Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Унитарное и сложное государственное устройство. Модели федерализма, понятие федерации и конфедерации. Истоки федеративной государственности России. Конституционная модель российского федерализма. Четыре этапа в становлении российского федерализма.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


31
Оглавление
    Введение
      1. Территориальное устройство государства
      1.1 Унитарное государственное устройство
      1.2 Сложное государственное устройство
      2. Федерация
      2.1 Модели федерализма
      3. Российская Федерация
      3.1 Истоки федеративной государственности России
      3.2 Конституционная модель российского федерализма
      3.3 Проблемы Российского федерализма
      3.4 Четыре этапа российского федерализма
      3.5 Россия - унитарная Федерация
      4. Конфедерация
      Заключение
      Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная власть. Среди элементов государства особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства и права. Вместе с тем рассматриваемая тематика имеет важное теоретическое и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые характерны как для государственного строительства в России, так и для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию союза государств.

1. Территориальное устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 157.. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства" Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1996. С. 60.. В учебной и научной литературе прослеживается единство в характеристике этого термина. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. Иванов В. В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 92. За основу типологизации формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность подобного подхода очевидна. В дальнейшей классификации ведутся споры. В частности, современные учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда как другие определяют её лишь как союз государств. Также появилось такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат и уния. Но для того, чтобы более наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства. Ромашов Р. А., Сергевнин С. Л. Проблемы структурирования и функционирования системы современного российского законодательства в контексте федерализма // Правоведение. 2005. № 3. С. 5.

1.1 Унитарное государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности Лоханская О.С. Объединения государств: общетеоретические и международные вопросы [Электронный ресурс] // Всё о праве. URL: allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html (дата обращения 07.03.2010)..

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" Сапельников А. Б., Честнов И. А. Теория государства и права : учебник для юридических высших учебных заведений. С-Пб.: Знание, 2006. С. 98..

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные Чиркин В. Е. Указ. соч. С.168..

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") Ромашов Р. А., Сергевнин С. Л. Указ. соч. С. 4..

1.2 Сложное государственное устройство

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи Спиридонов Л. И. Указ. соч. С. 61..

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

2. Федерация

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиallpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации История России. Мультимедиа-учебник [Электронный ресурс]. URL: history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=1422&story=1192 (дата обращения 15.03.2010)..

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство-подобных черт.

Государственные образования, входящие в состав федерации, считаются субъектами федерации. Этим подчеркивается производность суверенитета федерации от суверенитетов государственных образований. Это верно лишь отчасти. Формирование федеративного государства можно представить в виде логической схемы суммирования суверенитетов, которые субъекты добровольно передали "центру". Однако, суверенитет в государстве неделим, т.е. он не может быть одновременно и у "центра" и у частей государства.Т.о. если составные части передали свой суверенитет "центру", то у передавших его больше нет. Поэтому в федеративном государстве на всей его территории действуют федеральные законы. Сапельников А. Б., Честнов И. Л. Указ. соч. С. 98-99.

2.1 Модели федерализма

Этимологически в основе понятия "федерация" лежит латинское "feod-eration" - чем-то созвучное со словом "союз". В государственно-правовом аспекте под "федерацией" следует понимать соединение нескольких государств или территориальных образований в интересах достижения общей цели с помощью федеральной власти. Каждому отдельному государству присущи свойственные только ему особенности регулирования федеративных отношений, в зависимости от ряда факторов, включая, политические, экономические, социальные, правовые, что позволяет классифицировать их в определённые группы - модели федерализма. Исходя из правовой регламентации, выделяются: "конституционная модель", "регламентарная модель", "традиционная модель". Крылова Е. Г. Федерализм как демократическая организация правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 15.

"Конституционный федерализм" считается наиболее демократической формой государственного устройства, обеспечивающий гарантии прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства. Классическим государством такого типа является США.

"Регламентарная модель" отличается, прежде всего, статусом регламентирующего правоотношения центра и его составных частей. Основными принципами "регламентарного федерализма" являются добровольность объединения государств и государственных образований и все остальные признаки, относящиеся к понятию федерация.

Отличительной особенностью "традиционного федерализма" является порядок образования государства снизу, по инициативе субъектов, добровольно слагающих с себя статус суверенитета взамен на суверенность Там же..

3. Российская Федерация

Россия - государство с федеративным устройством. В состав Российской Федерации входит 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Федеративному устройству РФ посвящена третья глава Конституции. Там же определено, что федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти её субъектов, а также на равноправии субъектов РФ.

Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми Федерацией в Конституции. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяются на 8 федеральных округов, в каждом из них работает полномочный представитель президента. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения. Россия [Электронный ресурс] // Википедия URL: ru. Wikipedia.org/wiki/%DO%BE%D1%8F (дата обращения 22.03.2010).

По всем признакам Россия является федеративным государством, но на сегодняшний день многие эксперты беспокоятся, как об обеспечении единства федеративного устройства, так и о "выживания" самого федерализма нашего государства.

3.1 Истоки федеративной государственности России

Для глубокого и всестороннего исследования и понимания современных проблем и тенденций развития Российской Федерации нельзя обойтись без знания её прошлого, процесса её возникновения и развития.

В настоящее время ведутся споры об исторических корнях российского федерализма. Часто, исследователи усматривают федералистские тенденции в период образования государства в процессе объединения княжеств, земель царств. Эта точка зрения заслуживает внимания, но отличается высокой степенью гипотетичности и требует дополнительных историко-правовых изысканий. Бурбина Ю. В. Истоки федеративной государственности России // История государства и права. 2009. №4. С. 7. Процесс образования государства на Руси шёл разными путями: добровольные союзы, спасительные присоединения, не были исключены и завоевательные походы. Так постепенно Россия превратилась в сильное унитарное государство, федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался.

Россия была унитарным государством 1055 лет, т.е. с момента образования государства в 862 году и до провозглашения её федерацией в 1917. Там же. С. 7. За это время был накоплен богатейший опыт построения унитарного государства, собрана практика построения децентрализованного государственного управления, которая гармонично учитывала исторические, экономические, культурные, национальные традиции различных территорий страны. Семитко А. П. Актуальные вопросы современной российской государственности и политико-правовой системы // Вестник ГУ. Серия Право. 2005. № 4. С. 87. Система управления страной учитывала особенности положения различных регионов. Применялись различные правовые, управленческие, организационные методы и формы правления. Благодаря этому Россия сохраняла стабильное существование в течении длительного периода. Но уже тогда можно было увидеть некоторые элементы асимметрии, наличии различных вариантов определения статуса территорий, входящих в империю.

Идеи российского федерализма начали формироваться с XIX века, в обстановке самодержавной целостности. Появилось множество публикаций по проблемам автономии и федерации. Стоит отметить, что значительная часть большевиков были сторонниками унитарного государства. В.И. Ленин первоначально негативно высказывался о федеративной форме государственного устройства. Россия располагала всеми объективными условиями для децентрализации в форме федеративного устройства. Так, западные наблюдатели отмечали, что "никакая конституция, даже самая замечательная, не решит проблемы, порождёнными необъятными размерами России и сложным демографическим составом её населения". Уокер Э. Формирование взаимоотношений центра и регионов новой России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1995. № 1. С. 15. Эти условия существовали и в период самодержавия в России, но власть царя их нейтрализовала. Однако для их претворения в жизнь достаточно было назревания критической политической ситуации, подъёма крестьянских масс, то есть возникновения революционной ситуации. Бубрина Ю. В. Указ. соч. С. 8.

1917 - январь 1918 года - переломный период, революция позволяет проявиться федеративным тенденциям. Коренным образом изменился весь политико-правовой уклад России, включая и муниципальные органы власти. В сложившейся кризисной ситуации взгляды большевиков относительно федерации изменились. Они понимали невозможность сохранения России как унитарного государства. И в январе 1918 года в Декларации прав трудящегося и эксплуатированного народа, принятой на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Россия впервые была провозглашена федерацией. Позднее, норма о государственном устройстве РСФСР в той же редакции вошла в первую советскую Конституцию. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М: Проспект, 2010. С. 87. Данная Конституция впервые определяла основы устройства общества на конституционном уровне, носила открытый классовый характер. Однако, закрепляя положения о федеративном устройстве России, в Конституции фактически отсутствовали субъекты федерации. Дальнейшее развитие федеративных отношений характеризовалось тем, что центральная власть, по воле правящей партии самостоятельно создавала автономии. Таким образом, федеративная республика у нас не возникала, а делалась. Всё решалось правящей "верхушкой", и демократического самоопределения населения тех или иных территорий не требовалось. На протяжении более чем двадцати лет происходили изменения и преобразования республик, автономий. Руководство мало задумывалось о выстраивании национальной политики. Большевики обрекли государство на "вечно проблемный" национальный вопрос, в любой момент ослабления власти готовый взорваться волной сепаратистских движений. Мальсагов М. А. Российский федерализм: генезис и основные этапы развития // История государства и права. 2007. № 6. С. 21.

Так большевикам удалось создать уникальную государственную, правовую конструкцию, не имевшую аналогов в истории. Специфические черты "федеративной системы" созданной в РСФСР, заключаются в следующем: провозглашение фактически унитарного государства федерацией; субъекты федерации выделялись на территории государства по решению партийного руководства; многообразие форм автономий, фактический статус которых различался лишь в их наименовании; неоднородное федеративное устройство государства. Существовали территории, не входившие в автономии, соответственно не являвшиеся субъектами федерации. Эта часть государства была основана на принципах обычного унитарного государства.

Следующий этап становления государственности связан с созданием нового союзного государства. Параллельно с возникновением РСФСР в 1918 году, на территории бывшей Российской империи возникли формально независимые государственные образования советского типа на Украине, в Белоруссии, Азербайджане и др. Большевикам тогда удалось собрать большую часть территорий Российской империи в единое государство.30 декабря 1922 года на съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Были приняты соответствующие декларации и Договор об образовании союзного государства. Противоречивая конструкция "федерализма" созданная в государстве, требовала теоретического осмысления. Была пересмотрена теоретическая база федерализма. Тогда были заложены основные теоретические расхождения, которые проявляются и сейчас. Многие термины и определения расходятся с западными представлениями о данных явлениях. Советская наука находилась под идеологическим контролем, поэтому адекватного представления о существующем государственном устройстве быть и не могло. В принципе, всем конституциям советского типа был присущ фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которых фактически не существовало. В Советском государстве был деспотический принцип власти, говорить о существовании федеративных отношений не приходится. Но государство становилось слишком сложным по своей территориальной структуре, и поэтому жёсткая централизация в управлении тормозила развитие общества.

Кризис государственности подтолкнул руководство страны к активным действиям. В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственного руководства началось обновление экономических основ и политического устройства. Распад Советского Союза был вызван многими факторами, в том числе и стремлением союзных республик к национальной государственности. Первым шагом к этому было принятие 12 июля 1990 года Декларации о суверенитете РСФСР. Россия перестала быть частью другого федеративного государства. Декларация вместе с последовавшим призывом "брать столько суверенитета, сколько сумеет проглотить" подтолкнула некоторых лидеров регионов к необоснованным притязаниям на полную независимость от центральной государственной власти. Симонян Г. Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 32. Этот процесс, дополненный системой отдельных договоров центра с регионами, в которых они "выбивали" себе дополнительные привилегии, прежде всего экономические, постепенно стал вести Россию к фактической угрозе ползучей конфедерации страны, чреватой её распадом, разрушающей целостность Российского государства. Пастухова Н. Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитета современной России // Государство и право. 2007. № 8. С. 91.

Далее последовала немедленная реконструкция унитарной формы государственности и попытки сохранить целостность государства. Единственным выходом из опасной ситуации было преобразование российской государственности на основе реального федерализма. Попыткой приостановить распад страны было подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора, признающего суверенитет республик в составе России. Договор также закреплял статус субъектов Федерации. Таким образом, сфера федеративных отношений распространилась на всей территории государства. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия перестроилась на создание реальных федеративных отношений. Договор в какой-то степени снизил внутриполитическое напряжение в стране, однако и закрепил неравноправное положение субъектов Федерации. Бурбина Ю. В. Указ. соч. С. 9.

3.2 Конституционная модель российского федерализма

Важнейшее значение имело принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Вопреки всем скептическим высказываниям она выжила, и вот уже 17 лет Россия живёт по её нормам, постепенно реализую заложенные в ней идеи. Россия определена там, как "федеративное государство" (ч.1 ст.1 КРФ). Сегодня уже можно утверждать, что именно оформление конституционной федерации оказалось в 1990-1993 годах единственным спасением от исчезновения государства.

Рассмотрев выше, политические и исторические условия, в которых зарождалась действующая сейчас Конституция, мы можем адекватно воспринимать модели федеративных отношений, зафиксированных там. Она полно и последовательно зафиксировала изменения, произошедшие в государстве, закрепила новые качества федеративного устройства. Конституционное оформление получили основные принципы классического федерализма.

Конституция 1993 года фактически установила, что Россия - это конституционная симметричная федерация, состоящая из 83 (изначально было 89) юридически равноправных субъектов, образованная по общегражданскому территориальному принципу, но со значительной этнической составляющей. В основе лежат запреты выхода из состава РФ; одностороннего изменения статуса субъектов; запрет преобразования административных границ в государственные; недемократических форм правления в субъектах; нарушение верховенства федеральной Конституции и законов. Стоит отметить, что в Конституции РФ отсутствует характеристика субъектов Федерации как "суверенных", что в своё время вызывало недовольство республик в составе РФ. Зуйков А. В. Размышления о Российском федерализме // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 12. С. 21-22.

3.3 Проблемы Российского федерализма

Россия получила свой федерализм "сверху" как продукт договорённости политических элит страны. Солодухин Ю. Конституционные основы российского федерализма: неразрешимые проблемы и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.