбуждении уголовного дела являет юридическим фактом с момента которого возникают отношения по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу.
Право решать вопрос о возбуждении уголовного дела частного и частно - публичного обвинения принадлежит потерпевшему (частному обвинителю) или его законному представителю.
Уголовное дело возбуждается по его волеизъявлению.
Однако дальнейшее производство по делам частно - публичного обвинения осуществляется компетентными государственными органами независимо от воли потерпевшего (ч. 1 ст. 147 УПК РФ).
На стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только факт обнаружения признаков преступления, свидетельствующих о совершении преступного деяния.
Понятие признаков преступления не тождественно понятию состава преступления.
Признаки преступления на момент возбуждения уголовного дела - это чаще всего, данные об объекте преступления и объективной стороны деяния, дающие основания для вывода о деянии, которое в уголовном законе характеризуется как преступление.
Для возбуждения уголовного дела возбуждения уголовного дела не требуется установления всех элементов состава преступления.
Выявление состава преступления осуществляется на стадии предварительного расследования.
3.3 Обстоятельства исключающие производство по уголовному делу

Уголовное дело подлежит прекращению по основаниям предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в случаях когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены иным уголовным законом.
Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
Уголовное дело подлежит прекращению в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключение случаев предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются следующие:
1.Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) - означает отсутствие самого факта общественно опасного деяния.
2.Отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) - может быть признано в тех случаях, когда сам факт противоправного деяния установлен, однако а) действия этого лица носили правомерный характер (необходимая оборона и другие обстоятельства, предусмотренные ст. 37-42 УК РФ);
б) отсутствует один из обязательных элементов состава преступления (ст. 20 УК и ч. 3 ст. 27 УПК РФ).
Отказ по данному основанию допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).
3.За истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Решение принимается с учетом требований ст. 78 УК РФ о сроках давности и порядке их исчисления.
4.Смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), при условии, что нет необходимости в производстве по уголовному делу для реабилитации умершего.
5.Отсутствие заявления потерпевшего (п. 5 I ч. 1 ст. 24 УПК РФ) по делам частного и частно-публичного обвинения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.
6.Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 3-5, 9 и 10ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных у в п. 1, 2 ч. 1 ст. 448 (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
1) осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ );
2) освидетельствование и назначение экспертизы -для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч; 4 ст. 146 УПК);
3) иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК РФ );
4) требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК РФ );
5) требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а так же данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
6) оративно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному дел.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимают одно из следующих решений:
о возбуждении уголовного дела в порядке;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения по подследственности.
о принятом решении сообщается заявителю.
При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
3.4 Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела

Согласно статье 129 Конституции РФ Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему, полномочия, организация и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ регулируется Федеральным Законом «О прокуратуре РФ».
Согласно статье 3 которого, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокурора определяются Конституцией РФ, Законом РФ, «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, а также международными договорами.
Что касается международных договоров РФ, то согласно части 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди международных договоров, касающихся осуществления прокуратурой надзора в стадии возбуждения уголовного дела, особого внимания заслуживают документы, регламентирующие вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Основополагающими из них являются следующие:
1) Устав ООН 1945 года, подтверждающий право каждого человека на соблюдение законности в отношении него и провозглашающий сотрудничество членов ООН в деле реализации прав человека и основных свобод без разделения по признакам расы, пола, языка и религии как одну из целей этой международной организации.
2) Всеобщая декларация прав человека 1948 года, закрепляющая принцип презумпции невиновности.
3) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, закрепляющий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, устанавливающий, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не должен быть лишен свободы иначе как в соответствии с установленной законом процедурой.
При аресте каждому арестованному должны быть сообщены причины его ареста, он должен быть немедленно информирован о существе предъявленного ему обвинения.
4) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, закрепляющий обязанность государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению прав и свобод человека и их соблюдению.
5) Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1988 году.
В его основу положена ст. 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, указывающая на недопустимость произвольного задержания или ареста.
Основная цель Свода состоит в обеспечении задержанным режима, соответствующего статусу неосужденных.
Лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки или на освобождение до суда. Кроме того, каждому задержанному должно быть предоставлено право на получение юридической помощи адвоката.
После задержания лицо должно быть незамедлительно проинформировано компетентным органом об этом своем праве, ему должны быть предоставлены возможности для его осуществления.
6) Минская Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г, в соответствии с которой Генеральная прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов при выполнении поручений о проведении розыска, следственных действий, особенно тех, по которым требуется санкция прокурора.
7) Соглашения о сотрудничестве, правовой помощи и борьбе с преступностью между Генеральной прокуратурой РФ и соответствующими органами других государств, возможность заключения которых предусмотрена статьей 2 Закона РФ «О прокуратуре РФ».
В соответствии со ст.71 Конституции РФ прокуратура и уголовно-процессуальное законодательство отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.
То есть полномочия прокурора, в том числе при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела, могут устанавливаться только федеральным законодательством.
В соответствии со ст.30 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Наиболее полно и предметно полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела определены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в соответствии с п.1 ст.1 которого порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается данным Кодексом, основанным на Конституции РФ1 Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ в ред. от 26.04.2007 // Консультант Плюс: Версия проф..
Процессуальное положение прокурора при надзоре в стадии возбуждения уголовного дела, формы и методы деятельности определяются непосредственными задачами, решаемыми им в данной стадии уголовного процесса.
Согласно ст.29 Закона РФ О прокуратуре РФ, при осуществлении надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Нормы, составляющие основу прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, закреплены в частности в статьях 144, 146, 147 УПК РФ.
Так, в соответствии с п.5 ст.144 УПК РФ отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору; в соответствии с п.1 ст.146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель или следователь возбуждают уголовное дело с согласия прокурора, получив постановление о возбуждении уголовного дела прокурор незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки.
При осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела велико значение актов высших судебных органов РФ - Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принимаемых в пределах их компетенции по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела.
Эти акты формируют единообразие понимания нормативных актов всеми субъектами права и, как следствие, содействуют выработке единой правоприменительной практики в сфере деятельности органов и учреждений прокуратуры.
Тем более согласно статье 39 Закона РФ О прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлением о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным делам.
Очень важная роль в обеспечении законности, в том числе при осуществлении прокурорского надзора в стадии возбуждения головного дела принадлежит Конституционному Суду РФ, который, как того требует часть 4 ст.125 Конституции РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации носят многоплановый характер.
Приказы Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов.
Они основываются на положениях Конституции РФ, Закона РФ О прокуратуре РФ и других федеральных законов, международных договоров РФ, издаются в целях надлежащего исполнения отмеченных нормативных правовых актов по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности прокуратуры.
В качестве таковых выступают в том числе вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание.
Так, Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12.09.2006 регулирует вопросы усиления прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях, Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 12 от 16.03.2006 предусматривает меры по совершенствованию системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ.
Приказы Генерального прокурора РФ создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры Закона о прокуратуре, других федеральных конституционных и федеральных законов.
При этом обязательным условием является требование о том, что издаваемые приказы не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Указания Генерального прокурора РФ представляют собой нормативные акты общего характера, которые принимаются по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов.
Они, как правило, регламентируют более узкие участки деятельности прокуратуры.
Указаниями, например, вводятся в действие методические рекомендации прокурорским работникам по различным аспектам их работы.
Так, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание1 Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность №8 1997. С.56..
Являясь в своем большинстве ведомственными нормативными правовыми актами, приказы и указания Генерального прокурора РФ входят в число актов, уточняющих правовые основы деятельности прокуратуры, им принадлежит важная роль в обеспечении эффективного функционирования системы органов прокуратуры.
В приказах и указаниях Генерального прокурора конкретизируются общие нормы законов, формулируются правила реализации нормативных предписаний, находят выражение оптимальные формы организации работы прокурорских работников всех уровней.
Будучи подзаконными актами, они тем не менее имеют прямое отношение к проведению в жизнь предписаний законов.
В соответствии со ст.30 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
При этом имеются в виду указания общего, принципиального характера.
Такие указания являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений, направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.
Инструкция также относится к нормативным правовым актам Генерального прокурора РФ, регулирующим надзорную деятельность прокуратуры.
Инструкция какнормативный правовой акт подзаконного характера, издаётся с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта.
Инс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.