На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Правовое регулирование местного самоуправления в РФ. Правовые акты местного значения. Процесс разработки принятия и регистрации Устава муниципального образования. Роль Устава муниципального образования в правовом регулировании местного самоуправления.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение. 2
    Глава 1. Устав муниципального образования в системе правовых актов местного значения. 4
      1.1. Правотворческая деятельность местного самоуправления: понятие и сущность правовых актов местного значения 4
      1.2. Специфика правового акта местного значения. 14
      1.3. Классификация правовых актов местного значения. 18
    3. Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения 26
      2.1. Сущность, структура и правовое значение устава муниципального образования 26
      2.2. Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования 31
    Заключение. 47
      Список литературы: 51
        Приложение СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 55

    Введение.
    Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными словами можно сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передаётся непосредственно гражданам, проживающим в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.
    С 1 сентября 1995 г. - даты вступления Федерального закона «Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в Российской Федерации» в юридиче-скую силу наступает заключительный этап становления муниципального права в Российской Федерации. На этом этапе развития правовой основы местного самоуправления формируется федеральное и региональное за-конодательство, конкретизирующее общее принципы органи-зации местного самоуправления, принимаются акты, регла-ментирующие основные стороны жизнедеятельности муниципального образования.
    Становление муниципального права сопровождалось формированием выборных представительных органов местного самоуправления, избранием глав муниципальных образований, что позволяло перейти к юридическому оформлению статуса муниципальных образований -- к разработке и принятию их Уставов. Как основные нормативные правовые акты местного уровня они определили конкретную модель организации мест-ного самоуправления для соответствующего муниципального образования. Наряду с Уставами муниципальных образований принимаются и издаются иные правовые акты местного самоуправления, которые наряду с федеральными и регио-нальными актами формируют единую правовую основу орга-низации и деятельности местного самоуправления.
    Цель исследования - охарактеризовать Устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения.
    Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.
    Предмет исследования - Устав муниципального образования.
    Цель исследования предполагает решение следующих задач:
    1. Рассмотреть особенности правового регулирования местного самоуправления.
    2. Дать классификацию правовых актов местного значения.
    3. Рассмотреть процесс разработки принятия и регистрации Устава муниципального образования
    4. Указать роль Устава муниципального образования в правовом регулировании местного самоуправления.
    Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Устав муниципального образования в системе правовых

актов местного значения.

1.1. Правотворческая деятельность местного самоуправления:

понятие и сущность правовых актов местного значения

Местное самоуправление является одним из основных ви-дов самоуправления наряду с национальным, профессиональ-ным, самоуправлением по интересам и политическим.

Местное самоуправление -- это публичная власть, сочетающая в себе также признаки общественного (ес-тественного) феномена. Местное самоуправление выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявле-ние его социальной активности, способности участвовать в управлении собственными делами и нести за это ответствен-ность. Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества. Только такая власть способна обеспечить порядок, устойчивость экономиче-ских отношений, оградить местное сообщество от произвола и анархии. Социальная основа придает устойчивость власти, так как в обществе всегда действуют социальные группы с противоре-чивыми, часто непримиримыми интересами.

Как показывает опыт исторического развития, именно на уровне местного самоуправления создаются наиболее благо-приятные условия для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассо-вых и общенациональных отношений, гармонизации различ-ных интересов. Муниципальная власть добивается доверия в: себе у самых различных социальных групп. Таким образом, обеспечивается определенная автономия и самостоятельность деятельности муниципальных органов. Местное самоуправление структурирует тот уровень са-моорганизации жизнедеятельности, на котором реализуются естественные потребности человека: в жилище, в питании, водоснабжении, в необходимых условиях воспроизводства производительных сил и благоприятной окружающей природной среды.

Выявление сущности понятия «местное самоуправление» было продолжено в ходе подготовки проекта Конституции РФ 1993 г. и разработки проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации». Автор одного из первых учебных пособий по муниципальному праву В.И. Фадеев предложил рассматри-вать местное самоуправление в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заве-дование местными делами и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 34..

Принятие Конституций РФ ознаменовало определенный рубеж в понимании местного самоуправления. В 1995 г. кон-ституционное положение было конкретизировано законодателями в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«1. Местное самоуправление в Российской Федерации -- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти наро-да составляет одну из основ конституционного строя Рос-сийской Федерации» (ст. 2).

Однако, как в период разработки Федерального закона, так и после его принятия дискуссии активно продолжались. И.И. Овчинников, анализируя значение местного самоуправления в системе народовластия, предложил трактовать понятие местного самоуправления в двух аспектах: во-первых, как «право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами»; во-вторых, как «одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который вместе с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали)» Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999. С. 13-14..

Таким образом, местное самоуправление -- это:

* основа конституционного строя России;

* форма народовластия;

* право населения муниципального образования на само-управление;

* самостоятельная деятельность населения муници-пального образования, признаваемая и гарантируемая Консти-туцией РФ, а также предполагающая ответственность;

* наличие собственной компетенции -- вопросов местного значения;

* сочетание прямой (непосредственной) и пред-ставительной демократии;

* организация власти с учетом интересов населения муниципального образования, его исторических и иных местных традиций.

Анализируя данное определение, важно подчеркнуть, что наиболее важная сущностная характеристика заключается и признании местного самоуправления как неотъемлемого пра-ва населения муниципального образования. Это положение было, в частности, подтверждено и Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 ноября 2000 г. Конституционный Суд рф, отметив, что часть 4 ст. 81 Устава (Основного Зако-на) Курской области предусматривает возможность самостоя-тельного и добровольного отказа населения от реализации права на организацию местного самоуправления и таким об-разом допускает возможность упразднения местного само-управления на территории отдельного муниципального обра-зования и его замену органами государственной власти, под-черкнул, что право проживающих на территории муници-пального образования граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муни-ципального образования.

Конституция РФ в ст. 131 закрепила три важнейшие нор-мы, которые определили территориальные основы местного самоуправления:

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях; законодатели, выделив в качестве основного уровня осуществления местного самоуправления в РФ -- городское или сельское поселение, не стали жестко определять необходимость осуществления мест-ного самоуправления на иных уровнях.

2. Территориальные основы местного самоуправления оп-ределяются с учетом исторических и иных местных традиций.

3. Изменение границ территорий, в которых осуществля-ется местное самоуправление, допускается с учетом мнения на-селения соответствующих территорий.

Таким образом, Конституция РФ в качестве основания для установления территориальной основы местного самоуправле-ния признала административно-территориальный принцип, особое значение придав городским и сельским поселениям и допустив возможность осуществления местного самоуправле-ния на других территориях. Все административно-территориальные единицы, осуществляющие право на самоуправление, получили наименование муниципального образования.

К ведению местного самоуправления относится образова-ние, объединение, преобразование или упразднение внутриго-родских муниципальных образований, установление или изме-нение их территорий. Эти вопросы решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий представительным органом местного самоуправления. Кроме этого, население му-ниципального образования и органы местного самоуправления также, как органы государственной власти субъектов РФ, мо-гут проявить инициативу установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении преобразовании или упразднении муниципаль-ных образований.

Регулирование местного самоуправления осуществляется с по-мощью совокупности различных видов социальных норм. Они выражают объективную потребность любого общества в упоря-дочении муниципальных отношений и имеют исторический характер. По мнению B.C. Нерсесянца, системная целостность всех видов социальных норм для обеспечения оптимальной ре-гуляции социальных отношений обусловливает необходимость сочетания правовых форм воздействия с регулятивными воз-можностями других социальных норм Нерсесяц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. С. 50. С другой стороны, такое сочетание предусматривает выбор наиболее эффективных в тот или иной момент социальных норм. Формы и методы социаль-ного регулирования в значительной степени зависят от обще-ственных потребностей, государственной политики, реальной обстановки на местах.

К вопросам местного значения относятся:

- принятие и изменение Устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;

- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его отдельных территорий;

- содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;

- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

- регулирование планировки и застройки территорий;

- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

- контроль за использованием земель на территории муниципального образования ;

- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

- организация, содержание и развитие муниципальных энерго, газо, тепло и водоснабжения и канализации;

- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территории населенных пунктов;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация и содержание муниципальных архивов;

- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

- организация и содержание муниципальной информационной службы;

- создание условий для деятельности средств массовой информации района;

- создание условий для организации зрелищных мероприятий;

- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

В процессе правового регулирования организации и деятельно-сти местного самоуправления значительное место принадлежит его актам.

Говоря о становлении нормативного правового акта как основного социального регулятора местного самоуправле-ния, поучительно вспомнить известное выражение Гераклита о том, что «граждане должны отстаивать законы своего города так же, как и его стены». Закон как веление разума, по мнению другого великого мыслителя Ф. Аквинского, должен обладать следующими признаками: 1) разумность веления; 2) соответ-ствие общему благу; 3) компетентность органа, его установив-шего; 4) обнародование. С учетом данных требований, нельзя не отметить особую значимость нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, а также от-ветственность субъектов правотворчества. Именно на местном уровне в полной мере и ранее всего проверяется разумность принятого нормативного акта, его соответствие не только об-щему благу, но и благу локального коллектива, каждого от-дельного человека. На этом же уровне очевиднее и компетент-ность отдельного руководителя, муниципального органа. Здесь сложнее уйти от ответственности за непродуманное решение, сослаться на «высшие» или общегосударственные интересы. С другой стороны, если местные акты адекватно отражают инте-ресы местного сообщества, отвечают его установкам и потреб-ностям, граждане будут отстаивать «законы своего города».

Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципального образования, бюджетное устрой-ство и бюджетный процесс в муниципальном образовании, му-ниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т.д.

Правовой акт местного самоуправления -- это офици-альный документ, регулирующий муниципальные отноше-ния. Его официальный характер определяется тем, что он из-дается от имени конкретного субъекта местного самоуправле-ния, а его право на принятие правового акта определяется за-конодательством или уставом муниципального образования. Отсюда следует ряд важнейших требований.

В частности, субъ-екты муниципального правотворчества должны принимать (издавать) правовые акты в рамках закрепленных за ними полномочий. Важно, чтобы принимаемые решения и издавае-мые акты не выходили за пределы компетенций соответст-вующих субъектов правотворчества.

Правовой акт принимается управомоченньм субъектом местного самоуправления. Основным из указанных субъектов является население муниципального образования. Законодательство о местном самоуправлении, регламентируя достаточно традици-онный способ принятия населением правового решения на ме-стном референдуме, одновременно с этим вводит новую фор-му-- народную правотворческую инициативу. Ее реализация создает новую разновидность правовых актов местного само-управления -- решение органа местного самоуправления, при-нятое в порядке народной правотворческой инициативы.

Наряду с населением муниципального образования в соот-ветствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации» право на принятие (издание) правового акта по вопро-сам своего ведения имеют также органы местного самоуправ-ления и их должностные лица. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с закона-ми субъектов Федерации.

Акт местного самоуправления характеризуется особой формой выражения содержащейся в нем информации. Такой формой является норма муниципального права. Федераль-ный закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» в ст. 15 определяет сущ-ность нормы муниципального права как «общеобязательного правила по предметам ведения муниципального образования, предусмотренного уставом муниципального образования». Учитывая, что нормы муниципального права устанавливаются также Конституцией РФ, федеральными и региональными нормативными правовыми актами, муниципальные акты соз-дают лишь часть норм муниципального права.

Пределы правотворческой деятельности органов местного самоуправления ограничиваются, как правило, двумя способа-ми:

1) закреплением прав органов местного самоуправления на принятие конкретных видов нормативно-правовых актов (так, Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 6 пре-дусматривает, что к вопросам местного значения относится принятие и изменение уставов муниципальных образований);

2) определением перечня вопросов, в рамках которых местно-му самоуправлению предоставляется относительная свобода выбора средств, включая и правовое регулирование.

1.2. Специфика правового акта местного значения.

Правовой акт местного самоуправления обладает общеобязательностью. Это значит, во-первых, что решения, при-нятые путем прямого волеизъявления граждан, решения орга-нов местного самоуправления и должностных лиц местного са-моуправления, принятые в пределах их полномочий, обяза-тельны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражда-нами. Во-вторых, правовой акт местного самоуправления офи-циально признается государством и его органами, т.е. не нуж-дается в дополнительном утверждении органами государствен-ной власти. В силу этого, как предусмотрено законодательст-вом, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Так государство обеспечивает юридическую силу правовых актов местного самоуправления наряду с другими актами.

Акты местного самоуправления отличает специфиче-ский язык, в том числе и собственные юридические понятия и термины. В литературе высказывалось опасение в связи с тем, что право местного самоуправления стремительно насыщается понятиями, чуждыми нашим правовым традициям. Так, пред-лагалось вместо понятия «муниципальное право» использовать понятие «самоуправленческое право» Тихомиров ЮЛ. Публичное право. М., 1995. С. 126.. Но большинство поня-тий муниципального права прочно вошло в правовую лексику, тем более, что юриспруденция, как и ряд наук (политология, социология, психология) традиционно «разговаривает» на ла-тинизированном и древнегреческом языках.

Одно из наиболее значительных и актуальных требований к правовым актам местного самоуправления состоит в необхо-димости их соответствия российскому законодательству. Отсутствие необходимого опыта, достаточно подготовленных кадров нередко приводит к появлению нормативных актов, со-держание которых подчас грубо нарушает российское законо-дательство. В таких случаях предусматривается процедура их отмены или признания недействительными. Правовые акты, если они противоречат законодательству и также могут быть опротестованы в порядке прокурорского надзора.

В целях упорядочивания местного нормотворчества, со-вершенствования качества принимаемых актов органами госу-дарственной власти субъектов РФ обычно более детально раз-рабатываются общие принципы подготовки, принятия и ут-верждения муниципальных актов. Их содержание можно све-сти к следующим основным положениям:

1. Все акты представительных органов местного само-управления, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от числа избранных в пред-ставительный орган. Иные акты представительного органа ме-стного самоуправления принимаются в порядке, установленном представительным органом самостоятельно, однако для их принятия требуется большинство голосов депутатов, приняв-ших участие в голосовании.

2. Акты по вопросам принятия устава муниципального об-разования или внесения в него поправок и дополнений, адми-нистративно-территориального устройства, об отрешении от должности главы администрации и иных должностных лиц ис-полнительного органа, назначение которых согласовывается с представительным органом местного самоуправления, счита-ются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в представительный орган.

3. Акты, принимаемые представительным органом, затра-гивающие права, свободы и обязанности человека и граждани-на, не могут применяться, если они не опубликованы (обнаро-дованы) официально.

4. Глава местной администрации вправе опротестовать решение соответствующего представительного органа местного самоуправления, адресованное местной администрации, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или другим решениям представительного органа, либо недос-таточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствую-щий представительный орган не позднее пяти дней со дня принятия решения представительным органом местного само-управления. Действие опротестованного решения приостанав-ливается с момента получения представительным органом ме-стного самоуправления протеста главы местной администра-ции.

Представительный орган местного самоуправления откло-няет протест главы местной администрации, если за опротесто-ванное решение проголосует не менее чем 2/3 от числа избранных депутатов данного представительного органа. В этом слу-чае решение представительного органа местного самоуправле-ния вступает в силу в срок, указанный представительным ор-ганом, и не может быть опротестовано повторно главой мест-ной администрации. Бели решение представительного органа местного самоуправления опротестовано по мотивам его проти-воречия действующему законодательству, глава местной адми-нистрации после отклонения его протеста представительным органом вправе обжаловать решение представительного органа в суд. Если в течение месяца протест главы местной админист-рации не будет отклонен представительным органом, опроте-стованное решение представительного органа считается отме-ненным.

Правом возврата акта для повторного рассмотрения может обладать глава местной администрации, если он не обладает правом подписывать акты, принимаемые представительным органом местного самоуправления.

5. Глава местной администрации (муниципального образо-вания) имеет право «вето», т.е. право отклонить правовые ак-ты, принятые представительным органом местного самоуправ-ления.

Правовой акт, принимаемый представительным органом местного самоуправления, после принятия направляется главе местной администрации (муниципального образования) для подписания. В течение не более чем семи дней после поступле-ния правового акта глава местной администрации (муници-пального образования) может возвратить его для повторного рассмотрения в представительный орган по мотивам несоот-ветствия правового акта нормам действующего законодатель-ства или невозможности исполнения в силу недостаточной фи-нансовой или материальной обеспеченности.

Если после этого представительный орган местного само-управления повторно примет правовой акт в прежней редакции или с учетом всех или части поправок, предложенных для рассмотрения главой администрации (муниципального образо-вания), большинством не менее чем 2/3 голосов от числа из-бранных депутатов представительного органа, он подлежит безусловному подписанию главой местной администрации (му-ниципального образования) в течение трех дней и опубликова-нию (обнародованию).

6. Порядок подготовки и подписания правовых актов мест-ной администрации устанавливается главой местной админи-страции в соответствии с законодательством. Порядок офици-ального опубликования (обнародования) и вступления в силу правовых актов местной администрации устанавливается соответствующим представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Акмалова А.А. Муниципальное право России. - М., 2002. - С. 117-121

.

Таким образом, правовой акт местного самоуправле-ния-- это официальный письменный акт, принятый непо-средственно населением муниципального образования либо органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах собственных полномочий и устанавливающий об-щеобязательные правила по предметам ведения местного са-моуправления в соответствии с российским законодательством и уставом муниципального образования.

1.3. Классификация правовых актов местного значения.

Правовые акты местного самоуправления многообразны. Для их изучения используется классификация правовых актов. Необходимо отметить, что их полная классификация возможна только с учетом уставов и иных актов муниципаль-ных образований, в которых определяются наименования и виды правовых актов, действующих на конкретных террито-риях. Вместе с тем, независимо от региональных особенностей, правовые акты местного самоуправления можно классифици-ровать по следующим основаниям:

1) по нормативной природе различаются:

* нормативные правовые акты длительного действия, ад-ресованные широкому кругу лиц: уставы муниципальных об-разований, регламенты представительных органов местного самоуправления, постановления представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и др.;

* правовые акты индивидуального содержания, адресо-ванные конкретному лицу или органу и рассчитанные на одно-кратное применение: ордер -- договор найма жилого помеще-ния в муниципальном жилищном фонде социального исполь-зования, распоряжение мэра города о выделении дополнитель-ных средств на ремонт объекта социально-культурного назна-чения, приказ заместителя главы районной администрации об увольнении муниципального служащего и др.;

2) по порядку принятия среди правовых актов местного самоуправления различают:

Ш решения, принятые непосредственно населением муни-ципального образования на местном референдуме: уставы му-ниципальных образований, решения об изменении структуры органов местного самоуправления, решения о приватизации муниципальной собственности и др. Данные решения не нуж-даются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органа-ми местного самоуправления и вступают в силу после офици-ального опубликования (обнародования); граждан: решения о создании органов территориального обще-ственного самоуправления, решения об избрании старосты сельского поселения как главы муниципального образования и др.;

Ш решения, принятые коллегиально на собраниях (сходах) граждан: решения о собрании органов территориального общественного самоуправления, решения об избрании старосты сельского поселения как главы муниципального образования.

Ш правовые акты, принятые в порядке народной право-творческой инициативы: постановления представительного органа местного самоуправления об изменении структуры ор-ганов местного самоуправления и др.;

Ш правовые акты, принятые коллегиально представитель-ным органом местного самоуправления или выборным колле-гиальным органом территориального общественного само-управления: положения об органах территориального общест-венного самоуправления и др.;

Ш правовые акты, принятые на основе единоначалия: рас-поряжения и приказы главы муниципального образования (главы местной администрации) и др.;

Ш договоры, если хотя бы одна из сторон представляет ин-тересы соответствующего муниципального образования: дого-вор местной администрации с частной фирмой о строительстве муниципального жилья, договор представительного органа ме-стного самоуправления и выборного коллегиального органа территориального общественного самоуправления о разграни-чении компетенций и финансовых средств и др.;

3) по содержанию правовые акты местного самоуправ-ления можно сгруппировать в зависимости от предметов веде-ния местного самоуправления следующим образом:

* правовые акты по вопросам хозяйственной деятельно-сти;

* правовые акты по вопросам социальной политики;

* правовые акты по вопросам деятельности местного са-моуправления в культурной сфере;

* правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и др.

4) по порядку вступления правовых актов местного самоуправления в юридическую силу различают:

* правовые акты, требующие обязательной публикации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);

* правовые акты, не требующие официального опублико-вания (обнародования), как правило, акты для служебного пользования. Классифицировать можно и отдельные виды актов мест-ного самоуправления. Так, например, акты применения муни-ципального права в зависимости от функций, выполняемых ими в правовом регулировании, можно разделить на: (1) исполнительные акты, с помощью которых организуется исполнение предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и (2) правоохранительные акты, с помощью которых нормы права ограждаются от нару-шений. Среди исполнительных и правоохранительных актов, в свою очередь, выделяют: (а) основные, которые решают вопрос по существу или содержат итоговую оценку дела о правонару-шении и завершают правоохранительные действия, являются окончательным решением, и (б) вспомогательные, которые подготавливают издание основных актов, обеспечивают пра-вильное рассмотрение дела, а также реализацию принятых решений.

В правовых актах местного самоуправления более подробно, как правило, определяются виды правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления и мест-ной администрацией. К актам представительного органа мест-ного самоуправления относятся: постановления, решения, резо-люции, заявления, обращения и др. Среди актов местной адми-нистрации, главы местного самоуправления наиболее часто встречаются: постановления, распоряжения и приказы.

Таким образом, основными правовыми актами местного самоуправления являются:

Устав муниципального образования -- основной нор-мативный правовой акт, определяющий статус муниципально-го образования; акт нормативно-учредительного характера.

В Уставе муниципального образования подробно указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муници-пального образования; система местного самоуправления; ре-гулируются территориальная, финансово-экономическая и ор-ганизационная основы местного самоуправления, общий поря-док владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; разграничиваются полномочия отдельных му-ниципальных органов и их должностных лиц; отмечаются га-рантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного само-управления.

Регламент представительного органа местного са-моуправления -- правовой процессуальный акт, регулирую-щий общие принципы работы представительного органа мест-ного самоуправления, в том числе порядок внесения и рассмот-рения вопросов на его сессиях, образования и деятельности комитетов и комиссий, созыва очередных и внеочередных сессий, голосования по отдельным вопросам и др.

Постановление -- нормативный акт или акт, имеющий общее значение; акт, затрагивающий, как правило, права, сво-боды и обязанности человека и гражданина, а также связанный с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием му-ниципальной собственности, финансовых ресурсов и т.п. По-становления по своей структуре состоят из (1) констатирующей части, в которой обозначаются цели и задачи предписываемых действий и причины издания акта (констатирующая часть не является обязательной), и (2) распорядительной части, которая начинается с указания наименования органа, издающего по-становление, и, как правило, включает ряд пунктов. Распоря-дительная часть обычно включает перечень предписываемых действий, исполнителей, характеристику ресурсов и конкрет-ных мероприятий, необходимых для исполнения, и сроки ис-полнения.

Как правило, только в виде постановлений могут изда-ваться акты представительного органа местного самоуправле-ния, которыми: (а) принимается или изменяется структура ор-ганизации местного самоуправления, образуется, реорганизу-ется структурное подразделение или орган местного само-управления; (б) вводится штраф или иное взыскание, устанав-ливается правило или положение, за нарушение которого на-лагается штраф или, другое взыскание; (в) устанавливаются местные налоги или сборы; (г) предоставляются, возобновля-ются или продлеваются льготы; (д) регулируется размер платы за коммунальные услуги; (е) санкционируется получение кре-дита; (ж) устанавливаются правила передачи или сдачи в аренду или санкционируется передача или сдача в аренду соб-ственности, находящейся в ведении органов местного само-управления; (з) регулируется землепользование; (и) вводятся дополнения или отменяются какие-либо из ранее принятых по-становлений.

Положение -- акт, систематизирующий нормы статутно-го (об органе) или тематического содержания и утверждаемый распорядительным актом. В виде положения обычно принима-ются акты, детально регламентирующие порядок организации и деятельности органов местного самоуправления, а также оп-ределяющие их взаимоотношения с другими органами, органи-зациями, учреждениями и гражданами. Кроме этого, на мест-ном уровне положениями регулируются полномочия отдельных органов, например, органов территориального общественного самоуправления; учреждений или организаций, например, Фонда поддержки молодых талантов, полномочия муници-пальных органов в отдельных сферах жизнедеятельности мест-ного сообщества, например, в области укрепления обществен-ного порядка.

Правила -- нормативно-правовой акт, детально регла-ментирующий порядок осуществления какого-либо вида дея-тельности.

Распоряжение -- акт ненормативного характера, изда-ваемый по оперативным вопросам; акт применения права.

Правовые акты резолютивного характера -- резо-люции, заявления, обращения -- акты, как правило, принятые по результатам обсуждения конкретного вопроса (события) и предусматривающие новые решения (действия) со стороны иных органов, организаций, должностных лиц для принятия реальных мер.

Протокол -- документ коллективного органа, фиксирую-щий основные этапы его работы, перечень обсужденных во-просов, содержание выступлений и принятых решений.

Приказы и инструкции -- правовые акты оперативно-распорядительного характера. Инструкции обычно излагают правила, регулирующие специальные стороны деятельности организации или должностного лица.

Указание -- распорядительный документ, издаваемый органом местного самоуправления преимущественно по вопро-сам информационно-методического характера, связанным с исполнением приказов, инструкций и других актов.

В соответствии с существующим законодательством имеются механизмы контроля со стороны населения деятельности органов местного самоуправления. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения закреплена в статье 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», которая обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, вынесенные населением на открытые заседания с участием своих представителей. Результаты рассмотрения должны быть официально обнародованы. Эта же статья Федерального закона закрепляет и обязывает органы и должностные лица местного самоуправления давать ответы по существу индивидуальных и коллективных обращений гражданам в течение месяца Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г.. Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например проект Устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Формы контроля со стороны населения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления должны закрепляться в Уставах муниципальных образований.

Выводы:

Местное самоуправление выступает как форма гражданской самодеятельности населения, проявле-ние его социальной активности, способности участвовать в управлении собственными делами и нести за это ответствен-ность. Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества. Только такая власть способна обеспечить порядок, устойчивость экономиче-ских отношений, оградить местное сообщество от произвола и анархии. Социальная основа придает устойчивость власти, так как в обществе всегда действуют социальные группы с противоре-чивыми, часто непримиримыми интересами.

Правовой акт местного самоуправления -- это офици-альный документ, регулирующий муниципальные отноше-ния. Его официальный характер определяется тем, что он из-дается от имени конкретного субъекта местного самоуправле-ния, а его право на принятие правового акта определяется за-конодательством или уставом муниципального образования.

В правовых актах местного самоуправления более подробно, как правило, определяются виды правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления и мест-ной администрацией. К актам представительного органа мест-ного самоуправления относятся: постановления, решения, резо-люции, заявления, обращения и др. Среди актов местной адми-нистрации, главы местного самоуправления наиболее часто встречаются: постановления, распоряжения и приказы.

Основным правовыми актами местного самоуправления является Устав муниципального образования -- основной нор-мативный правовой акт, определяющий статус муниципально-го образования; акт нормативно-учредительного характера.

2. Устав муниципального образования как основной правовой акт

местного значения

2.1. Сущность, структура и правовое значение устава

муниципального образования

В системе местных нормативных правовых актов особое место занимает устав муниципального образования. Исторический анализ деятельности муниципальных образований показывает, что устав (хартия) один из наиболее традиционных актов местного самоуправления.
История этого документа в российском нормотворчестве началась в 1991 году с принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении . Закон предусматривал принятие районным и городским Советами положений (уставов) о местном самоуправлении. Поселковые и сельские Советы согласно данному закону могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Закон определял, что в положении (уставе) о местном самоуправлении конкретизируются функции, порядок работы, система и структура местных органов власти и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения. Устанавливалось, что положение (устав) о местном самоуправлении регистрируется органами государственной власти соответствующих краев, областей, автономной области и автономного округа.

Местные органы власти активно включились в разработку новых нормативных актов, но столкнулись в этой деятельности с массой трудностей и вопросов. Эти трудности, и вопросы проистекали из-за слабой проработанности основных положений в российском законе. По этим причинам в период действия данного Закона было принято незначительное количество уставов.

Итак, Устав муниципального образования -- один из наиболее традиционных актов местного самоуправления. Хартии вольно-стей в Англии, уставные грамоты в Русском централизованном государстве XVI-XVII вв. и другие источники постепенно фор-мировали опыт создания подобных актов местного самоуправ-ления. К концу XX в. мировая муниципальная практика имела в своем распоряжении огромное разнообразие уставов, разли-чающихся как по форме, так и по содержанию. Так, только в США можно встретить четыре основных типа уставных доку-ментов, основанием для классификации которых является ха-рактер функций местного самоуправления:

1) устав общего типа -- разрешает осуществлять органам местного самоуправления самые разнообразные функции;

2) классифицированный устав -- регламентирует функции в зависимости от численности населения муниципального об-разования;

3) устав необязательный -- предполагает, что органы ме-стного самоуправления имеют право менять формы деятельно-сти в зависимости от реальных обстоятельств;

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.