На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Оккупационный режим захватчиков. Уничтожение евреев в рейхскомиссариате Украина. Холокост на Западной Волыни. Движение сопротивления против захватчиков. Правовые аспекты деятельности Украинской повстанческой армии (УПА). Присоединение Западной Украины.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования и науки Украины
Таврический Национальный университет
им. В. И. Вернадского

Кафедра историко-правовых дисциплин
Курсовая работа

Тема:
«Украинская государственность в годы
Второй Мировой войны»

Выполнила:
____________________
студентка I курса,
юридического факультета,
________группа
Научный руководитель:
___________________________
г. Симферополь, 2005 г.
Содержание:
Введение.
Приложение. Документы.
I. Основные черты права.
II. Оккупационный режим захватчиков.
1. Агрессия нацистской Германии;
2. Политика уничтожения евреев в рейхскомиссариате «Украина»;
3. Холокост на Западной Волыни;
4. Крым. Проведение репрессий против еврейского населения г. Феодосия.
III. Движение сопротивления против захватчиков. Правовые аспекты деятельности Украинской повстанческой армии (УПА).
IV. Юридическое оформление вхождения Западных земель в состав Украины.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.

Мировой экономический кризис 1930-х гг. существенно обострил международные отношения. Так же немалую роль в пересмотре и срыве сокращенных параграфов Версальского договора сыграло экономическое, технологическое и военное сотрудничество между СССР и Веймарской республикой, которое развернулось после подписания между ССCР и Германией (1922 р.) Рапалльского договора. В ходе этого сотрудничества рейхсвер получил возможность поправить на территории СССР подготовку офицеров химических войск, танкистов, летчиков, и также преступить к проектированию и изготовлению наступательных видов оружия (танков, самолетов, отравляющих веществ и т.д.), чего он не имел права делать на территории Германии. В свою очередь старшие офицеры Красной армии проходили подготовку в штабах рейхсвера. Трубайчук А.Ф. Друга світова війна. - К.: Наукова думка, 1995. -C.10.
"Мало кто знает о том, что германский вермахт (рейхсвер) в обход версальских запретов набирал силу в СССР. Здесь обучался цвет фашистского вермахта. Основы советско-германского военного сотрудничества закладывали Ленин, Троцкий, Сталин". Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч ковался в СССР: Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы. - М.: Сов. Россия, 1992. -C.4.
Для разрешения международных конфликтов страны Версальской системы создали Лигу Наций. Однако данный механизм предотвращения кризисов не сработал. Это произошло из-за неспособности стран Запада (Франция, Великобритания) и СССР создать совместный коллективный отпор странам-агрессорам (Италия, Германия, Япония). США, будучи самой богатой страной, не желали вмешиваться в европейскую политику. Они всецело были поглощены решением внутренних проблем и недооценили опасность нараставшей агрессии. Следует отметить, что последствия Первой мировой войны стали прологом к новой войне. Германия и Италия не были удовлетворены условиями международных договоров 1920-х гг. Реваншизм и шовинизм способствовали установлению право-тоталитарных режимов в Германии и Италии. В таких условиях в1930-х гг. сформировалась небольшая группа стран, стремившихся к войне (Германия, Италия, Япония). СССР, не желая оказаться в международной изоляции, пошел на сближение с агрессором - нацистской Германией. 23 августа 1939 г. Германия и СССР подписали пакт о ненападении сроком на 10 лет. Однако Гитлер не собирался соблюдать условия договора, и 1 сентября 1939 г. нападением на Польшу началась Вторая мировая война.
Целью моей курсовой работы является объективное рассмотрение украинской государственности в годы Второй Мировой войны, основанное на документах и материалах данного периода (1941-1945 гг.), также анализ особенностей функционирования государственно-правовых институтов Украины в военное время.
Среди задач работы можно выделить следующие:
рассмотреть наиболее весомые и фундаментальные документы, составившие основную нормативную базу юридического оформления вступления СССР и УССР во Вторую Мировую войну;
проследить за реформированием институтов правовой системы Украинской ССР в соответствие с введением на ее территории военного положения (административное, брачно-семейное, гражданское, уголовное, процессуальное право);
подтвердить утверждение, основанное на исследовании исторических фактов, что оккупация территории УССР немецко-фашистскими захватчиками не привела к ликвидации советской государственности;
проанализировать причины возникновения, форму, цели, деятельность и статус организаций украинского Движения сопротивления (ОУН-УПА);
раскрыть сущность «украинского вопроса», касающегося юридического оформления вхождения Закарпатских земель в состав Украины.
При написании работы были использован ряд нормативно-правовых актов. Среди них: Указ президиума Верховного Совета СССР "о военном положении" от 22 июня 1941 г. в 10 пунктах, Григорович Д.Ф. Советская Украина в годы Великой Отечесвенной войны 1941-1945 гг., т.1, разд.1, С.20, п.5. "Заявление советского правительства в связи с вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз" от 22 июня 1941 г. Григорович Д.Ф. Советская Украина в годы Великой Отечесвенной войны 1941-1945 гг., т.1, разд.1, С.21, №2; С.22., Указ президиума Верховного Совета СССР "о мобилизации военнообязанных" от 22 июня 1941 г. Григорович Д.Ф. Советская Украина в годы Великой Отечесвенной войны 1941-1945 гг., т.1, разд.1, С.22, №3., "Сведения наркомата внутренних дел УССР о количественном составе истребительных батальонов и их вооружении по Украине по состоянию на 18 июля 1941 г." от 19 июля 1941 г.; Указ рейхсканцлера фашистской Германии "об использовании экономики оккупированных восточных областей" от 29 июня 1941 г., Распоряжение фашистской полевой комендатуры "о содействии оккупационным властям" в установлении “порядка” и об ответственности за его нарушение от 10 июля 1841 г., Указ рейхсканцлера фашистской Германии "о введении гражданского управления временно оккупированными областями СССР" от 17 июля 1941 г., Приказ начальника штаба верховного главнокомандования фашистской Германии "о подавлении “Коммунистического повстанческого движения” от 16 сентября 1941 г. Советская Украина в годы Великой Отечесвенной войны 1941-1945 гг., документы, материалы. - М.:1985 г, С.35.
Также «Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков», «Совершенно секретно! Только для командования! Стратегия фашистской Германии в войне против СССР», “Літопис УПА у 8 Т., т.1 (1941-1945)”, “Урядовий кур'єр. - 11 травня 1995 г.”
Приложение. Документы.
№1
Из указа президиума Верховного Совета СССР о военном положении. 22 июня 1941 г. в 10 пунктах.
В нем говорится о нормах объявления военного положения в соответствии со ст. 49 п. “п” Конституции СССР, о функционировании органов государственной власти в области обороны, права в местностях, объявленных на военном положении, военных властях, обязанности всех местных органов государственной власти, государственных общественных учреждений, организаций, предприятий “оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности”**Сост. Григорович Д.Ф. Советской Украины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Документы, материалы. К., 1985, т. 1, разд. 1, С. 20, п. 5., об уголовной ответственности, о судебном процессе в военных трибуналах.
Коммунистическая партия в Великой Отечественной Войне.(июнь 1941-1945г.)Документы и материалы. М.,1970, с. 37-39.
№2
Заявление советского правительства в связи с вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз. 22 июня 1941 г.
“Граждане и гражданки Советского Союза!
Советское правительство и его глава И.В.Сталин поручили мне***По поручению ЦК ВКП(б) и СНК СССР с заявлением выступил первый заместитель Председателя СНК СССР, народный комиссар иностранных дел СССР В.М.Молотов.* сделать следующее заявление: ”...без объявления войны германские войска напали на страну, атаковали границы, подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас…”****Сост. Григорович Д.Ф. Советской Украины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Документы, материалы. К., 1985, т. 1, С. 21, №2.
**, “…тем самым фашистская Германия является нападающей страной”, “…Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства”. “Правда”, № 172, 23.06.1941 г.
№3
Указ президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных. 22 июня 1941 г.
На основании статьи 49, п. “л” Конституции СССР. - мобилизация военнообязанных (родившихся с 1905 - 1918 г. включительно) осуществлялась по округам.
Первым днем мобилизации считается 23 июня 1941 г.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М.Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. Горкин

№4

Сведения наркомата внутренних дел УССР о количественном составе истребительных батальонов и их вооружении по Украине по состоянию на 18 июля 1941 г. 19 июля 1941 г.

№ п/п
Наименование областей
Сформировано истребительных батальонов
Ушло в красную армию
Перешло к партизанским действиям
Осталось

Кол-во батальонов
Кол-во бойцов
Кол-во батальонов
Кол-во бойцов
Кол-во батальонов
Кол-во бойцов
Кол-во батальонов
Кол-во бойцов
1
Днепропетровская
30
6549
-
40
-
-
30
6509
2
Харьковская
42
7930
-
975
-
-
42
7250
3
Черниговская
40
8687
-
2015
-
-
40
6672
4
Одесская
51
11010
-
5000
-
-
51
6010
5
Николаевская
30
6549
-
300
-
-
30
6249
6
Сталинская
34
8173
-
-
-
-
34
8173
7
Сумская
32
6000
-
-
-
-
32
6000
8
Полтавская
45
9652
-
-
-
-
45
9652
9
Запорожская
57
6829
-
-
-
-
57
6829
10
Ворошиловоградская
36
7753
-
-
-
-
36
8098
11
Житомирская
35
7000
20
4000
15
3000
-
-
12
Каменец-Подольская
39
7845
-
-
2
350
-
-
13
Киевская
53
9292
-
6505
1
200
46
1742
14
г. Киев
9
1983
-
-
-
-
9
1983

Всего:
553
105252
20
18835
18
3550
452
75167

Вооружение
№ п/п
Наименование области
Пулеметов
Винтовок
Револьверов
Разного оружия
Гранат
Патронов
1
Днепропетровская
102
3967
8
1098
-
2442677
2
Харьковская
98
8628
-
-
-
2409900
3
Черниговская
107
7611
-
-
930
3214921
4
Одесская
80
6200
-
-
400
236650
5
Николаевская
52
6500
-
350
-
1800000
6
Сталинская
93
2164
-
3574
179
1820000
7
Сумская
73
255
-
-
100
2244614
8
Полтавская
149
689
-
-
190
3001020
9
Запорожская
102
6348
-
-
-
3601333
10
Ворошиловоградская
66
2179
216
392
-
1980285
11
Житомирская
90
3930
-
-
300
2400000
12
Каменец-Подольская
94
400
-
-
-
300000
13
Киевская, г. Киев
227
11173
-
-
4400
4501700
Всего:
1324
60044
224
5414
6499
29953100
Начальник оперативной группы НКВД
- 8 - УССР генерал-майор Петров ПАИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 62, оп. 3, д.2, л. 71. Подлинник.
№5
Указ рейхсканцлера фашистской Германии, в котором говорилось об использовании экономики оккупированных восточных областей. 29 июня 1941 г. Из Нюрнбергского процесса, т.3, М.,1958г., с.489.
№6
Распоряжение фашистской полевой комендатуры о содействии оккупационным властям в установлении “порядка” и об ответственности за его нарушение. 10 июля 1841 г.
Из научно-справочной библиотеки центральных государственных архивов УССР, ф. листовок, инв. № 22608.
№7
Указ рейхсканцлера фашистской Германии о введении гражданского управления
временно оккупированными областями СССР. 17 июля 1941 г.
Из Braune Mappe, ч. 2, Берлин, с.45-46. Перевод с немецкого.
№8
Приказ начальника штаба верховного главнокомандования фашистской Германии о подавлении “Коммунистического повстанческого движения”. 16 сентября 1941 г.
Совершенно секретно! Только для командования! Документы и материалы, М.,1967 г., с.395-397.
I. Основные черты права.

Основные изменения в правовой системе Украинской ССР осуществлялись главным образом в соответствии с изменениями и дополнениями в общесоюзном законодательстве, обусловленными чрезвычайными обстоятельствами режима военного положения, которые требовали максимальной централизации всего государственного механизма с целью превращения всей страны в единый военный лагерь. Централизация обуславливалась также процессом формирования еще в довоенный период административно-командной государственной системы, за которой установление основ законодательства, а по сути всего законодательства про судоустройство и судопроизводство, гражданского и уголовного права находилось в распоряжении Союза ССР. Кроме норм, что были приняты на основе всесоюзного законодательства законодательными и исполнительно-распорядительными органами Украинской ССР, в период войны приобрели верховенство также некоторые нормативные акты республиканского значения, которые определенным способом влияли на законодательство, правовую жизнь УССР.
Перестройка правовой системы Украинской ССР осуществлялась на основе правовых доктрин, принципов, которые составлялись в довоенное время и отвечали особенностям правового режима сталинизма, тоталитаризма.
Наиболее существенные изменения и дополнения, кроме законодательства в отрасли конституционного (государственного) и административного права, произошли в отраслях гражданского, трудового, земельного и колхозного законодательства, уголовного права и процесса.
Административное право. В чрезвычайных обстоятельствах военного положения и, особенно, положения осады большое значение приобретает административное право, характерными чертами которого были: расширение административной власти чрезвычайных (военных) органов, расширение предмета правового регулирования, повышение санкций за невыполнение распоряжений и др. В условиях сталинского режима нормы административного законодательства имели репрессивный, конфискационный характер, что в условиях войны приобрело более ясные черты.
Положение осады, как и подобное ему состояние прифронтовой полосы, вносилось как дополнительное к военному положению, использовалось на всей территории Украины и отменялось в процессе передвижения фронта. В условиях осады некоторые функции государственной власти принадлежали военным органам в лице военного коменданта. Полномочия военных властей по сравнению с военным статусом увеличились, для чего в распоряжении военного коменданта были войска внутренней охраны НКВД, милиция и добровольные милитаристские формирования. При осаде позволялось применять к нарушителям порядка крайние меры, аж до расстрела на месте преступления.
Некоторые меры административного порядка (в частности, выселение населения с 25-километровой прифронтовой полосы) часто имели открыто репрессивный характер и даже окрас геноцида. Постановлениями ДКО СССР от 24 мая и 2 июня 1944 г. из Крыма было депортировано в Среднюю Азию более 200 тыс. крымских татар. В 1944 - 1945 гг. с Западной Украины было депортировано в Сибирь более 30 тыс. граждан.
Гражданское право. Правовое регулирование вопросов собственности накануне войны характеризовалось установлением абсолютного господства государственной собственности на средства и орудия производства. Условия военного времени не внесли ничего существенного в построение института социалистической собственности.
Война поставила на первое место также вопрос защиты права частной собственности. В процессе боевых действий многие собственники временно не могли владеть своим имуществом. Возвращение собственников на освобожденную территорию дало им возможность разыскивать и возвращать свое имущество. Споры про возвращение имущества стали одной из основных категорий гражданских дел в судах. На решение этих проблем были направлены директивный лист Совнаркома УССР от 20 августа 1943 г. “ О возвращении собственникам скота и другого имущества в местностях, освобожденных от немецко-фашистской оккупации” и Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 октября 1943 г. «Історія держави і права України»: Пiдручник для студентiв юр. спецiальностей вищих навчальних закладiв, ред. В.Я.Таций, А.Й.Рогожин, В.Д.Гончаренко, К.,2003 р., т. 2, С. 360.
В условиях войны соответственно принципу единства государственной собственности, основные орудия производства могли переходить от одного государственного органа к другому только в порядке передачи, которая основывалась на распоряжении соответственных государственных и хозяйственных органов. В то же время были несколько расширены права хозяйственных наркоматов и упрощен порядок передачи имущества между государственными предприятиями и организациями.
Принцип единства государственной собственности в некоторых случаях давал возможность использовать государственное имущество не тем органам, за которыми оно было закреплено, а тем, которые включили его на законных основаниях в свою промышленную базу. Советское право в период Великой Отечественной войны - М., 1948. - Ч.1 - С. 3.
Согласно с правилами Наркомата финансов СССР при инвентаризации на баланс отстроенного предпринимательства вносились все материальные ценности, которые находились на его территории, независимо от того, были ли они на его балансе раньше. Это положение было рассмотрено в постановлении Совнаркома УССР от 28 сентября 1943 г. “О порядке подсчета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и безхозяйного имущества”. Там же. С. 361.
Неизменным остался правовой механизм передачи продукции в собственность потребителя, основанный на плановых актах и договорах. Система планового распределения, созданная еще до войны, отвечала потребностям военного времени.
Если взять во внимание тот факт, что колхозно-кооперативная собственность была приравнена к государственной, то такая принудительная форма отчуждения собственности, как реквизиция, играла незначительную роль. В порядке общегосударственных мер было издано небольшое количество актов про реквизицию отдельных объектов собственности.
Условия военного положения внесли изменения в гражданское право, которое касалось как имущественных, так и неимущественных прав граждан. Так, были закрыты все дела про выселение из жилых помещений военнослужащих и их семей, этой категории граждан были предоставлены большие льготы на государственное жилье. Война внесла коррективы и в порядок признания безвестно отсутствующими и умершими лиц, которые не вернулись с фронта. Наркомюст СССР в феврале 1943 г. специально разъяснил, что сообщение военных органов о безвестную пропажу лица является основанием для признания лица умершим. Для этих случаев устанавливался особенный судебный порядок рассмотрения дел. Были расширены права наследования. Согласно с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. круг наследователей по закону был расширен: наследниками стали считаться и родители наследодателя, независимо от того, были ли они на его содержании или нет, а также его родные братья и сестры. Кроме этого, в случае отсутствия наследников по закону граждане получали право завещать свое имущество в пользу посторонних лиц. Там же.

В общем, институт права собственности в советском государстве, как и все гражданское законодательство, оказался довольно приспособленным к чрезвычайным условиям военного времени, что дало возможность быстро перестроить весь хозяйственный механизм государства на военный лад.
Семейное право. Война забрала жизни десятков миллионов граждан Украины.
Сиротство, вдовство, разрушенные семьи - все это требовало внедрения серьезных мер по охране материнства, помощи детям и укреплению семьи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. “ Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, про присвоение почетного звания “Мать-героиня” и основание ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства” была радикально изменена система государственной помощи многодетным матерям, введена государственная помощь на содержание и воспитание детей одиноким матерям, внесены существенные изменения в порядок вступления в брак и развода. Но следует признать, что эта помощь была недостаточной.

Согласно с изменениями в республиканском законодательстве, права и обязанности брачующихся порождал только зарегистрированный брак, расторжение которого было возможно только публично, через суд. Было упразднено право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и изъятие алиментов на содержание ребенка. Все эти меры, по мнению законодателя, должны были служить укреплению семьи, воспитывать более серьезное отношение к заключению брака и к разводу.

В городах и селах осталось много детей-сирот. На решение этой проблемы были направлены несколько документов: постановление Совнаркома УССР от 15 июня 1942 г. “Об усилении мер борьбы с детской бездомностью, беспризорностью и хулиганством”, постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. “Об организации помощи детям-сиротам, родители которых погибли в боях с фашистскими оккупантами, замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов УССР”, постановление Совнаркома УССР от 30 июля 1944 г. “О мерах борьбы с беспризорностью и бездомностью детей Украинской ССР”. Там же. С. 362. Согласно этим правовым актам, органы государственной власти и управления привлекались к работе по устройству детей-сирот, создания дополнительной системы при НКВД, детских домов, трудово-воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при исполкомах и института гражданских инспекторов. Был усовершенствован порядок усыновления Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 июня 1943 г. “Об изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и акты гражданского состояния Украинской ССР”. Там же.

Трудовое право. Чрезвычайные условия военного времени привели к необходимости обратиться к трудовой мобилизации и трудовой повинности. Трудовая мобилизация должна была обеспечить постоянными кадрами предпринимательства и производства военной промышленности и другие отрасли народного хозяйства, которые обслуживали потребности обороны. Трудовая повинность провозглашалась для выполнения важных государственных задач, имевших оборонительное значение, а также строительных работ, заготовления горючего, охраны путей сообщения, средств связи, электростанций и других объектов. Все эти работы не требовали специальной подготовки и имели временный характер - привлекать граждан к трудовой повинности позволялось на срок до двух месяцев.
Привлечению к работам подлежали мужчины от 16 до 55 лет, женщины от 16 до 50 лет. Согласно союзному законодательству, руководству предпринимательств позволялось устанавливать обязательные сверхнормированные работы продолжительностью до 3 часов в день. Отменялись очередные и дополнительные отпуска. Все работники и служащие предпринимательств военной промышленности были признаны в период войны мобилизованными и закреплялись для постоянной работы за теми предпринимательствами, на которых они работали. Мобилизованными считались работники, служащие и ИТР, которые работали на государственных предприятиях и на постах прифронтовых районов.
Значительное место среди реформ привлечения к работам сохранял и трудовой договор. В Украине в перестроечный период приобрела популярность такая форма привлечения рабочей силы в промышленности, как работа колхозников на предпринимательствах по договору, составленному с колхозом. Так, Постановление Совнаркома УССР от 27 августа 1944 г. “Об участии колхозов УССР в восстановлении разрушенной немецкими захватчиками угольной промышленности Донбасса” обязывала исполкомы областных Советов наряду с развитием шефства над угольными трестами организовать привлечение рабочей силы колхозов к участию в восстановлении Донбасса на договорных условиях.
Одним из важных вопросов было обеспечение рабочими местами инвалидов войны. На решение этого вопроса направлялось постановление Совнаркома УССР от 20 апреля 1943 г. “О трудовом обеспечении и бытовом обслуживании инвалидов Отечественной войны”. Там же. С. 363.

Земельное право, колхозное законодательство.
Устав сельхозартели 1935 г. формально и во время войны оставался основным законом колхозной жизни. В условиях военного времени происходило дальнейшее сближение колхозной собственности с государственной, что было нормативно подтверждено. Были приняты новые государственные нормы, направленные на укрепление трудовой дисциплины и повышение продуктивности труда в колхозах, увеличен обязательный минимум трудодней (до 120-150 трудодней в год) для взрослого члена колхоза, для подростков 12-16 лет - не менее 50 трудодней в год.
Много внимания уделялось организационно-хозяйственному укреплению колхозов, поиску новых форм и методов повышения продуктивности колхозного производства. В постановлении СНК УССР от 25 июля 1944 г. “О ходе сбора урожая зерновых культур в колхозах и совхозах УССР” было предложено всем колхозам и совхозам с целью повышения продуктивности труда обеспечить организацию сборочных работ на основе широкого применения индивидуального и мелкогруппового подряда. Там же. С. 364. С 1943 г. в освобожденных областях Украины началось введение дополнительной оплаты труда колхозникам за высокопродуктивную работу. И хотя во многих хозяйствах в 1944 г. допускались ошибки в использовании этой доплаты, что негативно сказывалось на организации труда в некоторых колхозах, 14 марта 1945 г. Совнарком УССР своим постановлением обязал советское руководство оказать помощь колхозам в претворении в жизнь закона про дополнительную оплату труда. Но, фактически, эта доплата до колхозников так и не доходила.
Законодательство военного времени поставило новые условия обязательной работы в колхозе. Эта обязанность была распространена на лица, мобилизованных на сельскохозяйственные работы от работоспособного населения городов.
Некоторые трудности в укреплении колхозов в восстановительный период были вызваны нарушением системы государственных актов, касающихся пользования землей. Постановлением Совнаркома УССР от 23 октября 1945 г. “О восстановлении государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей колхозов и земельных шнуровых книг в колхозах районов Украинской ССР, освобожденных от немецко-фашистской оккупации” Наркомзему УССР было предложено на позднее 1 июня 1945 г. восстановить внешние границы всех колхозов, а также границы между гражданскими землями колхозов и приусадебными землями колхозников, восстановить в 1946 г. государственные акты на вечное пользование землей колхозов.
Уголовное право. В условиях режима военного положения повысилась социальная опасность преступников, что вызывало необходимость усиления карающих репрессий. Репрессивный характер советского уголовного законодательства в период войны приобрел особое значение. Там же. С. 364.

Существенно выросла социальная опасность государственных преступников, особенно военных: уклонение от военной формы, от призыва в армию или от выполнения обязанностей военной службы, дезертирство. К этой категории относится и умышленное уклонение от трудовых обязанностей, которые по Указу от 26 декабря 1941 г. рассматривалось как дезертирство и каралось заключением на срок от 5 до 8 лет. Там же. Это положение распространялось на работников, служащих предприятий прифронтовых районов. Указом от 15 октября 1943 г. в период войны для работников и служащих железнодорожного транспорта устанавливалась такая же ответственность за преступления, совершенные на службе, как и у военнослужащих.
В первые тяжелейшие месяцы войны было принят Указ от 6 июля 1941 г. “Об ответственности за распространение в военное время неправдивых сплетен, которые вызывают тревогу у населения”, по которому устанавливалось суровая ответственность в виде тюремного заключения сроком до 5 лет. Там же. Особое значение приобрело суровое сохранение военной тайны. Указом от 15 ноября 1943 г. устанавливалось, что разглашение служебными лицами подробностей, которые являются государственной тайной, а также потеря документов, которые содержат такие подробности, карается лишением свободы на срок до 5 лет; те же самые действия, если они повлекли или могли повлечь за собой нежелательные последствия, карались лишением свободы на срок до 10 лет. Там же. С. 365. Преступные посягательства на государственную и колхозную собственность во время войны грозили обороноспособности СССР. Эти посягательства, как правило, квалифицировались по Закону от 7 августа 1932 г. С целью усиления охраны некоторых видов имущества, которое имело оборонительное значение, были приняты специальные правовые акты, предвидевшие повышенную ответственность за его кражу. Там же. С. 365.
Так, указом от 23 августа 1942 г. “Об ответственности за кражу горючего в МТС и колхозах” устанавливалось наказание до 5 лет заключения. Постановление ДКО от 22 января 1942 г. предполагало изымание с виновного в краже продовольственных товаров по рыночным ценам, а промышленных - по коммерческим в пятикратном размере.
Выросла также ответственность за посягательство на личную собственность граждан. Пленум Верховного Суда СССР постановлением от 8 января 1942 г. указал на необходимость квалифицировать кражу личного имущества в условиях военных действий как кражу во время пожара или другого стихийного бедствия, то есть как квалифицированное действие. Там же.
В условиях войны судебные органы широко применяли условное наказание, отсрочку отбытия наказания до окончания военных действий с направлением осужденного в действующую армию (так называемые штрафные батальоны).
В связи с массовыми преступными действиями немецких нацистов на всех оккупированных территориях захваченных ими государств, главы государств-союзников - СССР, США, Великобритании - подписали декларацию “Об ответственности гитлеровцев за проведенные зверства”, согласно с которой военные преступники подпадали под действие закона тех стран, на территории которых было совершено преступление. Президиум Верховного Совета СССР
Указом от 19 апреля 1943 г. установил, что за преступления на советской земле устанавливалось наказание - казнь в виде повешения или каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. Советское право в период Великой Отечественной войны. - М., 1948. - Ч. 2. - С.51. По причине этого Указа дела про преступные деяния нацистских оккупантов на территории Украины рассматривались судами Украинской ССР с применением законодательства СССР.
Уголовное законодательство в целом выполняло свое задание по обеспечению обороноспособности советского государства, поддержанию надлежащего порядка, но его репрессивный характер и обвинительное направление привели к тому, что в карательные пасти судебного механизма попало немало запуганных, дезорганизованных людей, на которых легло клеймо “врага народа”. Реабілітація репресованих: законодавство та судова практика. - К., 1997. - С.363-412.
Особенно негативно это отобразилось на судьбах советских военнопленных, законопослушных граждан, депортированных в Германию и всех, кто находился на временно оккупированной территории Украины.
Репрессивная политика, что до значительного количества населения Западной Украины, сопровождалась злоупотреблением и преступлениями отдельных представителей советской администрации, военнослужащими. Так, только за 11 месяцев 1945 г. венными трибуналами западных областей УССР было рассмотрено 237 дел по “нарушению революционной законности” и осуждено 326 работников органов НКГБ и НКВД. В 1945 г. политбюро ВК КП(б)У было вынуждено дважды принимать постановления про факты серьезных нарушений советской законности в западных областях Украины. Коваль М. В. ОУН-УПА: між “третім рейхом” і сталінським тоталітаризмом. // УІЖ. - 1994. - №2. - С.100.

Исходя из своих политических, идеологических, а чаще чисто военных интересов, советское руководство неоднократно использовало такую форму, как помилование. В Украине несколько раз принималось решение про помилование бывших бойцов УПА. 7 июля 1945 г. в честь победоносного окончания войны с гитлеровской Германией Советское государство провозгласило для многих категорий преступников широчайшую за время войны амнистию.
Процессуальное право. Предварительное расследование и судопроизводство на территориях СССР, где было оглашено военное положение, и в районах военных действий имели ряд особенностей, главными из которых были укороченные сроки досудебных действий, быстрота судебного рассмотрения дела. Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. Положение про военные трибуналы в местностях, где оглашалось военное положение, и в районах военных действий изменило порядок предварительного расследования и порядок рассмотрения дел военными трибуналами. По этому Положению ответственные военные трибуналы рассматривали дела по окончанию 24 ч. после вручения копии обвинительного вывода. Судебные дела в трибуналах рассматривались без участия народных заседателей, в большинстве случаев в отсутствие прокурора, адвоката. Личное участие свидетеля в судебном заседании считалась необязательной. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены только в порядке надзора. Про каждый приговор, который давал высшую меру наказания, военный трибунал должен был немедленно сообщать главе Военной коллегии Верховного Суда СССР и главному прокурору Красной армии или Военно-Морского флота. В случае, если сообщение об остановке исполнения приговора не было получено в течение 72 часов, он исполнялся.
При рассмотрении дел про преступления, за которые была установлена ответственность по законам военного времени, этим Положением руководствовались все военные и общие суды, независимо от места их деятельности.
Условия военного времени внесли свои некоторые изменения в подразделение судов по территориальному признаку. Так, устанавливалось правило, по которому дело могло быть передано от одного суда другому и по таким причинам, которые действующим законодательством не были предусмотрены. Такими причинами считались: пребывание обвиняемого в другой местности и невозможность или трудности с доставкой или вызовом его в суд по месту совершения преступления, временное приостановление деятельности судов в данной местности и др. Там же. С. 367.

Процессуальное законодательство, что определило порядок расследования уголовных дел, как перед войной, так и во время войны только формально обеспечивало полное, всестороннее и объективное разбирательство всех обстоятельств дела, правильное его разрешение по сути, охрану прав всех участников процесса. В условиях военного положения, боевых действий имели место случаи, когда по объективным, а иногда и субъективным причинам эти нормы нарушались. В народных судах не всегда можно было обеспечить присутствие всех участников процесса на судебном заседании, иногда невозможно было обеспечить явку в суд свидетеля. В таких случаях суд был вынужден оглашать его показания, которые он давал на предыдущем следствии, и сопоставлять с другими доказательствами по делу. Не всегда соблюдались требования участия защитника в судебном процессе.
Гражданское процессуальное законодательство и практика гражданского судопроизводства почти не претерпели изменений. Законодательные и нормативные акты процессуального характера в условиях войны были направлены на содействие защите советского государства, ее правовой системы ценой сужения защиты прав подозреваемого и подсудимого, часто путем нарушения защиты. Тем более, что и в годы войны активно действовал внесудебный репрессивный аппарат (специальные наряды НКВД и др.).
II. Оккупационный режим захватчиков.

1. Агрессия нацистской Германии.
Составной агрессии нацистской Германии и ее сателлитов стал преступный оккупационный режим, установленный на захваченной территории Украины, в процессе осуществления которого оккупантами систематично нарушались действующие нормы международного права. Доктрина “тотальной войны”, нацеленная на мировое господство, основывалась на осуществлении оккупационного режима, который предполагал уничтожение государственности, массовый геноцид, экономический грабеж и др. Варварские методы проведения режима сводились в ранг “юридически обоснованной акции”. В войне против Советского Союза нацисты ставили две главные цели: политическую и экономическую. Политическая цель предусматривала уничтожение коммунистической идеологии, советской власти, лишения народов какой-либо формы государственной организации. Основные принципы “ новой восточной территориальной политики” отображены в плане “Ост”, который предусматривал на протяжении нескольких десятилетий выселить и в большинстве уничтожить почти 31 млн. населения, в том числе 65% украинцев, остальное население предполагалось онемечить. Такие же захватнические цели имели лидеры Румынии и Венгрии. Война для “третьего рейха” была грабежническим средством колоссального масштаба. При этом ограблению Украины отводилось значительное место. Главной экономической целью было превращение восточных территорий в аграрно-сырьевой придаток, источник дешевой рабочей (рабской) силы. Основные положения касательно экономической политики на оккупированных землях были сформулированы в плане “Ольденбург” и детализированы в так называемой “Зеленой папке Геринга”, “Коричневой папке” и многочисленных инструкциях, приказах, распоряжениях, которые появились уже непосредственно во время войны Рекотов П.В. Німецько-фашистский окупаційний режим в Україні 1941-1944 рр.(Історико-правовий аспект): Автореферат канд. Юрид. Наук. - Х.1997. - С.11.

Среди преступных по содержанию документов, которыми руководствовалась оккупационная власть, необходимо назвать такие: “О войсковой подсудности в районе “Барбаросса” и про особенные полномочия войск”, “О поведении войск на Востоке”, “12 заповедей поведения немцев на Востоке и их поведение с россиянами”, “О коммунистическом повстанческом движение в оккупированных областях”, “Об особенном поведении с советскими военнопленными”, “О поведении с гражданским населением и с пленными противника” и др.
Оккупированная немецкими войсками территория Украины была разделена на две части: зону гражданского и зону военного управления. Первая в политико-административном отношении подчинялась имперскому министерству по делам оккупированных восточных областей, которое официально начало действовать 17 июля 1941 г. во главе с А.Розенбергом. Вторая подлежала Главному командованию сухопутных войск - вермахту (ОКВ) 1 августа 1941 г. на западно-украинских землях создается “дистрикт Галичина” с центром в Львове как пятый дистрикт польского Генерального губернаторства Рейха. В административно-территориальном отношении он делился на окружные староства, которые в свою очередь разделялись на “бецирки” и “ландгемайнды”. Существовали еще так называемые “отдельные места”.
По предварительной договоренности с Гитлером часть украинских земель передавалась румынской администрации. Для управления ими создавались три губернаторства: “Бессарабия” (куда вошла территория Измаильской области УССР), “Буковина” (территория Черновецкой области) и “Транснистрия” (территория Одесской, южная часть Винницкой и западные районы Николаевской областей). Губернаторства делились на повиты, волости и сельские громады.
20 августа 1941 г. декретом фюрера был создан рейхскомиссариат “Украина”**Хрестоматія з історії держави і права України. - т. 2 - С.409.
Он состоял из шести генеральных округов. Формально Крым входил в состав округа “Таврия”, но тут существовало совместное управление. Вместе с гражданскими оккупационными органами действовали органы зоны военной администрации. Генеральные округи делились на округи, районы.
Таким образом, в оккупированной Украине вводилось новое территориальное и административное деление и, нарочно, нарушалась ее территориальная целостность.
В зоне военного управления исполнительная власть находилась в руках военного командования, комендатур. Под их руководством создавались и действовали местные гражданские органы управления, к сотрудничеству в которых привлекались представители местного населения.
В отрасли частного права временно продолжали действовать отдельные нормы советского законодательства, которые постепенно заменялись соответствующими актами оккупационных властей. Единых положений уголовного права и судопроизводства также не было. Применялось внесудебное наказание. Только летом 1943 г. была предпринята попытка создания судебных органов, но решить эту проблему не удалось в связи с наступлением Красной армии.
В Восточной Галичине административный аппарат создавался по немецкому образцу с расширенной сетью административных органов. Войтами, бургомистрами и сельскими старостами назначались преимущественно украинцы. Аппарат местных органов тоже состоял из украинцев. В распоряжении генерал-губернатора Г.Франко от 1 августа 1941 г., которое касалось организации администрации, выделялось: “действовавшие до этого законы и права теряют свою силу, поскольку они противоречат администрации немецкого правительства” Німецько-фашистский окупаційний режим на Україні. Збірник документів і матеріалі. - К.,1963. - С.26. Вместо этого вводились новые, какие уже действовали в генерал-губернаторстве и какие появлялись во время войны. Для борьбы с противниками режима создавались “наглые суды”, или “специальные суды” из представителей “порядковой полиции” и гестапо. В других случаях должно было действовать для немцев немецкое судопроизводство, в отношении немцев восстанавливалось судопроизводство и законодательство, которое действовало до 31 августа 1939 г.
В отличие от Бессарабии и Южной Буковины, “Транснистрия” формально в состав Румынии не входила. Соответствия соглашению от 30 августа 1941 г. Румыния получила только немецкий мандат на установление временной “администрации” и экономической эксплуатации территории между Днестром и Бугом. Администрация городов и волостей состояла в основном из румынов, как военных, так и мирных граждан. В селах и деревнях на посты старост назначались и представители местного населения.
Необходимость создания новой системы управления на Восточных землях была признана Гитлером на собрании в штабе ОКВ 6 июля 1941 г.: ”Теперь перед нами стоит задача разрезать территорию этого огромного пирога так, как это нам нужно, чтобы суметь: во-первых, как владеть ей, во-вторых, управлять ей, в-третьих, эксплуатировать ее” Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1945 гг.). - М.,1968. - С.20.
Аппараты “восточного” министерства и принадлежащего ему рейхскомиссариата Украины полностью отвечали этим задачам.
В отличие от общего управления, полицейская власть в рейхскомиссариате концентрировалась в руках рейхсфюрера СС и начальника полиции Германии Г.Гимлера. Возглавил рейхскомиссариат завзятый нацист Э.Кох со штаб-квартирой в г. Ровно. Весь персонал администрации, кроме низших постов, был немецким. Структура административного аппарата была достаточно громоздкой, но имела четко определенное задание - установление “порядка”, который должен был соответствовать целям агрессора.
Кроме немецкой администрации, в пределах прошлого административного раздела, создавались органы местного управления в районах городов, селах из числа местного населения, лояльного к оккупационному режиму. Органы местного управления действовали в условиях полной подконтрольности и зависимости от немецкой оккупационной администрации. Это выражалось как в порядке назначения и смещения с постов, так и в том, чем они руководствовались в своей деятельности. Ведь во многих приказах и распоряжениях местных властей отмечалось: ”повод: приказ немецкого командования”.
Система судебных органов формировалась в соответствии с постановлением рейхсминистра А.Розенберга от 4 августа 1941 г. В своей деятельности суды опирались на немецкое законодательство и нормативные акты оккупационной власти. Низшие судебные ступени (шлихтеры) свое решение выносили “по собственному мнению”. Вся судебная система и судопроизводство соответствовали целям оккупационной политик и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.