На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Рассмотрение источников, содержания, предмета, методов (государственно-властные предписания), объектов и субъектов финансового права. Характеристика структуры, содержания финансовых правоотношений и определение статуса и способов защиты его участников.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Финансовое право как отрасль права
1.1 Источники и содержание финансового права
1.2 Предмет и метод финансового права
1.3 Субъекты и объекты финансового права
Глава 2. Финансовые правоотношения
2.1 Структура и содержание финансовых правоотношений
2.2 Правовой статус участников финансовых правоотношений и его защита
Глава 3. Судебная практика по делам в сфере финансовых правоотношений
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Финансовое право является основополагающим для формирования финансовых правоотношений, т.к они базируются именно на нем. Финансовое право тесно связанно и с налоговым правом. и эта связь выражается в том, что бюджеты различных уровней формируются и помощью взимания с юридических и физических лиц, распределения и перераспределения налогов и сборов (денежных средств).
Основной проблемой финансовых правоотношений является несоответствие финансового и налогового законодательства. В результате этого процветает коррупция. В настоящее время этому уделяется очень много внимание, а Правительство РФ и другие государственные органы пытаются исправить данное положение издавая различные указы, постановления и Федеральные Законы.
Второй проблемой является то. что ежегодно происходит недособирание налогов и сборов, а юридические и физические лица пытаются всячески скрыть свои доходы. Из-за этого государственная козна не пополняется, а значит не пополняются и бюджеты различных уровней. К тому же субъекты финансовых правоотношений нарушают не только финансовое законодательство но и налоговое.
Целью моей курсовой работы является как можно более полно рассказать о финансовом права и финансовых правоотношениях и о их связи друг с другом, т.е о:
1. источнике и содержании, предмете и методе, объектах и субъектах финансового права;
2. структуре и содержании финансовых правоотношений;
3. правовом статусе участников финансовых правоотношений и о его правовой защите.
Для реализации поставленной задачи я решила исследовать как правовые источники ( ФК, ГК, К. РФ и т.д.), так и различные литературные ( уч. "Финансовое право" Н.И. Химичева. 2002; уч. "Финансовое право" Л.Г. Вострикова 2003 и т.д.). Достижение цели будет возможно если мае исследование и анализ будет опираться на данные источники.
В процессе исследования я попытаюсь осветить проблемы и провести параллель между самим финансовым правом и правоотношениями возникающими в его сфере.
ГЛАВА №1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРОСОЛЬ ПРАВА
1.1 СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение -- регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права -- это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупные подразделения российского финансового права -- части: Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел "Правовое регулирование государственных доходов" -- институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.). В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
1) государственной бюджетной системы;
2) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий;
3) государственных доходов;
4) государственного кредита;
5) государственного страхования;
6) государственных расходов;
7) банковского кредитования;
8) денежного обращения и расчетов;
9) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации -- это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права -- Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов РФ - закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по ее направлениям.
Федеральные Законы "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" от 10.10.91 г., "Об основах налоговой системы РФ" от 27.12.91 г.
1.2 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Известно, что одна отрасль права отличается от другой предметом и методом правового регулирования. По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право занимает в системе права России самостоятельное место. Оно имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права.
К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.
Итак, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например , административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний . Таким образом , государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
1.3 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
К отделимым объектам финансового права относятся:
1) налоги,
2) сборы,
3) пошлины,
4) бюджетные ассигнования,
5) субсидии,
6) бюджетные кредиты,
7) бюджетные ссуды,
8) дотации,
9) субвенции,
10) 50% прибыли Центрального банка РФ,
11) свободный остаток прибыли казенных предприятий,
12) штрафы, недоимки, пени,
13) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов,
14) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.
К неотделимым объектам финансового права относятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.
Все вышеперечисленные отделимые объекты могут быть подразделены на две группы: 1) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, 2) законы (постановления), плановые акты и их проекты.
В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект финансового права. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.
Согласно второй позиции, главное в определении объекта -- это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения -- В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян, хотя он и не признавал данное понятие. В.А. Мицкевич под объектом понимает "… те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны права". С.С. Алексеев также считает, что "круг объектов очерчивается через интерес управомоченного". Однако он отмечает, что на объект финансового права направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа).
Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Субъекты финансового права:
1) общественно-территориальные образования - РФ и ее субъекты, города, районы и т.п.;
2) коллективные субъекты - государственные и общественные организации, органы государственной власти и управления, предприятия, коммерческие организации;
3) индивидуальные субъекты - граждане.
Субъекты финансового права исполняют финансовые обязанности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.
ГЛАВА №2. ФИННСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1 СТРУКТУРА И СОДИРЖАНИЕ ФНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Финансовое правоотношения является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правовоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, есть результат действия правовой нормы" или "форма ее реализации". Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.
Чтобы рассмотреть содержание финансовых правоотношений, рассмотрим понятие "финансовой" нормы, ее содержание и структуру.
Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.
Содержание - это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).
Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Обязывающие нормы - обязывают совершить определенные действия, например - уплатить платежи.
Устанавливающие нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.
В зависимости от своего содержания могут быть материальными или процессуальными.
Материальные - закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков.
Процессуальные - устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Права и обязанности сторон, составляющие содержание правоотношений, определяются не договором или иной формой соглашения сторон, а законодательным актом, предусматривающим основания возникновения, изменения и прекращения финансовых отношений.
Финансовые правоотношения классифицируются по нескольким основаниям. По материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, кредитные, валютные и т.д. По субъектному составу они идентичны приведенным в данном пособии финансовым отношениям. В зависимости от структуры финансовой системы Республики Беларусь они подразделяются соответственно по звеньям финансовой системы.
Так же как и финансовые отношения, финансовые правоотношения можно подразделить на материальные и процессуальные. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности участников финансовых отношений. Например, право местного Совета депутатов на свой бюджет, право всех звеньев бюджетной системы на получение доходов. Это право реализуется в результате конкретной деятельности предприятий, создающих чистый доход, и органов, взимающих причитающиеся бюджетной системе налоги.
Содержание процессуальных финансовых правоотношений заключается в следовании государственными органами определенному порядку при реализации своих финансовых полномочий. Президент, например, обязан подписать представленный Национальным собранием закон о бюджете Республики Беларусь на такой-то год. Установлен срок, в течение которого он должен либо подписать закон, либо вернуть его Парламенту на доработку. В процессуальных финансовых правоотношениях, таким образом, выражаются определенная последовательность и сроки, в течение которых должны быть совершены те или иные действия. Процессуальные правоотношения позволяют в полной мере реализоваться материальным правоотношениям, поэтому государство заинтересовано в постоянном их совершенствовании.
2.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ЕГО ЗАЩИТА
Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями.
Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. При этом понятия "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения" отличаются.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права независимо от участия в конкретных правоотношениях. Однако субъект финансового права -- понятие более широкое, чем субъект финансового правоотношения. Когда субъект финансового права вступает в конкретные правоотношения, он становится субъектом финансового правоотношения. При этом он сохраняет все свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права. До определенного момента носители финансовых прав и обязанностей могут не вступать в конкретные правоотношения, и часть их прав и обязанностей может быть нереализованной.
Субъекты финансовых правоотношений делятся на следующие группы):
1. Государство и его территориальные подразделения.
2. Коллективные субъекты.
3. Индивидуальные субъекты. Классификация субъектов финансовых правоотношений
В первую группу субъектов финансовых правоотношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
1. Российская Федерация;
2. субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт - Петербург , автономная область, автономные округа;
3. муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;
4. административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
5. административно-территориальные образования особого режима.
Аналогичный круг субъектов в бюджетных правоотношениях. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского креди и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.