На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Место финансового права в системе права Республики Беларусь. Предмет и метод финансового права. Связь финансового и конституционного права. Бюджет как материальная категория, его доходная и расходная часть. Особенности формирования местного бюджета.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
Содержание

1. Финансовое право в системе права РБ
2. Состав доходов и расходов бюджета
3. Задача
Список использованных источников
1. Финансовое право в системе права РБ

Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь и выделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета и метода правового регулирования.
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету правового регулирования отрасли права отличаются одна от другой.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе мобилизации (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.
Финансовые отношения возникают и развиваются в сфере государственных финансов. Они направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств. Обязательным участником финансовых отношений является государство в лице специальных органов (Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.), наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам - организациям и гражданам.
Иногда общественные отношения, составляющие предмет одной отрасли права, могут соприкасаться с отношениями, составляющими предмет регулирования другой отрасли права. Это можно увидеть на примере взаимодействия финансового и гражданского права. Предметом регулирования названных отраслей права являются имущественные (денежные) отношения. Так, например, отношения по государственному займу, при которых заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические или физические лица, регулируются нормами одного из институтов особенной части финансового права -- государственного кредита. Условия этих отношений устанавливаются государством в лице Правительства Республики Беларусь. Денежные средства, поступившие по государственному займу, являются источником финансирования дефицита республиканского бюджета и составляют государственный долг Республики Беларусь. Одновременно отношения по передаче денежных средств взаймы могут быть и гражданско-правовыми. При договоре займа, регулируемого нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст. 760), стороны находятся в равном положении и условия данного договора определяются ими самостоятельно.
Таким образом, по предмету правового регулирования рассмотренные заемные отношения совпадают. В обоих случаях - это имущественные (денежные) отношения. Однако эти отношения отличаются по методу правового регулирования. Поэтому, если нельзя провести разграничение по предмету правового регулирования, то это можно сделать по дополнительному критерию - методу правового регулирования.
Метод финансового права - это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
Методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями.
Властные предписания исходят от уполномоченных государственных органов или органов местного управления и самоуправления.
Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнить его, поскольку оно является односторонне властным.
Метод властных предписаний характеризуется императивностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей. Необходимо также отметить, что государственный орган, уполномоченный давать властные предписания, сам обязан руководствоваться императивными требованиями чаконой и подзаконных актов. Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, но его полномочия в этой сфере определены в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и в Указе Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (в ред. Указа от 6 декабря 2001 г. № 722) «О порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций».
Характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладает юридически властными полномочиями в отношении другой стороны, а последняя - нет.
Следует заметить, что в рамках финансового права возможно существование некоторых договорных отношений, что является новым подходом в регулировании финансовых правоотношений на современном этапе развития финансового права Республики Беларусь. Субъект финансового права может по своей инициативе вступить в финансовые правоотношения, но на условиях, диктуемых ему соответствующим государственным органом. Например, субъект хозяйствования может проявить инициативу в финансовых правоотношениях по предоставлению ему налогового кредита. Эта инициатива будет заключаться в том, что налогоплательщик по своей воле подает заявление в соответствующий государственный орган с просьбой предоставить налоговый кредит. Вместе с тем порядок и условия предоставления такого кредита определены в Положении о порядке предоставления налогового кредита, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2002 г. № 493, поменять которые сторона, желающая получить налоговый кредит, не имеет права. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае проявляется императивный характер воздействия со стороны государства на регулируемые им отношения по предоставлению налогового кредита.
Исходя из особенностей предмета и метода правового регулирования, можно дать следующее определение финансового права Республики Беларусь.
Финансовое право Республики Беларусь является отраслью права в системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на мобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачами и функциями государства.
Финансовое право тесно соприкасается с конституционным правом.
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его положения выступают основополагающими для всех отраслей права, в том числе и финансового права. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства разрабатывать и представлять Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции). Согласно ст. 97 и 98 Конституции Национальное собрание утверждает бюджет Республики Беларусь и отчет о его исполнении; устанавливает республиканские налоги и сборы. На основе этих конституционных положений в финансовом законодательстве подробно регламентируется порядок прохождения бюджета Республики Беларусь в Правительстве и Парламенте. Норма ст. 56 Конституции устанавливает обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, которая является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщиков в нормах финансового права.
Четко прослеживается связь финансового права с административным правом. Эта связь проявляется, прежде всего, в соприкосновении предмета правового регулирования. Предметом административного права являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Административное право - это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении . Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которые в большинстве случаев также реализуются в ходе государственного управления, то есть деятельности органов исполнительной власти. Так, Правительство разрабатывает республиканский бюджет и исполняет его, Министерство финансов составляет проект республиканского бюджета, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет взимают налоги и сборы, а также осуществляют финансовый контроль.
В финансовом праве, как и в административном праве, используется метод властных предписаний, при котором один из субъектов (например, налоговый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражданину, обязанному уплатить налог в бюджет). Поэтому по методу правового регулирования финансовое и административное право отграничить нельзя. Это разграничение следует проводить по предмету правового регулирования. Если в административном праве предметом регулирования являются общественные отношения управленческого характера, то в финансовом - это отношения, направленные на плановое собирание, распределение и использование денежных ресурсов государства.
У финансового и гражданского права весьма часто совпадает предмет регулирования, которым являются имущественные (денежные) отношения. Однако гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов денежных средств. Для отграничения этих отраслей права следует использовать второй критерий - метод правового регулирования. В гражданском праве субъекты выступают в качестве юридически равных сторон, а в финансовом праве субъекты находятся в отношении «власть» и «подчинение».
Следует отметить, что в финансовом праве присутствуют общественные отношения, которые носят комплексный характер и регулируются одновременно как нормами финансового, так и нормами гражданского права. К ним, в частности, относятся кредитные, расчетные, страховые и некоторые другие отношения. Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.
К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль. Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественно однородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам. В особенную часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулирование государственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования, правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетное финансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовое регулирование валютных отношений.
2. Состав доходов и расходов бюджета

По своей сути бюджет - это экономическая категория, отражающая экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования основного централизованного фонда денежных средств.
Как материальная категория бюджет есть объем (размер) централизованного фонда денежных средств. Юридическое понятие бюджета содержится в Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в редакции Закона от 15 июля 1998 г., с последующими изменениями и дополнениями. Согласно ст. 1 данного Закона бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Бюджет Республики Беларусь как основной финансовый план страны утверждается законом, а бюджет административно-территориальной единицы - решением соответствующего местного Совета депутатов. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода, часть которого поступает в собственность и распоряжение государства. Мобилизованные (собранные) в бюджете финансовые ресурсы используются на выполнение государством своих важнейших задач в социальной сфере, в области здравоохранения и образования, на содержание государственных органов, в сфере материального производства и т.д.
Структура бюджета включает в себя доходную и расходную части.
В соответствии с частью второй ст. 133 Конституции доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Свое дальнейшее развитие конституционная норма получила в бюджетном законодательстве. В ст. 13 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» определено, что доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Таким образом, доходная часть бюджета в основном формируется за счет налогов, сборов (пошлин), что является наиболее удобным способом аккумуляции денежных средств, обеспечивающим планомерность их поступления в бюджет, финансовую стабильность государства.
Наряду с налоговыми платежами, в бюджет поступают и иные доходы, в частности от государственного кредита, государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные штрафы и платежи, а также другие поступления.
Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным, демократическим, социальным, правовым государством (ст. I). В этой связи бюджет нашей страны имеет существенную социальную направленность. О важности основного финансового плана для страны, о его роли в финансовой политике государства свидетельствует расходная часть бюджета.
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе ее развития являются повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. За счет бюджета финансируются важнейшие государственные народнохозяйственные и социальные программы, в частности в области сельского хозяйства, охраны окружающей среды и -природных ресурсов, промышленности, энергетики и строительного комплекса, образования и др.
Для бюджетной политики любого государства важнейшей задачей является достижение сбалансированности доходной и расходной частей бюджетов, что свидетельствует об успешном развитии финансово-кредитной системы государства, эффективности проводимой инвестиционной политики, о социальной стабильности в обществе.
Вместе с тем после выхода Республики Беларусь из состава СССР, начиная с 1992 г. бюджет нашей страны планируется с дефицитом, т.e. с превышением расходов над доходами.
Впервые дефицит бюджета был предусмотрен Законом от 15 января 1992 г. «О государственном бюджете Республики Беларусь на 1992 год». В ст. 1 названного Закона было установлено, что «предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней Республики Беларусь на 1992 год не могут превышать 12 процентов от объема бюджета по расходам».
Правовая регламентация такого явления, как дефицит бюджета, содержится в ст. 17 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». В соответствии с данной статьей предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска, для бюджетов городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов - вышестоящими местными Советами депутатов.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета предусматривается в абсолютной величине и (или) в процентах к валовому внутреннему продукту, местных бюджетов - в абсолютной величине или в процентах к объеме расходов бюджета.
Например, предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2004 г. был установлен в сумме 690 200 000,0 тыс. руб., на 2005 г. - 910 000 000,0 тыс. руб.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.