На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формы государственного устройства и их классификация. Унитарное государство. Формы государственных объединений. Федерация. Конфедерация. Уния. Протекторат государств. Формы автономного государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 05.12.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33
33


Курсовая работа
по конституционному праву зарубежных стран
на тему:
«Формы государства в зарубежных странах»
Москва 1998 г.
Содержание
    1. ВВЕДЕНИЕ.ПОНЯТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
    2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
    3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
    3.1.ФЕДЕРАЦИЯ
    3.2. КОНФЕДЕРАЦИЯ
    3.3. УНИЯ
    3.4. ПРОТЕКТОРАТ ГОСУДАРСТВ
    4. ФОРМЫ АВТОНОМНОГО ГОСУДАРСТВА
    5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА:
1. Введение.
ПОНЯТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА и их классификация
В форме государственного устройства, рассматриваемых в данной работе, прежде всего выражены юридиче-ские особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими крите-риями являются:
-- состав территорий, обладающих государственностью, суве-ренитетом. Правовой статус территорий;
-- право сецессии, то есть выхода из территориально-полити-ческого образования;
-- статус территориальных органов. Являются ли эти уч-реждения высшими органами государственной власти;
-- статус нормативных актов, издаваемых органами террито-рий. Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;
-- юридическое определение статуса личности в ее взаимоот-ношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;
-- система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;
-- система привлечения финансовых средств в бюджет госу-дарства, государственного объединения.
Таким образом, форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую поли-тико-правовой статус государства и образующих его терри-торий, систему взаимоотношений между ними, территориаль-ную структуру государственной власти.
По форме государственного устройства государства различа-ются на:
1. Федерации и унитарные государства.
2. Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политиче-ских объединений -- союзы государств (конфедерация, монархи-ческая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.
3. Государства, признающие автономию территорий и не име-ющие таковой.
2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО как наиболее простая форма территориального устройства
Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классиче-ские представления о политическом объединении нации под еди-ной властью. В данной форме только один субъект обладает госу-дарственностью -- само государство. Оно является единым поли-тическим центром общества. Только ему присущ государствен-ный суверенитет.
Единый государственный суверенитет подтвержден основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключитель-ную и нераздельную государственность на всей территории стра-ны. Территории, входящие в состав унитарного государства, поли-тической самостоятельности не имеют, не являются суверенными.
Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессию именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество при-обретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, то вступают в действие международно-правовые нор-мы о праве народов на самоопределение, на собственную нацио-нальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление и даже полное отделение' фактически возник-шего, учрежденного народом государства.
Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения. Вполне воз-можно, что их самостоятельность приобретет форму государства и повлечет обособление от Израиля. Но до тех пор, пока террито-риальное сообщество людей силой оружия или политической борьбой не докажет того, что оно является народом, считается, что унитарное государство остается формой организации единого, хотя бы и многонационального народа. И статус территорий не явля-ется формой, выражающей суверенитет. До этих пор право отде-ления территории от государства юридически не существует.
В унитарном государстве местным сообществам добиться ста-туса народа не так-то просто. Например, в ст.З французской кон-ституции сказано: "Национальный суверенитет принадлежит народу... Никакая часть народа... не может присвоить себе его осуществление". Таким образом, унитарное государство в прин-ципе отрицает существование каких-либо носителей суверените-та, кроме единого народа (или единого монарха) Сравнительное конституционное право. М., 1996, с.35..
Унитарная форма ограничивает права территорий и их орга-нов преимущественно решением местных дел. Обычно террито-рии не имеют права участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический ха-рактер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в сво-бодных государствах им запрещается выражать мнения по поли-тическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...» Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы Власть и право. М., 1995, с. 58..
Политически единое государство не всегда ста-новится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и другими субъектами могут быть признаны различные права и свободы. Не являются исключением и территории. Права терри-торий в унитарном государстве являются более или менее об-ширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти пол-номочия, местные свободы и привилегии принадлежат террито-риям нс по собственному праву, а приобретаются в силу закона, изданного государством. Наиболее свободным правовым положением территорий может быть статус юридического лица, а в боль-шинстве случаев местные органы административно подчинены правительству.
Учреждается одна система высших государственных орга-нов. Ими являются только центральные политические учрежде-ния -- глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государ-ственных органов.
В унитарном государстве действует единая система законо-дательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона -- акта высшей юридической силы. Это не исклю-чает права местных органов осуществлять правовое регулирова-ние по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетен-ции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
Системы налогообложения, применяемые в унитарных госу-дарствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взима-ние местных налогов, как правило, допускается с санкции госу-дарства. Территории, в отличие от государства, не вправе по свое-му усмотрению устанавливать и взимать налоги.
В унитарном государстве установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин области, провинции, города, не употребляются, если не считать символического, почетного гражданства. Обычно в унитарном государстве устанавливается единая су-дебная система.
Унитарная форма государственности широко распростране-на. Ее использует большинство стран Западной, Центральной и Восточной Европы и Африки.
3. формы ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Политически обустроенные территории иногда входят в со-став государственных объединений. Участие в объединении ска-зывается на условиях осуществления власти в государствах и определяет особенности формы государственного устройства.
Юридические последствия вхождения в объединение разли-чаются. В одних случаях результатом объединения территорий является создание союзного государства (федерации); в других -- возникает союз государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат).
3.1.Федерация
Федерация представляет собой объединение территорий, об-ладающих собственной государственностью, в единое союзное го-сударство. В отличие от унитарного государства, федерация вы-глядит как политически сложное государство. В то же время фе-дерация отличается от иных объединений тем, что она обладает государственностью, а конфедерация, уния и протекторат госу-дарствами не являются.
Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлен раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью, суверенитетом обладают как федерация, так и ее члены.
Источником федеративной государственности является суве-ренитет нации, образующей ее население, и (или) монарха, воз-главляющего союз. Например, конституция США учредила феде-ративное государство от имени всего народа Соединенных Шта-тов. "С самого начала предполагалось, что Конституция создает национальное правительство с огромными, хотя и ограниченны-ми законодательными полномочиями, источником которых яв-ляется сама Конституция'" Lochart W.B., Kamisar Y., Choper J.H., Shiffiin S.H. Constitutional Law. St.Paul, 1986, P.76. В 1871 г. на основе немецких монар-хий (княжеств, королевств) было образовано федеративное госу-дарство -- Германская Империя, возглавляемая кайзером (наследственным императором).
Нация в федеративном государстве политически едина, но не в полной мере. В юридическом смысле она состоит из народов, каждый из которых претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объедине-ние в федеративном государстве. В то же время каждый из них оставил за собой долю суверенных прав.
Таким образом, государственность субъекта федерации также происходит из суверенитета народа, занимающего его террито-рию. Ее источником может быть суверенитет монарха, если субъект федерации имеет монархическую форму правления. Так, Объеди-ненные Арабские Эмираты образованы в результате отчуждения эмирами доли суверенитета в пользу союза. Однако каждый из эмиров отчасти сохраняет права главы своего государства.
И федерация, и сами участники (субъекты) союза имеют источник государственности. Из этого следует, что на од-ном политическом пространстве сосуществуют суверенитеты как федерации, так и ее членов. Государственность каждой из сторон в федеративных отношениях взаимно ограничена. Ни федерация, ни ее субъекты не обладают полным государственным суверени-тетом Федерализм: система государственных органов. М., 1996, с.38..
При том что суверенитет федерации абсолютен, существуют некоторые принципиальные отличия федерации от унитарного государства.
Суверенитет -- это политическая, а не просто админи-стративная правоспособность территории, обладающей государ-ственностью. Так, основатели США имели вполне определенный за-мысел в области государственного устройства. В 1760 г. амери-канские колонисты в ответ на попытку британского парламента заявить о его верховенстве возразили, что даже его верховенство существует лишь до тех пор, пока это необходимо для объединен-ной политики.
Швейцарская конституция признает суверенитет кантонов. Ст. 4 Конституции штата Нижняя Калифорния провозглашает его суверенным за изъятиями, установленными мексиканской конституцией. В США конституции штатов прямо заявляют о своем суверенитете. «Штаты получают общую (plenary) власть из существа изначально принадлежащего им суверенитета».
Разделенный суверенитет определяет все существенные свой-ства федерализма. Федерация образуется на договорных или квазидоговорных (подразумеваемых договор) началах. Иными словами, в основе федерации лежит соглашение между центром и территориями о разделе суверенитета, сфер политического ведения. Это соглашение может быть выполнено в форме дого-вора, заключаемого независимыми государствами. Так, до обра-зования федерации в Швейцарии ее кантоны являлись само-стоятельными.
Федеративное соглашение может существовать в виде отдель-ного акта. Например, Учредительный акт о создании Мекси-канских Соединенных Штатов. Соглашения об учреждении федераций нередко включены в основной закон (конституцию), который принимается с участием субъектов федерации (штатов, земель, султанатов, кантонов, провинций и проч.).
Акт об учреждении федерации оформляет два типа государств. Территория субъекта федерации составляет пространство, на ко-торое распространяется не только его власть, но и власть федеральных органов. Эта территория является также и территорией союзного государства Сравнительное конституционное право. М., 1996, с.46..
Если в федерациях на одной территории сосуществу-ют два типа государственности, отношения между ними должны быть упорядочены, а полномочия государственных органов союза и его участников -- разграничены. Компетенция и федерации, и ее субъектов является собственной, выражает государственность, присущую им обоим. Если права административно-территориаль-ной единицы основаны на законе, изданном центральной властью, то компетенция члена союзного государства определена актом об учреждении федерации и основным законом, принятым самим членом союза.
Прежде всего раздел суверенитета проводится путем распре-деления компетенции между законодательными органами фе-дерации и ее участников. Кроме того, разграничивается компе-тенция между главами государств, администрациями и судеб-ными органами обоих уровней. Применяют различные принципы разграничения компетенции.
Во многих федерациях весь объем государственных полномо-чий делится на две основные части. Одну из них определяют как сферу исключительной компетенции, а другую -- остаточной. К исключительной компетенции относятся полномочия, которыми пользуется лишь тот, за кем они закреплены. Ее обладатель обычно не может выходить за пределы исключительных полномочий, если иное прямо не оговорено законом.
Как правило, исключительную компетенцию отдают феде-ральным органам. Все латиноамериканские федерации (Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика) и многие другие государства (например, Австрия) относят исключительную ком-петенцию к ведению союзного государства. В состав исключи-тельной компетенции союза обычно входят такие полномочия, как ведение внешней политики, оборона, объявление войны и заключение мира, регулирование таможенных отношений, кре-дитно-денежная и банковская система, основные коммуникации (почта, телефонная связь), наиболее важные и опасные отрасли производства (ядерная энергетика, вооружения и проч.), союз-ное гражданство и основные права человека, принятие в союз новых членов, преобразование федеральных территорий в фор-му субъектов федерации и другие предметы ведения. Набор исключительных полномочий должен обеспечивать необходи-мую степень государственного единения и политическую дееспо-собность союза Федерализм: система государственных органов. М., 1996, с.73..
Иногда исключительная компетенция закреплена и за субъек-тами федерации. Так, в Канаде провинции по собственному ис-ключительному праву решают вопросы изменения их конститу-ций, кроме изменения формы правления; провинциального нало-гообложения; осуществляют регулирование пенитенциарных учреждений и учреждений здравоохранения. Они регулируют имущественные и гражданские права в провинции; правосудие в провинции и некоторые другие области. В Индии каждая из сторон федеративных отношений наделена своей исключитель-ной компетенцией.
Та часть полномочий, которая не является исключительной и не оговорена каким-либо иным образом, составляет остаточную компетенцию. Остаточная компетенция обычно закрепляется за территориями в тех федерациях, которые образованы соглаше-нием ранее независимых государств. Так, образовав союз, Северо-американские штаты согласились передать в исключительное ве-дение федерации часть полномочий, имеющих общенациональ-ное значение, а за собой "оставили" иные права, которые и образовали остаточную компетенцию. Если же исключительная компетенция закрепляется за субъектами федерации, то облада-телем остаточной становится союз.
В целях согласования деятельности центра и субъектов феде-рации могут формироваться учреждения с консультативными правами. Например, в США с 1908 г. создана и действует Нацио-нальная ассоциация губернаторов, хартия которой определяет ее основные функции -- влияние на центральную власть со стороны штатов и согласование местной политики с общенациональной. Имеется и такой полуофициальный орган, как Совет правительств штатов, который обеспечивает согласованную политику субъектов федерации. В частности, он разрабатывает модели законов, кото-рые штаты впоследствии принимают по единому образцу. В ОАЭ действует совет эмиров, образуемый монархами государств, входя-щих в союз. Канцлер ФРГ регулярно привлекает глав правительств земель для участия в разработке согласованной политики. Но, ко-нечно, деятельность подобных учреждений нельзя считать формой осуществления совместной компетенции. Четвертая группа полномочий, которая может быть установ-лена в рамках федерализма, определяется как конкурирующая компетенция. Под конкурирующей компетенцией подразумевают-ся полномочия, которые могут быть использованы и федераль-ными органами, и государственными учреждениями субъектов федерации Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.55..
Условия, при которых та или иная сторона вправе воспользо-ваться конкурирующей компетенцией, определяются юридически. В Бразилии, ФРГ субъекты федерации реализуют некоторые пол-номочия при условии, что союзное государство не сделает этого. Каждый североамериканский штат вправе учреждать свои воору-женные формирования -- милицию (национальную гвардию). Но штаты используют ее только в правоохранительных целях. В слу-чае, если в том есть необходимость, подразделения милиции могут быть использованы в военных целях, но только федерацией. Иног-да права федерации применять конкурирующую компетенцию ог-раничены -- Германия использует эти полномочия только при обстоятельствах, требующих ее непосредственного участия.
Сосуществование двух типов государственности в условиях федерализма подтверждается другими признаками.
В федерации существует двойное, а точнее -- двуединое граж-данство. Лица находятся в политико-правовой связи (граждан-стве) не только с центральным государством, но и с субъектами федерации. Гражданин штата, земли или подданный провинции состоит также и в союзном гражданстве либо подданстве -- "Вся-кий гражданин кантона является швейцарским гражданином" (ст. 43 Конституции Швейцарии). Обычно гражданство субъек-тов федерации подвижное, оно изменяется с переменой места про-живания лица. Союзное гражданство устойчиво, перемена места жительства на нем не сказывается.
Субъекты федерации вправе осуществлять налогообложение. По крайней мере, установление и взимание налогов может быть отнесено к совместной или конкурирующей компетенции, позволяющей федерации влиять на фискальную деятельность ее участ-ников.
В федеративных государствах иногда учреждается двойная система судов, действует процессуальное право участников союза (США, Швейцария и др.).
Субъекты представлены в одной из палат федерального пар-ламента, если таковой имеется. Как правило, от каждого участни-ка союза избирается равное количество депутатов в федеральном законодательном органе. Случается, что депутатов верхней пала-ты федерального парламента назначают правительства или пар-ламенты субъектов федерации. Члены федерального Сената в Пакистане назначаются законодательными собраниями провин-ций.
Сложное государственное устройство является причиной того, что в федерации возникает потребность в системе гарантий, обес-печивающих соблюдение прав участников союза и охрану феде-рального государственного единства. Это естественно, поскольку их интересы далеко не всегда совпадают, а возникающие разно-гласия могут привести к притеснению субъектов федерации, по-литической гегемонии союза либо, напротив, к сепаратизму.
Права субъекта федерации закреплены не только в его соб-ственных, но и в федеральных основных законах. Нарушая права участников союза, федерация подрывает и свою государственность. Права федерации, ее суверенитет также гарантируются. На-пример, субъектам федерации нередко прямо запрещается уча-ствовать в международных отношениях, заключать договоры между собой и вступать в соглашения с иностранными государства-ми (Мексика, CILIA). В крайнем случае международная правосубъектность члена федерации получает признание, но при том ему запрещено заключать межгосударственные соглашения в ущерб союзу и его участникам. Ограничен предмет таких договоров и установлены иные условия их заключения "в той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они мо-гут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами" (Основной закон ФРГ). Од-нако и здесь не обходится без исключений -- субъекты Босний-ской федерации фактически враждуют между собой, но тесно сотрудничают с сопредельными странами (Хорватией и Серби-ей), образуют с ними объединенное командование штабов, заклю-чают договоры и даже вступают в конфедеративные отношения.
В обеспечение единства федерации ограничивается право субъектов федерации на создание торговых барьеров, взимание таможенных сборов и принятие иных решении, противоречащих целям союзного государства.
В некоторых, особенно политически неустойчивых, союзах применяются методы разрешения разногласий, обеспечивающие верховенство федеральных органон. Последним принадлежит ре-шающее слово в конфликтах. В частности, государственному пра-ву Мексики известен институт интервенции -- вмешательства в дела субъектов федерации. Интервенция обусловлена такими факторами, как "исчезновение на территории штата конституци-онной власти", угроза конституции, разногласия между органами власти штатов, обращение какой-либо их властей к федерации, перерастание разногласии в вооруженные конфликты. Интервен-ция выражает право федерации защищать собственное единство, и ее обязанность -- охранять государственность штатов.
Осуществляя интервенцию, союз разрешает споры между вла-стями штатов, назначает временного губернатора или интервентора (должностное лицо со всеми необходимыми для интервен-ции полномочиями), вводит вооруженные силы, проводит выбо-ры нового состава государственных органов. Интервенция имеет правовосстановительиое назначение. Поэтому она должна исполь-зоваться как временное средство и не может служить формой постоянного управления делами субъекта федерации.
В Индии аналогично интервенции может быть использова-но право союза вводить прямое президентское правление на территории штата. Его применяют в случае, когда власти, кон-ституционный строй штата оказываются неэффективными. Ины-ми словами, создается обстановка насилия, вооруженной борьбы и тому подобное. Гарантии государственности штата преду-сматриваются и в этом случае. На осиовании президентской прокламации правительство вводит чрезвычайное положение на срок не более 2-х месяцев. Более длительный срок прямого президентского правления (6 месяцев с возможными продлениями каждый раз по 6 месяцев в пределах трех лет) может быть установлен только по решению парламента федерации. Прокла-мация о прямом президентском правлении может быть оспоре-на субъектом федерации в суде.
Применяются и менее жесткие формы вмешательства феде-рации в дела ее членов. Так, в Мексике губернаторы, депутаты законодательных органов и члены высших судов штатов в слу-чае нарушения федеральной конституции подлежат увольнению и лишаются права занимать государственную должность Федерация и зарубежных странах. М., 1993, с. 106..
Проблема сецессии в союзном государстве простого решения не имеет. Только в отдельных федерациях сецессия прямо запре-щена или прямо разрешается. В большинстве основных законов данный вопрос не оговорен. В одних странах это умолчание подразумевает запрет выхода из федерации. В других федераци-ях его следует расценивать как нежелание юридически подготав-ливать процедуру распада союза. В первом случае субъекты фе-дерации безвозвратно отчуждают союзу право распоряжаться их судьбой. Во втором -- федерация не имеет фактической воз-можности запретить штатам или землям, эмиратам или султана-там выходить из ее состава.
Если считать суверенитет основой государственности, то можно предположить, что выход из федерации в принципе не исключен и его можно выполнить юридически корректно. Суверен в праве выбирать и устанавливать наиболее предпочтительную для себя форму государственности, он также вправе отказаться от преж-него государственного устройства, в создании которого прини-мал участие. В каждом субъекте федерации есть свой обладатель суверенных прав -- народ или монарх. Если он референдумом или по иной надлежащей процедуре решит отказаться от участия в федеративном государстве, есть основания полагать, что его соб-ственное государство (субъект федерации) вправе оставить союз. Международное право, например ст.1 Пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., закрепляет право на-родов (суверенов) на самоопределение, свободу устанавливать свой политический статус. Ст. 50 того же Пакта распространяет его положения "на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений и изъятий" См.: Федерация и центр //Апф, 1990, № 33..
История ранее созданных федераций подтверждает как спор-ность сецессии, так и ее возможность. Например, накануне граж-данской войны южные штаты отделились от США. Причем феде-рация не предприняла насильственных действий в отношении отделившихся штатов -- южане сами напали на американский Север. Южные штаты были включены в федерацию как побеж-денная, фактически оккупированная сторона. Но если бы граж-данская война не началась, а южане не потерпели поражение, то вполне вероятно, что сецессия состоялась бы как правовой факт. Сингапур отделился от Малайзии; Сенегал вышел из Федера-ции Мали; Югославия, СССР также распались в результате реа-лизации субъектами федерации права сецессии. Даже в таких однородных федерациях, как Австрия, право земли на отделение не отрицается Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.57..
Приведенные доводы позволяют сделать вывод: государства, входящие в федерацию, как таковые не имеют права сецессии, если иное не оговорено федеративным договором. Но суверены, являющиеся учредителями своих государств, вправе реорганизо-вать их и создать новую, политически независимую государствен-ность. Этим федерации отличаются от унитарного государства. Население административных единиц является частью нации, а не народом. Предполагается, что в унитарной стране нет субъектов, способных учредить независимое государство, тогда как в феде-рации они имеются -- народ субъекта федерации либо возглав-ляющий его монарх.
Федерализм более или менее последовательно воспринят многими государствами во всех регионах мира. Федерация боль-ше присуща республиканским государствам. Гораздо проще пред-ставить себе неоднородный, но объединенный общей государствен-ностью народ, чем монархов, отчуждающих свою власть в пользу союзного, более высокого суверена. Монархическая федерация реальное, но довольно сложное явление. В ОАЭ эмиры передали часть суверенитета союзному государству, которое возглавляет один из них -- президент федерации. В Малайзии главой госу-дарства является верховный правитель, который олицетворяет единство федерации, избирается из числа султанов и сочетает в себе функции союзного президента и монарха.
3.2. Конфедерация
Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов "фе-дерация" и "конфедерация". В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, по-скольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако и разница между ними принципиальная. Кон-федера-ция, иначе говоря над- или сверх-федерация означает нечто, вы-ходящее за пределы государственности, хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.
Образование конфедерации порождает не союзное государ-ство, а союз государств. Важно заметить, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. Но такие союзы, как конфедерация, уния и протекторат определяют не толь-ко внешнеполитическое положение их участников, но и некото-рые стороны национальной государственности. Поэтому конфе-деративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.
Конфедерация представляет собой союз государств, объеди-нившихся на основании договора для осуществления общих политических целей и обязующихся согласованно принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных от-ношений.
Юридической основой конфедерации является договор, за-ключенный государствами-союзниками. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом, не составляют кон-ституцию. По своей природе они относятся к категории между-народных (межгосударственных) соглашений.
Члены конфедерации нс совершают окончательной передачи своего суверенитета, политической правоспособности в пользу союза. Они сохраняют государственность и право распоряжать-ся ею. Вместе с тем конфедерация отличается от обычных между-народных договоров и организации.
Участие в конфедерации связывает ее членов обширным ком-плексом обязательств. Причем конфедерацию может интересовать не только внешняя политика, но и государственный строй, внут-риполитическое состояние входящих в нее стран. Так, Союзное собрание -- орган Германской конфедерации, существовавшей с 1815 г. до создания Германской империи, -- принимало решения, обязывавшие союзников к принятию конституций, изданию зако-нов, относящихся к правам подданных.
Сохраняя государственность, участники конфедерации отка-зываются от самостоятельного решения ряда политических воп-росов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, со-вместного участия в международных отношениях. Для этих союзов характер-но создание объединенных вооруженных сил. Возможна высокая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унифи-кация правовых систем, статуса личности и других институтов, регулируемых государственным правом.
Конфедерация имеет право принимать решения для выполне-ния возложенных на нее функций. Процедура принятия и право-вое значение этих решений имеют существенные особенности. Обычные международные организации издают рекомендации либо вырабатывают тексты конвенций, которые подлежат подпи-санию руководителями присоединившихся государств и после-дующей ратификации. В конфедерации решения принимают со-юзные органы и обязывающее значение эти решения могут по-лучить из союзного договора, то есть без непосредственного участия глав государств и парламентов, без дополнительных процедур парафирования (подписания) и ратификации Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.75..
В то же время решения, издаваемые конфедерацией, не являют-ся законами. Их следует определить все же как акты международ-ного, а не национального права. Эти решения создают нрава и обя-занности не для граждан, не для юридических лиц, а в отношении собственно государств. За нарушение актов, изданных конфедера-цией, она не может наказать лиц, являющихся непосредственными виновниками, поскольку члены союза сохраняют право юрисдик-ции на своей территории. Конфедерация может привлечь к ответ-ственности само государство, где происходят нарушения ее актов, предпринять против него экономические санкции и даже воору-женные действия силами других членов конфедерации.
В конфедерации отсутствует собственная система исполни-тельных органов. Исполнение решений, принятых конфедераци-ей, осуществляется органами государств, участвующих в союзе, если не считать применения конфедеративными силами санк-ций к нарушителям.
Конфедерация не имеет государственных органов, что совер-шенно естественно, т. к. она не является государством. Конфедера-тивные учреждения определяются как своего рода органы меж-дународного объединения. Эти органы формируются по принци-пу делегации, а не в результате выборов, проводимых с участием граждан. В конфедерации нет парламента в строгом смысле это-го слова. Члены коллегиальных органов конфедеративного союза не являются депутатами, они представляют не граждан, а интере-сы государств-союзников. В отличие от депутатов парламента делегаты в составе союзных органов всегда связаны обязатель-ными инструкциями, полученными от своих государств, не впра-ве принимать решения по своему усмотрению. Союзные органы конфедерации принимают обязывающие решения не простым, а квалифицированным большинством голосов или даже консенсу-сом -- прямым либо подразумеваемым согласием делегаций всех участников союза. Голосование проводится по принципу "одна делегация -- один голос", тогда как в парламентах каждый депу-тат имеет право голоса.
Глава конфедерации обладает председательскими, координа-ционными, но не руководящими (императивными) полномочия-ми, присущими многим главам государств.
Не являясь государством, конфедерация не может устанавли-вать государственно-правовые отношени и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.