На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теория права. Исторически конкретные формы правовой поддержки. Малое и среднее предпринимательство как объект правовой поддержки. Правовая поддержка. В контексте философского подхода к праву. Идеальные нормы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 13.04.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время становится весьма актуальной разработка проблем права в контексте признания социально-философской значимости процесса усвоения идей правовой демократии, развития правопорядка и правосознания российских граждан. Этот процесс во многом стимулируется стремлением преодолеть неправовые реалии социализма и опереться в практике построения правового государства на точно определенные понятия права, равенства и свободы российских граждан. Само же это стремление определено в первую очередь объективной потребностью государства и органов его власти в развитии правовой культуры российских граждан, без устойчивости которой тормозится действительный процесс реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной законодательно не запрещенной экономической деятельности.
Как правило, проблемы развития правовой культуры и основные социальные формы ее проявления - сложившийся характер правоотношений и правосознание общества - изучаются в теории права и относятся к классу теоретических проблем правоведения. Это обусловлено тем, что и характер правоотношений, и правосознание общества самым тесным образом увязаны с проблемами его политического и социального развития, а главное, активно влияют на формы его государственной жизни. Кроме того, существуют и исторический аспект теоретического рассмотрения проблем развития правовой культуры, поскольку указанные нами формы ее проявления органично связаны с возникновением и функционированием права как целостного социального института исторически конкретного общества.
Теоретический ракурс рассмотрения проблем правовой культуры и основных форм ее проявления, таким образом, является необходимым элементом познания правовой действительности исторически конкретного общества. Исторические, социологические и философские определения правовой культуры становятся, таким образом, одним из методов анализа реальных правовых отношений, условием верификации значения и ценности права в обеспечении становления цивилизованного общества. С другой стороны, они могут быть рассмотрены в качестве основ для стимулирования самостоятельных исследований в области философии и социологии права.
Разработка предметных областей этих дисциплин имеет прямое отношение к осмыслению места и форм самоопределения правовой традиции в государственном и гражданском устройстве общественной жизни. Во всяком случае, контроль результатов изучения социальной динамики правоотношений, характера правовых отношений в различных социальных группах, а также форм психологического воздействия права на развитость социально-экономических отношений способствует осознанию "работоспособности" тех или иных правовых норм в данных социальных условиях. Тем самым, исследования социологии права не только становятся важнейшим условием, но и формой информационного обеспечения выбора критериев социальной обоснованности законодательства. Решение вопроса о социальной обоснованности законов в современных условиях ставится не просто в ракурсе того, что сообразно с правом, но также и в ракурсе того, сколько из того, что сообразно с правом, при данных условиях, выполнимо. В этом смысле информационное обеспечение законодательной практики является краеугольным камнем политики государства в условиях реформирования экономики и социальных отношений.
С другой стороны, имеющиеся формулировки и положения теории права могут рассматриваться как предметная основа для разработки важнейших положений философии права. Она состоит в том числе в определениях пределов законности и правовой свободы граждан как сферы отношений, регламентируемых существующим и действующим правом. Именно в контексте философской трактовки права, обращенной к рефлексии его ценностной природы и корреспондирующей идеалы свободы и социального равенства основам государственного устройства, осмысление совокупности обязанностей, прав и свобод человека обретает качество и смысл гражданского общества. В этом отношении развитие правовой культуры не может обходиться без интеллектуальных источников научного и философского творчества, идеи которых оказывают существенное влияние на способы и подходы к разработке практических действий политики государства в сфере правовых отношений. Социокультурный статус права обусловлен поэтому действительностью социальных результатов, достигаемых реализацией его норм в законодательной практике. В этом отношении правовая поддержка обретает не просто смысл юридических норм, имеющих свой временный социальный адрес. Правовая поддержка может стать элементом социальной и экономической культуры общества и приобрести качества системно выраженной практической политики. Однако для этого идеи правовой поддержки должны, во-первых, выражать реальные потребности субъектов хозяйственной практики в правовой защите и перспективном развитии, а во-вторых, учитывать их экономические интересы, ориентации и характер мотивации при осуществлении своей деятельности. В этом случае способы правовой поддержки различных субъектов хозяйственной практики обосновываются, исходя из процедур предварительного выбора ее конечных задач и целей и опираются на оценки резервов, потенциала и социальной значимости сферы их деятельности. В свою очередь определения законодательных норм правовой поддержки исходят из целесообразности их применения в конкретных экономических условиях
Данный реферат посвящен вопросам философского обоснования правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время эта тема становится все более актуальной, поскольку малый и средний бизнес является ключевой формой развития предпринимательской инициативы российских граждан. При этом важнейшим направлением в философском обосновании правовой поддержки малого и среднего бизнеса оказывается, во-первых, реконструкция исторически конкретных форм правовой поддержки хозяйствующих субъектов, а во-вторых, определение социокультурного статуса ее организационно-технических мероприятий и юридических механизмов в современных условиях. Необходимость разработки такого подхода обусловлена прежде всего потребностью в осознании целесообразности и последовательности, а также социальной адресности в процессах либерализации правовых норм, обеспечивающих субъектам хозяйственной деятельности действительную свободу экономических действий.
ИСТОРИЧЕСКИ КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

В задачи философии права включаются вопросы, связанные с поиском и формулировкой положений о целесообразности выбора и применения понятий права и положений закона к той или иной сфере человеческой деятельности, - в том числе и экономической, - с целью обоснования ее возможных или изменения действительных социально-политических и экономических отношений. Философское обоснование возможности применения понятий права к экономике и хозяйственной жизни имеет весьма длительную историю. Античность, средневековье, эпоха Возрождения и эпоха промышленной революции во всей совокупности выдвинутых идей и положений выработали не столько стройную, сколько пеструю картину философских мнений о праве его формах, месте и назначении в социальной и экономической жизни.
Кроме того, философские размышления о государстве и праве развивали основополагающие принципы социально-политического мировоззрения, реализация которых в практической политике и организации юридической практики приводила социальную и хозяйственную жизнь людей к устойчивым и системно выраженным формам. Круг обсуждаемых в философии права проблем и утверждаемых различными социально-политическими мировоззрениями принципов касался прежде всего определения меры целого ряда важнейших соотношений, вне которых эффективность законодательной практики оказывалась необоснованной и не приводила к желаемым результатам. К их числу можно отнести: определения меры в соотношении природы и закона Античные свидетельства Древней Греции часто гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных. Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или: "Подобное по природе сродно подобному, а закон - тиран человеков, он часто насилует природу" (Гиппий). , определения социально значимой меры соотношений божественных законов и человеческих установлений. Разработанная в Риме система права подразумевала развитие точно определенного конкретными ситуациями государственной и экономической жизни порядка деловых коммуникаций, основанных на ритуально организованном составе и фрагментации деятельности, а также на контроле составляющих ее действий. Римское право закрепляется в письменных сводах и регламентах, однако психологически они воспринимались каждым римлянином в качестве особого кода, используемого в деловых коммуникациях и частных отношениях, с помощью которого можно распознавать и оценивать поступки или действия человека, ориентироваться в его намерениях и целях. Римское право - это римский взгляд на человеческую жизнь, ее практический смысл и общественное предназначение, регламентируемое и направляемое правоспособностью граждан, нормами владения, контрактными отношениями порядком наследования, т.д. Нельзя не заметить, что регламентация римской государственной, гражданской и деловой жизни и несомненная ориентированность римлянина на достижение практических целей, сформировали особый тип самосознания римского гражданина. Вместе с тем, исследование человека римской эпохи ясно покажет, в какой напряженной драме взаимодействия и соотношений искусственного и естественного начал жизни участвовала его психическая организация.
Принятие христианства оказалось ключевым моментом в изменении отношения к социальным идеалам Средневековые мыслители излагали точку зрения, что исторические события, социальные и экономические установления зависят от божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти над властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона Божьего. и духовным ценностям человека, реализуемым им в практике повседневной жизни. Именно христианство в его средневековом варианте обосновало идею принципиального равенства людей перед Богом и утвердило представление о том, что человеческий труд является основным источником богатства, осуждало имущественное неравенство и требовало благотворительности как социального и религиозного оправдания наличия денег. В средневековье наука о праве и государстве развивалась на основе нормативного метода, что в конце концов позволило разработать кодекс законов, известный под названием каноническое право Интересно, что под термином каноника понимаются правила познания и истины. , которое регламентировало экономическую, хозяйственную и торговую жизнь средневековых европейских городов. В сферу ведения канонического права входили правила торгового обмена и взимания арендной платы за землю, разработаны новые принципы взимания процентов за кредит, - в части оправдания существования ссудного процента Более ранние христианские мыслители отрицательно относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества, важные для дальнейшего развития экономической мысли и характера изменений правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры, согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое нравственно-правовое оправдание., а также рекомендованы принципы установления "справедливой цены" и ее контроля со стороны городских властей.
Как видим, каноническое право являлось средством системной организации экономических отношений средневековья. Однако, оно не нашло объективных ограничительных средств для величины прибыли и не обсуждало правила развития конкуренции между средневековыми производителями, что имело свои социальные и правовые следствия. Средневековый хозяйственный уклад реализовывал принцип монополии и поддерживал свое существование за счет предотвращения конкуренции, что было закреплено в уставах городских ремесленных цехов и торговых союзов. Кроме того, система протекционизма сложилась именно в это время и быстро укоренилась в средневековой хозяйственной практике, естественным образом вытекая из стремления получить привилегии в торговле или в производстве. Законодательство было нацелено на охрану местных ремесленников и купцов от проникновения чужаков на их рынки, и субъективно оцениваемый размер прибыли.
Таким образом, каноническое право, местное законодательство средневековых городов и уставы ремесленных цехов и торговых союзов, а также практика протекционизма и привилегий определенным образом упорядочивали экономическое поведение людей и формировали хозяйственную этику ремесленников и купцов. Очевидно, что уже в средневековье мы встречаем определенным образом организованную практику правовой поддержки отдельных хозяйствующих субъектов в сфере торговли и производства. Предметно она развивается за счет выработки особых принципов политики светских властей (система протекционизма и привилегий) и направлена на регулирование размеров прибыли хозяйствующих субъектов и ограничение конкуренции между ними.
При этом хозяйственная этика не являлась каким-то случайным или стихийно сложившимся элементом экономического поведения, но последовательно вырабатывалась нормами законодательства и правилами уставов и прямо была связана с регламентом канонического права, оправданием в нем представлений о мере должного и справедливого в экономических взаимодействиях людей.
Эпоха Возрождения и последовавшая за ней эпоха буржуазных переворотов, религиозной реформации и промышленной революции в корне изменила взгляды на природу общества и человека Именно в эпоху Возрождения общество стало рассматриваться как сумма кровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а право основывается и утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей (Г.Гроций)., переместила центр интересов философии в сферу общественных явлений, утвердила взгляды на государство как на мощный инструмент обеспечения всеобщего мира и цивилизованного развития общества Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном развитии - основа "естественного права", созданного общественным договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и государственной жизнедеятельностью., не только обнажив скрытую природу стремлений человека к созданию крупных состояний и богатств, но и обнаружив проблемы социального, имущественного и экономического неравенства в развитии регионов, государств, обществ и отдельных людей.
Однако пружиной и социокультурной подоплекой такого положения вещей стали не просто изменения форм хозяйственного уклада, но прежде всего изменения в характере экономического поведения людей и отношений между ними. Возможность таких изменений была предопределена протестантской реформацией католической церкви и всех ее социальных, моральных и психологических принципов, реализуемых в отношениях человека и Бога. Соответственно кардинальным образом изменились представления о допустимом и должном (добре) и недопустимом и произвольном (зле). Главной обязанностью и долгом человека перед Богом становится исполнение своего призвания, ибо Бог дает ему способности и наклонности для определенного занятия, основной заслугой становится честное, добросовестное и старательное выполнение своего дела, а наградой, оправданной в глазах Бога, - заработанная прибыль и богатство, которым человек не владеет, а управляет. Реформация и протестантские вероучения оказали серьезное и глубокое воздействие на хозяйственную жизнь Европы Протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности. Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров и направлений вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя ставит выше немедленной наживы..
Законодательство, наука о праве и государстве используют уже не нормативный, а позитивный метод, обосновывающий идеальные нормы естественного права и исходящий из порядка наблюдений за природой человека Естественное право выступает не в качестве нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь, следует искать не божественном откровении, не в феодальном праве, а в разуме и опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права естественного.. Позитивный метод познания и нормы естественного права изменяли принципы светского законодательства. Прибыль получает божественные санкции и оправдание своего роста, что находит свое выражение в совершенствовании и развитии кредита, который из потребительского кредита превращается в оборотное средство.
Соответственно именно кредит становится нормальной формой финансовой поддержки развития предпринимательства, что законодательно закрепляется в величине платы за кредит, которая постоянно оспаривается развитием деловой и финансовой практики, но не подвергается сомнению в своей необходимости Формой выражения отношения делового мира того времени к правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были принести доход, превышающий сумму ссуды..
Таким образом, важнейшим, но не единственным результатом выработки норм протестантской этики становится оправдание участия денег и денежной политики в развитии хозяйственной и деловой жизни, а также верификация утверждения и определения социального качества денег - быть легким, т.е. свободным средством обмена и приобретения вещей или качеств (например, образования, здоровья, т.д.)
С другой стороны, позитивный метод познания и идеально выраженные нормы естественного права неограниченно оправдывали развитие конкуренции однако, в практической жизни стимулировали образование крупных торговых домов отдельных семейств и учреждение общенациональных торговых компаний, главным образом с целью укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за прибыли. Развитие в европейских странах новых организационных форм торговли, укрупнение ее размеров и объемов и совпадало по времени, и стимулировало процесс великих географических открытий, освоение морских путей в Индию, Африку и Америку, а также положило начало процессу европейской колонизационной политики. Важно отметить, что развитие колонизации обострило конкурентную борьбу между европейскими странами в сфере торговли и оспаривании своего политического и экономического первенства, но в целом саму Европу и европейские ценности жизни поставило в особое положение по сравнению с другими формами ведения хозяйства и характером культурного развития. Необходимо помнить, однако, что все это вместе взятое стало для самих европейцев условием первых контактов с иными, чем европейская, формами цивилизованной жизни, иными системами ценностей и принципиально иными природными и материальными ресурсами.
Объективно все эти процессы приобретали характерные черты монополизации торговой деятельности в государстве отдельными купцами и предпринимателями, обладавшими значительным денежными состояниями и материальным богатством и - одновременно - ставили в очень невыгодное положение купцов и предпринимателей средней руки. Именно от процветания, успеха и надежности торговой деятельности крупных предпринимателей зависела эффективность внешней торговли государства, пополнение его казны и успешность внешней политики. В глазах государства меняется поэтому сам статус и значение торговой конкуренции. И если в глазах крупного предпринимателя конкуренция является естественно-исторической формой развития его деятельности, то перед лицом государственной власти он стремится к тому, чтобы придать ей форму правил, действий по уставам торговых компаний и соответствующих правовых норм .
Так, уставом компании не допускалась внутренняя конкуренция, государственной привилегией он ограждал себя от конкуренции на внутреннем рынке, а в конкурентной борьбе с крупными компаниями других государств применялись такие средства как войны и каперство. Капер - такой же морской разбойник, как и пират. Но пираты действовали на свой страх и риск, находясь вне закона, а каперы - по лицензии от своего правительства и находясь под защитой государства. Во всяком случае, на морских торговых путях и на заморских территориях время от времени возникала острая конкурентная борьба, в которой споры часто разрешались через войны между отдельными странами. Характерно, что на внутреннем рынке, т.е. в среде мелких и средних предпринимателей, сохранялись те же средства предотвращения конкуренции, какие были уже опробованы ранее, т.е. в средневековом городе: законы, регулирующие численность и квалификацию мелких и средних предпринимателей, регулирование цен и заработной платы, регламентация приемов производства и стандартов качества продукции, порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на производство и торговлю.
Тогда же, - под влиянием осознания важности и значимости торговли для увеличения богатства и денег в отдельной стране - возникает целый поток литературы, специально посвященной проблемам организации торговли в отдельно взятом государстве, что приводит впоследствии к важнейшему идеологическому сдвигу в сознании представителей государственной власти. Этот сдвиг получил название меркантилизма и именно в его рамках находили свое идеологическое оправдание первые формы монетарной политики, монополизация внешней торговли крупными предпринимателями, а также привилегии и нормы правовой защиты крупного бизнеса и сохранения ими преимуществ и своего "status quo" на внутреннем рынке своих стран.
Конкуренция, торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального изучения и теоретического рассмотрения. Именно меркантилистам принадлежат заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков Так, У.Стаффорд в своем сочинении "Беглое обсуждение английской политики" предложил рассматривать три вида торговли: торговля, только удаляющая деньги из страны, торговля, тратящая здесь все деньги, которые здесь же и заработаны, а также торговля, ввозящая деньги из-за границы". См. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 7 "Наука в открытом море", раздел "Начало меркантилистской литературы", М., "Дело", 2000, с. 79., обосновании представлений о богатстве страны как об особых, идеально представленных, долях "Богатство всякого короля, - писал У.Петти, - троякого рода. Первое - это богатство его подданных, второе - это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут взяться лишь очень немногие частные лица. Третья - это та часть упомянутой доли, которой король может распоряжаться так, как его собственные личные наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета". Как видим, "второе" богатство - это доля, а "третье" - это доля доли. Следовательно наиболее существенно - богатство первое, т.е. богатство населения. Именно в этих рассуждениях и политически значимом обозначении принципа учета таких долей следует искать экономически обоснованного определения налоговой способности населения как социально-экономической категории, которой можно оперировать при осуществлении реальных экономических расчетов. См. там же, с.82. Трудно говорить об У.Петти только как о выразителе идеологии меркантилизма, трудно потому, что его произведения выходят за рамки произведений, имеющих только практические - политические или идеологические - цели, и становятся первыми научными произведениями экономической мысли. , введение в практику систем денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья добавляет в цену фабриката произведенные затраты, обоснование приоритетности развития торговли и промышленности перед стимулированием занятий сельским хозяйством, т.д.
Вместе с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении - поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций, стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических идеологий. Замечание одного из перв и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.