Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Форма правления в зарубежных государствах. Монархия и её разновидности. Президентская, парламентарная, полупрезидентская республика. Унитарные и федеративные государства и принципы их организации. Государственный режим.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.09.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
Работа на тему:
Формы государств в зарубежных странах
2005 год

План

    План 2
    Введение 3
    Глава 1. Формы государства в зарубежных странах 4
    Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах 6
      2.1. Монархия 6
        2.1.1. Монархия и её разновидности 7
      2.2. Республика и ее разновидности 9
        2.2.1. Президентская республика 9
        2.2.2. Парламентарная республика 10
        2.2.3. Полупрезидентская республика 12
    Глава 3. Форма государственного устройства 13
      3.1. Унитарное государство 13
        3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации 14
      3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности 16
    Глава 4. Государственный режим 20
      4.1. Понятие государственного режима 21
    Заключение 23
    Список литературы 25

Введение

Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).

Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста и политолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых, для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, а во-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.

Изложение материала в данной курсовой свободно от каких-либо идеологических установок, и, прежде всего - методологии изучения государства с узкоклассовых позиций. Работа исходит из общедемократической концепции обеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового государства и критического отношения ко всем тоталитарным формам организации государственной власти. Такая методология не навязывает предвзятых догм, она оставляет возможность самостоятельно осмысливать конституционно-правовые институты с точки зрения их целесообразности в конкретных исторических условиях. В то же время сохраняется общая доминанта сравнительно-правового анализа, позволяющая оценивать конкретные нормы и институты под углом зрения наиболее передовых и распространенных представлений о демократии.

В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

Естественно, что невозможно осветить в работе все особенности конституционного строя каждого из них. Да в этом и нет необходимости.

Цель работы - приобрести общие понятия об основных институтах конституционного права в сравнительном плане, что позволит получить своеобразный "ключ" к пониманию государственного строя любой страны. В то же время в интересах более углубленного и цельного, комплексного представления о государственном строе ведущих стран в работе введены понятия о США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Испании, Индии, КНР.

Глава 1. Формы государства в зарубежных странах

В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления, форма госу-дарственно-территориального устройства, форма политического режима. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия «форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституциях не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом конституционного регулирования. В ряде конституций есть или были главы с названием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезиро-ванные формулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, Конституция Бразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовом государстве, Конституция Марокко 1972 г. об унитарной демократической и социальной монархии, Кон-ституция Франции 1958 г. о неделимой, светской, социальной, демократической республике. Конституция Колумбии 1991 г. характеризует государство как «партиципаторную республику. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16.

Таким образом, форма государства это комплексный институт конституционного права, представляющий собой внутренне согласо-ванную систему норм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства, политико-территориальное устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обрат-ной связи с населением. Элементы, составляющие в теории государст-воведения форму государства, в конституционном праве служат пединститутами комплексного института «форма государства». В свою очередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации.

Форма государства в наиболее общем виде определяет, на каких принципах построена и как территориально организована государственная власть. Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства, деление государ-ства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его пря-мых и обратных связей с гражданами.

Изучение формы государства может вестись под разными углами зрения. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..

Научно-познавательный подход к изучению формы государства позволяет выявить взаимосвязи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этим занимается главным образом теория государства и права. Инструментальный подход предполагает исследование формы государства под углом зрения обеспечения эффективности государственного руководства, действенности управления, стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т. п. Этим занимается наука конституционного права.

Формы зарубежных государств отличаются большим разнообразием. Они складываются под влиянием комплекса природно-географических, исторических, политических, социально-эконо-мических и культурно-религиозных факторов.

На форму государства могут оказать влияние условия образования государства (федеральная форма территориально-политического устройства государства в США), исторические традиции (монархия в Великобритании), перипетии внутриполитической борьбы (неоднократные модификации формы ряда государств Африки), господствующая в обществе система нравственно-религиозных ценностей (теократическая республика в Иране). Определенным обра-зом может воздействовать и субъективный фактор. Достаточно вспом-нить о том, какое влияние оказал генерал Де Голль на функциони-рование институтов Пятой республики во Франции.

Форма государства является объектом конституционного ре-гулирования. Отдельные главы под названием "Форма государ-ства" имеются лишь в немногих новейших конституциях (напри-мер, Конституция Турции 1982 г., Конституция Эфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует, элементы, составляющие понятие "форма государства", закреп-ляются либо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо в отдельных конституционных законах (на-пример, в Швеции).

В странах, где отсутствует писаная конституция, форма го-сударства определяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами, которые складываются в процессе мно-говековой эволюции государственных институтов (например, пра-вовой статус главы государства - монарха в Великобритании и его взаимоотношения с Правительством).

Если в конституции отсутствует специальная глава о форме государства, то соответствующие нормы обычно помещаются в раздел, закрепляющий основы конституционного строя. Как пра-вило, эти нормы обеспечиваются повышенной правовой защитой (например, запрет на пересмотр республиканской формы правле-ния в Италии). Отдельные положения могут быть включены в раз-делы, устанавливающие территориальную организацию государ-ства и организацию органов государственной власти.

Понятие формы государства, охватывая наиболее существенные стороны организации государственной власти, является достаточно сложным по своему содержанию. Оно указывает, какие органы представляют государственную власть, каков порядок образования этих органов, каков срок их полномо-чий, каковы взаимоотношения между-органами государства (в том числе центральных и местных), наконец, каковы методы, способы приемы осуществления государственной власти. Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах

Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государ-ственной власти, правовой статус высших органов государства, принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов.

Различают основные формы правления зарубежных госу-дарств - монархия и республика, притом каждая из этих форм имеет разновидности.

2.1. Монархия

Монархия - это такая форма правления, где глава государства монарх обладает особым юридическим ста-тусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием комплекса факторов экономического, социального, по-литического, национально-этнического, культурного и религиозного характера. Оказывают свое влияние и природно-географические условия. Следует также иметь в виду, что той или иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма прав-ления. Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархи-ческая форма правления, новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать, что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия, в степени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранение в ряде стран монархии отнюдь не свидетельствует об их меньшей демократичности по сравнению с республи-ками. Это всего лишь свидетельство устойчивости политических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рас-сматривается как элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.

В молодых государствах Азии и Африки, где общество в со-циальном отношении еще находится в процессе трансформации, и политические институты только складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться, в ту или иную сторону.

2.1.1. Монархия и её разновидности

Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государств либо как дань исторической традиции, либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации.

Имеется несколько разновидностей монархических форм правления. Различают абсолютную и конституционную монархию.

Абсолютная монархия Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх - источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как форма правления абсолютная монархия получила - наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархаль-ные и феодальных формы общественной жизни. Есть, однако, страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых, тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как Своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии доиндустриальной эпохи.

Абсолютная монархия характеризуется обширными полномо-чиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства.

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на - основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименования, характеризуется разделением власти монарха с парламент том, однако разделением еще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. Полномочия Монарха ограничены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ни один закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на то монарха. Эта форма правления была довольно ши-роко распространена в XIX и начале XX в.. Сегодня в развитых государствах Запада эта форма правления не встречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока и Магриба(Иордания, Марокко). Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

При дуалистической монархии существует выборный пред-ставительный орган- парламент. Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета; Монарх является главой государства и обладает основными прерога-тивами в сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента, издания чрезвычайных декретов и введения в стра-не чрезвычайного положения. Он является главнокомандующим армией.

В отличие от дуалистической парламентарная монархия яв-ляется довольно распространенной формой правления. Она суще-ствует сегодня во многих государствах мира. Парламентарная монархия характеризу-ется тем, что монарх не обладает, реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном пред-ставительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной про-веркой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа монарх, как правило, не может.

Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства - монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа яв-ляется одновременно главой государства Ватикан. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра-ва. М., 2002.

Элементы теок-ратической монархии присущи и Саудовской Аравии, где глава государства - король не только выполняет религиозные функ-ции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и яв-ляется главой ваххабитского направления ислама. Процедуре пе-редачи власти королю предшествует согласие узкой группы выс-ших религиозных авторитетов - улемов, а лишь затем согласие членов королевского Совета, куда входят представители много-численной семьи Саудитов. Формально Великобритания также является теократической монархией, так как со времен Генриха VIII король возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом дань традиции, поскольку фактическим главой англиканс-кой церкви уже давно является архиепископ Кентерберийский.

2.2. Республика и ее разновидности

Республиканская форма правления - самая распространен-ная в современном мире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такой универсальной международной организации, как ООН, являются республиками.

Известны три основные разновидности республиканской формы правления - президентская республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.

2.2.1. Президентская республика

Президентская республика характеризуется следующими признаками:

1. Глава государства - президент избирается непосредствен-но населением путем либо прямых (в латиноамериканских стра-нах), либо косвенных выборов (в США, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают Президента страны).

2. Президент обладает обширными полномочиями: он одно-временно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами.

3. В президентской республике правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом.

Отличительной чертой президентской республики является жесткая система разделения властей. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.

Каждая ветвь власти - законодательная, исполнительная и судебная - обладает значитель-ной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с тем существует система "сдержек и противовесов". Парламент осу-ществляет законодательную функцию, принимает законы, обяза-тельные для исполнительной власти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и пользу-ется, как показывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованию законодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизма управле-ния и стеснения самостоятельности других ветвей власти.

Система "сдержек и противовесов" проявляется в президентской республике также в том, что парламент не может отправить правительство в отставку, но и президент не может распустить парламент.

2.2.2. Парламентарная республика

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками: Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.

1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и во-тированием бюджета обладает учредительными функциями и пра-вом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе. Формально правительство назначает пре-зидент, однако делает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формировании кабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большин-ством мест в парламенте. Обычно президент предлагает парламенту кандидатуру лидера победив-шей на выборах партии в качестве будущего главы правительства. Предложенная президентом кандида-тура главы правительства (или правительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только после этого прези-дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующим формированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

2. Глава государства - президент занимает в системе государственных органов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально он может быть наделен обшир-ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива-ются в основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительный контроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процеду-ры принятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент, однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержанием поступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должны быть контрассигнованы главой правительства или ответственным мини-стром. Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем в президентской республике, так как насе-ление не участвует в его выборах. Президент избирается парла-ментом (например, в Италии) или особой избирательной коллеги-ей (как в ФРГ). Арановский Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.

3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, то имеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всего на осуществ-ление законодательных полномочий парламента. Показательно, что большинство законопроектов, которые являются предметом пар-ламентского рассмотрения, исходят именно от правительства.

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Такая форма правления более при-суща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной сис-темы и высокой политической культуры населения.

2.2.3. Полупрезидентская республика

Полупрезидентская республика в отечественной и зарубеж-ной науке конституционного права рассматривалась не как само-стоятельная форма правления, а как переходная либо к прези-дентской, либо к парламентарной республике. Практика функци-онирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всего во Франции, позволила французскому правоведу, специа-листу в области конституционного права М. Дюверже сделать вы-вод о самостоятельном существовании подобной формы правле-ния. Постепенно этот вывод получил повсеместное признание.

К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритар-ная система относительного большинства) и в два тура (мажори-тарная система абсолютного большинства).

2. Президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим.

3. В полупрезидетской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г. Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство государств, возникших после распада Советского Союза, - Украина, Казахстан, Грузия и др. Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.

Особая разновидность республиканской формы правления - теократическая республика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства не только в политической жиз-ни, но и в непосредственном управлении государством. Так, кон-ституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает на-ряду с постом Президента страны пост Факиха - духовного руко-водителя иранского народа, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государствен-ных дел.

Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главы государства и исполнительная власть осуществля-ются одним коллегиальным органом - федеральным правитель-ством. Состав правитель-ства постоянный; оно состоит из семи федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом после очередных парламентских выборов, и отражает партийный состав зако-нодательного органа. Из своего состава Федеральный совет изби-рает Федерального президента, обладающего чисто представи-тельскими полномочиями и совмещающего пост президента и руководителя того или иного департамента.

Глава 3. Форма государственного устройства

Под формой государственного (территориально-политичес-кого) устройства понимаются внутренняя организация государ-ственной власти, принцип деления государства на отдельные час-ти, юридический статус этих составных частей, принципы взаи-моотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.

Различают две основные формы территориально-политичес-кого устройства государства: унитарную и федеративную. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

3.1. Унитарное государство

Унитарное государство это единое, цельное, слитное го-сударство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государствен-ных образований, имеющих особый политико-правовой статус.

От федерации как формы территориально-политического устройства государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели: военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация может перерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и в настоящее время в Объединенных Арабских Эми-ратах, или распасться, как это произошло с Сенегамбией.

Государства - члены конфедерации сохраняют свой сувере-нитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конф и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.