На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Тактические приемы производства допроса. Восприятие - первая стадия формирования показаний. Запоминание - фактор, влияющий на объективность показаний. Воспроизведение. Показания свидетелей. Роль психологических приемов в изучении личности допрашиваемого.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 28.01.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
2
ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАНИЙ ДОПРАШИВАЕМОГО: ПОНЯТИЕ, ЭТАПЫ, ЗНАЧЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
§ 1. Восприятие как первая стадия формирования показаний
§ 2. Запоминание
§ 3. Воспроизведение
§ 4. Роль психологических приемов в изучении
личности допрашиваемого
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, изобличение виновных, возмещение вреда, причинённого преступлением, определяются тем, насколько научно обоснованно, тактически грамотно и законно проведено расследование. Успех в борьбе с преступностью во многом зависит от умелого проведения следственных действий, центральное место, среди которых занимает допрос свидетелей.

В криминалистической литературе допросу свидетелей с давних пор уделялось значительное внимание. Такой интерес к проблеме был обусловлен, прежде всего, тем, что показания свидетелей являются наиболее распространёнными доказательствами по уголовным делам. Кроме того, допрос свидетелей в историческом плане предшествовал другим способам получения доказательств, например, экспертизе, следственному эксперименту, которые стали возможны только при наличии определённого уровня прикладных отраслей знания.

Бурное развитие криминалистики, судебной психологии, логики следствия, правовой кибернетики, социологии постоянно ставит на повестку дня задачу использования достижений этих наук в процессе производства допроса. Поэтому в данной работе, наряду с традиционными вопросами, представлены новые материалы, относящиеся к проблемам тактического риска в допросе, рефлексивного мышления и управления, избрания тактических приёмов применительно к особенностям темперамента допрашиваемого лица.

§ 1. Восприятие как первая стадия формирования показаний.

Эффективному применению тактических приемов производства допроса, верной оценке показаний способствует правильное понимание следователем таких психических процессов, происходящих в сознании допрашиваемых, как восприятие, запоминание, воспроизведение. Лебедев И.Б., Цветков В.А. Психология в правоохранительной деятельности. - М., 2003. - С.89-97. Выделяют также и обратную связь, корректировку показаний. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. - М., 2001. - С.9.

В основе начального этапа формирования показании лежит субъективное восприятие, то есть возникновение целостного образа предмета, в результате воздействия объективного мира на различные органы чувств допрашиваемого. При этом к чувственным ощущениям, отражающим внешние стороны предмета, присоединяется мыслительная деятельность, способствующая осознанию и отражению данного предмета или явления, как единого целого в словесной форме.

Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности: ее социальным статусом, социальной ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С.446.

Отмечая особенности восприятия, С.Л.Рубинштейн пишет: «Отображая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно - зеркально, потому что в нем одновременно припоминается вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.224.

В этом и состоит субъективность психического отражения. Однако, поскольку исходной базой является объективная действительность, эта база может быть проанализирована, если будут нейтрализованы соответствующие «личностные экраны» лиц дающих показания.

Полнота и достоверность показаний зависят от определенных факторов, влияющих на особенности их формирования. Так, М.С.Строгович называет среди них несколько групп: свойства, восприятия и памяти свидетеля; психологические дефекты, присущие психике и нервной системе свидетеля; состояние свидетеля в момент восприятия события; обстановка в которой свидетель воспринял данное явление; продолжительность времени с момента восприятия факта до дачи показания; обстановка допроса на следствии и в суде; фантазирование в показаниях свидетеля. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1958. - С.226-227.

Однако известный украинский криминалист В.Е.Коновалова предлагает свою классификацию факторов, влияющих на достоверность показаний. Коновалова В.Е. Допрос: Тактика и психология. - Харьков, 1999. - С.22-25. Она делит их на субъективные и объективные. Рассмотрим данную классификацию более детально. К субъективным факторам автор относит состояние органов чувств, психическое состояние лица, склонность к фантазированию и другие.

Так, нарушение функций какого-либо из органов чувств влечёт за собой искажение восприятия (недостаточность слуха не позволяет отчётливо расслышать, плохое зрение или дальтонизм влекут за собой искажённое восприятие цвета). У некоторых лиц может быть обострён слух или зрение, и они могут видеть или слышать то, чего не видят и не слышат другие (различные пороги ощущений). Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1973. - С.46.

К субъективным факторам относится также направленность восприятия допрашиваемого и его эмоциональность. Направленность восприятия обуславливается его преднамеренностью или непреднамеренностью. Непреднамеренное, или непроизвольное, восприятие формируется в том случае, если человек заранее не готовится к восприятию. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, и поэтому его результатом являются более правильные показания.

Преднамеренное восприятие тесно связано с так называемым профессиональным вниманием при восприятии. Восприятие лицом предметов или явлений, связанных с его профессией, обычно является наиболее точным. Особенности профессионального восприятия, объясняются так называемой апперцепцией, т.е. обусловленностью содержания и направленности восприятия предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами, отношением человека к окружающей действительности. К примеру, инженер - строитель может дать более полные и правильные показания по делу о нарушении правил техники безопасности при строительстве; портной - запомнит платье; парикмахер - прическу; инспектор ГАИ без труда определит скорость автомобиля.

Шофер, очевидец наезда автомобиля «Волга» на пешехода, при допросе показал, что наезд был совершен при интенсивном непрерывном торможении автомобиля. Он обратил внимание, что стоп-сигналы автомашины зажглись и ни разу не гасли. На продолжительность свечения стоп-сигналов шофер обратил внимание, как на сигнал тревоги.

Определенное значение для избрания следователем тактики допроса, оценки его результатов имеет учет фактора эмоциональности в восприятии. Эмоции, испытываемые свидетелем в момент восприятия события, либо в связи с вызовом к следователю на допрос, иногда настолько отрицательно влияют на память, что мешают сосредоточиться и вспомнить обстоятельства, которые в другой обстановке он вспомнил бы без особого труда. А.Ф.Кони, отмечая эмоциональное отношение к воспринимаемому у свидетелей, писал: «Им кажется простая палка - дубинкой; угроза пальцем - подъемом кулака; повышенный голос - криком; первый шаг вперед - нападением; всхлипывание - рыданием». Кони А.Ф. На жизненном пути. - М., 1913. - Т.1. - С.331. Эту особенность важно знать следователю для того, чтобы иметь возможность правильно оценить в показаниях то, что может быть гиперболизировано или приуменьшено под влиянием эмоционального отношения к воспринимаемому.

В оценке правильности показаний немалое значение имеет учет склонности лица к фантазированию, которая рассматривается как произвольное заполнение пробелов восприятия. В практике расследования преступлений «чистая фантазия» в показаниях почти исключена. Обычно производимую картину допрашиваемый дополняет фантастическими наслоениями, касающимися отдельных деталей события, дат, чисел. Выявление таких фантастических наслоений возможно только в результате тщательного анализа показаний, сопоставления их с имеющимися в деле материалами.

В отделение милиции поступило заявление от К. о том, что неизвестный мужчина каждый вечер приходит к пруду с мальчиками и, купаясь с ними, топит их. В подтверждение изложенного заявитель описывал место преступления и добавлял, что трупы детей еще в воде.

Следователь, прибывший на место, указанное заявителем, в присутствии К. и понятых приступил к осмотру. Были обнаружены две коряги, по форме сходные с телом ребенка. В последствии выяснилось, что К., наблюдая приход неизвестного мужчины и его купание с мальчиками, из любопытства пошел к месту купания и здесь, глядя с берега в воду, увидел эти коряги. Наблюдая только приход купающихся и не видя ухода, К. пришел к выводу, что является свидетелем преступления. Причудливая форма коряг, возникшие подозрения облекли вымысел в законченную форму восприятия.

К объективным факторам, влияющим на полноту и правильность восприятия, относятся такие факторы, как освещенность воспринимаемого объекта; расстояние, на котором воспринимается объект или событие; погодные условия.

Освещенность воспринимаемого объекта, если она достаточна, помогает не только воспринимать его форму, но и различить детали.

При расследовании разбойного нападения на С. важно было установить, угрожал ли преступник ножом потерпевшему. Условия восприятия (ярко освещенная улица) позволили очевидцу происшествия рассмотреть нож и сообщить его признаки следователю. Обнаруженный у преступника нож был предъявлен в числе других ножей и опознан свидетелем по всем ранее названным признакам.

На правильность и остроту восприятия влияет и такой объективный фактор, как расстояние, на котором происходит восприятие. Здесь определенную роль играют законы перспективы и светотени. Так, большие предметы воспринимаются как близко расположенные, маленькие - как удаленные. Тени от предметов, близко расположенных, обычно видны отчетливо; тени от предметов, расположенных далеко, практически не воспринимаются. В связи с этим необходимо учитывать возможные искажения. Расстояние следует учитывать не только в отношении зрительного восприятия, но и слухового.

Правильность и полнота восприятия зависит от быстротечности события, иными словами, от времени наблюдения события. Большая часть преступлений (убийства, разбой и др.) - события быстротечные и наблюдаются человеком на протяжении секунд или даже долей секунды. Они воспринимаются менее полно и всесторонне, чем те, которые наблюдаются в течение более длительного времени. Объясняется это тем, что анализаторы человека за короткий промежуток времени успевают запечатлеть лишь часть события. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. - М., 1998. - С.31.

Погодные условия в значительной мере влияют на восприятие, нередко искажая представление о воспринимаемом. Так, туман и дождь влияют на восприятие формы, цвета, удаленности объектов. Снегопад может искажать форму и величину воспринимаемого.

§ 2. Запоминание

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на объективность показаний, является память. Память предполагает обычно отражение, запечатление или воспроизведение прошлого. Память - это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлять следы этих условных связей. Бочарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. - Тернополь, 1997. - С.5. Все воспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные связи.

Память человека, как и его восприятие, носит избирательный характер: человек запоминает то из воспринятого, что вызывает глубокие переживания или имеет существенное значение.

Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общим правилом допроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени после расследуемого события.

В связи с расстройством функции мышления встречается патология памяти. Расстройства памяти включают ее:

частичное усиление (гипермнезия),

ослабление (гипомнезия),

отсутствие (амнезия),

искажение (парамнезия). Моховиков А.Н. Судебная психиатрия. - Одесса, 1998. - С.31.

Это важно знать следователю для правильной оценки показаний.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, от преобладающего участия в работе памяти того или иного анализатора, память подразделяется на несколько видов.

Восприятию действий, движений соответствует моторная (двигательная) память; восприятию зрительному соответствует зрительная память; слуховому - слуховая; осязательному совместно со зрительным и слуховым - наглядно-образная память; запоминанию логических связей - словесно-логическая; переживаниям, чувствам - эмоциональная память. Все перечисленные виды памяти редко встречаются у человека в их чистом виде. Однако, способность к запоминанию, сила памяти у людей различна. У одних лучше развита зрительная память, причем до такой степени детально, что человек может, например, автоматически назвать страницу и строчку книги, где изложено то или иное положение; у других - слуховая, у третьих - словесно-логическая и так далее. Например, математик запоминает лучше цифры, художник - цвета, а музыкант - ноты, звуки. Такая память называется профессиональной.

Всякое запоминание предполагает установление соответствующих нервных связей или ассоциаций. Психология. /Под ред. П.А.Рудика. - М., 1974. - С.229. В психологии различают несколько видов ассоциаций или ассоциативных связей: ассоциации по смежности, сходству, контрасту, однозначные и многозначные.

Ассоциации по смежности предполагают запоминание последовательно идущих событий или действий, между которыми существует связь. Благодаря этому нервные процессы, связанные с одним из них, вызывают действие нервных процессов, связанных с другим.

Ассоциации по сходству имеют место тогда, когда восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание сходного с ним объекта, даже если он никогда не воспринимался с ним совместно или в какой-либо временной связи. Ассоциации по контрасту по своей природе близки к ассоциации по сходству, однако, их сущность состоит в том, что восприятие какого-либо объекта вызывает в памяти воспоминание о другом объекте, отличающемся прямо противоположными признаками.

Определенную роль в процессе запоминания выполняют и другие виды ассоциативных связей, а именно: однозначные и многозначные. Однозначная ассоциативная связь при запечатлении связывает определенное обстоятельство с одним каким-либо фактом или действием, многозначная - предполагает связь с несколькими фактами. Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. - Харьков, 1999. - С.28-29.

Запоминание различается как преднамеренное и непроизвольное. Преднамеренное запоминание является целенаправленным и осуществляется с сознательным волевым усилием. Произвольное запоминание связано с выделением «вех» запоминания, опорных пунктов, с выделением в объекте структурных элементов, смысловых образований, их группировкой, систематизацией. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С.448. Непроизвольное запоминание происходит без какого-либо желания запомнить, и носит случайный характер, а поэтому может быть не всегда точным и полным.

В практике расследования наиболее часты показания, не являющиеся результатом преднамеренного запоминания наблюдаемого. Этим обстоятельством и объясняется отрывочность, неполнота сообщаемых сведений, забывание одних деталей и яркое воспроизведение других и тому подобное.

Однако при производстве допроса свидетелей следует помнить о том, что непроизвольно запоминается значительно больше того, то воспроизводится впоследствии. Экспериментальные исследования психологов в области определения границ непроизвольного запоминания также приводят к данному выводу. См.: Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961; Идашкин Ю.В. К вопросу о непроизвольном запоминании. //Вопросы психологии. - 1969. - №2. - С.27-35.

Большое значение для использования в допросе закономерностей непроизвольного запоминания имеет выяснение объективных и субъективных условий непроизвольного внимания. Выяснение обстановки непроизвольного запоминания во многих случаях может способствовать более детальному воспроизведению воспринятого, поскольку способствует оживлению ассоциативных связей, образовавшихся у личности при восприятии.

Таким образом, ассоциативные связи являются эффективным средством оживления в памяти запечатленного.

§ 3. Воспроизведение.

Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение - умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания, сохранившегося в памяти человека.

Воспроизведение воспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического и психического состояния человека в момент воспроизведения, способности правильно выразить свою мысль. Так, способность выражать свои мысли у каждого человека индивидуальна и находится в прямой зависимости от его культурного уровня, от уровня развития его интеллекта. Мысленное воспроизведение и его словесное выражение связаны самым тесным образом. Так, мысленный процесс воспроизведения систематизирует и координирует последнее (изменяет план, влияет на умозаключения и выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенный материал). Взаимосвязь словесного выражения воспроизводимого и мысленного воспроизведения отмечает С.Л.Рубинштейн: «Необходимость при воспроизведении оформить в речи смысловое содержание мобилизует мысль, по мере развертывания в речи содержания, припоминается то, что казалось забытым». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.304.

Значительную роль в воспроизведении играет также лексика, употребляемая следователем при допросе, то, как он формирует вопросы.

Так, в случае возникновения затруднений у допрашиваемых лиц при описании воспринятых явлений, передачи другой информации, следователь должен оказывать лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия.

Иногда полезно напомнить свидетелю набор слов, понятий из которых он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие.

На чистоту воспроизводимой информации немалое влияние оказывает и характерологические свойства личности допрашиваемого.

Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно в виде примера, - пишет А.Ф.Кони, - представить себе отношение обладателей разных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую через рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть - вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или, что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Эта была ужасная картина - раздался раздирающий душу крик, хлынула кровь, мне послышался даже треск сломанных костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба: быть может она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров -- и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратной потере, - и картина осиротевшей семьи с болью возникает в моей душе. Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно нажать звонок. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго наказывать». А флегматик расскажет: «Ехал я и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.